Полихудожественный подход к воспитанию старших дошкольников

3
0
Материал опубликован 29 November 2022

«Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников».

Искусство, как специфическая форма познания действительности, вызывает сильный эмоциональный отклик, но человек может остаться равнодушен к искусству, если с детства его не приобщили к прекрасному. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Приобщая детей дошкольного возраста к искусству, использую полихудожественный подход, где «поли» – много, «художеств» – искусств, т.е. много искусств. Термин «полихудожественный подход» появился в 1987 году в научных разработках и публикациях института художественного воспитания РАО (автор - академик Б.П.Юсов).

Музыкальное, литературное и изобразительное искусства, с одной стороны, воздействуют на главные сферы личности ребенка ( чувства, мысли, представления), а с другой – являются тремя способами освоения мира (чувствование, осмысление, преобразование). Обусловлены эти виды искусств такими процессами, как переживание, мышление, воображение.

Л. Выготский видит в комплексном воздействии искусств зерно всей системы художественного воспитания. Именно этот « треугольник»- музыка, литература и живопись - представляет системообразующий характер в общем контексте художественной культуры. Именно этот» треугольник»- синтез из трёх видов искусств, лег в основу программы «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» (Авторы: Самолдина К. А,Маркова Е. П )

Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально-эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.

Под полихудожественной деятельностью подразумеваю, прежде всего, деятельность, в которую дети входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания, что способствует формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру.

Знакомя ребенка с произведениями искусства, помогаю ему проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в «предлагаемые обстоятельства», мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат; предложить, затем создать свою композицию, соответствующую его эмоциональному состоянию, выбирая цветовой колорит и рисуя образы.

При изображении музыкального образа в рисунке, у детей развивается эмоциональное отношение к цвету как к выразительному средству, которое передаёт различные оттенки эмоционального состояния.

Программа рассчитана на, в основном, на детей старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии , поэтому очень важно расширять этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.

Что включено в программу?

Она построена на общении с высокохудожественными произведениями искусства. В основном это классические произведения. Кроме того, при выборе произведений искусств, акцент делается на произведения отечественных авторов.

Принципы построения программы:

Для полихудожественного воспитания используются сразу несколько видов искусств одновременно и в комплексе

Одновременное восприятие нескольких видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоциональные переживания и помогает возникновению целостного художественного образа.

Наряду с эмоционально - эстетическим и познавательным развитием ребёнка, при общении с искусством, педагог должен стремиться воспитать в ребёнке способность к сочувствию, сопереживанию, что является одним из признаков духовности.

Восприятие произведений искусства должно сочетаться с собственной творческой деятельностью детей (танцевальная импровизация, пропевание мелодий, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами, сочинение стихов, театрализация и т. п)

Основой творческой деятельности детей является воображение и творческое мышление.

Основополагающий принцип - отказ от предварительной информации!!!

Необходимо, чтобы дети восприняли комплекс произведений как чисто художественное явление. Предварительно ничего не рассказываю ни о композиторе, ни о художнике, ни о поэте, не даю названий произведений.

Отбор художественного материала для общения с ним дошкольников проводится по двум очень важным критериям:

Высокие художественные достоинства произведений

Доступность детскому восприятию

Содержание программы разбито по тематическим блокам. Весь материал систематизирован по принципу « от простого к сложному».

Весь материал расположен по тематическим блокам. Их четыре.

ПОРТРЕТЫ В ИСКУССТВЕ

*Образы детей в искусстве (настроения, состояния, игры и забавы)

*Портреты взрослых людей (женщин, мужчин, стариков, автопортрет)

СКАЗКА В ИСКУССТВЕ

*Кумулятивные сказки для самых маленьких

*Волшебные сказки

ПРИРОДА В ИСКУССТВЕ

*Времена года

* Время суток
* Состояние природы

*Разные виды пейзажей (лесной, морской)
*Цветы

*Животный мир

ОБРАЗ РОДИНЫ В ИСКУССТВЕ

*Образ матери

*Родная русская природа
*История в образах русских людей

* История России

Весь материал представлен в виде тематического планирования, где формулируется тема, указываются авторы, даются названия произведений разных видов искусств к этой теме, определены основные воспитательные задачи.


Цель программы: развитие эмоционально – чувственной сферы дошкольников и

совершенствование представляемых им природой умений (слышать, видеть,

чувствовать, двигаться, общаться), формирование художественно-эстетических

компетенций, творческой индивидуальности ребёнка.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Дать детям представления о видах искусства (музыки, живописи, литературе и

театра)

2. Научить детей различать выразительные особенности художественных средств

разных видов искусств.

3. Научить сравнивать и сопоставлять художественные образы.

4. Стимулировать творческую активность, свободу эмоциональной раскованности.

5. Повышать компетентность родителей в области полихудожественного

воспитания.

Планируемые результаты:

1. Расширятся знания детей о живописи, музыке, литературе.

2. Воспитанники различают выразительные особенности художественных средств

разных видов искусств.

3. Умеют сравнивать и сопоставлять художественные образы.

4. Проявляют творческую активность, свободу эмоциональной раскованности.

5. Проявится интерес детей и их родителей к произведениям искусства:

художественному слову, живописи, к музыкальным произведениям.

Содержательный раздел

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Педагогические методы и приёмы:

1. Наглядно – зрительный (показ иллюстраций, репродукций, видео-зарисовок,

мультимедийных проектов, фотографий).

2. Метод поисковых ситуаций (сравнить, сопоставить, искать аналогию,

изобразительных средств музыки, цвета, интонации).

3. Словесный метод (высказывания, беседы, чтение стихов, пословиц, поговорок,

придумать название произведению, содержание в виде сказок, рассказов).

4. Метод пластического интонирования (передача характера музыки, ее содержание

в движении: танца, пантомиме, ритмике композиции).

5. Метод обобщения (создание целостного представления о временах года, жизни

животных, растений, различных аспектах жизни человека с помощью различных

изобразительных средств – музыки, живописи, поэзии).

Программа построена на педагогических принципах:

1. От простого к сложному (переход от простых занятий к сложным).

2. Развивающего обучения (разработка творческих заданий, не имеющих

однозначного решения, где дети учатся думать, рассуждать, ищут вариативные пути

решения задач).

3. Наглядности.

4. Индивидуализации (вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс).

5. Интегрированного подхода (сотрудничество с воспитателями, муз. Руководителем, с семьёй,

, планирование с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной

деятельности).

6. Связь обучения с жизнью (дети самовыражаются посредствам прослушивания

музыки).

Занятия по полихудожественному воспитанию проводятся с применением

различных структур:

1. Групповые и индивидуальные занятия.

2. Комплексные и интегрированные занятия.

3. Музыкальные гостиные.

4. Работа с родителями





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации