Поурочный план по обществознанию 6 класс
Цели:
обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения.
способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах.
создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности.
совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия,
коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении.
Оборудование: карточки с заданиями, Презентация.
Основные понятия: межличностные отношения, группа, общение, конфликт, межличностный конфликт.
Ход урока
I. Организационный момент.
УЧИТЕЛЬ
- На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.
План:
Будем называть слова.
Будем отвечать на вопросы.
Будем выполнять задания.
Сейчас речевая разминка.
II. Постановка цели и задач урока.
Определите тему урока. Для этого отгадайте, какие слова здесь зашифрованы.
л очевек дисре делюй
Расставьте их в нужной последовательности.
Тема: Человек среди людей.
Откройте учебник на стр. 3. «Оглавление».
Где Вы ещё видите такое же название? (Ответ: название Главы II).
Как Вы думаете, мы с Вами изучили эту главу или нет? (Ответ: да)
Значит, какова цель нашего урока?
Цель: обобщить знания по разделу «Человек среди людей».
III. Актуализация по теме.
И спользование технологии РКМ - развитие критического мышления «Понятийное колесо». Свое название она получила из–за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова – ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.
м ежличностные отношения | Человек с реди людей | общение |
| | |
группа | Конфликт | межличностный конфликт |
План:
1. Межличностные отношения.
2. Человек в группе.
3. Общение.
4. Конфликты в межличностных отношениях.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
УЧИТЕЛЬ Сейчас мы приступаем к выполнению задания.
Задание 1. Правильно произнеси слова, расставляя ударение.
Личность, межличностные отношения, группа, общение, конфликт, межличностный конфликт.
Работа сопровождается показом Презентации.
1. Межличностные отношения.
Что такое межличностные отношения?
Межличностные отношения – это связь человека с окружающими людьми. (Слайд)
Может ли человек обойтись без межличностных отношений?
К акие виды межличностных отношений Вы знаете? (Слайд)
На доске выходит одна ученица и читает
Задание 2. Ниже приведены примеры межличностных отношений различного уровня; распредели их в соответствующие колонки таблицы.
У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.
Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями.
Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.
Сидор и Александр всегда готовы прийти друг другу на выручку.
Глеб и Фёдор — одноклассники.
Мария и Клавдия сидят за одной партой.
Диана и Марина вместе идут домой после уроков.
Лариса и Артём делают уроки вместе.
Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.
Никита и Платон обмениваются марками.
Знакомство | Приятельство | Товарищество | Дружба |
| | | |
Юлия и Яна вместе проводят свободное время.
УЧИТЕЛЬ : Участниками, каких отношений являетесь Вы?
К акие стили межличностных отношений Вы знаете? (Слайд)
Задание 3. Определите стили межличностных отношений (личные или официальные):
а) друзья отправились вместе в кино _______________________________________________
б) учителя обсудили методы воспитания своих учеников на педагогическом совете
_______________________________________________________________________________
в) мама с дочерью обсуждали, как они будут отдыхать на праздничных каникулах___________
г) ученица 6-го класса советовалась с библиотекарем о том, какую литературу лучше почитать________________________________________________________________________
д) двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гулянья поссорились и начали драться___________________________________________________________________
е) президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров ___________
ж) учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой ____________________
з) родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю_________________________
и) учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка ________________________________________________________________________________
к) девочка в магазине обратилась к продавцу-консультанту за помощью ___________________
УЧИТЕЛЬ – К доске выйдет ___________ и она вам прочитает текст, внимательно слушаем. Прочитайте Ситуацию и ответьте на вопрос: Какие правила общения использовала Наташа?
ДЛЯ ОДНОЙ УЧЕНИЦЫ
Однажды во дворе многоэтажного дома шестилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. Девочка продолжила: «У вас найдётся две минутки, чтобы поговорить со мной?» «Конечно», — ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она очень любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, то поняла, что стала калекой».
Тут Наташа вынула из-за спины сломанную куклу.
«Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите, пожалуйста, моей кукле».
Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем- нибудь помочь вам?» — спросила она.
УЧИТЕЛЬ
Какие правила общения использовала Наташа?
Давайте вспомним правила общения. (Слайд)
3. Общение.
Перечислите виды общения.
УЧИТЕЛЬ – Ребята какие же правила общения использовала Наташа?
Задание 4.
Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.
Средства общения | |
речевого общения | неречевого общения |
| |
взгляд,
рассказ,
мимика,
жесты,
поза,
походка,
танец,
прикосновение,
комплимент,
цветы,
песня,
подарок,
движения,
поздравление в стихотворной форме.
Группа.
Что такое ГРУППА?
ГРУППА - ограниченная в размерах общность людей. (Слайд)
Какие группы людей ты знаешь? (Слайд)
Участником, каких групп одновременно ты являешься? (Слайд)
4. Конфликт
Задание 5.
Представьте, что Вам уже более сорока лет. У Вас не все ладится с работой, есть проблемы со здоровьем. Подумайте, как бы Вы повели себя в следующих обстоятельствах:
а) под Вашими окнами каждый вечер десять горластых мальчишек, сменяя друг друга, играют в футбол;
б) Ваш сын или дочь ежедневно по три часа сидит у телевизора, не радуя Вас своими успехами в учебе;
в) Вы ведете урок, а в классе стоит постоянный шум, и у большинства учеников на лицах написано: я делаю Вам подарок своим присутствием;
г) Вы приходите домой после работы очень уставшим, а никто из Ваших близких не пошевелился, чтобы убрать квартиру или помыть посуду.
Что может возникнуть между Вами и этими людьми? (Ответ: конфликт)
V. Итог урока.
1. Рефлексия.
Лист самооценки
Критерии | Показатели | Оценка успешности | |||
«Я» | себя чувствовал в процессе учения | было ли мне комфортно | с каким настроением я работал | доволен ли собой | 5 4 3 2 1 |
«Мы» | насколько достигли цели учения | работали дружно, слушали друг друга | у нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | у нас были затруднения, но мы справились с помощью учителя | 5 4 3 2 1 |
2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
3. Домашнее задание повторить
6