Дополнительная общеобразовательная программа для детей подготовительной группы «Права ребёнка»

2
0
Материал опубликован 22 October 2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83» г. Чебоксары







Дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности

«Права ребенка»

для детей подготовительной группы

(срок реализации 1 год)









Выполнила:

Бахмацкая Елена Александровна

воспитатель 1квалификационной категории

elena151.com@gmail.com






Чебоксары 2019


Изучая права, мы получаем возможность жить

и поступать по справедливости.”

Г. Лихтенберг


Пояснительная записка

Рождение ребенка, его социально-нравственное развитие и приобщение к общественно полезной деятельности всегда являлись насущными заботами семьи, общества и государства, от эффективного решения этих задач во многом зависит как семейное, так общественное и государственное благополучие.

Развитие детей в любви и обеспеченности, получение ими гарантированного образования и необходимой правовой защиты свидетельствуют о нравственном здоровье общества и социально-правовой направленности государственной политики.

Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности.

Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Необходимость усиленной заботы о несовершеннолетнем определена рядом характерных для него специфических особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью.

Как защитить себя? К кому обратиться за помощью? Как себя повести в той или иной ситуации? Как не навредить себе своим действиями? - Чаще всего дошкольники этого не знают!

В связи с этим возникает необходимость внедрения правового образования. Детям важно знать о роли и значении права в их жизни и уметь защищать себя, отстаивая свои права. Но так же необходимо помнить, что есть не только права, но и обязанности и ребенок несет ответственность за свои действия и поступки.

Защита детей, их воспитание составляют важнейшую функцию государственной деятельности, основанной на эффективном правовом регулировании данной области общественных отношений.

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разработана в соответствии с:

- «Законом об образовании в Российской Федерации» (Принят 29 декабря 2012 года N 273 -ФЗ);

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 15. мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);

- Приказом Минобразования Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155;


Актуальность темы

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.

ПРАВА РЕБЕНКА (Rights of children) – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.


Цели и задачи

Цель: создание условий для формирования у детей и родителей представлений о правах ребенка.

Задачи:

Развивающие:

- формирование у детей и родителей понятийного аппарата то теме «Права ребенка»;

- развитие правового мировоззрения и коммуникативных навыков у детей и родителей;

- развитие коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;

- развитие положительного отношения ребенка к себе и другим людям.

- формирование у дошкольников правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей;

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов;

Воспитательные:

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правам другого человека; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Образовательные:

- систематизация практического опыта у детей и родителей по правовому воспитанию;

- знакомство детей и родителей с основными положениями «Конвенции о правах ребенка» средствами игровой деятельности;

- вовлечение родителей в организованную образовательную деятельность с учетом интересов и потребностей каждой семьи;

-обогащение детско-родительских отношений опытом ведения споров, дискуссий;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста.

 Педагогические приемы, формы и способы: дидактические игры и упражнения, сказкотерапия, игротератия, здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, ИКТ – технологии.

Данные формы и приемы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников группы «Звездочка», а также с учетом интересов и потребностей конкретных семей. Использование выше указанных форм и способов максимально способствует достижению поставленной цели и созданию социальной ситуации развития каждого ребенка путем непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность. Реализация данных видов деятельности формирует положительное отношение родителей к ДОО.


Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми

Программа рассчитана на 1 год.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня.

Общее количество занятий в год -35.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Возраст детей 6-7лет.

Время занятий 25-30 мин.

Основные принципы работы с детьми:

Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к более сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов деятельности).


Ожидаемые результаты:

Родители являются заинтересованными активными партнерами в изучении детьми прав и обязанностей ребенка.

У участников проекта сформированы коммуникативные навыки продуктивного общения на основе совместной деятельности.

Эффективная социализация детей средствами используемых технологий.

Повышение компетентности родителей в вопросах современного образования.

Расширение представлений у детей об их правах и обязанностях.

Повышение активности родителей и детей в самостоятельном изучении Конвенции «О правах ребенка».

Дальнейшее формирование положительного отношения родителей к ДОО.

 Средства диагностики:

- Анализ анкет учащихся «Нарисуй свои права»

- Анкетирование родителей «Что я знаю о правах своего ребенка».

- Отзывы родителей.

Технологии:

- Игровое обучение

- Педагогика сотрудничества 

Методы:

- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

- Практический 

Формы:

- Индивидуальные

- подгрупповые

- групповые.

Средства:

- лэпбук «Права сказочных героев», 

- презентация «Права детей»,

- карточки «Мои права»,

- интерактивная игра «Твои права»,

- знаки «Права ребенка»,

- буклет для родителей «Все о правах наших детей»,

- магнитная доска,

- мультимедийное оборудование,

- фрагменты мультфильмов,

- контуры цветов и смайлики для рефлексии.


Перспективное тематическое планирование занятий

Месяц: сентябрь

п/п

Тема занятия

Методы и приемы организации образовательной деятельности

Цели занятия

1

Конвенция о правах ребенка

Беседа

Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами.

2

Право на жизнь


Просмотр видеосказки «Красная Шапочка»

Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни.

3

Право на имя


Речевая игра - загадки

Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя» - знакомство с происхождением имён.

Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.

4

Что означают наши имена?


Словесные игры

Формировать умение называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятием «отчество». Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.




Месяц: октябрь

п/п

Тема занятия

Методы и приемы организации образовательной деятельности

Цели занятия

1

Право не разлучаться с родителями


Игровая ситуация

Формировать уважительное отношение к семье, правам членов семьи и окружающих людей

2

Право на образование


Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик»

Расширить знания дошкольников о праве на образование.

3

Право на медицинское обслуживание


Просмотр видеосказки «Айболит»


Расширить знания школьников о праве на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

4

«Спасатели»

Сюжетно-ролевая игра

Формировать ценность человеческой жизни и то, что каждый человек имеет право на помощь и спасение в трудной ситуации.


Месяц: ноябрь

п/п

Тема занятия

Методы и приемы организации образовательной деятельности

Цели занятия

1

Право на защиту от эксплуатации (тяжелого труда)


Игровая ситуация

Уточнить представления школьников о понятиях “непосильный труд”, “самообслуживание”, “эксплуатация детского труда”. Формировать осознание того, что труд является главным источником материальных благ.

2

Право говорить на родном языке

Виртуальная экскурсия

Формировать представление о праве человека говорить на родном языку; воспитывать уважительное отношение к другим национальностям.

3

Равноправие детей 

Проблемная ситуация

Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

4

Право на достойный уровень жизни 

Чтение сказки «Крошечка – Хаврошечка»

Формировать представление о праве на достойный уровень; воспитание терпимости и толерантности.


Месяц: декабрь

п/п

Тема занятия

Методы и приемы организации образовательной деятельности

Цели занятия

1

Право на свободное выражение мысли 

Просмотр видеосказки «Новое платье короля»


Расширять знания учащихся о том, что означает слово “мнение”, учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других людей.

2

«Сказка наизнанку»

Игра-драматизация

Воспроизвести определённую ситуацию из жизни или сказки (либо придумать собственную историю), закреплять правовые знания.

3

Права ребенка

Интерактивная игра

Учить детей замечать нарушения прав человека.

4

Мои права

Рисование

Обобщать полученные знания, развивать мелкую моторику.


Месяц: январь

п/п

Тема занятия

Методы и приемы организации образовательной деятельности

Цели занятия

1

Право на отдых

Чтение пословиц и поговорок о труде

Расширить знания детей о праве на отдых.


2

«Туристы»

Подвижные игры

Закреплять знания о праве на отдых, учить отдыхать совместно; воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

3

Право знать о своих правах

Рассматривание дидактических картинок

Обобщить, систематизировать и закрепить знания о правах ребенка, полученные на занятиях, подчеркнуть значение знания своих прав.


Месяц: февраль

п/п

Тема занятия

Методы и приемы организации образовательной деятельности

Цели занятия

1

Право на неприкосновенность жилища


Инсценировка «Три поросенка»

Формировать представление о праве человека на свое имущество; учить цивилизованно отстаивать это право.

2

Право на семью


Просмотр видеосказки «Снегурочка»


Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о механизме защиты прав ребенка.

3

Право на проживание в семье 

Чтение сказки «Гадкий утенок»

Формировать коммуникативные навыки; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

4

Путешествие по сказкам

Тематическое развлечение

Способствовать развлечению дошкольников, закрепление полученных знания из правовой сферы.


Месяц: март

п/п

Тема занятия

Методы и приемы организации образовательной деятельности

Цели занятия

1

Телефон доверия

Игровая ситуация

Знакомить детей с «телефоном доверия для детей», формировать навыки социального общения.

2

Право на защиту от всех видов насилия

Чтение сказки «Гадкий утенок

Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия.

3

Что такое хорошо и что такое плохо.

Дидактические картинки

Формировать понятия достойного и недостойного поведения; воспитывать уважение к правам окружающих.

4

Дети и право

Презентация

Закрепить знания о правах человека, учить применять полученные знания на практике.


Месяц: апрель

п/п

Тема занятия

Методы и приемы организации образовательной деятельности

Цели занятия

1

Страна Справедливости.

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Учить детей замечать нарушения прав человека.

2

Маленький, да удаленький.

Практические упражнения

Учить детей цивилизованно защищать и отстаивать свои права.

3

Твое мнение.

Диспут

Расширять знания учащихся о том, что означает слово “мнение”, учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других людей.

4

Правила честного спора.

Практические упражнения

Способствовать осознанию детьми важности урегулирования разногласий мирными средствами.




Месяц: май

п/п

Тема занятия

Методы и приемы организации образовательной деятельности

Цели занятия

1

Чтобы достойно жить.

Разбор конфликтных ситуаций

Закрепить знания о правах человека, учить применять полученные знания на практике.

2

Мои обязанности.

Дидактическая игра

Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям. Показать школьникам единство прав и обязанностей; все люди имеют равные права.

3

Счастье твое закон бережет.

Игрвая ситуация

Актуализировать основные понятия курса о правах человека.

4

Мои права.

Беседа

Обобщить знания, полученные на занятиях.


























Литература:

Антонов В.К. Изучаем права человека, М.: «Просвещение», 2005.

Зеленова Н.Г. Я – ребенок, и я имею право, М.: «Владос», 2009.

Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.

Никитин А.Ф." Права ребенка", М.: Дрофа, 2000.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).

Пыжьянова Я.И Права ребенка. Журнал «Ребенок в детском саду, № 3, 2010.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://government.ru/docs/18312/.

Рылеева Е.А. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей, М.: изд-во «Просвещение», 2009.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..

Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка, М.: изд-во «Наука», 2010.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации