Программа внеурочной деятельности «Приключение по страницам истории»
Программа внеурочной деятельности
«Приключение по страницам истории»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Приключение по страницам истории» (далее – программа) предназначена для обучающихся 5-6 классов и реализуется по интеллектуальному направлению в соответствии с требованиями ФГОС ООО в рамках основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Лицея №20.
Актуальность
В Концепции модернизации образования РФ интеллектуализация учащихся названа в качестве одного из приоритетных направлений. Программа курса направлена на развитие познавательных и творческих способностей и интересов обучающихся, на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть ученики. Это связано с тем, что интеллектуальный потенциал населения в любом цивилизованном обществе является важнейшим фактором его прогрессивного развития.
Реализация программы – это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и современности не в политическом, а в «человеческом измерении». Содержание программы дает возможность влиять на формирование отношения к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
1.2. Соответствие содержания программы целям и задачам основной образовательной программе МБОУ Лицея №20.
В основной образовательной программе основного общего образования Лицея №20 в Программе развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности (раздел 2.1) уделяется большое внимание развитию мышления через формирование и развитие универсальных учебных действий. Исходя из этого, программа «Приключение по страницам истории» является частью плана внеурочной деятельности (раздел 3) ООП ООО Лицея №20.
1.3. Цели и задачи.
Цель курса: создать максимально благоприятных условия для развития познавательного, интеллектуального, творческого потенциала школьников в процессе их совместной исследовательской, игровой, проектной видов деятельности.
Задачи:
- Ориентирование школьников на получение знаний по истории.
- Вовлечение в активную деятельность для создания творческого продукта.
- Развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России и Мира.
- Воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты).
1.4. Особенности реализации программы.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Основными формами реализации программы являются: исследовательская лаборатория, интеллектуально-творческая мастерская, игра, практическая работа, дискуссия, проект (таблица 1).
Таблица 1
Основные формы реализации содержания программы
Форма | Описание |
Исследовательская лаборатория | Цель исследовательской мастерской создать условия для заинтересованности учеников в изучаемом вопросе, организовать активную интеллектуальную деятельность. В процессе организации исследовательской мастерской детям (группе детей) предоставляются материалы (книги, фотографии, цифры и факты, статьи из газет и журналов и т.д.), используя которые ученики могут выполнить данное учителем задание. Целесообразнее использовать групповую работу. |
Интеллектуально-творческая мастерская | Цель интеллектуально – творческой мастерской – создание творческого продукта. Работа творческой мастерской организуется преимущественно через групповую форму работы. Группы получают или одинаковые задания, направленные на конечный продукт, или каждая группа получает разные задания, выполнение которых обеспечивает один совместный продукт. В процессе деятельности группы работают с различными источниками информации (энциклопедии, научная и научно-популярная литература, Интернет и др.). Информация, полученная в процессе поиска используется для создания творческого продукта. Задача учителя – создавать условия для совместной групповой деятельности. В конце занятия важно обращать внимание не только на полученный продукт совместной деятельности, но и на качество совместной деятельности. При организации групповой работы возможно использовать метод проектов (проектных задач). |
Игра | Целью игры является организация активной самостоятельной деятельности школьников. На первом этапе обсуждаются правила игры, которые позволят достичь успеха. Каждый ученик или группа получает определенное задание, которое выполняется за определенное время. В конце подводится итог, возможно выявление победителей. |
Практическая работа | Занятие проводится с целью формирования необходимых умений и навыков. Знания и умения, полученные в процессе практической работы используются в других формах организации деятельности. На занятиях щироко используется наглядность, книги, словари, нормативные документы, актуализируются житейские знания детей. Работа осуществляется преимущественно в группах. |
Дискуссия | Цель дискуссии – сформировать отношение детей к изучаемой теме, активизировать личностную заинтересованность, создать условия для формирования толерантных установок. В процессе дискуссии школьникам предлагаются проблемные вопросы, на которые ученики пытаются ответить. В процессе проведения дискуссии педагог отказывается от оценочных суждений, следит за тем, чтобы дети уважительно относились к мнению других учеников, создает ситуацию, при которой дети смогли бы прийти к общему мнению, или пришли к выводу, что возможны разные точки зрения на данную тему. |
Проект | Организуется деятельность, нацеленная на социальные интересы самих школьников или интересы городской среды. В совместной деятельности определяется конечный продукт, который может быть использован в жизни класса, школы, района, города. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета истории до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. |
В процессе реализации программы используются творческая, квази-исследовательская, игровая, проектная виды деятельности.
Программа рассчитана на 35 часов. Занятия целесообразно проводить модульно (2-3 часа) с целью организации полноценной деятельности (творческой, квази-исследовательской, игровой), а также реализации проектной деятельности.
Занятия проводятся как в кабинете (компьютерном классе), так и за стенами школы: в музее, в библиотеке.
II. Планируемые результаты
2.1. Основные планируемые результаты.
Личностными результатами являются следующие умения:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметными результатами являются:
1) овладение способностью понимать цели и задачи интеллектуально-творческой деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процессе их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха деятельности;
4) адекватное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
5) умение осуществлять информационный поиск (в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет), сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами;
6) осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, квалификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничество;
9) определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
10) формирование способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах.
Предметными результатами являются следующие умения:
Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность.
Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.
Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.
Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.
Толерантно определять свое отношение к иным позициям.
Планируемые результаты реализации программы ориентированы на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.
Первый уровень результатов – приобретение учениками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение учениками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение учениками опыта самостоятельного общественного действия. Школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
2.2. Оценка планируемых результатов освоения программы
Формами учета результатов освоения программы являются:
- Качество совместной деятельности.
- Созданный творческий продукт (терминологический словарь, опорные таблицы, опорные конспекты, исторические карты, презентации, творческие выставки, театральные мини-постановки).
- Корректная защита и аргументация своей точки зрения во время дискуссии, при решении проблемных заданий.
- Представление и защита проекта.
III. Содержание программы
3.1.Основное содержание программы
Раздел 1. Древнейшие предания.
Библия как исторический, религиозный, нравственный, эстетический источник. Сказание о сотворение мира. Сказание о первых людях. Сказание о Всемирном потопе. Сказание о Вавилонском столпотворении.
Раздел 2. Великие герои Ветхого Завета.
Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта. Бог дает законы.
Победа Давида над великаном Голиафом и поражение армии филистимлян.
Давид – второй царь Израиля. Соломон – мудрейший царь Ближнего Востока. История пророка Елисея. Удивительное путешествие Ионы в Ниневию – столицу Ассирийской империи.
Раздел 3. Эпоха испытаний.
Вавилонское пленение. Возвращение израильтян в Иерусалим. Восстановление Храма. Завоевание Иудеи Римом. Древний мир – предвестник Новой эры.
3.2. Тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Форма проведения |
Раздел 1. Древнейшие предания | |||
1 | Библия как исторический, религиозный, нравственный, эстетический источник. | 2 | Исследовательская лаборатория. |
2 | Сказание о сотворение мира. | 2 | Интеллектуально – творческая мастерская |
3 | Сказание о первых людях. | 2 | Практическая работа. |
4 | Сказание о Всемирном потопе. | 2 | Дискуссия. |
5 | Сказание о Вавилонском столпотворении. | 2 | Дискуссия. |
Раздел 2. Великие герои Ветхого Завета | |||
6 | Иосиф и его братья. | 2 | Интеллектуально – творческая мастерская. |
7 | Моисей выводит евреев из Египта. | 2 | Интеллектуально – творческая мастерская. |
8 | Бог дает законы. | 2 | Исследовательская лаборатория. |
9 | Победа Давида над великаном Голиафом и поражение армии филистимлян. | 2 | Интеллектуально – творческая мастерская |
10 | Давид – второй царь Израиля. | 2 | Проект. |
11 | Соломон – мудрейший царь Ближнего Востока. | 2 | Проект. |
12 | История пророка Елисея. | 2 | Игра. |
13 | Удивительное путешествие Ионы в Ниневию – столицу Ассирийской империи. | 2 | Игра. |
Раздел 3. Эпоха испытаний | |||
14 | Вавилонское пленение. | 2 | Практическая работа. |
15 | Возвращение израильтян в Иерусалим. | 2 | Интеллектуально - творческая мастерская. |
16 | Завоевание Иудеи Римом. | 2 | Практическая работа. |
17 | Древний мир – предвестник Новой эры. | 3 | Проект. |
3.3. Содержание занятий программы
№ | Тема | Содержание деятельности |
Раздел 1. Древнейшие предания | ||
1 | Ветхий Завет как исторический, религиозный, нравственный, эстетический источник. | Исследовательская лаборатория. Анализ, синтез, структурирование информации. Составление терминологического словаря. |
2 | Сказание о сотворение мира. | Интеллектуально – творческая мастерская, иллюстрирование библейских сюжетов. Составление рисунка – схемы. |
3 | Сказание о первых людях. | Практическая работа, составление викторины. |
4 | Сказание о Всемирном потопе. | Дискуссия. Решение нравственных проблемных ситуаций. Составление опорной таблицы при обсуждении проблемы. |
5 | Сказание о Вавилонском столпотворении. | Дискуссия. Решение нравственных проблемных ситуаций. Составление опорной таблицы при обсуждении проблемы. |
Раздел 2. Великие герои Ветхого Завета | ||
6 | Иосиф и его братья. | Интеллектуально – творческая мастерская. Инсценировка сюжета, театральная мини – постановка. |
7 | Моисей выводит евреев из Египта. | Интеллектуально – творческая мастерская. Инсценировка сюжета, театральная мини – постановка. |
8 | Бог дает законы. | Исследовательская лаборатория. Составление опорного конспекта с примерами на каждую заповедь из литературы, фильмов, реальной жизни. |
9 | Победа Давида над великаном Голиафом и поражение армии филистимлян. | Интеллектуально – творческая мастерская, иллюстрирование библейских сюжетов. |
10 | Давид – второй царь Израиля. | Проект. Подготовка и защита презентаций (проектов) по теме. |
11 | Соломон – мудрейший царь Ближнего Востока. | Проект. Подготовка и защита презентаций (проектов) по теме. |
12 | История пророка Елисея. | Игра «Чудеса Елисея». Создание вопросов для соперников. |
| Удивительное путешествие Ионы в Ниневию – столицу Ассирийской империи. | Игра «Путешествие Ионы». Разработка правил игры. |
Раздел 3. Эпоха испытаний | ||
14 | Вавилонское пленение. | Практическая работа, составление карты по теме, разработка условных знаков, обозначение главных объектов. |
15 | Возвращение израильтян в Иерусалим. Восстановление Храма. | Интеллектуально – творческая мастерская, создание макета Иерусалимского храма. |
16 | Завоевание Иудеи Римом. | Практическая работа, составление карты по теме, разработка легенды карты. |
17 | Древний мир – предвестник Новой эры. | Проект. Поделки из природного материала потеме. |
Список использованной литературы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986, зарегистрированный Минюстом России 3 февраля 2011 года № 19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» - http://mon.gov.ru/dok/akt/8498/
Библейские легенды: [для среднего возраста] / пересказ М. Письменного. – М.: Дет. лит.: Фонд помощи развития культуры. – 1992. – 285с.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.: Аванта – 2001. – 688с.
Л.П. Борзова. Игры на уроках истории. М.,2001г.
Вавилонская башня и другие библейские предания/ под ред. К. Чуковского. – М., 1992.
Грановская, Л.М. Библейские фразеологизмы. Опыт словаря // Русская речь. – 1998. – №1. – С. 73-79.
Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. (Текст) / В.А. Караковский. - М.: Просвещение, 1993. – 150 с.
Г.Л. Лемина, А.Х. Сабирова. Обществознание. История. Современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, 2013г.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование, 2000. — № 7.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат и др. Под редакцией Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Полонская, О.Д. Изучение библейских тем в 5-6 классах общеобразовательных школ. // Литература в школе – 2006. – №7. – С. 35-49.
Т.И. Сечина, В.В. Головцова, М.В. Ремчукова, Ж.И. Умбеткалиева. Справочник учителя истории и обществознания. Волгоград, 2013г.
Н.Б. Суркова, О.А. Яровая. История 5-8 классы. Интерактивные методы преподавания. Волгоград, 2010г.
Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991.
| ||