Повышение мотивации на уроках истории через активные формы учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Повышение мотивации на уроках истории через активные формы учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют свою специфику в обучении. Она касается особенностей восприятия учебного материала, организации учебно-воспитательного процесса и многого другого. У большинства школьников отсутствует интерес к учению, снижено внимание, легко отвлекаются и быстро устают. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к данному предмету.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Часто мотивация рассматривается преподавателями только как фактор, вызывающий у обучающихся с умственной отсталостью интерес к теме, создающий положительную, эмоциональную атмосферу. Вместе с тем необходимо, чтобы мотивация была связана с актуализацией определенных знаний и умений учащихся.
Традиционный урок не всегда вызвать интерес у обучающихся с умственной отсталостью, но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которые повышают интерес, речевую культуру, обогащают активный и пассивный словарь, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках обучающиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Что нужно сделать учителю, чтобы обучающиеся с нарушением интеллекта заинтересовались изучением истории нашей Родины?
1. Внедрение современных технологий и методов обучения в образовательный процесс.
2. Использование нетрадиционных форм и методических приёмов, которые влияют на формирование мотивации.
Работая в данном направлении, пришла к мнению, что использование современных технологий активно повышает положительную мотивацию обучающихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Особенно хорошо зарекомендовали информационно-компьютерные технологии.
Применение информационно-компьютерных технологий на уроках истории даёт свои положительные результаты:
1. Первое и самое главное - это повышение мотивации к изучению истории. Узнать что-то новое не из привычного рассказа учителя или статьи учебника, а с помощью современных технических средств – это привлекает обучающихся и помогает им концентрироваться на изучаемом материале.
2. Расширение кругозора. Использование различных видеоматериалов, материалов из сети Интернет способствуют более качественному формированию исторических представлений: обучающиеся могут увидеть, чем и как торговали во времена древних славян, как проходил суд во времена Ярослава Мудрого, посмотреть на токарного мастерского Петра I и сравнить её со школьной мастерской. Эта информация даёт дополнительный материал, который используется в беседе или при выполнении самостоятельной работы, обогащает и активизирует словарь, даёт дополнительные возможности для коррекции памяти, внимания, воображения, мышления.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-викторины («Великие преобразования России в первой половине XVIII веке» в 8 классе.), урока – путешествия («Москва – столица Российского государства»), урока-дискуссии («Начало Великой Отечественной войны» в 9 классе) – это мощный стимул в обучении и воспитании, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
Чтобы урок был плодотворным (с учётом индивидуального подхода) я применяю следующие методические приёмы.
В начале урока создаю «ситуацию на успех». Стараюсь уделить внимание каждому обучающемуся, похвалить за каждый новый, пусть даже незначительный результат. Нужно всегда помнить, что ты учитель и вести себя корректно, приходить на помощь к ребенку.
Мне нравится на уроках использовать проблемно - развивающие задания, потому-то, они побуждают обучающих мыслить, не только используя свой социальный опыт, но и пополнять его.
Игра на уроке истории является эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению. На уроках применяю элементы деловой игры, ролевые игры и дидактические игры, игры приучающие обучающихся правильно ставить вопросы, оперировать информацией. Это: «Отгадай термин», «Отгадай героя», «Словарное лото», «Хронологическое лото»; игры, позволяющие эффективно повторить пройденный материал, развивающие оперативность мышления и памяти, способность слушать другого человека: «Продолжи рассказ», «Текст с ошибками», «Рассказ наоборот» и т.п.
Применяю игровые упражнения.
1.На берег выбросило бутылку с посланием человека, потерпевшего крушение. Ученики читают послание путешественника и определяют, о ком идет речь (используют историческую карту и учебник).
2.Предлагаю ребятам "плодотворно" подготовиться к контрольной работе - составить шпаргалки, а на следующем уроке воспользоваться ими, озвучивая в слух.
Моделирование известных битв (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, Стояние на реке Угре, Полтавская битва), древнерусской крепости, княжеского подворья.
Вывод. Использование на уроках истории современных технологий, активных методов и приёмов обучения постепенно помогают умственно отсталым обучающимся преодолевать их недостатки в психофизическом и интеллектуальном развитии.