Дополнительная общеобразовательная программа для детей подготовительной группы «Права ребёнка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83» г. Чебоксары
Дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности
«Права ребенка»
для детей подготовительной группы
(срок реализации 1 год)
Выполнила:
Бахмацкая Елена Александровна
воспитатель 1квалификационной категории
elena151.com@gmail.com
Чебоксары 2019
“Изучая права, мы получаем возможность жить
и поступать по справедливости.”
Г. Лихтенберг
Пояснительная записка
Рождение ребенка, его социально-нравственное развитие и приобщение к общественно полезной деятельности всегда являлись насущными заботами семьи, общества и государства, от эффективного решения этих задач во многом зависит как семейное, так общественное и государственное благополучие.
Развитие детей в любви и обеспеченности, получение ими гарантированного образования и необходимой правовой защиты свидетельствуют о нравственном здоровье общества и социально-правовой направленности государственной политики.
Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности.
Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.
Необходимость усиленной заботы о несовершеннолетнем определена рядом характерных для него специфических особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью.
Как защитить себя? К кому обратиться за помощью? Как себя повести в той или иной ситуации? Как не навредить себе своим действиями? - Чаще всего дошкольники этого не знают!
В связи с этим возникает необходимость внедрения правового образования. Детям важно знать о роли и значении права в их жизни и уметь защищать себя, отстаивая свои права. Но так же необходимо помнить, что есть не только права, но и обязанности и ребенок несет ответственность за свои действия и поступки.
Защита детей, их воспитание составляют важнейшую функцию государственной деятельности, основанной на эффективном правовом регулировании данной области общественных отношений.
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разработана в соответствии с:
- «Законом об образовании в Российской Федерации» (Принят 29 декабря 2012 года N 273 -ФЗ);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 15. мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Приказом Минобразования Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155;
Актуальность темы
В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.
ПРАВА РЕБЕНКА (Rights of children) – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.
Цели и задачи
Цель: создание условий для формирования у детей и родителей представлений о правах ребенка.
Задачи:
Развивающие:
- формирование у детей и родителей понятийного аппарата то теме «Права ребенка»;
- развитие правового мировоззрения и коммуникативных навыков у детей и родителей;
- развитие коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;
- развитие положительного отношения ребенка к себе и другим людям.
- формирование у дошкольников правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей;
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов;
Воспитательные:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правам другого человека; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Образовательные:
- систематизация практического опыта у детей и родителей по правовому воспитанию;
- знакомство детей и родителей с основными положениями «Конвенции о правах ребенка» средствами игровой деятельности;
- вовлечение родителей в организованную образовательную деятельность с учетом интересов и потребностей каждой семьи;
-обогащение детско-родительских отношений опытом ведения споров, дискуссий;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста.
Педагогические приемы, формы и способы: дидактические игры и упражнения, сказкотерапия, игротератия, здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, ИКТ – технологии.
Данные формы и приемы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников группы «Звездочка», а также с учетом интересов и потребностей конкретных семей. Использование выше указанных форм и способов максимально способствует достижению поставленной цели и созданию социальной ситуации развития каждого ребенка путем непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность. Реализация данных видов деятельности формирует положительное отношение родителей к ДОО.
Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми
Программа рассчитана на 1 год.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня.
Общее количество занятий в год -35.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Возраст детей 6-7лет.
Время занятий 25-30 мин.
Основные принципы работы с детьми:
Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к более сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов деятельности).
Ожидаемые результаты:
Родители являются заинтересованными активными партнерами в изучении детьми прав и обязанностей ребенка.
У участников проекта сформированы коммуникативные навыки продуктивного общения на основе совместной деятельности.
Эффективная социализация детей средствами используемых технологий.
Повышение компетентности родителей в вопросах современного образования.
Расширение представлений у детей об их правах и обязанностях.
Повышение активности родителей и детей в самостоятельном изучении Конвенции «О правах ребенка».
Дальнейшее формирование положительного отношения родителей к ДОО.
Средства диагностики:
- Анализ анкет учащихся «Нарисуй свои права»
- Анкетирование родителей «Что я знаю о правах своего ребенка».
- Отзывы родителей.
Технологии:
- Игровое обучение
- Педагогика сотрудничества
Методы:
- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический
Формы:
- Индивидуальные
- подгрупповые
- групповые.
Средства:
- лэпбук «Права сказочных героев»,
- презентация «Права детей»,
- карточки «Мои права»,
- интерактивная игра «Твои права»,
- знаки «Права ребенка»,
- буклет для родителей «Все о правах наших детей»,
- магнитная доска,
- мультимедийное оборудование,
- фрагменты мультфильмов,
- контуры цветов и смайлики для рефлексии.
Перспективное тематическое планирование занятий
Месяц: сентябрь | |||
№ п/п | Тема занятия | Методы и приемы организации образовательной деятельности | Цели занятия |
1 | Конвенция о правах ребенка | Беседа | Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами. |
2 | Право на жизнь | Просмотр видеосказки «Красная Шапочка» | Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. |
3 | Право на имя | Речевая игра - загадки | Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя» - знакомство с происхождением имён. Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы. |
4 | Что означают наши имена? | Словесные игры | Формировать умение называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятием «отчество». Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям. |
Месяц: октябрь | |||
№ п/п | Тема занятия | Методы и приемы организации образовательной деятельности | Цели занятия |
1 | Право не разлучаться с родителями | Игровая ситуация | Формировать уважительное отношение к семье, правам членов семьи и окружающих людей |
2 | Право на образование | Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик» | Расширить знания дошкольников о праве на образование. |
3 | Право на медицинское обслуживание | Просмотр видеосказки «Айболит» | Расширить знания школьников о праве на охрану здоровья и медицинское обслуживание. |
4 | «Спасатели» | Сюжетно-ролевая игра | Формировать ценность человеческой жизни и то, что каждый человек имеет право на помощь и спасение в трудной ситуации. |
Месяц: ноябрь | |||
№ п/п | Тема занятия | Методы и приемы организации образовательной деятельности | Цели занятия |
1 | Право на защиту от эксплуатации (тяжелого труда) | Игровая ситуация | Уточнить представления школьников о понятиях “непосильный труд”, “самообслуживание”, “эксплуатация детского труда”. Формировать осознание того, что труд является главным источником материальных благ. |
2 | Право говорить на родном языке | Виртуальная экскурсия | Формировать представление о праве человека говорить на родном языку; воспитывать уважительное отношение к другим национальностям. |
3 | Равноправие детей | Проблемная ситуация | Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. |
4 | Право на достойный уровень жизни | Чтение сказки «Крошечка – Хаврошечка» | Формировать представление о праве на достойный уровень; воспитание терпимости и толерантности. |
Месяц: декабрь | |||
№ п/п | Тема занятия | Методы и приемы организации образовательной деятельности | Цели занятия |
1 | Право на свободное выражение мысли | Просмотр видеосказки «Новое платье короля» | Расширять знания учащихся о том, что означает слово “мнение”, учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других людей. |
2 | «Сказка наизнанку» | Игра-драматизация | Воспроизвести определённую ситуацию из жизни или сказки (либо придумать собственную историю), закреплять правовые знания. |
3 | Права ребенка | Интерактивная игра | Учить детей замечать нарушения прав человека. |
4 | Мои права | Рисование | Обобщать полученные знания, развивать мелкую моторику. |
Месяц: январь | |||
№ п/п | Тема занятия | Методы и приемы организации образовательной деятельности | Цели занятия |
1 | Право на отдых | Чтение пословиц и поговорок о труде | Расширить знания детей о праве на отдых. |
2 | «Туристы» | Подвижные игры | Закреплять знания о праве на отдых, учить отдыхать совместно; воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе. |
3 | Право знать о своих правах | Рассматривание дидактических картинок | Обобщить, систематизировать и закрепить знания о правах ребенка, полученные на занятиях, подчеркнуть значение знания своих прав. |
Месяц: февраль | |||
№ п/п | Тема занятия | Методы и приемы организации образовательной деятельности | Цели занятия |
1 | Право на неприкосновенность жилища | Инсценировка «Три поросенка» | Формировать представление о праве человека на свое имущество; учить цивилизованно отстаивать это право. |
2 | Право на семью | Просмотр видеосказки «Снегурочка» | Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о механизме защиты прав ребенка. |
3 | Право на проживание в семье | Чтение сказки «Гадкий утенок» | Формировать коммуникативные навыки; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. |
4 | Путешествие по сказкам | Тематическое развлечение | Способствовать развлечению дошкольников, закрепление полученных знания из правовой сферы. |
Месяц: март | |||
№ п/п | Тема занятия | Методы и приемы организации образовательной деятельности | Цели занятия |
1 | Телефон доверия | Игровая ситуация | Знакомить детей с «телефоном доверия для детей», формировать навыки социального общения. |
2 | Право на защиту от всех видов насилия | Чтение сказки «Гадкий утенок | Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия. |
3 | Что такое хорошо и что такое плохо. | Дидактические картинки | Формировать понятия достойного и недостойного поведения; воспитывать уважение к правам окружающих. |
4 | Дети и право | Презентация | Закрепить знания о правах человека, учить применять полученные знания на практике. |
Месяц: апрель | |||
№ п/п | Тема занятия | Методы и приемы организации образовательной деятельности | Цели занятия |
1 | Страна Справедливости. | Чтение сказки «Волк и семеро козлят» | Учить детей замечать нарушения прав человека. |
2 | Маленький, да удаленький. | Практические упражнения | Учить детей цивилизованно защищать и отстаивать свои права. |
3 | Твое мнение. | Диспут | Расширять знания учащихся о том, что означает слово “мнение”, учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других людей. |
4 | Правила честного спора. | Практические упражнения | Способствовать осознанию детьми важности урегулирования разногласий мирными средствами. |
Месяц: май | |||
№ п/п | Тема занятия | Методы и приемы организации образовательной деятельности | Цели занятия |
1 | Чтобы достойно жить. | Разбор конфликтных ситуаций | Закрепить знания о правах человека, учить применять полученные знания на практике. |
2 | Мои обязанности. | Дидактическая игра | Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям. Показать школьникам единство прав и обязанностей; все люди имеют равные права. |
3 | Счастье твое закон бережет. | Игрвая ситуация | Актуализировать основные понятия курса о правах человека. |
4 | Мои права. | Беседа | Обобщить знания, полученные на занятиях. |
Литература:
Антонов В.К. Изучаем права человека, М.: «Просвещение», 2005.
Зеленова Н.Г. Я – ребенок, и я имею право, М.: «Владос», 2009.
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
Никитин А.Ф." Права ребенка", М.: Дрофа, 2000.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
Пыжьянова Я.И Права ребенка. Журнал «Ребенок в детском саду, № 3, 2010.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://government.ru/docs/18312/.
Рылеева Е.А. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей, М.: изд-во «Просвещение», 2009.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка, М.: изд-во «Наука», 2010.