Программа внеурочной деятельности «Подросток и закон» (5–11 класс)

4
1
Материал опубликован 10 December 2019

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №30 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»














ПРОГРАММА «ПОДРОСТОК И ЗАКОН»

по воспитанию правовой культуры и формированию

законопослушного поведения школьников











Разработала:

Социальный педагог: Селькова М.Н.





Комсомольск-на-Амуре

2019 г.








1.Паспорт программы



Наименование программы

Программа «Подросток и закон»

по воспитанию правовой культуры и формированию

законопослушного поведения школьников

Основания для разработки программы

Конституция Российской Федерации;

Конвенция ООН о правах ребёнка;

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

гражданское, семейное, трудовое и жилищное право.

Автор

Селькова М.Н. – социальный педагог

Цель Программы

Формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания;  оптимизация познавательной деятельности, профилактика  безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

Задачи Программы

1. Воспитать у школьников  уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

2. Развить интерес к правам человека среди учащихся, их родителей и  педагогов.

3.  Содействовать повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников в образовательных  учреждениях города.

4. Привить навыки избирательного права.

5. Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения   школьников.

6.Активизировать  разъяснительную работу среди учащихся и  родителей  по  правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.              

 7. Раскрыть творческий потенциал школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1.Выпуск и распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;

2.Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания

3.проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания;

4.создание банка данных о детях с отклонениями в личностном развитии на основе анализа результатов диагностического исследования.
























Пояснительная записка.

      Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах закона и правопорядка, знали работу правоохранительных органов, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

      Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

    Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.



   Цель программы. Профилактика правонарушений и преступлений школьников через формирование правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности.

   Задачи программы:

1.     Воспитать у школьников  уважение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

2.      Развить интерес к правам человека среди учащихся, их родителей и  педагогов.

3.      Содействовать повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников в образовательных  учреждениях города.

4.     Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения   школьников.

5.     Активизировать  разъяснительную работу среди учащихся и  родителей  по  правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.              

 6. Раскрыть творческий потенциал школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.


Направление программы: социально-педагогическое

Реализация системы просветительских и психолого-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;

Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;


Актуальность программы заключается в том, что правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.


Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, направленных на овладение школьниками необходимыми правовыми знаниями, обеспечивающая выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности. Это утверждение в сознании детей и подростков взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства, нетерпимость к правонарушителям, высокую правовую активность, умение решать споры цивилизованными способами. Проблема воспитания правосознания у подростков в настоящее время достаточно актуальна.


В процессе обучения школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод, так как гражданское общество начинается с воспитания законопослушного гражданина.


В связи с этим, Программа «Подросток и Закон» представляет собой комплекс организационных, методических, обучающих и воспитательных мероприятий, признанных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания.

Основные формы работы:

         Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:

Выпуск и распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;

Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.

Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов:

проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания;

создание банка данных о детях с отклонениями в личностном развитии на основе анализа результатов диагностического исследования.

Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих семинаров-совещаний, лекториев, круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, прокуратуры, Центра занятости населения и т.д.).

Возраст детей: 5-11 классы

Срок реализации – 1 год-36 часов.






















План реализации программы


Тема

Класс

1

Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся» изучаем устав школы

5

2

Основные правила безопасности поведения при пользовании общественным транспортом

5

3

Ответственность за повреждение имущества на транспортных средствах. Вандализм

5

4

Беседа «Гражданин и обыватель»

5

5

Беседа «Конвенция о правах ребенка»

5


Знать: 

права и обязанности учащихся школы:

название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;

меры наказания за нарушение поведения  в общественных местах, Правил дорожного движения

Уметь: 

дисциплинированно вести себя на дороге:

защищать свои права;

выполнять обязанности школьника



Создание уголка правовых знаний «Знай и соблюдай»



Тема

Класс

1

Ответственность за нарушение ПДД

6

2

Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом

6

3

Беседа «Права детей – забота государства»

6

4

Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка»

6

5

Беседа «Преступления и правонарушения»

6

6

Неделя правовых знаний «Знание и выполнение Устава школы»

6


Знать:

сущность преступления и правонарушения;

отличие правовых норм от норм морали;

как государство может защитить права ребенка?

Уметь:  

различать административный проступок и преступление;

правильно анализировать и оценивать поступки людей;


Игра «Страна знатоков»





Тема

Класс

1

Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»

7

2

Ответственность за нарушение ПДД пешеходом

7

3

Ответственность за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных переездов.

7

4

Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним».

7

5

Беседа «Об ответственности подростков за преступления, совершенные в школе. Вымогательство, угрозы, побои»

7

6

Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству»

7


Знать:

Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновений;

Меры наказания за преступления, совершенные на дороге и в общественных местах;

Информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;

Особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних.

Уметь:

Осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;

Предотвращать  попадание в преступную группу, пути выхода из нее;

Не создавать криминальных ситуаций  в школе.



Круглый стол «От безответственности до преступления один шаг»




Тема

Класс

1

Правовая игра «Мой взгляд»

8

2

Беседа «Мои права и мои обязанности»

8

3

Викторина «Уроки фемиды»

8

4

«Административная ответственность подростков перед законом»

8

5

Практикум ситуации «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»

8

6

Круглый стол «Курение. Мифы о курении»

8


Знать:

понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения

способы приемы вовлечения подростков в употреблении наркотиков

Уметь:

соблюдать правопорядок в общественных местах;

противостоять вовлечению в употреблении наркотиков



Квест «Как уберечь себя от влияния вредных привычек»


        


Тема

Класс

1

Уголовная ответственность за кражи , угоны.

9

2

Беседа «Подростку о трудовом праве»

9

3

Круглый стол «Закон и порядок»

9

4

Конкурс стенных газет «Не делай этого!»

9


Знать:

мотивы, которые могут привести человека к преступлению;

права и гарантии, несовершеннолетних при устройстве на работу;

способы поведения в критической ситуации.

Уметь:

защищать себя при нарушении трудовых прав;

помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию


Разработка буклетов


Тема

Класс

1

Беседа «Что делать, если ты попал в полицию?»

10

2

Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»

10

3

Беседа «Социальные нормы и асоциальное  поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)»

10


Знать:

о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;

 свои права и обязанности при общении с органами правопорядка;

меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

основные положения Декларации прав человека.

Уметь:

-   негативно относится к людям, нарушающим социальные нормы

отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка


Школьный телефон доверия





Тема

Класс

1

Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»

11

2

Беседа «Твоя воинская обязанность»

11

3

Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»

11

4

Беседа «Алкоголь и правопорядок»

11


Знать: 

понятие «воинская обязанность»,

положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя;

особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений.

Уметь:

проявлять волевые качества в выборе образа поведения.




Планируемые результаты


1.Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

2.Снижение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, уменьшению количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, учете в КДН и ЗП, ОДН.


Список литературы


1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8

2. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека. - 2000. - №6.

3.Володина С.И. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. –  М.: Издательский дом «Новый учебник, 2005. – 287с.

4.Кашанина Т.В. Право: учебник для 10-11 классов. – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320с.  

5. Конвенция Международной Организации Труда N 138 о минимальном возрасте для приема на работу.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за ресурс! Актуальная программа!

11 December 2019