Статья «Применение методов и технологий проблемного обучения на уроках русского языка литературы как прием активизации мыслительной деятельности в рамках внедрения ФГОС. Обобщение педагогического опыта»

2
0
Материал опубликован 11 May 2019 в группе

                                                           Статья

 «Применение методов и технологий проблемного обучения на уроках русского

языка литературы  как  прием активизации  мыслительной  деятельности  в

             рамках внедрения ФГОС. Обобщение педагогического опыта»

           учителя  МБОУ СОШ №108 имени Ю.В.Андропова  Руснак И.В.

                                                                                             

                                               Послушайте - и Вы забудете,

посмотрите - и Вы запомните,

 сделайте - и Вы поймете.

                                                                                                          Конфуций

Введение

 В  рамках реализации ФГОС  следует  выбирать  такие  формы и методы  обучения, ко-торые способствуют активизации мыслительной  деятельности и  позволяют погружать учащихся в определенные ситуации, требующие применения приобретаемых  знаний  и  вызывающие  необходимость  действовать  в  соответствии  со  сложившимися  обстоя-тельствами. Основанием   такого  подхода  в  обучении  является  тот  факт, что  форми-рование  любой  компетентности  происходит  через  практическую деятельность.

 Решению  этой  педагогической  задачи отвечают  методы  проблемного  обучения. Их преимущества  перед  традиционным объяснительно-иллюстративным методом не под-

лежит сомнению.

 Одной из самых действенных и востребованных в образовательной среде  технологий проблемного обучения является образовательный квест.

 Участие  в  квесте позволяет создать следующие условия  обучения  и реализовать сле-дующие умения:

 - возможность организации  процесса  познания, поддерживающего деятельностный

 подход к учебному процессу;

- индивидуализация учебного процесса при  сохранении  его целостности  за счет про-граммируемости и динамической адаптируемости;

- изменение  процесса  познания  путем  смещения его  в сторону  системного  мышле-

ния;

- возможность  построения открытой  системы  образования, обеспечивающей  каждо-

му индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.

 Все вышесказанное  подтверждает  логическую связь квест-технологий  и   проектной  деятельности, что само  по себе является стимулом  для  использования   данной   фор-

мы работы в урочной и внеурочной деятельности.

Теоретический опыт

  Квест (от английского  «quest»– вызов, поиск, приключение) – это интеллектуальный  вид игровых развлечений, во время которых участникам  нужно  преодолеть  ряд  пре-пятствий, решить определенные  задачи, разгадать  логические  загадки, справиться  с трудностями, возни-кающими на пути, для достижения общей цели.

  Формы квестов крайне разнообразны, однако их можно свести к следующей класси-фикации:

1.линейные (игра выстраивается по цепочке);

2.штурмовые (игроки  получают основное  задание  и перечень точек с подсказками);

3.кольцевые (тот же линейный квест, но замкнутый в круг).

По продолжительности квесты делятся на два типа:

1.кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан

 на одно занятие);

2.длительный (используется для углубления и преобразования знаний обучающихся, рассчитан на несколько занятий).

 

 Суть квеста заключается в том, что последовательное  выполнение  заданий  приво-

дит игроков к некоей  цели. Каждое задание  является  ключом к  следующему  зада-

нию.

 Преимуществом квеста следует считать  развитие  коммуникативных  компетенций,

так как достижение индивидуальной цели неразрывно связано  с  достижением цели коллективной. Это обстоятельство диктует  необходимость  налаживания  успешно-

го взаимодействия в команде. В процессе работы дети учатся мобилизовать умствен-

ные, организаторские, творческие способности  и быстро решать  нестандартные  за-

дачи. Для участия в квест-проекте  участнику требуются навыки поиска, анализа  ин-формации, умения хранить, передавать, сравнивать и на  основе  сравнения  синтези-

ровать новую информацию.

 Наибольшее   распространение  получила  следующая  структура  образовательного

квеста:

введение (содержит описание сюжета, ролей);

 задания (этапы, вопросы, ролевые задания);

порядок выполнения (бонусы, штрафы);

оценка (итоги).

Роль   учителя  в  таком мероприятии  направляющая. Учитель-наставник  уступает

место  учителю-сопроводителю, стремящемуся  обеспечить  максимальные   усло-

вия для самовыражения каждого ребенка.

Практический опыт

 

План мероприятия

№ элемента

Элементы мероприятия

Время

1.

Вводная часть

Организационный момент

  • Мотивация.
  • Коллективное определение  цели и задач квеста.

5

мин

2.

Основная часть мероприятия

  • Общие правила квест-игры.
  • Выполнение заданий.

28 мин

3.

Заключительная часть мероприятия

  • Подведение итогов.
  • Заключительное слово преподавателя.

7 мин

 

  Автором статьи были разработаны и проведены следующие образовательные квесты:      

Фольклорный  квест,  квест «В стране Прочитанных книг», квест «По следам утрачен-

ной рукописи».

  Наряду  с квест-технологиями  повышению эффективности  обучения  способствует

кейс-метод.

 Кейс-метод – это метод анализа ситуаций.

Данный метод получил распространение в 20-30 годы 20 века преимущественно в за-рубежной  школе. Он  основывается на  теоретических  положениях  американского философа Дж.Дьюи.

 В настоящее время под проблемным  обучением  понимается «…тип  развивающего обучения, в котором сочетаются  систематическая  самостоятельная  поисковая  дея-тельность…; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован  на фор-мирование научного мировоззрения обучающихся, их познавательной самостоятель-

ности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая творческие) способно-

стей  в ходе усвоения ими научных понятий и способов  деятельности, детерминиро-

ванных системой проблемных ситуаций» (М.И.Махмутов).

 Преимущества данного метода:

1.дает возможность применения полученных знаний на практике;

2.развивает навыки, необходимые в реальной жизни: умение работать с информацией, систематизировать, анализировать, принимать решения;

3. развивает логическое, критическое мышление;

4.формирует умение обосновывать и защищать свою точку зрения;

5.повышает мотивацию к обучению, к поиску новой информации;

6.дает понимание реальной цели работы, и ощущение ответственности за реальное ре-шение;

7.формирует понимание жизненных рисков;

8.способствует воспитанию высоких нравственно-этических принципов.

 Работа с кейсом состоит из нескольких этапов:

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение основной проблемы (проблем), выражение отношения к проблеме,      эмоциональный отклик;

3 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

4 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

5 этап — решение кейса — разработка одного или нескольких вариантов последовательности действий;

6 этап - организация презентации решений;

7 этап - организация общей дискуссии; выбор наиболее эффективных способов реше-

ния проблемы;

8 этап - Оценка результатов проделанной работы.

Рассмотрим конкретный пример применения кейс-метода на уроке развития  речи  в девятом классе.

1 этап :

1) Чтение текста Ю.О. Домбровского  «В тот день на берегу моря Зыбин все-таки до-

стал краба…».

2) Беседа по вопросам:

-Как бы вы охарактеризовали поведение Зыбина?

-Как сам Зыбин оценивает свой поступок?

-Реалистична ли данная ситуация? Докажите.

2 этап:

1)Индивидуальна самостоятельная работа. Обмен мнениями. (Основная проблема: жестокое обращение с животными.)

2) Обмен мнениями:

-Можно ли считать глобальной данную проблему? Докажите.

-Как бы вы поступили с теми, кто занимается изготовлением подобных сувениров?

3 этап :

Самостоятельная работа в парах:

Анализ последствий принятия того или иного решения. Обмен мнениями.

4 Этап:

Коллективная работа:

Предложение концепций или тем для «мозгового штурма». (Например, «Можно ли победить жестокость по  отношению  к  животным  на мировом  уровне, на  уровне

страны?»)

5 этап :

Работа в группах из 4-5 человек:

 Разработка одного или нескольких вариантов последовательности действий.

6 этап:

Игра «Аукцион идей»:

Организация презентации решений.

7 этап:

Организация общей дискуссии. Выбор  наиболее  эффективных  способов  решения проблемы.

8 этап:

Оценка результатов проделанной работы.

 Следует учитывать необходимость ознакомления участников занятия, разработанно-

го в соответствии со спецификой кейс-метода, с критериальной системой,  в соответ-

ствии с которой будут оценены результаты. Например, презентация  описанного  вы-

ше кейса может быть оценена следующим образом:

-полнота и правильность выполнения заданий;

-аргументация своей позиции при ответе на вопросы;

-степень участия в дискуссии;

-четкость и логика устного выступления, грамотность речи;

-наличие  и  качество  мультимедийной  презентации, иллюстративного  материала, продуктов творческой деятельности (если есть).

 Еще один метод проблемного обучения – это метод  проектов. Он  так же, как и  

упомянутые ранее методы, предполагает самостоятельное приобретение знаний, вза-

имодействие в формате «ученик – учитель – ученик» и равноправное сотрудничество.

 Согласно В.И. Слободчикову, проектирование – деятельность, синтезирующая   про-мысливание того, что должно быть, и одновременное с  этим развертывание   процес-

сов реализации.

 При организации проектной деятельности следует учитывать возраст  обучающихся.

Как  правило, учитель-предметник работает  с  детьми, имеющими  первичный  опыт проектной  деятельности, так как данный метод давно апробирован и взят  на  воору-

жение не только учителями начальной  школы, но и педагогами дошкольных образо-вательных учреждений.

 Опыт показывает, что для учащихся 5-7 классов  наибольший интерес представляют творческие проекты. Учащиеся же 8-11 классов охотно принимают  участие в  иссле-довательских и комплексных проектах. Особый интерес представляют проекты, в ко-

торых задействованы разновозрастные группы обучающихся.

 Метод проектов успешно интегрируется с игровой деятельностью.

 За последние три года автор статьи являлся куратором следующих ученических про-ектов:

1) творческие  проекты: «Моя книга», «Театр», «Басни  Крылова   в  иллюстрациях»,

«Стихи по мотивам притч»;

2)исследовательские проекты: «История слова», «Библейские  фразеологизмы», «По следам кочующих сюжетов», «Библейские мотивы в русской литературе»;

3) комплексные проекты: социально значимый проект «ВМЕСТЕ!», социально значи-

мый проект «Помогать легко!».

 

Заключение

Траектория развития современного общества диктует необходимость формирования

у обучающихся  таких качеств, как  инициативность, способность  к  продуктивному взаимодействию, гуманность, чувство ответственности за свои действия  и за  дейст-

вия окружающих, креативность мышления и независимость суждений,  высокий уро-

вень эрудиции. Проблемные методы обучения создают  условия для  их  формирова-

ния .

Образовательные ресурсы:

1.ФГОС - http://минобрнауки.рф/documents/336 (Министерство  образования  и  нау-

ки РФ)

2.https://studbooks.net/1819160/pedagogika/kvest_sredstvo_formirovaniya_informatsionnoy_kompetentnosti_buduschego_pedagoga

3.https://e-koncept.ru/2013/53282.htm

4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/06/03/ispolzovanie-kvest-tehnologii-v-nachalnoy-shkole

5. https://infourok.ru/ispolzovanie-kvest-tehnologii-na-urokah-russkoy-literaturi-3349099.html

6. Быховский Я.С. Образовательные ВЕБ-КВЕСТЫ, М.: Из-во МГУ, 2000

7.Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты // Инновации в образовании. 2008. № 10. С.71-93.

8. Балаев А.А. Активные методы обучения /Текст/ А.А. Балаев. – М.: Просвещение, 2011. – 186 стр.

9. Бомарева Л.Д. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся /Текст/Л.Д. Бомарева. – М.: Просвещение, 2012. – 279 стр.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации