Практические работы для курса географии в 10–11 классах
Практические работы в курсе географии 10 – 11 классов
Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее меняющимся потребностям и активно влияет на ее состояние. Именно образование реагирует на решение как национальных, так и общемировых проблем, оно оказывает влияние на развитие интеграционных и дезинтеграционных тенденций, поддерживает или, напротив, тормозит их, упреждая развитие событий, способствует духовному единению и взаимопониманию людей, так как напрямую связано с развитием личности человека, формированием его духовных и нравственных ценностей.
География, как история и литература, несет колоссальную мировоззренческую нагрузку, в том числе в деле преодоления таких кризисных явлений, как зафиксированный социологами глубокий кризис российской идентичности.
Значение географии определяется:
пониманием современного мира как многоликого, но единого, неделимого;
осмыслением места России в мире, осознанием включенности каждого в жизнь своей страны;
формированием географического мышления, которое дает возможность видеть объекты и явления в тесной связи и взаимозависимости от времени и пространства;
реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечении» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека;
формированием географических образов территории.
Главной составной частью школьной географии была и остается практическая направленность. Она выражена особым вниманием к формированию специфических для географии умений и навыков в тесном единстве с системами теоретических и эмпирических знаний.
Большую роль в реализации практических методов играют практические работы. Практическая работа – это форма организации учения школьников, один из видов учебной деятельности школьников. Практические работы включаются в учебные программы и проводятся, как правило, после изучения темы или раздела курса. Различают обучающие практические работы, выполняемые под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, показывает образец их выполнения и дает задание, предусматривающее воспроизведение действий и их закрепление по ходу выполнения тренировочных практических работ. Тренировочные работы нацелены на закрепление и совершенствование умений, часть из которых может перейти в навык, т.е. автоматизированное действие, выполняемое под контролем внимания. С целью контроля за тем, как учащиеся овладели необходимыми умениями, проводят итоговые практические работы, задания которых рассчитаны на перенос действий в условия, сходные с обучающими. При этом хорошо успевающим учащимся целесообразно предлагать перенос действий в новые условия, в новую для них ситуацию. По мере овладения соответствующими навыками учащиеся могут проводить практические работы самостоятельно, работы приобретают исследовательский характер.
В старшей школе практические работы подводят итоги деятельности школьников за все годы изучения географии. Рассмотрим несколько практических работ по различным темам 10 = 11 классов.
Практическая работа № 1
Географическая карта. Географическая номенклатура.
Географическая карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
Географическая номенклатура – это список географических объектов, который необходимо знать учащимся по той или иной теме.
Цели работы:
Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.
Оценить умение работы с географической картой и контурной картой и фрагментами карт.
Последовательность выполнения работы.
1. Теоретическая часть: географическая карта, значение географических карт, высказывания о географических картах.
О языке карты писали многие географы и картографы. В первую очередь это относится к Н.Н. Баранскому, который подчеркивал, что карта, наряду с текстом, является как бы «вторым языком» географии, подобно тому как чертеж вторым языком геометрии и что «от карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается».
Особенно важно заметить, что Н.Н. Баранский прямо связывал овладение языком карты с географическим мышлением, ибо географически мыслит тот, кто привык «класть на карты» свои суждения.
2. Практическая часть:
определение географических координат объектов;
работа со шкалой глубин и высот;
определение расстояний, направлений на географических картах;
на контурной карте России подписать названия государств, с которыми граничит Российская Федерация;
с помощью географической карты сравнить две территории по различным признакам (рельеф, внутренние воды) по типовому плану;
определение по фрагментам географической карты страны мира;
работа с географической номенклатурой: нахождение объектов на географической карте.
Практическая работа №4
Понятие ресурсообеспеченность.
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Оно выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.
Природные ресурсы – совокупность объектов, пригодных для использования человеком.
Цель работы: проверить и оценить умение анализировать экономические карты, статические материалы, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.
Последовательность выполнения работы:
используя различные источники географических знаний, оценить природные ресурсы различных стран мира;
на основе анализа карт, таблиц, текста учебников, статистических материалов учиться составлять характеристику ресурсообеспеченности отдельных стран; оформить результаты работы в табличной и знаковой формах;
сделать выводы о ресурсообеспеченности стран.
Показатели | Страны(например) | ||
Канада | Афганистан | Италия | |
Минеральные ресурсы: А) рудные Б) нерудные В) топливные | | | |
Земельные ресурсы | | | |
Водные ресурсы | | | |
Лесные ресурсы | | | |
Рекреационные ресурсы | | | |
Практическая работа №5
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Демографический взрыв – феномен быстрого роста населения в странах расширенным типом воспроизводства населения.
Демографический кризис – естественная убыль населения.
Демографическая политика – это система мер (административных, экономических, пропагандических и др.), направленных на регулирование процесса воспроизводства населения.
Цель работы:
Получить знания об особенностях демографической политики в разных странах и регионах мира.
Проверить и оценить умение анализировать экономические карты, статистический материал, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.
Последовательность выполнения работы:
Проанализировать текст учебника о демографической ситуации мира.
Определить демографическую политику для стран с I типом воспроизводства населения и для стран со II типом воспроизводства населения.
Оформить результаты работы в виде таблице.
Показатели | I тип воспроизводства населения | II тип воспроизводства населения |
1. Рождаемость | | |
2. Смертность | | |
3. Естественный прирост | | |
4. «Формула воспроизводства» | | |
5. Возрастной состав | | |
6. Регионы | | |
7. Страны (5 примеров) | | |
8. Проводимая демографическая политика | | |
Практическая работа №6
Характеристика городов мира
Город - ? Единого для всех стран понятия не существует. Так, например:
в России – это населенный пункт с численностью населения более 12 000 человек, 85% которых заняты в производственной сфере;
в Дании, Швеции, Финляндии к городу относится поселение с числом жителей более 200 человек;
в Канаде, Австралии – свыше 1 000 человек;
в ФРГ и Франции – свыше 2 000 человек;
в США, Мексике – свыше 2 500 человек;
в Индии, Иране – свыше 5 000 человек;
в Швейцарии, Малайзии – свыше 10 000 человек;
в Нигерии – свыше 20 000 человек;
в Японии – свыше 30 000 человек;
в Южной Корее – 40 000 человек.
Цель работы:
Используя различные источники географической информации, выявить характерные, уникальные особенности городов мира и определить их значение для планеты. (Виктор Гюго писал:«Вселенная без города – это словно тело без головы»)
Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для составления характеристики.
Последовательность выполнения работы.
Проанализировать определения понятия «город»
Разработать план характеристики города и охарактеризовать выбранный город по этому плану, используя различные источники географической информации.
Оформить работу в творческой форме (реферат, презентация)
План характеристики города:
Географическое положение (материк, часть света, страна, часть страны, значимые географические объекты вблизи города).
Численность населения.
Дата образования.
Функции города.
Планировка (план-схема)
Главные памятники культуры и архитектуру; памятники культурного наследия.
Экономическое «лицо» города.
Развитие транспортной сети.
Знаменитые люди города.
Значение города в жизни страны, региона.
Высказывания знаменитых людей о городе. Например:
«Лондон! Величественные ансамбли
Проступают в туман и нагор.
У залива Виндзор гвардейские сабли
Светят площадь Трафальгар»
(И.Л. Сельвинский)
«Гляжу в окно сквозь воздух мглистый,
Прозрачна Сена... Тюильри...
Монмартр и синий, и лучистый,
Как желтый жемчуг – фонари.
Хрустальный хаос серых зданий...
И аромат воспоминаний...»
(М.А. Волошин)
«В ночи лазурной почивает Рим.
Взошла луна и овладела им,
И спящий град, безлюдно-величавый,
Наполнила своей безмолвной славой...»
(Ф.И. Тютчев)
Используемая литература:
Бабурин, В. Л., Мазуров, Ю. Л. Географические основы управления: Курс лекций по экономической и политической географии: учеб. пособие. - М.: Дело, 2000.
Задачи по географии: пособие для учителей / под ред. А. С. Наумова. - М: МИРОС, 1993.
Штин, А.М. Опыт в практику Тема: «Формирование самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии» [Электронный ресурс]/ А.М.Штин. – Мультиурок, Режим доступа - https://multiurok.ru/index.php/files/opyt-v-praktiku-tema-formirovanie-samostoiatelnost
Муромцева А. К., Эрфурт Л. Г, Значение высшего образования для формирования современного общества/ А.К. Муромцева// Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Россия молодая», 2017 г.