Статья «Помощь школьного психолога по снижению школьной тревожности учащихся младших классов»

0
0
Материал опубликован 12 August

Помощь школьного психолога по снижению школьной тревожности учащихся младших классов

 

Младший школьный возраст – самое лучшее время для обучения, получения новых знаний и навыков. Этот период является фундаментом для дальнейшего развития ребёнка. К сожалению, наиболее часто в этом возрасте проявляется тревожность, поскольку маленький человек адаптируется к новой социальной среде, другому распорядку дня и образу жизни. Преодолевать тревожность у младших школьников очень важно, потому что она влияет на успеваемость, отношения со сверстниками и общее эмоциональное благополучие.

 

Школьная тревожность – это психологическое состояние, при котором ребёнок в образовательном учреждении испытывает волнение, беспокойство, необоснованные страхи. Учащийся заранее начинает думать о том, что у него не сложатся отношения с одноклассниками, что к нему плохо относится учитель или что он получит плохую оценку. Всё это выливается в сильные переживания. Задача школьного психолога предупредить развитие тревожности в младших классах, а при обнаружении её признаков у кого-либо из детей – оказать своевременную помощь.

 

Основными причинами появления повышенной тревожности у школьника являются трудности в освоении школьной программы, эмоциональные перегрузки, неуверенность в себе, завышенные ожидания родителей, авторитарный стиль учителя.

 

В связи с этим работа психолога по коррекции тревожности основывается на трёх основных принципах:

 

- повышение самооценки ребёнка;

- обучение основным приёмам преодоления волнения и умению расслабляться;

- создание мотивации к расширению своих возможностей, получению новых знаний и навыков, чтобы быть эффективнее и чувствовать себя в школе более уверенно.

 

Для снижения уровня школьной тревожности у психологов есть большой арсенал методов и способов. В младших классах особенно эффективна коррекция, основанная на игровых и творческих методах, поскольку игра для детей в этом возрасте остаётся пока важным видом деятельности и не вызывает чувства страха или тревоги. Таким образом, можно использовать следующие методики:

 

- Арттерапия. Этот творческий метод широко используется психологами и позволяет ребёнку как бы со стороны увидеть свой страх, объективно выразить тревогу, а также расслабиться, снять напряжение во время рисования или лепки. Очень эффективным является упражнение «Нарисуй свой страх». Школьник делает изображение своих опасений на листе бумаге, при этом психолог не должен подсказывать ему, что рисовать. Закончив, ребёнок должен объяснить, что он изобразил, а также предложить возможный способ избавления от этого переживания. В завершение образы страхов рвут и выкидывают в урну.

 

- Рисование. Организация занятий по рисованию на свободную тему в группе или индивидуально является эффективным способом преодоления тревожности. Концентрируясь на рисунке, ребёнок, как правило, отражает в нём свои чувства, желания, переживания. Он может изобразить волнующую ситуацию из прошлого или будущего, которая заставила его чувствовать себя неуверенно; либо картинку из будущего, по которой можно определить, что пугает его или тревожит. Это позволит школьнику выплеснуть чувства на бумагу, а психологу - понять причину эмоционального неблагополучия.

 

- Сказкотерапия. Работать со сказками очень интересно и полезно, при этом открывается широкий спектр возможностей. Можно читать и обсуждать сюжет, поступки героев; проигрывать эпизоды из сказки, в которых ребёнок проявит те эмоции, которые ему сложно показать в реальности; рисовать иллюстрации к тексту; пересказывать сказку наоборот или с включением новых персонажей. Чтобы снять внутреннее напряжение и скованность школьник может даже просто переписывать сказки.

 

- Кукольный театр. Это распространённый психологический способ проигрывания куклами реальной ситуации, травмирующей ребёнка. С помощью марионеток, пальчиковых кукол можно проигрывать волнующий сюжет, причём с развитием самых пугающих событий, а также правильный выход из них. Здесь может использоваться метод «отреагирования», чтобы в реальной жизни реакция на волнующую ситуацию не была неожиданностью для школьника, и он знал, как успокоиться.

 

- Сочинение историй. Чтобы найти правильный способ разрешения конфликтов, можно придумывать истории, как индивидуально с психологом, так и в группе с другими детьми. Необходимо составить рассказ по всем правилам – начало, кульминация, развязка. Затем психолог анализирует его, предлагая альтернативные способы разрешения сложных ситуаций. При этом дети положительные и отрицательные стороны события, учатся осознавать свои эмоции, постепенно избавляясь от волнения.

 

- Прослушивание музыки. Музыку можно использовать и как основной метод по снижению тревожности, так и в виде дополнительного, например, включать во время арттерапии. Хорошая, позитивная музыка вызывает у детей положительные эмоции, уводя от неприятных мыслей, переживаний.

 

Это лишь основные методы по снижению школьной тревожности. К ним можно добавить ритмику, пантомимы, танцы, дыхательную гимнастику. Главное, чтобы каждый выбранный метод дарил ребёнку положительные эмоции, укреплял веру в себя и свои возможности, учил управлять собой и расслаблять в стрессовых ситуациях.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.