Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения»
Технологическая карта урока
Ход урока:
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ
- Сядьте все, ребята, ровно.
- Возьмите в руки ручку, откройте тетради, проверьте, правильно ли она лежит.
- Запишите число, классная работа.
- Проведем каллиграфическую минутку.
А) Каллиграфическая минутка Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие
Соберите слово из буквосочетаний.
Что получилось? (Предложение).
- Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
на, созрел, урожай, полях;
как, быстро, пролетело, лето;
небу, тучи, по;
наступает, красавица, весна;
- Что такое предложение?
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать над предложениями.
-Тема урока: СЛАЙД
Мы сегодня должны вспомнить:
- Какими бывают предложения.
Мы сегодня должны научиться:
- находить в тексте предложения разных видов;
- самостоятельно составлять такие предложения.
4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
-Скажите еще раз, что мы называем предложением? Предложения выражают законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу
-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложений?
-От чего зависит постановка знака в конце предложения? (от интонации и от цели).
- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в
третьих содержится просьба.
- Черепаха, унеси меня домой!
- А где ты живешь?
- Я живу в муравейнике.
- Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос. Как называется такое предложение? Какой знак ставится?
- Найдите предложение, в котором содержится просьба. Как оно называется? Какой знак ставится?
- Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают. Как оно называется? Какой знак ставится?
-Как вы понимаете сочетание «цель высказывания»?
-Как это можно сказать по-другому? (зачем я сказал, с какой целью)
-Какие цели ставят перед собой люди общаясь?
Хочу что-то сообщить
Хочу что-то спросить
Хочу призвать кого-то совершить действие
5.Работа с учебником: упр. 67, стр. 48
-Давайте прочитаем текст.
-Что это мы прочитали?
--Есть ли в тексте обращение? К кому обращается дочка? Папочка?
-Как мы выделяем обращение в тексте?
-Найдите в тексте вопросительные предложение. Восклицательные, повествовательное.
Сделайте вывод:
- Какие же бывают предложения по цели высказывания?
6. Словарная работа
ОБЛАКО – об- ла – ко – 6б., 6 зв., 3 гл., , 3 согл., 3 слога
- прочитать слово;
- как оно произносится?
- а как пишется?
- какую орфограмму мы должны запомнить?
Упр. 68, стр. 49
Физкультминутка
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания.
- Приведите свои примеры восклицательных предложений. …..
Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.
- Приведите свои примеры невосклицательных предложений. …..
7.Определение типа предложений по интонации и цели высказывания
-Подумайте и скажите, зачем нужны вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения?
(они передают наши чувства)
-Правильно, человек радуется и огорчается, о чем-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.
8. Работа у доски.
По интонации определить вид предложения, записать его, подчеркнуть знак препинания в конце предложения.
Любите ли вы играть?
Девочки играют в куклы, мальчики играют в футбол.
Как здорово быть ребенком!
9.Самостоятельная работа
-Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.
Ты был летом на море?
Мойте руки перед едой.
Сколько грибов в лесу!
10. Д/З упр.69, с.49.
11. ИТОГ, ОЦЕНКИ
- Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря, и мы не только вспомнили, какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.
Упражнение «МИКРОФОН»
-Продолжите фразу:
- Предложение – это…слова, связанные по смыслу.
- Предложение выражает….законченную мысль.
- По цели высказывания предложения бывают …
- В конце повествовательного предложения ставим …
- В конце вопросительного предложения ставим …
- В конце восклицательного предложения ставим …
Работа со стихотворением.
- Я прочитаю вам весёлые стихи, а вы постарайтесь определить тип предложений.
В О П Р О С И Т Е Л Ь Н О Е
Сейчас, когда приду домой,
Произнесёт их мама.
«Ты дрался, да?..
Ты что – немой?..
Ну что молчишь упрямо?
- Какое это предложение? (концовка содержит вопрос, значит оно вопросительное)
П О В Е СТ В О В А Т Е Л Ь Н О Е
Повествовать придётся мне,
И я скажу:
«Не дрался, не …
Свалился с дерева…»
В О С К Л И Ц А Т Е Л Ь Н О Е
Тут папа в комнату войдёт
Войдёт и скажет:
«Лоботряс!
Я проучу тебя сейчас!..»
-Что сказал папа и с какой интонацией?
- Какие знаки будут стоять в конце предложения?