Статья «Повышение качества развития речи у старших дошкольников c тяжёлыми нарушениями речи посредством технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича»
Повышение качества развития речи у старших дошкольников c тяжёлыми нарушениями речи посредством технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича
Буценко О.А., воспитатель
МАДОУ ДС №69 «Ладушки»
Специалисты утверждают: за последние десять лет уровень речевого развития детей заметно снизился. К сожалению, с каждым годом растёт и число детей, имеющих тяжёлые нарушения речи.
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте» [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования на первое место ставит индивидуальный подход к дошкольникам и игру, в которой происходит сохранение самоценности дошкольного детства. В нашем детском саду мы активно внедряет игровую технологию интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Развитие и обучение с использованием рассматриваемой технологией осуществляется через игровые ситуации. Игры способствуют более эффективной коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Для дошкольников с речевой патологией характерны низкая работоспособность, быстрая утомляемость, низкая познавательная активность, нарушение эмоциональной сферы, процесса развития психических процессов, слабость моторики рук. Наблюдается общая моторная неловкость и недостаточная координация движений, а также нарушение их ритма и темпа. Кроме того, у детей наблюдается пассивность, замкнутость, неуверенность, обидчивость, отсутствие умения общаться в играх, детских сообществах, что влечёт за собой низкую коммуникативную направленность речи. Таким образом, у данной категории воспитанников наблюдаются тесное переплетение проблем речевого и социально- коммуникативного развития.
Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича – это находка для педагогов, работающих с дошкольниками. Данная методика предполагает включение детей в проблемные игровые ситуации, они вместе осуществляют совместный поиск решения проблемы. Эффективно решают вопросы взаимодействия и коммуникации, тренируют мелкую моторику рук, развивают пространственные представления, совершенствуют речь и психические процессы при этом дети меньше утомляются, исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала.
Основные функции игры в коррекционном процессе: коммуникативная, социальная, развивающая, игротерапевтическая и диагностическая. В ходе внедрения в практику игровой технологии, нами была продумана система работы – модель включения технологии В.В. Воскобовича в коррекционную работу по преодолению тяжёлых нарушения речи у старших дошкольников. Модель включала развитие всех сторон речи – звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи, фонематических процессов. Развитие психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения и мелкой моторики рук.
По каждому направлению модели были подобраны и приобретены в группу игровые комплексы В.В. Воскобовича: Коврограф «Ларчик», развивающая предметно-игровая среда «Фиолетовый лес», «Логовкладыши», Кораблики «Плюх-Плюх» и «Брызг-Брызг», «Фонарики» «Теремки Воскобовича», «Шнуры-затейники», «Игровизоры». Совместно с родителями на мастер-классе изготовили пособия «Яблонька», «Ромашка», «Нетающие льдинки озера Айс».
Коврограф «Ларчик» – отличное пособие для коррекционной работы, его можно использовать как в индивидуальной, самостоятельной работе с детьми, так и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. В своей практике мы используем, как своеобразную демонстрационную доску с множеством многофункциональных приложений и наборов, так необходимых для детей с нарушениями речи.
Работа с «Коврографом «Ларчик», «МиниЛарчиком», как и реализация технологии в целом выстроена на построении и использовании в работе с детьми «длительных» и «быстрых» сказок. «Длительные» сказки и «завязаны» на одной игре, например, сказка «День рождения слонёнка «Ляп-ляп». А начинаться она может так: у слонёнка «Ляп-ляп» день рождения он решил пригласить своих друзей, а чтобы им было интересно и весело. Слон «Лип-Лип» решил устроить яркое, необычное день и интересное день рождения… Давайте подумаем какое? Дети вместе со взрослым начинают вести диалог, придумывать сюжет день рождения со взрослыми задачами по следующему алгоритму:
«Взрослая» задача (цель), у каждого педагога есть цель, которую он решает в ходе совместной деятельности с детьми.
Выбор образа («Лип-Лип», «ПаВлин» и т.д
Построение сюжета (пошли в лес, посадили клумбу и т.д.). Сюжет строится в зависимости от поставленных педагогом задач.
Проблемная ситуация (строится от ребёнка)
Разрешение проблемной ситуации (решается ребёнком, всё визуализируется).
Проверка выполнения «взрослой» задачи.
Ребёнок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, путешествуя по полю вместе со сказочными героями, он «проживает» таинственные и весёлые сказочные приключения, преодолевает с героями различные препятствия, добивается успеха. Ребёнок словно описывает свой путь и ищет решение, возникающих проблемных ситуаций у него активно развивается связная речь, мелкая моторика рук. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает речевые и интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.
В образовательную деятельность включались различные игры на «Коврографе Ларчике» и «Мини-Ларчике», способствующие коррекции и развитию речи воспитанников:
- игры на автоматизацию звуков: «Шагалки», «Лабиринт».
- игры на развитие фонематических процессов: «Прятки», «Слоговые дорожки», «Составь слово», «Звуковозик»;
- игры на развитие лексико-грамматических категорий: «Подбери слово», «Машина», «Чего не стало», «Найди и посчитай», «Подбери действие», «Какой, какая, какое», «Найди игрушку и составь предложение»; «Зоопарк», «Четвёртый лишний» и др.;
- игры на развитие связной речи: «Начни предложение», «Придумай картинку с героями и составь предложение», пересказ текста, составление различных рассказов, придумывание историй, сказок, заучивание стихов.
Трансформируемая развивающая среда «Фиолетовый лес» эффективна в работе с дошкольниками. Ребёнок погружается в сказку, которую мы ему рассказываем, путешествует по необыкновенному фиолетовому лесу, встречает сказочных героев: например находит «Чудо-квадрат», «Нетающие льдинки озера Айс». Воспитанники, играя с пособиями, превращают квадрат, то в домик, то в зверя, пересказывают сказочную истории, придумывают описательный рассказ, доказывают правильность своих решений. Путешествуя дальше, ребёнок встречает «Чудо-крестики», в которых детали мозаики превращаются в то что задумал педагог или дети, а также автоматизируются поставленные звуки, формируются навыки звукового анализа и синтеза, закрепляются названия геометрических фигур, выделяются структурные элементы геометрических фигур: вершина, угол, сторона. На пути попадается «Яблонька». С помощью этого пособия дети придумывают слоги, слова, продевают шнуры в необходимые буквы, читают их, тренируют навыки чтения, составления слов.
Подборка игр по развитию речи в Фиолетовом лесу:
- формирование словаря: «Кто больше назовёт действий», «Путешествие по Фиолетовому лесу», «Придумай красивые слова» и др.
- игры на развитие лексико-грамматических категорий: «День-ночь», «Придумай новое слово», «Измени слово», «Прятки», «Кто с кем», «Дерево родственных слов» и др.
- игры на развитие связной речи: «Сказочники», «Придумай загадку», «Отгадай загадку».
Использование в нашей практике корабликов «Плюх-плюх» и «Брызг-брызг» с целью развития речи – это различные игры: «Подбери слово», «Какой, какая, какое?». Дети с помощью взрослых закрепляли математические представления, решали логические и пространственные задачи, учились делать звуко-буквенный анализ.
Игровое обучение детей старшего дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» – это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета. В сюжеты методических сказок подходит система заданий, упражнений, вопросов. Ребенок слушает сказку и по ходу сюжета выполняет задания. Постоянное и постепенное усложнение игр от простого к сложному. В результате такого подхода развиваются все стороны речи, особенно связная речь, а также и неречевые психические процессы. Такой подход позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в любой игре добиваться того или иного результата.
Использованная литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования http://base.garant.ru/70512244/
Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие / под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017, – 288 с.:ил.
Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Методическое пособие / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М.Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО Развивающие игры Воскобовича», 2017, – 176 с.: 4 цв.вкл.
Коновалова Елена Валерьевна