Эссе «Поэзия Л. Козловой. Метроритмические особенности»

0
0
Материал опубликован 4 February 2018 в группе

Поэзия Л. Козловой. Метроритмические особенности

 
1.РИФМЫ

Лилит Козловой используются  различные рифмы. Реже всего встречается  смежная рифма  по типу ААББ.


Г Е Р Д А 
Как давно ты потерялся, мой Кай!
Я одна к тебе - в незнаемый край.
Руки теплые и сердце - со мной
Я поспорю с Королевой самой!
До бесчувствия замерз ты во льдах!
Я спешу к тебе - сквозь холод и страх.
Буду на ухо так нежно шептать,
Тормошить и в страны теплые звать...
 Я одна среди людей - сирота,
 Губы накрепко свела немота.
 Надоело, я устала молчать,
Так что хочется хоть криком кричать!
Я из холода тебя уведу,
Лишь самой бы не застыть на беду,
Лишь самой бы не упасть на пути -
Надоело все быть сильной, прости!
А как станет на душе горячо -
Ты опору мне подставишь, плечо,
Понесешь меня на сильных руках...
Я спешу к тебе - сквозь холод и страх!                     [28. с 5]

Стихов со смежным  рифмованием у Лилит немного,  в основном их можно найти среди ранних (ещё до знакомства со стихами М. Цветаевой).  

Перекрёстная рифма – по типу АБАБ   встречается у Лилит часто.
                     Белокрылье, белоснежье,
                     Тихой Радости полёт...
                     Незаметно и неспешно
                     Наползает Новый Год.

                     Запорошенные ели...
                     Молчалива и бледна,
                     От волшебницы-Метели
                     В дымке прячется Луна...
                                                                                                     [28, с 8]

Нередко  встречается   кольцевая рифма  (АББА).   Вот пример такой рифмы  во всех строфах стихотворений.

Н а   д а ч е
Малина... - Введение в Тайну...
Малина... - Преддверие Бога...
Как славно, что ягоды много -
Ее благодать не случайна...
Багровая щедрость парада...
Неслышно веду разговоры...
Над крышей - родимые горы
И Благовест Летнего Сада...
И на руку падает чудо
Из сказки, куда улетаю...
И та, и вот эта - я знаю! -
Посланницы Солнца – Оттуда! 
                                                                                              [там же]

Рифма через три строки  на четвёртую, по типу  АБВГ АБВГ.
Этот вариант  позволяет свободнее выражать мысль. Встречается у Лилит изредка.

Давай распахнем подземелье, -
Пусть настежь раскроются двери!
Пусть вырвутся скрытые силы,
Воспрянут живые ключи... 
И воздух наполнится хмелем.
Исход... Невозможность потери...
Кто тут толковал о могиле?..
Побудем вдвоем... Помолчим...
                                                                                           [29, с. 36]
           
Монорифма    встречается у Лилит достаточно часто. Вот примеры.  В каждой строфе – разная, по типу АААА ББББ ВВВВ

Можно в музыку зарыться,
Можно музыкой укрыться,
И как будто скрыты лица,
И слезам не трудно литься...
Мирозданье неизменно...
Уплывает жизни пена...
В тихой россыпи Шопена
Грусть и Свет одновременно...

Раскаленным красным перцем
Эта музыка по сердцу...
И адажио, и скерцо -
И в Беду, и в Счастье дверца...  
                                                                                              [28, с 26]
Шесть строк с одной и той же рифмой, по типу  АААААА

Вы были весь лишь только УХО                                                                                    С душой изысканного слуха.                                                                     
Я шлю Вам «ни пера, ни пуха»,                                                                     
Но мне моё отдайте УХО!
Ах, нет – своё верните УХО!
Душе – не потерять бы слуха…
                                                                                     [26, с.115]
                            
Л. Козлова свободно и новаторски относится к выражению своего поэтического состояния.   Вот пример  оригинального рифмования,  по типу  АААБАААБ.

Светящееся тело, 
Что каждой клеткой пело, 
И всё-то жить хотело, 
И вторило душе…
И что ему за дело, 
Что  счастье пролетело
И лишь крылом задело… -
Бессмертие уже!..
                                                                      [31,  с.154]

 А это пример оригинального рифмования – по типу  ААББААБ.

Я побывала в Настоящем,
Предвечном, солнечном, летящем, 
Где были только я и ты, 
И все весенние цветы
Следили из зелёной чащи 
За нашей встречей, говорящей, 
Что нет богаче немоты…
                                                                                        [28, с.107]

И ещё  по типу  -  АБББА.

                  Стоять перед раскрытой дверью,
                 Не зная - стоит ли войти...
                 Так неразгаданны Пути...
                 Не знаю - стоит ли войти
                 В пространство за раскрытой дверью?.                  [31,с.50]
     
2.РАЗМЕР

Стихи Лилит Козловой написаны  в основном трёхсложной  стопой.
Дактилем – с ударением на первом слоге (- * *).

Слышу, спешу,                                               
Спотыкаюсь, бегу! 
Чей это зов?
Я научилась
Не замерзать
В вихре снегов!..
                                                                                                    [28, с.6]
Амфибрахием – с ударением на втором слоге (*-*).  

 Мы оба стоим перед запертой дверью,
Толкаем, стучимся, стремимся войти.
Но стойка преграда - пучина неверья
И дрёма  души у тебя на пути...
Открылось... Вот щелка... И тянет Любовью...
  От Света и Радости больно глазам?
И тихое счастье встает к изголовью...
Скорее откройся! Откройся, Сезам!..
                                                                                                   [28, с.26]

Отмерил. Отвесил. Отдал. Одарил... 
Рассчитаны силы, движенье светил...
Ах, если б не эта - откуда? Куда? 
Туманность, комета? А может звезда?
И светит, и манит, и рядом парит,
И что-то лепечет, и что-то дарит...
И все нарушает течение дня,
Течение мыслей и ровность огня...
И что-то ломает, и что-то растит...
А сердце то в крик, то замрет, то навзрыд... 
И тянется, тянется к горлу рука...
Момент - и потайная хлынет река...
                                                                                       [2, с.90]
Анапестом – с ударением на третьем слоге  (* * -).

Мир, наполненный Каем и Гердой
В каждом шорохе, в каждом луче...
Не печалуйся и не усердствуй! -
Мы на светлом пороге уже.
Просто будь. Просто радуйся жизни,
Просто ясной улыбкой свети!
Пусть цветком прорастут укоризны!
- Полетели! Нам всем по пути!
                                                              [26, с.154]

Открывайся, Душа, открывайся!
 Лепесток, и еще лепесток...
Слышишь звуки весеннего вальса?
Слышишь? - Плещет веселый поток.
Раскрывайся, забудь опасенья!
Дремлет небо в объятьях Зари.
Видишь? - Рядом пасутся олени
И, забывшись, поют глухари.
Вот сосна обнимает березку.
Видишь, как эти ветви сплелись,
Как ликуют негромко, неброско,
Как о них позаботилась Жизнь?..
Расцветай, раскрывайся, Душа!
Ты незримо доверилась Богу
 И живешь, Благодатью дыша...
Так не мешкай же! С Богом! В Дорогу.                       
                                                            [28, с.72]

Кроме  рифмованных, у Лилит Козловой встречаются и другие варианты стихосложения – стихи без рифм – белые стихи и верлибр.


3.БЕЛЫЕ СТИХИ

Пусть пребудет, о Боже,
Радость щедрого сердца
И настежь раскрытой души,
Радость ждущего УХА
И лодочкой сложенных рук
Благодати Небесной навстречу –
Не пролить бы!..
Дай, о Боже, мне чуткую душу,
Чтоб внимала!                                   [26, с 41]
                                            

Жить за пазухой у Бога,
Лишь к Нему тянуться мыслью,
Лишь к Нему тянуться сердцем
И служеньем, и стихом.
Вырастать непрочным стеблем,
И стволом вставать сосновым,
И цветком смеяться нежно,
И коробочкой семян…
                                                                                [27. с 67]
                                          
                  
                                                    Любите в человеке Бога
                                                                       Евангелие
     Я вижу ясно Бога твоего
     В суровом обрамленье аскетизма,
     Сквозь прищуры твоих лукавых глаз,
     И полную иронии улыбку,
     В твоем открытом взоре созерцанья,
     Задумчивой серьезности поэта,
     Сквозь муки поиска и самоотреченья…
                                                                                       [27, с.147]
  

4.ВЕРЛИБР 
 
Такой вариант стихов встречается у Л.Козловой достаточно часто.
Не бойся принять любовь
Окружающих тебя людей
Открытым сердцем,
Не защищаясь от неё.
Купайся в ней вместе с ними -
Им это тоже нужно,
Не только тебе,
Хотя ты этого ещё и не понял.
Иначе - кого ты обкрадываешь?
Сам себя. И Мироздание -
Не даешь Любви расти.
А зря.
У неё вовсе нет границ.
                                        [26. с 154]


Самый верный способ
Отвадить меня –
Не взять мои письма,
Повернуться ко мне спиной.
Испытано. 
Тогда  ухожу 
С облегчённым
И тяжким сердцем:
И здесь сорвалось…
                                                                      [31, с.47]
                                    
Комментарии
Комментариев пока нет.