Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 городского округа г.Нефтекамск РБ
КОНСПЕКТ
подгруппового логопедического занятия с использованием ИКТ
Тема: «Транспорт»
Учитель-логопед
I квалификационной категории
Муртазина Айсылу Радиковна
Нефтекамск
2020г.
Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Транспорт».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.
2. Совершенствовать связную речь детей.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, силу голоса; общую, мелкую и артикуляторную моторику.
2. Автоматизировать правильное произношение поставленных звуков.
3. Упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Формировать умение слушать, развивать слуховое внимание.
5. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к занятию, фонограмма песни «Кручу, кручу, кручу педали, кручу…» из мультфильма «Кот Леопольд», мяч, таз с водой, ореховая скорлупа.
Ход занятия:I. Организационный момент
Логопед:
- Ребята, я рада вас видеть. Готовы заниматься? Покажите, какое у вас настроение. (Дети мимикой показывают).
II. Постановка цели
Логопед:
СЛАЙД 1
- Посмотрите внимательно на экран и скажите, какая картинка лишняя и почему.
Игровое упражнение «Что лишнее?» (Машина, самолёт, пароход, кастрюля, автобус).
Дети:
- Лишняя картинка - кастрюля, потому что это посуда, а не транспорт.
Логопед:
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?
Дети:
- Сегодня на занятии мы будем говорить о транспорте.
СЛАЙД 2
III. Артикуляционная гимнастика
Логопед:
- Ребята, сегодня у нас будет гость. Он здесь будет с минуты на минуту. Послушайте, вот он едет и поёт песенку.
(Звучит фонограмма песни «Кручу, кручу, кручу педали, кручу» из мультфильма «Кот Леопольд»)
- Угадали, кто это? (Кот Леопольд).
СЛАЙД 3
(на экране изображение кота Леопольда).
- Ребята, Леопольд очень добрый и очень воспитанный кот. Давайте с ним поздороваемся.
- На чём он к нам приехал? (На велосипеде).
СЛАЙД 4
(на экране изображение велосипеда)
- Какие части есть у велосипеда? Будем отвечать полным предложением. (У велосипеда есть руль. У велосипеда есть колёса. У велосипеда есть сиденье. На колёсах велосипеда есть спицы. У велосипеда есть звонок.)
- Давайте с вами тоже вместе с котом Леопольдом скатимся с горки на велосипеде. Но сначала проверим, все ли части велосипеда в порядке и готов ли ваш язычок к занятию.
СЛАЙДЫ 5-10
Колёса. – Они круглые и большие. Откроем ротик широко. («Окошко»)
Сиденье. – Мягкое и удобное. На нём удобно сидеть. Широкий язычок положим на нижнюю губу. («Лопаточка»)
Спицы на колесе. – Очень длинные и тоненькие. Сделаем наш язычок таким же тоненьким и длинным. («Иголочка»)
Руль. – С его помощью мы можем поворачивать направо и налево. Движения языком вправо-влево. («Часики»)
Педали. – Крутятся вверх-вниз. Движения языком вверх-вниз. («Качели»)
А теперь скатимся с горы. («Горка»).
СЛАЙД 11
IV. Дыхательная гимнастика
- Назовите, на чём можно путешествовать по воде?
(Дети называют виды водного транспорта.)
- Давайте станем капитанами и отправимся в плавание на корабле. Для того чтобы корабль поплыл, его парусам нужен ветер. Давайте поможем нашему кораблику плыть. Не забывайте, чтобы он благополучно добрался до другого берега и не потонул, ветер должен быть плавным, но сильным. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.
(Дети по очереди дуют на кораблик, помогая ему перебраться до другого края таза).
СЛАЙД 12
- А кто управляет кораблём? (Кораблём управляет капитан).
- Ребята, давайте скажем, что делал наш кораблик. Сначала он от берега что сделал? (отплыл). Потом по морю он… (поплыл). Затем совсем от нас… (уплыл). Кораблик море … (переплыл). И вот до берега… (доплыл).
IV. Основная часть
СЛАЙД 13
Игра-упражнение с мячом на изменение существительных в Р.п. «Что есть, чего нет?»
Давайте сыграем с котом Леопольдом в игру «Что есть, чего нет». Кому кину мяч, тот и отвечает:
- У самолёта есть хвост, а у машины нет…(хвоста)
- У лодки есть вёсла, а у грузовика нет… (вёсел)
- У поезда есть вагоны, а у автобуса нет…(вагонов)
- У машины есть колёса, а у парохода нет…(колёс)
- У мотоцикла есть фары, а у лодки нет…(фар)
- У корабля есть парус, а у поезда нет… (паруса)
- У грузовика есть кузов, а у мотоцикла нет… (кузова)
- У самолёта есть крылья, а у катера нет… (крыльев)
- У автобуса есть окна, а у велосипеда нет…(окон)
- У велосипеда есть педали, а у вертолёта нет… (педалей)
- У парохода есть труба, а у лодки нет… (трубы).
СЛАЙД 14
2. Физминутка
А сейчас давайте немного отдохнём и отправимся вместе с нашим гостем в путешествие на самолёте.
Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели, (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны)
На поляну тихо сели (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны туловища в стороны)
Мы летаем высоко, (потянулись вверх)
Мы летаем низко, (присели)
Мы летаем далеко, (вытянули прямые руки вперёд)
Мы летаем близко (кисти рук положили на плечи крест-накрест)
СЛАЙД 15
- Кто управляет самолётом? ( Самолётом управляет пилот, лётчик).
- Кем мы с вами были? (Мы были пилотами).
Логопед:
СЛАЙД 16
Есть транспорт, который перевозит людей, т.е. пассажиров. Он называется пассажирский транспорт.
СЛАЙД 17
А есть транспорт, который перевозит грузы. Он называется грузовой транспорт.
СЛАЙД 18
3. Игра «Большой - маленький»
- Ребята, а у нас в группе есть игрушки-транспорт? Какие? (Дети называют игрушки).
Давайте сыграем в игру. Настоящая машина большая, а игрушечная – маленькая. Как мы её назовём ласково? (машинка).
самолёт- самолётик
лодка- лодочка
вертолёт – вертолётик
грузовик – грузовичок
корабль – кораблик
пароход – пароходик
СЛАЙД 19
- А сейчас мы отправимся в небольшое путешествие на автобусе. Сели поудобнее!
4. Пальчиковая игра "Автобус"
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
(вращаем сжатые кулачки)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль
(изображаем как крутим руль)
Едет-едет наш автобус,
Дворниками бжик-бжик бжик-бжик
(параллельно двумя руками влево-вправо)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
(вращаем сжатые кулачки)
Двери открываются — двери закрываются.
(ладошки сводим и разводим)
СЛАЙД 20
- А кто управляет автобусом? (Автобусом управляет водитель, шофёр).
Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дороге, третьи – плавают по морям и океанам.
СЛАЙД 21
Есть даже подземный транспорт – метро.
А какие виды транспорта знаете вы? (Если детям сложно назвать, логопед задаёт наводящие вопросы)
Как называется транспорт, который летает в воздухе? (воздушный)
Слайд 22
Как называется транспорт, который едет по дороге? (наземный)
Слайд 23
Как называется транспорт, который плывёт по воде? (водный)
Слайд 24
5. Игра «Скажи правильно»
Слайд 25
- Ребята, кот Леопольд очень любит читать книжки. Вот и сегодня он хотел вам почитать, но вредные соседские мышки изорвали его книжку и перепутали все слова, и получилась какая-то путаница. Кот Леопольд очень расстроился, ведь теперь стало всё непонятно. Поможем ему правильно составить предложения в книжке?
- Машина летает в воздухе.
- Самолёт плывёт по реке.
- Пароход едет по дороге.
- Поезд плывёт по морю.
- Лодка едет по дороге.
- Мотоцикл едет по рельсам.
СЛАЙД 26
V. Итог занятия
Ребята, коту Леопольду очень понравилось с вами играть. Он обязательно приедет к вам ещё. А сейчас ему уже пора домой. Давайте с ним попрощаемся и вспомним, как всегда говорит кот Леопольд на прощание. (Ребята, давайте жить дружно).
- О чём мы сегодня говорили? Какой транспорт вы запомнили? Назовите виды транспорта.