ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Спасова Ольга Николаевна
Учитель истории и обществознания МБОУ «Юринская средняя общеобразовательная школа имени С.А.Лосева»
Республика Марий Эл
Статья на тему:
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Мотивация учащихся – ключ к успешному образовательному процессу. На уроках истории и обществознания особенно важно увлечь учеников, так как предметы зачастую воспринимаются как сложные и абстрактные. Для того чтобы стимулировать интерес к изучению и повысить вовлеченность, учителю необходимо использовать разнообразные методы мотивации. Рассмотрим наиболее эффективные приемы.
Создание благоприятной образовательной среды. Обучаемым должно быть комфортно рядом с учителем, поэтому важно найти общий язык и быть во взаимно доверительном диалоге.
Разнообразие форматов уроков. Чтобы заинтересовать учащихся, стоит варьировать форматы уроков: практиковать не только лекции, но и викторины, организовывать проекты, доклады, экскурсии.
Использование интересов и сильных сторон учащихся. Опираясь на увлечения, навыки или профессиональную деятельность учащегося, можно подкорректировать занятия и связать учебный материал с тем, что близко ученику.
Подбор материала, который пригодится в реальной жизни. Важно продемонстрировать, какое отношение к ученику имеет предмет.
Устраивание челленджей и включение в урок соревновательных моментов. Здоровая конкуренция может стать отличной мотивацией для учеников
Обратной связи с учениками. Регулярная и своевременная обратная связь поможет ученикам лучше понимать, что важно сделать, чтобы исправиться
Постановка привлекательной цели. Перед учащимися ставят простую, понятную и привлекательную цель, при достижении которой они выполняют и учебное действие, которое планирует учитель.
Интерактивные технологии позволяют ученикам участвовать в учебном процессе активно и осознанно. К ним можно отнести:
Дискуссии и дебаты. Ученики могут обсуждать актуальные проблемы на основе исторических событий или социальных явлений. Дискуссии развивают критическое мышление и способствуют осмыслению материала.
Ролевые игры и симуляции. Этот метод позволяет учащимся вживаться в роли исторических личностей или участников социальных процессов. Например, разыгрывание политических переговоров или исторических событий помогает глубже понять происходящее и почувствовать на себе ответственность за принятые решения.
Мультимедийные презентации и видеоуроки. Использование видеоматериалов, инфографики и интерактивных карт способно оживить историю и сделать ее более доступной для восприятия.
Ученикам важно видеть связь между тем, что они изучают, и реальной жизнью. Приведение примеров из современного мира, которые перекликаются с историческими событиями или социальными процессами, может значительно повысить интерес к предмету. Например, при изучении демократических революций можно обсудить современные политические движения и их цели. Так же интерес обучающихся вызывает использование на уроках истории музыки современных рок-групп. Например; при изучении темы в 7 класеа « Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство» использовать композицию группы Radio Tapok «Ermak»( для удобства можно распечатать текст ) обучения песня выполняет следующие функции:-развивающая (развиваются эстетические, творческие способности, музыкальный слух);-образовательная (формируется социально-культурная компетенция учащегося, т.к. в песнях отражается история, культура и повседневная жизнь страны);-обучающая (совершенствуется речь, усваивается лексика, характерная для определённого исторического периода, расширяется активный и пассивный словарь ученика).Песню можно применять на различных этапах овладения различными видами учебной деятельности:
а) реконструктивные упражнения:-восстановление текста песни;
-лексическое восстановление слов по изучаемой исторической теме;-орфографическое восстановление встречающихся специфических слов;
-культурологическое восстановление: запись имен собственных, географических названий;
б) репродуктивные упражнения: изложение содержания по плану:
1. Название песни
2. Имя исполнителя
3. Имя композитора
4. Имя автора слов
5. Главная идея песни
6. Главный герой, его действия
7. Место и время действия
8. Основные события
9. Чувства слушателей;
в) творческие упражнения: воспроизведение песни; инсценировка песни; написание сочинения по первой фразе; написание эссе по теме песни; культуроведческий комментарий.
Формы работы также могут быть различными: индивидуальная форма работы, фронтальная, парная или групповая (ответы на вопросы, изложение содержания в монологе, звуковое сопровождение видеоряда (монолог, диалог, полилог) и другие. Выбор формы работы учитель осуществляет в зависимости от целей и задач урока
Проектная работа способствует развитию самостоятельности и ответственности у учащихся. Предложите ученикам выбрать тему для проекта, связанную с историей или обществознанием, и подготовить презентацию, эссе или исследование. Такие задания помогают формировать навыки работы с информацией, а также критическое мышление. В качестве домашнего задания или задания на уроке обобщения и повторения можно использовать задание по истории России: создать страницу летописи правления Ивана Грозного
Цель задания: погрузиться в атмосферу 16 века, развить навыки исторического анализа и творческого письма, а также лучше понять значимость правления Ивана Грозного для истории России.
Задание:
Представьте себя летописцем 16 века, который живет в эпоху правления великого князя Ивана Грозного (1533- 1589 годы). Ваша задача — создать летопись, посвященную этому периоду
Структура вашей летописи должна включать следующие элементы:
1. Введение:
• Кратко представьте себя как летописца: ваше имя, место жительства, ваше отношение к событиям того времени.
• Укажите, почему вы решили написать эту летопись.
2. Основная часть:
• Опишите ключевые события правления Ивана Грозного:
• Внешняя политика: Ливонская война, завоевание Казани и Астрахани.
• Внутренняя политика: реформы, укрепление центральной власти, борьба с боярством.
• Культурные и религиозные аспекты: строительство церквей, развитие литературы и искусства.
• Укажите на важные личности того времени: бояре, духовенство, военачальники.
3. Личные размышления:
• Поделитесь своими мыслями о правлении Ивана Грозного. Как вы оцениваете его достижения и неудачи?
• Каковы были настроения народа в это время? Какие надежды и страхи они испытывали?
4. Заключение:
• Подведите итоги своей летописи. Как вы видите будущее России после правления Ивана Грозного?
Использование игровых технологийИгровая форма обучения всегда привлекает внимание учащихся и делает уроки более увлекательными. Примером может быть создание квестов или викторин на историческую или социальную тематику. Это могут быть как простые задачи на проверку знаний, так и более сложные задания, требующие анализа и синтеза информации.
Как оригинально проверить знания учеников?
Нужно дать им задание написать мини-блог от лица исторического деятеля.
Ученики 9 классов писали мини-блог от лица западника, славянофила, революционера или консерватора 19 века.
Ребятам нужно было придумать имя персонажу и отразить его мнение по поводу следующего:
1. Письма Чаадаева
2. Политика Николая 1
3. Крепостное право
А также написать, что недавно купил персонаж и какие песни или книги его любимые и почему.
Это задание заставило вспомнить теорию и применить творческие способности на практике.
"БАНКА ИСТОРИИ" - Интересный прием для закрепления знаний.
Два варианта использования:
1. Дать готовую банку ученику - пусть выпишет самые важные события, относящиеся к правлению исторического деятеля.
2. Дать карточки и пустую банку - пусть наполнят ее правильным содержимым, могут и сами нарисовать ассоциации или написать термины.
Ученики должны чувствовать, что их мнение и интересы важны. Индивидуализация обучения предполагает учет личных особенностей каждого учащегося. Например, если один ученик увлекается спортом, можно предложить ему изучить роль спорта в истории различных обществ. Этот подход помогает ученикам ощутить значимость их интересов и связь с учебным процессом.
Использование вопросов и проблемных ситуацийЗадача учителя – не просто передать информацию, но и побудить учащихся задавать вопросы. Для этого полезно использовать проблемные ситуации, требующие решения. Например, можно предложить обсудить гипотетическую ситуацию: "Что было бы, если бы Наполеон победил при Ватерлоо?" Такой подход стимулирует критическое мышление и учит рассматривать разные точки зрения.
Поощрение и обратная связьРегулярная обратная связь от учителя мотивирует учеников на дальнейшее обучение. Поощрение может быть как вербальным, так и в форме дополнительных баллов или других символических наград. Главное, чтобы ученики чувствовали, что их усилия замечены и оценены.
Внеклассная деятельностьОрганизация внеклассных мероприятий, таких как экскурсии в музеи, исторические реконструкции, или участие в олимпиадах, способствует укреплению интереса к предмету. Это позволяет ученикам выйти за рамки классной комнаты и погрузиться в изучение истории и общества более глубоко.
Для успешного обучения на уроках истории и обществознания важно использовать разнообразные приемы и методы мотивации. Интерактивные формы, связь с современностью, проектная работа, игровые технологии и личностный подход позволяют сделать процесс изучения более увлекательным и значимым для учеников. Главная задача учителя – создать атмосферу, в которой учащиеся будут чувствовать интерес и вовлеченность в изучаемый материал, а также понимать его важность для их личного и общественного развития.
Список литературы
Борзова Л. П. Игры при изучении нового материала на уроках истории / Л. П. Борзова // Преподавание истории в школе. 2010, N 3.
Борцова Л.П. Игры на уроке истории. М.: Владос, 2011. С. 81.
Букинич С. А. Деловые игры со старшеклассниками / С. А. Букинич // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002, N 1.
История 5-8 классы. Интерактивные методы преподавания. – Волгоград, Изд. Учитель, 2010.
История 5-11 классы Инновационные формы уроков. - Волгоград., Изд. Учитель, 2014.
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2013.
Короткова М В. Нетрадиционные формы уроков / М. В. Короткова // Преподавание истории и обществознания в школе. 2012, N 7.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1999г, с. 76—77.
Кульневич С. В. Современный урок. Часть 2 / С. В. Кульневич. Ростов н/Д': Учитель, 2015.
Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры
для школьников. Ярославль, Академия развития, 2017.
Симанкина Н.Н. Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания // Образование от «А» до «Я». 2015, № 4.
Степанищев. А. Т. Методический справочник учителя истории / А. Т. Степанищев. - М., 2013.
Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2010, №1.
Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Под общей ред. Л.И. Семиной. – М.: Изд-во ʼʼБонфиʼʼ, 2006.