Эссе «Поэзия Л. Козловой. Метроритмические особенности»
Поэзия Л. Козловой. Метроритмические особенности
Лилит Козловой используются различные рифмы. Реже всего встречается смежная рифма по типу ААББ.
Г Е Р Д А
Как давно ты потерялся, мой Кай!
Я одна к тебе - в незнаемый край.
Руки теплые и сердце - со мной
Я поспорю с Королевой самой!
До бесчувствия замерз ты во льдах!
Я спешу к тебе - сквозь холод и страх.
Буду на ухо так нежно шептать,
Тормошить и в страны теплые звать...
Я одна среди людей - сирота,
Губы накрепко свела немота.
Надоело, я устала молчать,
Так что хочется хоть криком кричать!
Я из холода тебя уведу,
Лишь самой бы не застыть на беду,
Лишь самой бы не упасть на пути -
Надоело все быть сильной, прости!
А как станет на душе горячо -
Ты опору мне подставишь, плечо,
Понесешь меня на сильных руках...
Я спешу к тебе - сквозь холод и страх! [28. с 5]
Стихов со смежным рифмованием у Лилит немного, в основном их можно найти среди ранних (ещё до знакомства со стихами М. Цветаевой).
Перекрёстная рифма – по типу АБАБ встречается у Лилит часто.
Белокрылье, белоснежье,
Тихой Радости полёт...
Незаметно и неспешно
Наползает Новый Год.
Запорошенные ели...
Молчалива и бледна,
От волшебницы-Метели
В дымке прячется Луна...
[28, с 8]
Нередко встречается кольцевая рифма (АББА). Вот пример такой рифмы во всех строфах стихотворений.
Н а д а ч е
Малина... - Введение в Тайну...
Малина... - Преддверие Бога...
Как славно, что ягоды много -
Ее благодать не случайна...
Багровая щедрость парада...
Неслышно веду разговоры...
Над крышей - родимые горы
И Благовест Летнего Сада...
И на руку падает чудо
Из сказки, куда улетаю...
И та, и вот эта - я знаю! -
Посланницы Солнца – Оттуда!
[там же]
Рифма через три строки на четвёртую, по типу АБВГ АБВГ.
Этот вариант позволяет свободнее выражать мысль. Встречается у Лилит изредка.
Давай распахнем подземелье, -
Пусть настежь раскроются двери!
Пусть вырвутся скрытые силы,
Воспрянут живые ключи...
И воздух наполнится хмелем.
Исход... Невозможность потери...
Кто тут толковал о могиле?..
Побудем вдвоем... Помолчим...
[29, с. 36]
Монорифма встречается у Лилит достаточно часто. Вот примеры. В каждой строфе – разная, по типу АААА ББББ ВВВВ
Можно в музыку зарыться,
Можно музыкой укрыться,
И как будто скрыты лица,
И слезам не трудно литься...
Мирозданье неизменно...
Уплывает жизни пена...
В тихой россыпи Шопена
Грусть и Свет одновременно...
Раскаленным красным перцем
Эта музыка по сердцу...
И адажио, и скерцо -
И в Беду, и в Счастье дверца...
[28, с 26]
Шесть строк с одной и той же рифмой, по типу АААААА
Вы были весь лишь только УХО С душой изысканного слуха.
Я шлю Вам «ни пера, ни пуха»,
Но мне моё отдайте УХО!
Ах, нет – своё верните УХО!
Душе – не потерять бы слуха…
[26, с.115]
Л. Козлова свободно и новаторски относится к выражению своего поэтического состояния. Вот пример оригинального рифмования, по типу АААБАААБ.
Светящееся тело,
Что каждой клеткой пело,
И всё-то жить хотело,
И вторило душе…
И что ему за дело,
Что счастье пролетело
И лишь крылом задело… -
Бессмертие уже!..
[31, с.154]
А это пример оригинального рифмования – по типу ААББААБ.
Я побывала в Настоящем,
Предвечном, солнечном, летящем,
Где были только я и ты,
И все весенние цветы
Следили из зелёной чащи
За нашей встречей, говорящей,
Что нет богаче немоты…
[28, с.107]
И ещё по типу - АБББА.
Стоять перед раскрытой дверью,
Не зная - стоит ли войти...
Так неразгаданны Пути...
Не знаю - стоит ли войти
В пространство за раскрытой дверью?. [31,с.50]
2.РАЗМЕР
Стихи Лилит Козловой написаны в основном трёхсложной стопой.
Дактилем – с ударением на первом слоге (- * *).
Слышу, спешу,
Спотыкаюсь, бегу!
Чей это зов?
Я научилась
Не замерзать
В вихре снегов!..
[28, с.6]
Амфибрахием – с ударением на втором слоге (*-*).
Мы оба стоим перед запертой дверью,
Толкаем, стучимся, стремимся войти.
Но стойка преграда - пучина неверья
И дрёма души у тебя на пути...
Открылось... Вот щелка... И тянет Любовью...
От Света и Радости больно глазам?
И тихое счастье встает к изголовью...
Скорее откройся! Откройся, Сезам!..
[28, с.26]
Отмерил. Отвесил. Отдал. Одарил...
Рассчитаны силы, движенье светил...
Ах, если б не эта - откуда? Куда?
Туманность, комета? А может звезда?
И светит, и манит, и рядом парит,
И что-то лепечет, и что-то дарит...
И все нарушает течение дня,
Течение мыслей и ровность огня...
И что-то ломает, и что-то растит...
А сердце то в крик, то замрет, то навзрыд...
И тянется, тянется к горлу рука...
Момент - и потайная хлынет река...
[2, с.90]
Анапестом – с ударением на третьем слоге (* * -).
Мир, наполненный Каем и Гердой
В каждом шорохе, в каждом луче...
Не печалуйся и не усердствуй! -
Мы на светлом пороге уже.
Просто будь. Просто радуйся жизни,
Просто ясной улыбкой свети!
Пусть цветком прорастут укоризны!
- Полетели! Нам всем по пути!
[26, с.154]
Открывайся, Душа, открывайся!
Лепесток, и еще лепесток...
Слышишь звуки весеннего вальса?
Слышишь? - Плещет веселый поток.
Раскрывайся, забудь опасенья!
Дремлет небо в объятьях Зари.
Видишь? - Рядом пасутся олени
И, забывшись, поют глухари.
Вот сосна обнимает березку.
Видишь, как эти ветви сплелись,
Как ликуют негромко, неброско,
Как о них позаботилась Жизнь?..
Расцветай, раскрывайся, Душа!
Ты незримо доверилась Богу
И живешь, Благодатью дыша...
Так не мешкай же! С Богом! В Дорогу.
[28, с.72]
Кроме рифмованных, у Лилит Козловой встречаются и другие варианты стихосложения – стихи без рифм – белые стихи и верлибр.
3.БЕЛЫЕ СТИХИ
Пусть пребудет, о Боже,
Радость щедрого сердца
И настежь раскрытой души,
Радость ждущего УХА
И лодочкой сложенных рук
Благодати Небесной навстречу –
Не пролить бы!..
Дай, о Боже, мне чуткую душу,
Чтоб внимала! [26, с 41]
Жить за пазухой у Бога,
Лишь к Нему тянуться мыслью,
Лишь к Нему тянуться сердцем
И служеньем, и стихом.
Вырастать непрочным стеблем,
И стволом вставать сосновым,
И цветком смеяться нежно,
И коробочкой семян…
[27. с 67]
Любите в человеке Бога
Евангелие
Я вижу ясно Бога твоего
В суровом обрамленье аскетизма,
Сквозь прищуры твоих лукавых глаз,
И полную иронии улыбку,
В твоем открытом взоре созерцанья,
Задумчивой серьезности поэта,
Сквозь муки поиска и самоотреченья…
[27, с.147]
4.ВЕРЛИБР
Такой вариант стихов встречается у Л.Козловой достаточно часто.
Не бойся принять любовь
Окружающих тебя людей
Открытым сердцем,
Не защищаясь от неё.
Купайся в ней вместе с ними -
Им это тоже нужно,
Не только тебе,
Хотя ты этого ещё и не понял.
Иначе - кого ты обкрадываешь?
Сам себя. И Мироздание -
Не даешь Любви расти.
А зря.
У неё вовсе нет границ.
[26. с 154]
Самый верный способ
Отвадить меня –
Не взять мои письма,
Повернуться ко мне спиной.
Испытано.
Тогда ухожу
С облегчённым
И тяжким сердцем:
И здесь сорвалось…
[31, с.47]