12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нюкало Елена Ивановна1729
Учитель музыки высшей к/к, стаж 40 лет , композитор, член РАО, филолог. преподаватель русского языка для иностранных студентов УлГУ, член Союза профессиональных литераторов России (РСПЛ).
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Поэзия Л. Козловой. Метроритмические особенности

Елена Нюкало
 
1.РИФМЫ

Лилит Козловой используются  различные рифмы. Реже всего встречается  смежная рифма  по типу ААББ.


Г Е Р Д А 
Как давно ты потерялся, мой Кай!
Я одна к тебе - в незнаемый край.
Руки теплые и сердце - со мной
Я поспорю с Королевой самой!
До бесчувствия замерз ты во льдах!
Я спешу к тебе - сквозь холод и страх.
Буду на ухо так нежно шептать,
Тормошить и в страны теплые звать...
 Я одна среди людей - сирота,
 Губы накрепко свела немота.
 Надоело, я устала молчать,
Так что хочется хоть криком кричать!
Я из холода тебя уведу,
Лишь самой бы не застыть на беду,
Лишь самой бы не упасть на пути -
Надоело все быть сильной, прости!
А как станет на душе горячо -
Ты опору мне подставишь, плечо,
Понесешь меня на сильных руках...
Я спешу к тебе - сквозь холод и страх!                     [28. с 5]

Стихов со смежным  рифмованием у Лилит немного,  в основном их можно найти среди ранних (ещё до знакомства со стихами М. Цветаевой).  

Перекрёстная рифма – по типу АБАБ   встречается у Лилит часто.
                     Белокрылье, белоснежье,
                     Тихой Радости полёт...
                     Незаметно и неспешно
                     Наползает Новый Год.

                     Запорошенные ели...
                     Молчалива и бледна,
                     От волшебницы-Метели
                     В дымке прячется Луна...
                                                                                                     [28, с 8]

Нередко  встречается   кольцевая рифма  (АББА).   Вот пример такой рифмы  во всех строфах стихотворений.

Н а   д а ч е
Малина... - Введение в Тайну...
Малина... - Преддверие Бога...
Как славно, что ягоды много -
Ее благодать не случайна...
Багровая щедрость парада...
Неслышно веду разговоры...
Над крышей - родимые горы
И Благовест Летнего Сада...
И на руку падает чудо
Из сказки, куда улетаю...
И та, и вот эта - я знаю! -
Посланницы Солнца – Оттуда! 
                                                                                              [там же]

Рифма через три строки  на четвёртую, по типу  АБВГ АБВГ.
Этот вариант  позволяет свободнее выражать мысль. Встречается у Лилит изредка.

Давай распахнем подземелье, -
Пусть настежь раскроются двери!
Пусть вырвутся скрытые силы,
Воспрянут живые ключи... 
И воздух наполнится хмелем.
Исход... Невозможность потери...
Кто тут толковал о могиле?..
Побудем вдвоем... Помолчим...
                                                                                           [29, с. 36]
           
Монорифма    встречается у Лилит достаточно часто. Вот примеры.  В каждой строфе – разная, по типу АААА ББББ ВВВВ

Можно в музыку зарыться,
Можно музыкой укрыться,
И как будто скрыты лица,
И слезам не трудно литься...
Мирозданье неизменно...
Уплывает жизни пена...
В тихой россыпи Шопена
Грусть и Свет одновременно...

Раскаленным красным перцем
Эта музыка по сердцу...
И адажио, и скерцо -
И в Беду, и в Счастье дверца...  
                                                                                              [28, с 26]
Шесть строк с одной и той же рифмой, по типу  АААААА

Вы были весь лишь только УХО                                                                                    С душой изысканного слуха.                                                                     
Я шлю Вам «ни пера, ни пуха»,                                                                     
Но мне моё отдайте УХО!
Ах, нет – своё верните УХО!
Душе – не потерять бы слуха…
                                                                                     [26, с.115]
                            
Л. Козлова свободно и новаторски относится к выражению своего поэтического состояния.   Вот пример  оригинального рифмования,  по типу  АААБАААБ.

Светящееся тело, 
Что каждой клеткой пело, 
И всё-то жить хотело, 
И вторило душе…
И что ему за дело, 
Что  счастье пролетело
И лишь крылом задело… -
Бессмертие уже!..
                                                                      [31,  с.154]

 А это пример оригинального рифмования – по типу  ААББААБ.

Я побывала в Настоящем,
Предвечном, солнечном, летящем, 
Где были только я и ты, 
И все весенние цветы
Следили из зелёной чащи 
За нашей встречей, говорящей, 
Что нет богаче немоты…
                                                                                        [28, с.107]

И ещё  по типу  -  АБББА.

                  Стоять перед раскрытой дверью,
                 Не зная - стоит ли войти...
                 Так неразгаданны Пути...
                 Не знаю - стоит ли войти
                 В пространство за раскрытой дверью?.                  [31,с.50]
     
2.РАЗМЕР

Стихи Лилит Козловой написаны  в основном трёхсложной  стопой.
Дактилем – с ударением на первом слоге (- * *).

Слышу, спешу,                                               
Спотыкаюсь, бегу! 
Чей это зов?
Я научилась
Не замерзать
В вихре снегов!..
                                                                                                    [28, с.6]
Амфибрахием – с ударением на втором слоге (*-*).  

 Мы оба стоим перед запертой дверью,
Толкаем, стучимся, стремимся войти.
Но стойка преграда - пучина неверья
И дрёма  души у тебя на пути...
Открылось... Вот щелка... И тянет Любовью...
  От Света и Радости больно глазам?
И тихое счастье встает к изголовью...
Скорее откройся! Откройся, Сезам!..
                                                                                                   [28, с.26]

Отмерил. Отвесил. Отдал. Одарил... 
Рассчитаны силы, движенье светил...
Ах, если б не эта - откуда? Куда? 
Туманность, комета? А может звезда?
И светит, и манит, и рядом парит,
И что-то лепечет, и что-то дарит...
И все нарушает течение дня,
Течение мыслей и ровность огня...
И что-то ломает, и что-то растит...
А сердце то в крик, то замрет, то навзрыд... 
И тянется, тянется к горлу рука...
Момент - и потайная хлынет река...
                                                                                       [2, с.90]
Анапестом – с ударением на третьем слоге  (* * -).

Мир, наполненный Каем и Гердой
В каждом шорохе, в каждом луче...
Не печалуйся и не усердствуй! -
Мы на светлом пороге уже.
Просто будь. Просто радуйся жизни,
Просто ясной улыбкой свети!
Пусть цветком прорастут укоризны!
- Полетели! Нам всем по пути!
                                                              [26, с.154]

Открывайся, Душа, открывайся!
 Лепесток, и еще лепесток...
Слышишь звуки весеннего вальса?
Слышишь? - Плещет веселый поток.
Раскрывайся, забудь опасенья!
Дремлет небо в объятьях Зари.
Видишь? - Рядом пасутся олени
И, забывшись, поют глухари.
Вот сосна обнимает березку.
Видишь, как эти ветви сплелись,
Как ликуют негромко, неброско,
Как о них позаботилась Жизнь?..
Расцветай, раскрывайся, Душа!
Ты незримо доверилась Богу
 И живешь, Благодатью дыша...
Так не мешкай же! С Богом! В Дорогу.                       
                                                            [28, с.72]

Кроме  рифмованных, у Лилит Козловой встречаются и другие варианты стихосложения – стихи без рифм – белые стихи и верлибр.


3.БЕЛЫЕ СТИХИ

Пусть пребудет, о Боже,
Радость щедрого сердца
И настежь раскрытой души,
Радость ждущего УХА
И лодочкой сложенных рук
Благодати Небесной навстречу –
Не пролить бы!..
Дай, о Боже, мне чуткую душу,
Чтоб внимала!                                   [26, с 41]
                                            

Жить за пазухой у Бога,
Лишь к Нему тянуться мыслью,
Лишь к Нему тянуться сердцем
И служеньем, и стихом.
Вырастать непрочным стеблем,
И стволом вставать сосновым,
И цветком смеяться нежно,
И коробочкой семян…
                                                                                [27. с 67]
                                          
                  
                                                    Любите в человеке Бога
                                                                       Евангелие
     Я вижу ясно Бога твоего
     В суровом обрамленье аскетизма,
     Сквозь прищуры твоих лукавых глаз,
     И полную иронии улыбку,
     В твоем открытом взоре созерцанья,
     Задумчивой серьезности поэта,
     Сквозь муки поиска и самоотреченья…
                                                                                       [27, с.147]
  

4.ВЕРЛИБР 
 
Такой вариант стихов встречается у Л.Козловой достаточно часто.
Не бойся принять любовь
Окружающих тебя людей
Открытым сердцем,
Не защищаясь от неё.
Купайся в ней вместе с ними -
Им это тоже нужно,
Не только тебе,
Хотя ты этого ещё и не понял.
Иначе - кого ты обкрадываешь?
Сам себя. И Мироздание -
Не даешь Любви расти.
А зря.
У неё вовсе нет границ.
                                        [26. с 154]


Самый верный способ
Отвадить меня –
Не взять мои письма,
Повернуться ко мне спиной.
Испытано. 
Тогда  ухожу 
С облегчённым
И тяжким сердцем:
И здесь сорвалось…
                                                                      [31, с.47]
                                    
Опубликовано в группе «Подставляйте ладони. Я насыплю вам солнце!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.