Урок математики во 2 классе «Прибавление числа 9. Решение примеров с помощью счётных палочек»
Тема: Прибавление числа 9. Решение примеров с помощью счётных палочек.
Цель урока: формировать умение прибавлять число 9; закреплять знания о составе чисел;
Задачи: 1. Актуализировать знания о сложении и вычитании однозначных чисел; закреплять знания о составе чисел. 2.Организовать деятельность по определению способа прибавления числа 9. 3. Содействовать развитию навыка самоконтроля. 4. Развитие навыков сотрудничества. 5. Развитие вычислительных навыков, умения анализировать и делать выводы. 6. Прививать культуру умственного труда.
Оборудование на уроке: - Учебник «Математика» 2 класс Т. В. Алышева; числовой ряд; карточки «состав числа 9»; счетные палочки; карточки для работы в парах; магниты «таблетки»; компьютер, проектор, экран; презентация по теме урока.
Ход урока:
Орг. момент. - Ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.
Проверка домашнего задания: с.45 № 5. ( 3в. – 1 ст., 2 в. – 2,3 ст).
- Как решали? ( единицы с единицами, десятки с десятками).
- Были ли затруднения?
3. Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами отправимся в сказку. В сказке могут произойти разные удивительные ситуации. Чтобы выйти победителями из таких ситуаций нам потребуются ваши знания и умения.
А в какую сказку мы отправимся, вы поймете, ответив на вопросы:
Устный счёт.
Составить слово из букв
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
т и о з А б д л й |
Дополни до десяти число 5? (5)
Дополни до десяти число 1? (9)
Дополни до десяти число 4? (6)
Дополни до десяти число 7? (3)
Дополни до десяти число 2? (8)
Дополни до десяти число 8? (2)
Дополни до десяти число 9? (1)
- Прочтите получившееся слово. (Айболит) Какая сказка нас ожидает?
- Сказка К.И. Чуковского Айболит.
Кем работает Айболит? Чем занимается ветеринар /врач/ доктор?
4. Сообщение темы урока:
Послушайте отрывок из этой сказки и сосчитайте всех животных пришедших к доктору.
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! | И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!» И пришёл к Айболиту барбос: «Меня курица клюнула в нос!» И прибежала зайчиха И закричала: «Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! |
Тема сегодняшнего урока: Прибавление числа 9. Мы будем учиться складывать однозначные числа с переходом через десяток, а также закрепим знания о составе числа.
И вот нас встречает главный герой этой сказки. Чтобы лечить животных, нужны знания, зоркие глаза и умелые руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Сядьте правильно. Положите удобно тетрадь.
Запишите в своих тетрадях: Число. Классная работа.
Поможем Айболиту лечить зверей? Что бы лечить нужны лекарства. А добыть нужные таблетки помогут ваши правильные ответы.
6. Работа над новым материалом.
Итак, чтобы вылечить корову и волчицу нужно выполнить задание. Вот вам первое задание:
Игра «Какое число пропущено?». (работа в парах)
Мы должны вспомнить компоненты сложения и состав числа 9. За каждый правильный ответ вы получаете таблетку, которая пригодиться для лечения.
- Назовите компоненты сложения?
- Какой компонент пропущен? (работа со счетными палочками)
1 + ☺ = 9 2 + ☺ = 9 3 + ☺ = 9 4 + ☺ = 9 | 5 + ☺ = 9 6 + ☺ = 9 7 + ☺ = 9 8 + ☺ = 9 |
- Найди похожие примеры из первого и второго столбика. (переместительный закон сложения)
- Мы повторили ……. ? (ответы детей) Выставляются карточки «состав числа 9»
- Посмотрим хватит ли нам лекарств для коровы и волчицы. ( подведение итогов)
- Корову с волчицей мы с доктором вылечили. Скажите, а в жизни могут дружить эти животные? Почему?
- Продолжим приём. К доктору пришли лечиться жучок и червячок. Для их выздоровления нужно выполнить второе задание.
Мы будем учиться решать примеры на сложение с числом 9.
«Вычисли» На д о с к е записана сумма: 9 + 9
– Как вы будете находить значения данной суммы?
- (Сначала дополним первое слагаемое до 10, а затем к 10 прибавим оставшуюся часть второго слагаемого.)
- Чему мы учились?
- Посмотрим, хватит ли нам лекарств для жучка и червячка. ( подведение итогов)
- Думаю, червячок и жучок пойдут на поправку.
7. Решение задачи. Чтобы помочь медведицы нужно выполнить третье задание.
Решение задачи (с. 49 № 7).
– Что известно в задаче?
– Что надо узнать?
– Какие основные (главные) слова необходимы для краткой записи?
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Почему? (Потому что мы не знаем, сколько огурцов во второй банке.)
– Можем ли мы это узнать? (Да.)
– Каким образом? (К семи прибавим два.)
– Почему количество огурцов во второй банке нужно находить сложением? (Потому что на второй банке огурцов больше.)
– Запишите решение. (Дети выполняют запись в тетради, учитель – на доске).
Так как в задаче 2 действия, после каждого действия следует записать пояснение.
1) 7 + 2 = 9 (о.) во 2-й бан.
– Зная, сколько огурцов во второй банке, можем узнать, сколько всего огурцов в двух банках? (Да.)
– Как? (Сложим количество огурцов в первой и во второй банках.)
– Запишите решение. (Решение записывается на доске и в тетрадях):
2) 7 + 9 = 16 (ш.) (всего).
10
7 + 3 + 6 = 16
– Дайте ответ на вопрос задачи и запишите его в тетради.
Ответ: 16 огурцов.
- Какое задание мы выполняли? Давайте посмотрим, выздоравливает ли наша медведица. (подведение итогов)
А нам с вами известно, что лечить можно не только лекарствами, но ещё и……. спортом, массажем, физкультурой, движением. Вот лису мы вылечим физминуткой.
8. Физминутка
- Лиса будет обязательно здорова, если будет повторять эти упражнения также хорошо как вы. ( подведение итогов)
9. Закрепление
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!» Чтобы помочь барбосу нужно выполнить четвёртое задание.
Мы запишем новые данные в таблицу сложения. (работа в парах)
Полученные равенства учащиеся записывают в таблицу сложения:
- Какое задание мы выполняли?
Давайте посмотрим как вы справились. (подведение итогов) проверка по слайду.
Думаю что лисице уже легче.
Индивидуальное задание: работа с счетными палочками 8+1, 7 +2. Илья.
10. Работа с геометрическим материалом. А вот и последние посетители:
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Чтобы помочь зайчишке нужно выполнить шестое задание. Нужно начертить два отрезка: первый равен 9 см, а второй на 2 см больше первого.
Какое задание выполняли? Смогли ли мы помочь Зайчишке? (подведение итога)
11. Итог урока. - Всех ли зверей с нашей помощью вылечил Айболит?
– Чему научил вас урок?
– Что особенно запомнилось?
– Чью бы работу вам хотелось отметить?
- Можете ли вы сказать, что усвоили тему урока? Если да то поднимите руку.
- У кого возникли затруднения?
- Нужно ещё потренироваться? В этом вам поможет домашнее задание: стр.49 № 8 (2в.- 2 ст, 3 в. -1 ст, Рамазан – инд. карточка 9+3, 9+ 4)
12. Разъяснение домашнего задания. Вы должны будете выполнить примеры на сложение и вычитание.
- С помощью чего можно решить примеры на сложение и вычитание? (счеты, числовой ряд, счетные палочки, пальцы, памятка)
13. Рефлексия
Наш с вами урок подходит к концу, и я хотела бы, чтобы вы выбрали подходящий смайлик. Оценки за урок.
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»
Спасибо за урок. Мне очень понравилось с вами работать.