Полихудожественный подход к воспитанию старших дошкольников
«Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников».
Искусство, как специфическая форма познания действительности, вызывает сильный эмоциональный отклик, но человек может остаться равнодушен к искусству, если с детства его не приобщили к прекрасному. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Приобщая детей дошкольного возраста к искусству, использую полихудожественный подход, где «поли» – много, «художеств» – искусств, т.е. много искусств. Термин «полихудожественный подход» появился в 1987 году в научных разработках и публикациях института художественного воспитания РАО (автор - академик Б.П.Юсов).
Музыкальное, литературное и изобразительное искусства, с одной стороны, воздействуют на главные сферы личности ребенка ( чувства, мысли, представления), а с другой – являются тремя способами освоения мира (чувствование, осмысление, преобразование). Обусловлены эти виды искусств такими процессами, как переживание, мышление, воображение.
Л. Выготский видит в комплексном воздействии искусств зерно всей системы художественного воспитания. Именно этот « треугольник»- музыка, литература и живопись - представляет системообразующий характер в общем контексте художественной культуры. Именно этот» треугольник»- синтез из трёх видов искусств, лег в основу программы «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» (Авторы: Самолдина К. А,Маркова Е. П )
Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально-эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.
Под полихудожественной деятельностью подразумеваю, прежде всего, деятельность, в которую дети входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания, что способствует формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру.
Знакомя ребенка с произведениями искусства, помогаю ему проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в «предлагаемые обстоятельства», мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат; предложить, затем создать свою композицию, соответствующую его эмоциональному состоянию, выбирая цветовой колорит и рисуя образы.
При изображении музыкального образа в рисунке, у детей развивается эмоциональное отношение к цвету как к выразительному средству, которое передаёт различные оттенки эмоционального состояния.
Программа рассчитана на, в основном, на детей старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии , поэтому очень важно расширять этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Что включено в программу?
Она построена на общении с высокохудожественными произведениями искусства. В основном это классические произведения. Кроме того, при выборе произведений искусств, акцент делается на произведения отечественных авторов.
Принципы построения программы:
Для полихудожественного воспитания используются сразу несколько видов искусств одновременно и в комплексе
Одновременное восприятие нескольких видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоциональные переживания и помогает возникновению целостного художественного образа.
Наряду с эмоционально - эстетическим и познавательным развитием ребёнка, при общении с искусством, педагог должен стремиться воспитать в ребёнке способность к сочувствию, сопереживанию, что является одним из признаков духовности.
Восприятие произведений искусства должно сочетаться с собственной творческой деятельностью детей (танцевальная импровизация, пропевание мелодий, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами, сочинение стихов, театрализация и т. п)
Основой творческой деятельности детей является воображение и творческое мышление.
Основополагающий принцип - отказ от предварительной информации!!!
Необходимо, чтобы дети восприняли комплекс произведений как чисто художественное явление. Предварительно ничего не рассказываю ни о композиторе, ни о художнике, ни о поэте, не даю названий произведений.
Отбор художественного материала для общения с ним дошкольников проводится по двум очень важным критериям:
Высокие художественные достоинства произведений
Доступность детскому восприятию
Содержание программы разбито по тематическим блокам. Весь материал систематизирован по принципу « от простого к сложному».
Весь материал расположен по тематическим блокам. Их четыре.
ПОРТРЕТЫ В ИСКУССТВЕ
*Образы детей в искусстве (настроения, состояния, игры и забавы)
*Портреты взрослых людей (женщин, мужчин, стариков, автопортрет)
СКАЗКА В ИСКУССТВЕ
*Кумулятивные сказки для самых маленьких
*Волшебные сказки
ПРИРОДА В ИСКУССТВЕ
*Времена года
* Время суток
* Состояние природы
*Разные виды пейзажей (лесной, морской)
*Цветы
*Животный мир
ОБРАЗ РОДИНЫ В ИСКУССТВЕ
*Образ матери
*Родная русская природа
*История в образах русских людей
* История России
Весь материал представлен в виде тематического планирования, где формулируется тема, указываются авторы, даются названия произведений разных видов искусств к этой теме, определены основные воспитательные задачи.
Цель программы: развитие эмоционально – чувственной сферы дошкольников и
совершенствование представляемых им природой умений (слышать, видеть,
чувствовать, двигаться, общаться), формирование художественно-эстетических
компетенций, творческой индивидуальности ребёнка.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Дать детям представления о видах искусства (музыки, живописи, литературе и
театра)
2. Научить детей различать выразительные особенности художественных средств
разных видов искусств.
3. Научить сравнивать и сопоставлять художественные образы.
4. Стимулировать творческую активность, свободу эмоциональной раскованности.
5. Повышать компетентность родителей в области полихудожественного
воспитания.
Планируемые результаты:
1. Расширятся знания детей о живописи, музыке, литературе.
2. Воспитанники различают выразительные особенности художественных средств
разных видов искусств.
3. Умеют сравнивать и сопоставлять художественные образы.
4. Проявляют творческую активность, свободу эмоциональной раскованности.
5. Проявится интерес детей и их родителей к произведениям искусства:
художественному слову, живописи, к музыкальным произведениям.
Содержательный раздел
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Педагогические методы и приёмы:
1. Наглядно – зрительный (показ иллюстраций, репродукций, видео-зарисовок,
мультимедийных проектов, фотографий).
2. Метод поисковых ситуаций (сравнить, сопоставить, искать аналогию,
изобразительных средств музыки, цвета, интонации).
3. Словесный метод (высказывания, беседы, чтение стихов, пословиц, поговорок,
придумать название произведению, содержание в виде сказок, рассказов).
4. Метод пластического интонирования (передача характера музыки, ее содержание
в движении: танца, пантомиме, ритмике композиции).
5. Метод обобщения (создание целостного представления о временах года, жизни
животных, растений, различных аспектах жизни человека с помощью различных
изобразительных средств – музыки, живописи, поэзии).
Программа построена на педагогических принципах:
1. От простого к сложному (переход от простых занятий к сложным).
2. Развивающего обучения (разработка творческих заданий, не имеющих
однозначного решения, где дети учатся думать, рассуждать, ищут вариативные пути
решения задач).
3. Наглядности.
4. Индивидуализации (вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс).
5. Интегрированного подхода (сотрудничество с воспитателями, муз. Руководителем, с семьёй,
, планирование с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной
деятельности).
6. Связь обучения с жизнью (дети самовыражаются посредствам прослушивания
музыки).
Занятия по полихудожественному воспитанию проводятся с применением
различных структур:
1. Групповые и индивидуальные занятия.
2. Комплексные и интегрированные занятия.
3. Музыкальные гостиные.
4. Работа с родителями