Программа внеурочной деятельности «Подросток и закон» (5–11 класс)
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №30 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
|
ПРОГРАММА «ПОДРОСТОК И ЗАКОН»
по воспитанию правовой культуры и формированию
законопослушного поведения школьников
Разработала:
Социальный педагог: Селькова М.Н.
Комсомольск-на-Амуре
2019 г.
1.Паспорт программы
Пояснительная записка.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах закона и правопорядка, знали работу правоохранительных органов, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Цель программы. Профилактика правонарушений и преступлений школьников через формирование правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности.
Задачи программы:
1. Воспитать у школьников уважение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
2. Развить интерес к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.
3. Содействовать повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников в образовательных учреждениях города.
4. Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
5. Активизировать разъяснительную работу среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
6. Раскрыть творческий потенциал школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
Направление программы: социально-педагогическое
Реализация системы просветительских и психолого-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;
Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;
Актуальность программы заключается в том, что правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, направленных на овладение школьниками необходимыми правовыми знаниями, обеспечивающая выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности. Это утверждение в сознании детей и подростков взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства, нетерпимость к правонарушителям, высокую правовую активность, умение решать споры цивилизованными способами. Проблема воспитания правосознания у подростков в настоящее время достаточно актуальна.
В процессе обучения школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод, так как гражданское общество начинается с воспитания законопослушного гражданина.
В связи с этим, Программа «Подросток и Закон» представляет собой комплекс организационных, методических, обучающих и воспитательных мероприятий, признанных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания.
Основные формы работы:
Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:
Выпуск и распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;
Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.
Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов:
проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания;
создание банка данных о детях с отклонениями в личностном развитии на основе анализа результатов диагностического исследования.
Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих семинаров-совещаний, лекториев, круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, прокуратуры, Центра занятости населения и т.д.).
Возраст детей: 5-11 классы
Срок реализации – 1 год-36 часов.
План реализации программы
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся» изучаем устав школы | 5 |
2 | Основные правила безопасности поведения при пользовании общественным транспортом | 5 |
3 | Ответственность за повреждение имущества на транспортных средствах. Вандализм | 5 |
4 | Беседа «Гражданин и обыватель» | 5 |
5 | Беседа «Конвенция о правах ребенка» | 5 |
| Знать: права и обязанности учащихся школы: название основного документа о правах ребенка, основные его статьи; меры наказания за нарушение поведения в общественных местах, Правил дорожного движения Уметь: дисциплинированно вести себя на дороге: защищать свои права; выполнять обязанности школьника | |
Создание уголка правовых знаний «Знай и соблюдай» |
№ | Тема | Класс |
1 | Ответственность за нарушение ПДД | 6 |
2 | Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом | 6 |
3 | Беседа «Права детей – забота государства» | 6 |
4 | Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка» | 6 |
5 | Беседа «Преступления и правонарушения» | 6 |
6 | Неделя правовых знаний «Знание и выполнение Устава школы» | 6 |
| Знать: сущность преступления и правонарушения; отличие правовых норм от норм морали; как государство может защитить права ребенка? Уметь: различать административный проступок и преступление; правильно анализировать и оценивать поступки людей; | |
Игра «Страна знатоков» |
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» | 7 |
2 | Ответственность за нарушение ПДД пешеходом | 7 |
3 | Ответственность за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных переездов. | 7 |
4 | Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним». | 7 |
5 | Беседа «Об ответственности подростков за преступления, совершенные в школе. Вымогательство, угрозы, побои» | 7 |
6 | Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству» | 7 |
| Знать: Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновений; Меры наказания за преступления, совершенные на дороге и в общественных местах; Информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы; Особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних. Уметь: Осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних; Предотвращать попадание в преступную группу, пути выхода из нее; Не создавать криминальных ситуаций в школе. | |
Круглый стол «От безответственности до преступления один шаг» |
№ | Тема | Класс |
1 | Правовая игра «Мой взгляд» | 8 |
2 | Беседа «Мои права и мои обязанности» | 8 |
3 | Викторина «Уроки фемиды» | 8 |
4 | «Административная ответственность подростков перед законом» | 8 |
5 | Практикум ситуации «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?» | 8 |
6 | Круглый стол «Курение. Мифы о курении» | 8 |
| Знать: понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения способы приемы вовлечения подростков в употреблении наркотиков Уметь: соблюдать правопорядок в общественных местах; противостоять вовлечению в употреблении наркотиков | |
Квест «Как уберечь себя от влияния вредных привычек» |
№ | Тема | Класс |
1 | Уголовная ответственность за кражи , угоны. | 9 |
2 | Беседа «Подростку о трудовом праве» | 9 |
3 | Круглый стол «Закон и порядок» | 9 |
4 | Конкурс стенных газет «Не делай этого!» | 9 |
| Знать: мотивы, которые могут привести человека к преступлению; права и гарантии, несовершеннолетних при устройстве на работу; способы поведения в критической ситуации. Уметь: защищать себя при нарушении трудовых прав; помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию | |
Разработка буклетов |
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «Что делать, если ты попал в полицию?» | 10 |
2 | Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков» | 10 |
3 | Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» | 10 |
| Знать: о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма; свои права и обязанности при общении с органами правопорядка; меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков; основные положения Декларации прав человека. Уметь: - негативно относится к людям, нарушающим социальные нормы отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка | |
Школьный телефон доверия | ||
| | |
№ | Тема | Класс |
1 | Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений» | 11 |
2 | Беседа «Твоя воинская обязанность» | 11 |
3 | Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг» | 11 |
4 | Беседа «Алкоголь и правопорядок» | 11 |
| Знать: понятие «воинская обязанность», положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя; особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений. Уметь: проявлять волевые качества в выборе образа поведения. | |
Планируемые результаты
1.Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
2.Снижение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, уменьшению количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, учете в КДН и ЗП, ОДН.
Список литературы
1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8
2. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека. - 2000. - №6.
3.Володина С.И. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. – М.: Издательский дом «Новый учебник, 2005. – 287с.
4.Кашанина Т.В. Право: учебник для 10-11 классов. – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320с.
5. Конвенция Международной Организации Труда N 138 о минимальном возрасте для приема на работу.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации.
Кияйкина Наталья Федоровна