Статья «Поэзия Лилит Козловой. Козлова цветаевед-эссеист»
Поэзия Лилит Козловой. Козлова цветаевед-эссеист
Марина Цветаева вошла в жизнь Козловой в 1970 году и вызвала не просто влюблённый интерес – сама Лилит Николаевна называла это «болезнь Мариной».
Но ещё 17 лет эта её «болезнь» выражалась в пристальном интересе и собирании всего цветаевского, что иногда выходило в то время из печати.
Шли также разговоры Козловой Л.Н. с друзьями о своих открытиях в стихах Цветаевой. Кроме этого, она собирала стихи Марины, перепечатывала их и брошюровала в хронологическом порядке.
Так выяснялась кантилена душевного состояния Поэта,складывалось представление о личности Цветаевой и её эволюции. Таким образом, появился оригинальный метод изучения Марины в её развитии.
В 1986 году Козлова Л.Н. начала писать о Цветаевой. Начался период пристального её исследования на базе спецхранов Центральных библиотек Москвы и Ленинграда. За год появилось 11 крупных работ о Марине.
Лилит Николаевна сразу же читала каждую новую работу для слушателей разных городов: Ленинграда, Москвы, Казани, Набережных Челнов, Елабуги, Ульяновска и других. Все статьи были прослушаны также в квартире Анастасии Цветаевой, сестры Поэта.
Вот один из её отзывов:
«Нельзя не удивляться, как, не знавшая Марину в жизни, - так близко, проникновенно, так, я бы сказала, интимно сумела Лилит Николаевна Козлова в разливе своих статей о Марине к разным граням её - подойти, так легко и так трепетно заглянуть в её сокровенный мир… До того глубок и точен анализ, - это редкий по качеству труд, в котором ум и сердце слились воедино» [25, 54с.].
Оригинальной оказалась форма статей Козловой – это были эссе, ещё в то время не очень принятый прозаический жанр в СССР. Поэтому свой жанр сама Лилит Николаевна определяет так: эссе-исследование и публикация с комментариями.
«Публикация» - потому, что в работах нередко приводились полностью цветаевские стихи, которые тогда просто ещё были малодоступными - Цветаеву в те времена практически ещё только начинали издавать.
Она была раритетом. Эссе Козловой были написаны в доступной широкому читателю форме и воспринимались радостно – Поэт становился после комментариев Козловой понятнее и доступнее, появлялись всё новые поклонники Цветаевой.
Вот как об это пишет Лариса Гумерова: «Лилит Николаевна открыла собственный метод исследования и трактовки подтекстов Марины Цветаевой.
С 1988-го года статьи Лилит Николаевны о Марине Цветаевой стали охотно публиковать в периодических журналах: "Звезда", «Простор» "Аргамак", "Студенческий меридиан", "Север", "Сельская молодежь", и др.
Лилит Николаевна Козлова сумела увидеть Марину Цветаеву в таком эмоциональном богатстве и неисчерпаемости души, заглянуть в такие глубины цветаевской мысли и подсознания, что фактически сформировала новое направление исследования творчества человека [11].
За период литературоведения и другой литературной деятельности издано 5 книг о Марине Цветаевой.
Первая тысяча экземпляров разошлась за несколько лет, поэтому книги в 2006 году, были переизданы.
Эти книги подарены автором во все музеи Цветаевой в России – в Москве, г. Александрове, посёлке Болшево, селе Талицы, Иваново-Вознесенске, Елабуге, Феодосии, Коктебеле и в библиотеки Москвы (РНБ и ГНПБ им.К.Д.Ушинского), С-Петербурга (БАН), Киева, Харькова и других городов.
12 комплектов книг были закуплены Российской Национальной библиотекой литературы для обмена на книги стран Зарубежья.
Таким образом, книги Л.Н.Козловой оказались во многих библиотеках мира, включая библиотеку Конгресса США, - Чехии, Сербии, Японии, Молдавии, Украины, Казахстана, Белоруссии.
«Старость – молодости. Анастасия Ивановна Цветаева в жизни» - первая в России книга об Анастасии Цветаевой, сестре Марины, также была написана Козловой.
Лилит Николаевна дружила с ней почти 7 последних лет её жизни [24,124 с.].
Анастасия Ивановна устраивала чтения работ Козловой о Марине перед своими гостями, неизменно высоко их оценивала, тут же писала отзывы и зачитывала их вслух.
Тексты этих отзывов и переписка с Лилит опубликованы во второй книге - «Сквозь годы. Переписка с Анастасией Ивановной Цветаевой. Неизвестные автографы» [25,88 с.].
В 1988 году Козлова включилась в поиск могилы Марины Цветаевой и в феврале 1990-го по доверенности Анастасии Ивановны поставила ограду на истинное место захоронения Поэта.
Текст и автограф доверенности опубликованы в книге Л.Н.Козловой «Танцующая душа» [20, 103 – 107с].