12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Майорова Мария Александровна605
По образованию учитель географии и биологии, по призванию - педагог. Люблю путешествовать и заниматься активным туризмом. Занимаюсь военно-патриотическим воспитание подрастающего поколения. Имею художественное образование и диплом "менеджмент управления".
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Практические работы в курсе географии 10 – 11 классов


Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее меняющимся потребностям и активно влияет на ее состояние. Именно образование реагирует на решение как национальных, так и общемировых проблем, оно оказывает влияние на развитие интеграционных и дезинтеграционных тенденций, поддерживает или, напротив, тормозит их, упреждая развитие событий, способствует духовному единению и взаимопониманию людей, так как напрямую связано с развитием личности человека, формированием его духовных и нравственных ценностей.

География, как история и литература, несет колоссальную мировоззренческую нагрузку, в том числе в деле преодоления таких кризисных явлений, как зафиксированный социологами глубокий кризис российской идентичности.

Значение географии определяется:

пониманием современного мира как многоликого, но единого, неделимого;

осмыслением места России в мире, осознанием включенности каждого в жизнь своей страны;

формированием географического мышления, которое дает возможность видеть объекты и явления в тесной связи и взаимозависимости от времени и пространства;

реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечении» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека;

формированием географических образов территории.

Главной составной частью школьной географии была и остается практическая направленность. Она выражена особым вниманием к формированию специфических для географии умений и навыков в тесном единстве с системами теоретических и эмпирических знаний.

Большую роль в реализации практических методов играют практические работы. Практическая работа – это форма организации учения школьников, один из видов учебной деятельности школьников. Практические работы включаются в учебные программы и проводятся, как правило, после изучения темы или раздела курса. Различают обучающие практические работы, выполняемые под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, показывает образец их выполнения и дает задание, предусматривающее воспроизведение действий и их закрепление по ходу выполнения тренировочных практических работ. Тренировочные работы нацелены на закрепление и совершенствование умений, часть из которых может перейти в навык, т.е. автоматизированное действие, выполняемое под контролем внимания. С целью контроля за тем, как учащиеся овладели необходимыми умениями, проводят итоговые практические работы, задания которых рассчитаны на перенос действий в условия, сходные с обучающими. При этом хорошо успевающим учащимся целесообразно предлагать перенос действий в новые условия, в новую для них ситуацию. По мере овладения соответствующими навыками учащиеся могут проводить практические работы самостоятельно, работы приобретают исследовательский характер.

В старшей школе практические работы подводят итоги деятельности школьников за все годы изучения географии. Рассмотрим несколько практических работ по различным темам 10 = 11 классов.







Практическая работа № 1

Географическая карта. Географическая номенклатура.

Географическая карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Географическая номенклатура – это список географических объектов, который необходимо знать учащимся по той или иной теме.


Цели работы:

Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.

Оценить умение работы с географической картой и контурной картой и фрагментами карт.


Последовательность выполнения работы.

1. Теоретическая часть: географическая карта, значение географических карт, высказывания о географических картах.

О языке карты писали многие географы и картографы. В первую очередь это относится к Н.Н. Баранскому, который подчеркивал, что карта, наряду с текстом, является как бы «вторым языком» географии, подобно тому как чертеж вторым языком геометрии и что «от карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается».

Особенно важно заметить, что Н.Н. Баранский прямо связывал овладение языком карты с географическим мышлением, ибо географически мыслит тот, кто привык «класть на карты» свои суждения.

2. Практическая часть:

определение географических координат объектов;

работа со шкалой глубин и высот;

определение расстояний, направлений на географических картах;

на контурной карте России подписать названия государств, с которыми граничит Российская Федерация;

с помощью географической карты сравнить две территории по различным признакам (рельеф, внутренние воды) по типовому плану;

определение по фрагментам географической карты страны мира;

работа с географической номенклатурой: нахождение объектов на географической карте.



Практическая работа №4

Понятие ресурсообеспеченность.

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Оно выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.

Природные ресурсы – совокупность объектов, пригодных для использования человеком.

Цель работы: проверить и оценить умение анализировать экономические карты, статические материалы, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы:

используя различные источники географических знаний, оценить природные ресурсы различных стран мира;

на основе анализа карт, таблиц, текста учебников, статистических материалов учиться составлять характеристику ресурсообеспеченности отдельных стран; оформить результаты работы в табличной и знаковой формах;

сделать выводы о ресурсообеспеченности стран.


Показатели

Страны(например)

Канада

Афганистан

Италия

Минеральные ресурсы:

А) рудные

Б) нерудные

В) топливные




Земельные ресурсы




Водные ресурсы




Лесные ресурсы




Рекреационные ресурсы






Практическая работа №5

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Демографический взрыв – феномен быстрого роста населения в странах расширенным типом воспроизводства населения.

Демографический кризис – естественная убыль населения.

Демографическая политика – это система мер (административных, экономических, пропагандических и др.), направленных на регулирование процесса воспроизводства населения.


Цель работы:

Получить знания об особенностях демографической политики в разных странах и регионах мира.

Проверить и оценить умение анализировать экономические карты, статистический материал, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.


Последовательность выполнения работы:

Проанализировать текст учебника о демографической ситуации мира.

Определить демографическую политику для стран с I типом воспроизводства населения и для стран со II типом воспроизводства населения.

Оформить результаты работы в виде таблице.


Показатели

I тип воспроизводства населения

II тип воспроизводства населения

1. Рождаемость



2. Смертность



3. Естественный прирост



4. «Формула воспроизводства»



5. Возрастной состав



6. Регионы



7. Страны (5 примеров)



8. Проводимая демографическая политика





Практическая работа №6

Характеристика городов мира


Город - ? Единого для всех стран понятия не существует. Так, например:

в России – это населенный пункт с численностью населения более 12 000 человек, 85% которых заняты в производственной сфере;

в Дании, Швеции, Финляндии к городу относится поселение с числом жителей более 200 человек;

в Канаде, Австралии – свыше 1 000 человек;

в ФРГ и Франции – свыше 2 000 человек;

в США, Мексике – свыше 2 500 человек;

в Индии, Иране – свыше 5 000 человек;

в Швейцарии, Малайзии – свыше 10 000 человек;

в Нигерии – свыше 20 000 человек;

в Японии – свыше 30 000 человек;

в Южной Корее – 40 000 человек.


Цель работы:

Используя различные источники географической информации, выявить характерные, уникальные особенности городов мира и определить их значение для планеты. (Виктор Гюго писал:«Вселенная без города – это словно тело без головы»)

Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для составления характеристики.


Последовательность выполнения работы.

Проанализировать определения понятия «город»

Разработать план характеристики города и охарактеризовать выбранный город по этому плану, используя различные источники географической информации.

Оформить работу в творческой форме (реферат, презентация)


План характеристики города:

Географическое положение (материк, часть света, страна, часть страны, значимые географические объекты вблизи города).

Численность населения.

Дата образования.

Функции города.

Планировка (план-схема)

Главные памятники культуры и архитектуру; памятники культурного наследия.

Экономическое «лицо» города.

Развитие транспортной сети.

Знаменитые люди города.

Значение города в жизни страны, региона.

Высказывания знаменитых людей о городе. Например:

«Лондон! Величественные ансамбли

Проступают в туман и нагор.

У залива Виндзор гвардейские сабли

Светят площадь Трафальгар»

(И.Л. Сельвинский)

«Гляжу в окно сквозь воздух мглистый,

Прозрачна Сена... Тюильри...

Монмартр и синий, и лучистый,

Как желтый жемчуг – фонари.

Хрустальный хаос серых зданий...

И аромат воспоминаний...»

(М.А. Волошин)

«В ночи лазурной почивает Рим.

Взошла луна и овладела им,

И спящий град, безлюдно-величавый,

Наполнила своей безмолвной славой...»

(Ф.И. Тютчев)




Используемая литература:


Бабурин, В. Л., Мазуров, Ю. Л. Географические основы управления: Курс лекций по экономической и политической гео­графии: учеб. пособие. - М.: Дело, 2000.


Задачи по географии: пособие для учителей / под ред. А. С. Наумова. - М: МИРОС, 1993.


Штин, А.М. Опыт в практику Тема: «Формирование самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии» [Электронный ресурс]/ А.М.Штин. – Мультиурок, Режим доступа - https://multiurok.ru/index.php/files/opyt-v-praktiku-tema-formirovanie-samostoiatelnost


Муромцева А. К., Эрфурт Л. Г, Значение высшего образования для формирования современного общества/ А.К. Муромцева// Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Россия молодая», 2017 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.