Применение акватерапии, как здоровьесберегающей технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ
Применение акватерапии, как здоровьесберегающей технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ
Шарышева Ж.В., учитель-логопед
МБДОУ д/с № 301 г.о. Самара.
Аннотация: Создание специальных условий для обучения детей с ООП, с ОВЗ в общеобразовательном пространстве предусматривает наличие здоровьесберегающих технологий. Рассмотрен пакет современных образовательных технологий, которые используются в работе по коррекции и развитию речевых навыков детей с ТНР.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дети с ОВЗ, акватерапия.
На практике всё чаще встречаются дети со сложными речевыми проблемами в развитии, где речевое недоразвитие сочетается в совокупности с множественными особенностями развития физических навыков, коммуникативной и эмоционально - волевой сферы, познавательного развития и художественного, эстетического развития.
Вопросы коррекционно-развивающегося обучения детей с ОВЗ остаются актуальными на сегодняшний день. Одна из задач коррекционно – развивающего обучения ребенка с ограниченными возможностями – получение познавательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности коррекционно - развивающей работы - успешность социализации, развитие социального опыта особенного ребенка с ТНР наряду с освоением им академических знаний.
Дети с ТНР на занятиях легко отвлекаются, их внимание неустойчивое, сосредоточиться на выполнении какого - либо задания долгое время не могут. С трудом распределяют и переключают своё внимание. Дети данной категории зачастую могут быть эмоционально - лабильны, у них повышен уровень тревожности, гиперактивны. Поэтому подбирая эффективные методы и приёмы коррекционного обучения, использую в своей работе с детьми с ОВЗ здоровьесберегающие технологии. Одна из них - акватерапия.
Акватерапия – является одной из здоровьесберегающих технологий, которая направлена на коррекцию психоэмоциональной сферы детей, она позволяет расслабиться, освободиться от зажимов, снять запреты, быть свободным. Данная здоровьесберегающая технология влияет на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье.
Цель использования акватерапии в логопедической работе:
- здоровьесбережение, повышение мотивации и сохранение интереса к деятельности.
Задачи: сохранение физического и психического здоровья;
- закрепление и уточнение правильного звукопроизношения;
- развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
- развитие кинестетических ощущений, развитие зрительного восприятия и памяти.
- закрепление образов букв, составление слоговых структур, слов из изученных букв.
Примеры акваигр в логопедической практике с детьми с ТНР.
Игра «Футбол», цель: закрепление навыка выработки целенаправленной воздушной струи.
Ход игры: на дно любой ёмкости с водой помещают футбольные ворота, логопед предлагает ребёнку подуть через соломинку на мячик и загнать в ворота. Игры на отработку правильных артикуляционных движений:
«Пальчик в воду погрузи, упражнение Часики-Качели язычком покажи»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Ребёнок опускает пальчик в воду и повторяет одновременно движение язычка вверх-вниз, вправо - влево.
Игры на закрепление правильного звукопроизношения:
«Пальчик в воду погрузи, нужный звук назови»
Цель: автоматизация звуков.
Ребёнок опускает пальчик в воду и имитирует, например на звук «Р», движение мотора, одновременно произнося заданный звук.
Игра «Красный - жёлтый - зелёный» с мелкими камушками особенно нравится детям с ОВЗ.
Цель: автоматизация заданного звука в слогах и словах.
Ход игры: перед детьми располагается карточка с обозначением гласных звуков, которые зашифрованы разными цветными камушками.
Логопед предлагает ребёнку достать из аквариума (любой ёмкости с водой) камушек любой по цвету и назвать прямой слог с заданным звуком (слово по усложнению), соотнося с нужным по цвету камушком.
А также можно предложить детям с целью закрепления навыка фонетического анализа слова, выполнить звуковой анализ и выложить на дне аквариума из камушек разного цвета (синий, зелёный и красный) звуковую схему слова.
Результатом работы по использованию акваигр является сохранение интереса детей с ТНР к занятиям на протяжении всего времени, улучшение речевых навыков, метапредметных действий (регулятивных, коммуникативных, личностных УУД).
Игры с водой можно применять в логопедической практике при изучении нового речевого материала, при постановке и автоматизации звуков, закреплении правильного произношения, а также при составлении слоговых структур, слов, предложений и при формировании звуко - буквенного анализа слов. Элементы акватерапии используют на индивидуальных, подгрупповых, комплексных занятиях.
Общепринятые дидактические и речевые игры становятся интереснее и занимательнее, когда применяется акватерапия. Образовательная деятельность проходит естественным образом, детям заниматься этим нравится. Все умения и навыки, которым обучает логопед детей, организуя акваигры, усваиваются гораздо быстрее и проще.
Список литературы
1. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007г. 96с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной
терапии. — М.: Речь, 2001. 400с.
3. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников.
Книга для воспитателей детского сада и родителей/Под ред. О.С.
Ушаковой, 3-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2017г. 208с.
4. Рудик О. С. С детьми играем – речь развиваем. Учебно-методическое пособие: В 2-х ч., ч.2 – М.: ТЦ Сфера, 2013 г. 176с.
5. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет – М.: ТЦ
Сфера, 2011 г.
6. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи:
пособие для практических работников ДОУ (под ред. В. В. Гербовой) –
4-е изд., М.: Айрис – Пресс, 2007г. 64с.
7. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г. 64с.