Прием выравнивания возможностей в работе учителя физической культуры
Прием выравнивания возможностей в работе учителя физической культуры
Борисов Владимир Петрович,
учитель физической культуры
МБОУ «Гимназия №11» г. Бийска Алтайского края
Спортивные игры – важное средство физического воспитания. Спортивные игры характеризуются разнообразными движениями: ходьбой, бегом, остановками, поворотами, прыжками и др., осуществляемыми игроками при активном сопротивлении противника. Такое разнообразие естественных движений способствует повышению деятельности всех органов и систем организма человека.
К сожалению, состояние здоровья современных школьников не позволяет использовать весь потенциал спортивных игр, так как уровень физической подготовки существенно отличается даже в пределах одного класса.
Однако, использование приема выравнивания игровых возможностей учащихся обеспечивает полное вовлечение учеников в учебно-тренировочный процесс. Этот прием обеспечивает создание условий в игре, когда ее результат зависит в большей степени от средне- и слабо подготовленных игроков. Постепенное расширение поля деятельности этих игроков приводит к повышению уровня их подготовки.
Использование данного приема требует подготовительной работы, в ходе которой оценивается уровень физической подготовки по следующим параметрам: сила, ловкость, быстрота и выносливость. Полученные данные вносятся в таблицу и переводятся в 100-балльную систему. После этого каждый обучающийся получает временный (это важно!) статус по уровню физической подготовки.
Не менее важна психологическая подготовка обучающихся, которая заключается в объяснении задач урока общих для всех обучающихся, но при этом правила игры отличаются для каждой группы.
В качестве примера можно привести игру в баскетбол при условии разной оценки забитых голов: слабый игрок – 5 очков, более сильный – 4 очка и т.д. Другой вариант: забивать мяч имеет право только слабо подготовленный игрок или он обязан совершить изучаемое действие, например, двойной шаг. Возможны также ситуации, когда девочки играют без сопротивления защитников. В зависимости от общей картины учитель может скорректировать правила игры: не отбирать мяч у определенного игрока; удваивать очки, если мяч забил игрок с низким уровнем физической подготовки; возможно попадание мячом в кольцо из определенных мест площадки и т.д.
При игре в волейбол возможно создать условия, когда команда играет только передачами (без атакующих ударов); команды играют по правилам мини-волейбола, отдельным игрокам в команде разрешается ловить мяч и бросать его.
Также прием выравнивания возможностей применим во внеклассной работе, когда в спортивных секциях занимаются разновозрастные ребята. Например, при игре в настольный теннис более сильный игрок должен соблюдать условия: игра левой (не ведущей) рукой; игра только в определенную зону стола; игра только определенным приемом (например, все мячи отбивать подрезкой).
Конкретные условия игры зависят от особенностей подготовки каждого учащегося, что дает возможность выровнять физическую подготовленность детей и вовлечь в урок 100% занимающихся. При такой организации урока учитель может отойти от системы, когда играют только хорошо подготовленные учащиеся, а слабые сидят на «скамейках запасных» или, стоя на площадке, практически не участвуют в игре. Данный прием позволяет незаметно «подтянуть» менее подготовленных обучающихся к основной группе. Этот процесс происходит естественным путем и довольно быстро, создавая ситуацию успеха у каждого обучающегося.
Прием выравнивания возможностей наиболее актуален в игровых видах спорта, но также может быть адаптирован к разделам «Легкая атлетика» и «Лыжная подготовка». При проведении массовых спортивных соревнований все команды (разных возрастов) могут соревноваться наравне друг с другом.