12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бондаренко Ольга Феодосьевна32
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
1

Факультативное занятие по алгебре (8 класс)



Факультативное занятие по алгебре в 8 классе.

 

Тема: Способы решения уравнений, содержащих модуль.

Задачи:

рассмотреть некоторые методы решения уравнений, содержащих модуль;

развивать внимательность, логическое мышление, самостоятельность и творческий подход к решению уравнений с модулем;

расширять кругозор обучающихся через изучение дополнительного материала.

Ход занятия:

I. Устная работа.

1) Раскрыть модуль:

|4| =

|-8| =

|√²+√³| =

|П –3| =

(|х|)² =

|П –4| =

2) Решить уравнения:

а) |х| = 10

б) |х+2| = 0

в) |х–3| = –100

г) |х–3| = 2

II. Постановка учебной задачи.

- Какие методы решения уравнений с модулем вы знаете?

(показ слайда)

Способы решения уравнений, содержащих модуль:

1. применение определения и свойств модуля;

2. использование геометрической интерпретации модуля числа;

3. метод равносильных переходов;

4. графический метод;

5. метод замены переменной;

6. метод интервалов.

Ответы учащихся: 1, 2 и 4 способы.

На слайде приведены уравнения с модулем. Выберите те из них, которые, по вашему мнению, можно решить известными способами.

1) |2х+1| = 3

2) |х+2| = |х–1|

3) |х²–5х+4| = 4

4) |3х–10| = х–2

5) х²–6|х|–7 = 0

6) |х²+7| = 8х

7) (х+1)² –6|х+1|+9 = 0

 

Ответы учащихся: первое, второе, третье…

- То есть, не все уравнения вы сможете решить. Для этого необходимо знать ещё какие-то способы.

- Значит, на сегодняшнем занятии мы с вами должны узнать? – Другие способы решения уравнений с модулем.

III. Изучение новых способов решения уравнений.

Решите уравнение (учащиеся решают самостоятельно, с последующей проверкой на слайде).

 

|2х+1| = 3;

2х+1 = 3,

х=1


 

или 2х+1 = –3,

х= –2

Ответ: –2; 1.

Таким образом, для решения уравнения вы могли использовать определение модуля либо соотношение:

|f (х)| = a, где а ≥ 0 равносильно совокупности двух уравнений f (х) = а, f (х) = –а.

- Какое ещё уравнение можно решить, применив этот переход?

Ответы учащихся: уравнение № 3.


 


 


 

Решаем:

|х²–5х+4| = 4

х²–5х+4 = 4

х²–5х = 0

х (х–5) = 0

х = 0 или х–5 = 0, х = 5.

 

или х²–5х+4 = – 4

х²–5х+8 = 0

D < 0

нет корней

Ответ: 0; 5.

- Можно ли этим способом решить 5-е уравнение?

Ответы учащихся: можно, если раскрыть |х|, то есть х ≥ 0 и х < 0.

- Но оказывается, это не единственный способ.

Вспомним свойство модуля: (|x|)² = х²

Попробуем решить это уравнение методом замены переменной (решает учитель, фронтальная работа)

х²–6|х|–7 = 0

Пусть |х| = t, тогда

t² – 6t – 7 = 0

D = 16,

t1 = 7,

t2 = – 1.


 


 


 


 

|х| = 7 и |х| = – 1 нет корней

х = ± 7

Ответ: – 7, 7.

- Как вы думаете, какое уравнение решается этим же методом?

Ответы учащихся: 7-е уравнение.

Решаем: (1 ученик у доски)

(х+1)² –6|х+1|+9 = 0

Пусть |х+1| = t, тогда

t²–6 t +9 = 0

D = 0, t = 3

|х+1| = 3;


 


 


 

х+1 = 3 или х+1 = –3;

х = 2 х = –4

Ответ: –4; 2.

- Физкультминутка.

- Что общего между 4 и 6 уравнениями?

Ответы учащихся: правые части уравнений – это выражение с переменными.

Зt1591197504aa.gif начит, это уравнения одного типа, которые можно решить, используя следующий равносильный переход.

|t1591197504ab.gif f (х)| = g (x) g (x) ≥ 0,

f (х) = g (x),

f (х) = – g (x).

Решаем 4-е уравнение:

4) |3х–10| = х–2;

Так как х–2 ≥ 0, то х ≥ 2, тогда

3х–10 = х–2

2х = 8

х = 4


 


 

или 3х–10 = – (х–2)

4х = 12

х = 3

Ответ: 3; 4.


 

6-е уравнение: |х²+7| = 8х


 


 

Так как 8х ≥ 0, то х ≥ 0, тогда х²+7 = 8х

х² – 8х +7 = 0

D = 9

х1 = 7, х2 = 1.

или х²+7 = – 8х

х² + 8х +7 = 0

D = 9

х1 = – 1, х2 = – 7 не удовлетворяет условия х ≥ 0.

Ответ: 1; 7.

- Мы не решили 2 уравнение. Можно его решить известными вам способами?

Ответы учащихся: да.

-Какими?

IV. Домашнее задание.

- Попробуйте решить это уравнение (|х+2| = |х–1|) несколькими способами.

V. Итог занятия.

- С какими новыми способами решения уравнений с модулем вы познакомились сегодня? СЛАЙД

- А каких не коснулись?

Из представленных способов решения уравнений, содержащих модуль, можно сделать вывод, что ни один из них не является универсальным – одно и тоже уравнение можно решить по разному, – и для получения наилучших результатов необходимо овладеть как можно большим количеством методов решения.

Ещё Георг Цейтен, датский математик в конце 19 века говорил: «Правильному применению методов можно научиться только применяя их на разнообразных примерах».

Чем мы с вами и будем заниматься в дальнейшем! Спасибо!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.