МДОУ детский сад комбинированного вида № 49 "Ладушки"
Конспект развивающей игры
по экспериментальной деятельности в группе раннего возраста
Тема:
«Поможем Бабушке найти колобка»
Воспитатель Маликова Любовь Анатольевна
18 апреля 2017 года
Тема: «Поможем Бабушке найти колобка».
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: формировать интерес к экспериментальной деятельности
Задачи:
- формировать представление о свойствах песка (сухой, сыпучий, сыплется; мокрый, лепится, состоит из песчинок),
- формировать представление о свойствах воды (льется, прозрачная, состоит из капель),
- обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь (сухой, сыпучий, сыплется, мокрый, лепится, песчинки, льется, прозрачная, капельки),
- закреплять знание формы предмета – круглый, величины – маленький, названия цвета предметов,
- закрепить знания и умение действовать с предметами, исследовать, называть свойства и действия с песком, водой и другими предметами,
- развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения эксперимента и двигательной деятельности,
- поощрять детей на самостоятельное формирование выводов по итогам экспериментирования,
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений,
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение соблюдать правила безопасности при игре с песком,
- воспитывать желание помогать другим.
Форма проведения: - подгрупповая, практическая деятельность.
Методы:
наглядные: - сюрпризный момент,
- наблюдение,
- демонстрация опытно – экспериментальной деятельности;
словесные: - проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность,
- использование художественного слова;
практические: - показ способов действия,
- экспериментирование,
- смена деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная, двигательная.
Словарная работа: песок сухой, сыпучий, сыплется, мокрый, лепится, песчинки, вода прозрачная, льется, капельки.
Индивидуальная работа:
- в ходе совместной деятельности задавать вопросы разной степени сложности, учитывая индивидуальные возможности детей;
- оказание помощи детям в процессе экспериментирования по их потребностям.
Оборудование: емкость с песком, разноцветные шарики, совки, формочки, емкость с водой, кукла Бабка и колобок, влажные салфетки.
Предполагаемый результат:
- дети называют свойства песка (сухой, мокрый, сыплется, состоит из песчинок),
- рассказывают, что можно сделать с песком (сыпать, лепить),
- дети называют свойства воды (льется, прозрачная, состоит из капель),
- называют форму, величину, цвет предметов,
- выполняют упражнение в подвижных играх.
Предварительная работа: игры и опыты с водой и песком, дидактические игры с куклой Катей, чтение произведений художественной литературы, заучивание стихов и потешек о воде, рассматривание иллюстраций использования воды, игр с песком, разучивание физкультминуток и подвижных игр.
Ход развивающей игры:
Сюрпризный момент.
Кто-кто плачет за дверью.
Воспитатель: - Ребята, кто это там плачет? Давайте посмотрим.
Вношу из – за двери куклу Бабку из кукольного театра.
Воспитатель: - А что это ты бабушка плачешь?
Воспитатель за бабушку: - А-а-а. Здравствуйте, ребятушки.
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель за бабушку: - Как же мне не плакать. А-а-а. Испекла я деду колобок, положила на окошко студить, а он и укатился. А-а-а. не знаю где его искать.
Воспитатель: - Ребята, поможем бабушке найти колобка?
Дети: - Поможем.
Воспитатель: - Ребятки, а какой колобок? Василиса, какой колобок? Скажи, Артем, какой колобок?
Дети: - Круглый, желтый, маленький. (Если дети затрудняются, спрашиваю: - Какого цвета колобок? - Колобок большой или маленький?
- Ребятки, а колобок какой по форме?)
Воспитатель: - Правильно. Колобок круглый, маленький, желтый. Ты бабушка пойди, посиди, а мы пойдем с детьми колобок искать.
Выполнение первой части игры – эксперимента.
Подходим к емкости с песком.
Воспитатель: - А что это у нас тут насыпано? (показываю)
Дети: - Песок.
Воспитатель: - Правильно. Потрогайте песок и скажите, какой он? Оля, какой песок?
Дети: - Сухой, теплый. (Если дети затрудняются, спрашиваю:
- А песок у нас мокрый или сухой? - Песок холодный или теплый?
- Ребятки, а что он делает? (показ, как сыпется песок).
Воспитатель: - Верно. Песок сухой, теплый, сыпучий. Давайте его будем сыпать. А из чего состоит песок? Коля, из чего состоит песок? Скажи, Таня.
Воспитатель вместе с детьми набирают песок на ладошки. Сыпем.
Дети: - Из песчинок.
Воспитатель: - Правильно. Песок состоит из маленьких песчинок. Их очень трудно удержать в руках. Песчинки сыплются, как струйка.
Воспитатель: - У нас есть формочки. Давайте попробуем сделать пирожок.
Дети выполняют.
Воспитатель: - Получились у вас пирожки?
Дети: - Нет, не получились.
Воспитатель: - Почему не получились?
Дети: - Песок сухой.
Воспитатель: - Правильно, из сухого песка нельзя лепить.
Воспитатель: - Ребята, а мы с вами видим, что там внутри в песке? (Нет) А может колобок спрятался в песок и нам его не видно? Давайте поищем колобка.
Дети руками перебирают песок, находят там шарики.
Воспитатель: - Ой, что это мы нашли?
Дети: - Шарики.
Воспитатель: - Давайте покатаем их на ладошке. Какие шарики?
Дети: - Круглые, маленькие, катаются на ладошках. (Если дети затрудняются, спрашиваю: - Какой формы шарики? – Какие шарики по величине? У нас большие или маленькие? – Можно шарики в ладошках покатать или нет? Можно спросить про цвет шариков)
Воспитатель за бабушку: - Нет. Это не колобок. А-а-а. (Плачет)
Воспитатель: - Да, бабушка, а это не твой колобок? Ребята, пойдемте искать колобок дальше.
Проводится подвижная игра «Песчинки»
Дети – песчинки. Воспитатель предлагает детям «рассыпаться» по всей группе. Подул ветер – дети начинают бегать, кружиться. Перестал дуть ветер – дети присели.
Выполнение 2 части развивающей игры.
Дети с воспитателем подходят к емкости с водой.
Воспитатель: - Посмотрите, дети, что это у нас здесь?
Дети: - Это вода.
Воспитатель: - Правильно. Это вода. Вот как много воды. Скажите, из чего состоит вода?
Дети: - Из капелек.
Воспитатель: - Правильно. Из капелек. Их много – много в воде. Послушайте стихотворение про капельку:
Я капелька, я капелька
Смешная, озорная.
Играю я с подружками
Веселая такая.
Воспитатель: - Потрогайте ручками, какая вода? Полейте водичку с ладошки на ладошку. (Помогаю вопросами при затруднении детей)
Дети: - Теплая, мокрая, льется.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, может колобок в воде спрятался?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Правильно, колобка в воде нет. Мы увидели, что колобка нет в воде. Вода прозрачная. Алиса, какая вода? Скажи, Миша, какая вода?
Воспитатель: - Правильно, вода прозрачная. И мы видим, что лежит в воде?
Дети: - Шарики.
Достаю один шарик показываю бабке.
Воспитатель: - Бабушка, может быть это твой колобок?
Воспитатель за бабушку: - Нет, это не колобок. А-а-а.
Воспитатель: - Будем искать дальше. Скажите, вы хотите быть капельками?
Дети: - Хотим.
Проводится подвижная игра «Соберем лужицу и ручеек»
Дети - капельки воды. Разлилась вода по всей группе – дети двигаются. На слова воспитателя «Получилась лужица» - дети берутся за руки и делают круг. На слова «Получился ручеек» - дети встают друг за другом и движутся за воспитателем.
После игры дети находят колобка около емкости с мокрым песком.
Воспитатель: - А вот и колобок нашелся. Бабушка, вот твой колобок.
Воспитатель за бабушку: - Какие молодцы, детки, нашли колобка. Спасибо вам.
6. Выполнение 3 части игры – эксперимента
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что стало с нашим песком, пока мы играли. Как вы думаете, каким стал песок? Потрогайте его ручками.
Дети: - Мокрый, холодный. (Помогаю вопросами, если затрудняются:
- Песок сухой или мокрый? – Он теплый или холодный?)
Воспитатель: - Попробуйте, сыпется ли сейчас песок?
Дети стараются сыпать песок с ладошки на ладошку.
Воспитатель: - Мокрый песок не сыпется, он не сыпучий. Что же можно делать из мокрого песка?
Дети: - Пирожки.
Воспитатель: - А давайте бабушке и колобку испечем по пирожку.
Дети: - Давайте.
Воспитатель: - Возьмите формочку, аккуратно насыплем туда песок совочком. Что у нас получилось?
Дети: - Пирожок.
Воспитатель: - Вот, бабушка, какие замечательные пирожки тебе сделали ребята.
Воспитатель за бабушку: - Спасибо вам, ребята, что помогли мне колобка найти и за пирожки. А теперь мне домой пора. До свидания.
Дети: - До свидания.
Бабка с колобком уходит.
Вытираем детям руки влажными салфетками.
7. Итог развивающей игры
Воспитатель: - Мы очень много сегодня узнали и многому научились. Нашли бабушке колобка. Молодцы Данила, Тимур, Алиса…..
Скажем гостям: - До свидания.