12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нюкало Елена Ивановна1729
Учитель музыки высшей к/к, стаж 40 лет , композитор, член РАО, филолог. преподаватель русского языка для иностранных студентов УлГУ, член Союза профессиональных литераторов России (РСПЛ).
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Поэзия Лилит Козловой. Козлова цветаевед-эссеист

Елена Нюкало
             
Марина Цветаева вошла в жизнь Козловой в 1970 году и вызвала не просто влюблённый интерес – сама Лилит Николаевна называла это «болезнь Мариной».

Но ещё 17 лет эта её «болезнь» выражалась в пристальном интересе и собирании всего цветаевского, что иногда выходило  в то время из печати. 

Шли также разговоры  Козловой Л.Н. с друзьями о своих открытиях  в стихах Цветаевой. Кроме этого, она собирала стихи Марины, перепечатывала их и брошюровала  в хронологическом порядке.
 
Так выяснялась кантилена душевного состояния Поэта,складывалось представление  о личности Цветаевой и её эволюции. Таким образом, появился оригинальный  метод изучения Марины в её развитии. 

В 1986 году  Козлова Л.Н.  начала писать о Цветаевой. Начался период пристального её исследования на базе спецхранов Центральных библиотек  Москвы и Ленинграда. За год появилось 11 крупных работ  о Марине.

 Лилит  Николаевна  сразу  же читала каждую новую работу для слушателей разных городов: Ленинграда, Москвы, Казани, Набережных Челнов, Елабуги, Ульяновска и других. Все  статьи были прослушаны также в квартире Анастасии Цветаевой, сестры Поэта.
 
Вот один из её отзывов:

 «Нельзя не удивляться, как, не знавшая Марину в жизни, - так близко, проникновенно, так, я бы сказала, интимно сумела Лилит Николаевна Козлова в разливе своих статей о Марине к разным граням её  - подойти, так легко и так трепетно заглянуть в её сокровенный мир… До того глубок и точен анализ,  - это редкий по качеству труд, в котором ум и сердце слились воедино» [25, 54с.].

Оригинальной оказалась  форма статей  Козловой – это были эссе, ещё в то время не очень принятый прозаический жанр в СССР. Поэтому свой жанр сама Лилит Николаевна определяет  так: эссе-исследование и публикация с комментариями. 

«Публикация» - потому, что в работах нередко приводились полностью цветаевские стихи, которые тогда просто ещё были малодоступными - Цветаеву в те времена практически ещё только начинали  издавать. 

Она была раритетом. Эссе  Козловой были написаны в доступной широкому читателю форме и воспринимались радостно – Поэт становился после комментариев Козловой понятнее и доступнее, появлялись всё новые поклонники Цветаевой.

Вот как об это пишет Лариса Гумерова:  «Лилит Николаевна открыла собственный метод исследования и трактовки подтекстов Марины Цветаевой. 

С 1988-го года статьи Лилит Николаевны о Марине Цветаевой стали охотно публиковать в периодических журналах: "Звезда", «Простор» "Аргамак", "Студенческий меридиан", "Север", "Сельская молодежь", и др. 

Лилит Николаевна Козлова сумела увидеть Марину Цветаеву в таком эмоциональном богатстве и неисчерпаемости души, заглянуть в такие глубины цветаевской мысли и подсознания, что фактически сформировала новое направление исследования творчества человека  [11]. 

За период  литературоведения и другой литературной деятельности издано 5 книг о Марине Цветаевой.

Первая тысяча экземпляров разошлась за несколько лет, поэтому книги в 2006 году, были переизданы. 

Эти книги подарены автором  во все музеи  Цветаевой в  России – в Москве, г. Александрове, посёлке Болшево, селе Талицы, Иваново-Вознесенске, Елабуге, Феодосии, Коктебеле и в библиотеки Москвы (РНБ и ГНПБ им.К.Д.Ушинского), С-Петербурга (БАН), Киева, Харькова и других городов. 

12 комплектов книг были закуплены Российской Национальной библиотекой литературы  для обмена на книги стран Зарубежья.

 Таким образом, книги Л.Н.Козловой оказались во многих библиотеках мира, включая библиотеку Конгресса США, -  Чехии, Сербии, Японии, Молдавии, Украины, Казахстана, Белоруссии.  

«Старость – молодости. Анастасия  Ивановна Цветаева в жизни» - первая в России книга об Анастасии Цветаевой, сестре Марины, также была написана Козловой. 
 Лилит Николаевна    дружила с ней почти 7 последних лет её жизни  [24,124 с.].

Анастасия Ивановна устраивала  чтения работ  Козловой о Марине перед своими  гостями, неизменно  высоко их оценивала, тут же писала отзывы и зачитывала их вслух. 
Тексты этих отзывов и переписка  с Лилит опубликованы во второй книге  - «Сквозь годы. Переписка с Анастасией Ивановной Цветаевой. Неизвестные автографы»  [25,88 с.].

В 1988 году Козлова включилась в поиск могилы Марины Цветаевой и в феврале 1990-го по доверенности Анастасии Ивановны  поставила ограду на истинное место захоронения Поэта. 
 
Текст  и автограф доверенности  опубликованы в книге  Л.Н.Козловой  «Танцующая душа» [20, 103 – 107с].
Опубликовано в группе «Подставляйте ладони. Я насыплю вам солнце!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.