Статья «Применение методов и технологий проблемного обучения на уроках русского языка литературы как прием активизации мыслительной деятельности в рамках внедрения ФГОС. Обобщение педагогического опыта»
Статья
«Применение методов и технологий проблемного обучения на уроках русского
языка литературы как прием активизации мыслительной деятельности в
рамках внедрения ФГОС. Обобщение педагогического опыта»
учителя МБОУ СОШ №108 имени Ю.В.Андропова Руснак И.В.
Послушайте - и Вы забудете,
посмотрите - и Вы запомните,
сделайте - и Вы поймете.
Конфуций
Введение
В рамках реализации ФГОС следует выбирать такие формы и методы обучения, ко-торые способствуют активизации мыслительной деятельности и позволяют погружать учащихся в определенные ситуации, требующие применения приобретаемых знаний и вызывающие необходимость действовать в соответствии со сложившимися обстоя-тельствами. Основанием такого подхода в обучении является тот факт, что форми-рование любой компетентности происходит через практическую деятельность.
Решению этой педагогической задачи отвечают методы проблемного обучения. Их преимущества перед традиционным объяснительно-иллюстративным методом не под-
лежит сомнению.
Одной из самых действенных и востребованных в образовательной среде технологий проблемного обучения является образовательный квест.
Участие в квесте позволяет создать следующие условия обучения и реализовать сле-дующие умения:
- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный
подход к учебному процессу;
- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет про-граммируемости и динамической адаптируемости;
- изменение процесса познания путем смещения его в сторону системного мышле-
ния;
- возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждо-
му индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.
Все вышесказанное подтверждает логическую связь квест-технологий и проектной деятельности, что само по себе является стимулом для использования данной фор-
мы работы в урочной и внеурочной деятельности.
Теоретический опыт
Квест (от английского «quest»– вызов, поиск, приключение) – это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд пре-пятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возни-кающими на пути, для достижения общей цели.
Формы квестов крайне разнообразны, однако их можно свести к следующей класси-фикации:
1.линейные (игра выстраивается по цепочке);
2.штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками);
3.кольцевые (тот же линейный квест, но замкнутый в круг).
По продолжительности квесты делятся на два типа:
1.кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан
на одно занятие);
2.длительный (используется для углубления и преобразования знаний обучающихся, рассчитан на несколько занятий).
Суть квеста заключается в том, что последовательное выполнение заданий приво-
дит игроков к некоей цели. Каждое задание является ключом к следующему зада-
нию.
Преимуществом квеста следует считать развитие коммуникативных компетенций,
так как достижение индивидуальной цели неразрывно связано с достижением цели коллективной. Это обстоятельство диктует необходимость налаживания успешно-
го взаимодействия в команде. В процессе работы дети учатся мобилизовать умствен-
ные, организаторские, творческие способности и быстро решать нестандартные за-
дачи. Для участия в квест-проекте участнику требуются навыки поиска, анализа ин-формации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтези-
ровать новую информацию.
Наибольшее распространение получила следующая структура образовательного
квеста:
введение (содержит описание сюжета, ролей);
задания (этапы, вопросы, ролевые задания);
порядок выполнения (бонусы, штрафы);
оценка (итоги).
Роль учителя в таком мероприятии направляющая. Учитель-наставник уступает
место учителю-сопроводителю, стремящемуся обеспечить максимальные усло-
вия для самовыражения каждого ребенка.
Практический опыт
План мероприятия
№ элемента | Элементы мероприятия | Время |
1. | Вводная часть Организационный момент
| 5 мин |
2. | Основная часть мероприятия
| 28 мин |
3. | Заключительная часть мероприятия
| 7 мин |
Автором статьи были разработаны и проведены следующие образовательные квесты:
Фольклорный квест, квест «В стране Прочитанных книг», квест «По следам утрачен-
ной рукописи».
Наряду с квест-технологиями повышению эффективности обучения способствует
кейс-метод.
Кейс-метод – это метод анализа ситуаций.
Данный метод получил распространение в 20-30 годы 20 века преимущественно в за-рубежной школе. Он основывается на теоретических положениях американского философа Дж.Дьюи.
В настоящее время под проблемным обучением понимается «…тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая дея-тельность…; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на фор-мирование научного мировоззрения обучающихся, их познавательной самостоятель-
ности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая творческие) способно-
стей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминиро-
ванных системой проблемных ситуаций» (М.И.Махмутов).
Преимущества данного метода:
1.дает возможность применения полученных знаний на практике;
2.развивает навыки, необходимые в реальной жизни: умение работать с информацией, систематизировать, анализировать, принимать решения;
3. развивает логическое, критическое мышление;
4.формирует умение обосновывать и защищать свою точку зрения;
5.повышает мотивацию к обучению, к поиску новой информации;
6.дает понимание реальной цели работы, и ощущение ответственности за реальное ре-шение;
7.формирует понимание жизненных рисков;
8.способствует воспитанию высоких нравственно-этических принципов.
Работа с кейсом состоит из нескольких этапов:
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2 этап — выделение основной проблемы (проблем), выражение отношения к проблеме, эмоциональный отклик;
3 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
4 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
5 этап — решение кейса — разработка одного или нескольких вариантов последовательности действий;
6 этап - организация презентации решений;
7 этап - организация общей дискуссии; выбор наиболее эффективных способов реше-
ния проблемы;
8 этап - Оценка результатов проделанной работы.
Рассмотрим конкретный пример применения кейс-метода на уроке развития речи в девятом классе.
1 этап :
1) Чтение текста Ю.О. Домбровского «В тот день на берегу моря Зыбин все-таки до-
стал краба…».
2) Беседа по вопросам:
-Как бы вы охарактеризовали поведение Зыбина?
-Как сам Зыбин оценивает свой поступок?
-Реалистична ли данная ситуация? Докажите.
2 этап:
1)Индивидуальна самостоятельная работа. Обмен мнениями. (Основная проблема: жестокое обращение с животными.)
2) Обмен мнениями:
-Можно ли считать глобальной данную проблему? Докажите.
-Как бы вы поступили с теми, кто занимается изготовлением подобных сувениров?
3 этап :
Самостоятельная работа в парах:
Анализ последствий принятия того или иного решения. Обмен мнениями.
4 Этап:
Коллективная работа:
Предложение концепций или тем для «мозгового штурма». (Например, «Можно ли победить жестокость по отношению к животным на мировом уровне, на уровне
страны?»)
5 этап :
Работа в группах из 4-5 человек:
Разработка одного или нескольких вариантов последовательности действий.
6 этап:
Игра «Аукцион идей»:
Организация презентации решений.
7 этап:
Организация общей дискуссии. Выбор наиболее эффективных способов решения проблемы.
8 этап:
Оценка результатов проделанной работы.
Следует учитывать необходимость ознакомления участников занятия, разработанно-
го в соответствии со спецификой кейс-метода, с критериальной системой, в соответ-
ствии с которой будут оценены результаты. Например, презентация описанного вы-
ше кейса может быть оценена следующим образом:
-полнота и правильность выполнения заданий;
-аргументация своей позиции при ответе на вопросы;
-степень участия в дискуссии;
-четкость и логика устного выступления, грамотность речи;
-наличие и качество мультимедийной презентации, иллюстративного материала, продуктов творческой деятельности (если есть).
Еще один метод проблемного обучения – это метод проектов. Он так же, как и
упомянутые ранее методы, предполагает самостоятельное приобретение знаний, вза-
имодействие в формате «ученик – учитель – ученик» и равноправное сотрудничество.
Согласно В.И. Слободчикову, проектирование – деятельность, синтезирующая про-мысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процес-
сов реализации.
При организации проектной деятельности следует учитывать возраст обучающихся.
Как правило, учитель-предметник работает с детьми, имеющими первичный опыт проектной деятельности, так как данный метод давно апробирован и взят на воору-
жение не только учителями начальной школы, но и педагогами дошкольных образо-вательных учреждений.
Опыт показывает, что для учащихся 5-7 классов наибольший интерес представляют творческие проекты. Учащиеся же 8-11 классов охотно принимают участие в иссле-довательских и комплексных проектах. Особый интерес представляют проекты, в ко-
торых задействованы разновозрастные группы обучающихся.
Метод проектов успешно интегрируется с игровой деятельностью.
За последние три года автор статьи являлся куратором следующих ученических про-ектов:
1) творческие проекты: «Моя книга», «Театр», «Басни Крылова в иллюстрациях»,
«Стихи по мотивам притч»;
2)исследовательские проекты: «История слова», «Библейские фразеологизмы», «По следам кочующих сюжетов», «Библейские мотивы в русской литературе»;
3) комплексные проекты: социально значимый проект «ВМЕСТЕ!», социально значи-
мый проект «Помогать легко!».
Заключение
Траектория развития современного общества диктует необходимость формирования
у обучающихся таких качеств, как инициативность, способность к продуктивному взаимодействию, гуманность, чувство ответственности за свои действия и за дейст-
вия окружающих, креативность мышления и независимость суждений, высокий уро-
вень эрудиции. Проблемные методы обучения создают условия для их формирова-
ния .
Образовательные ресурсы:
1.ФГОС - http://минобрнауки.рф/documents/336 (Министерство образования и нау-
ки РФ)
3.https://e-koncept.ru/2013/53282.htm
5. https://infourok.ru/ispolzovanie-kvest-tehnologii-na-urokah-russkoy-literaturi-3349099.html
6. Быховский Я.С. Образовательные ВЕБ-КВЕСТЫ, М.: Из-во МГУ, 2000
7.Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты // Инновации в образовании. 2008. № 10. С.71-93.
8. Балаев А.А. Активные методы обучения /Текст/ А.А. Балаев. – М.: Просвещение, 2011. – 186 стр.
9. Бомарева Л.Д. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся /Текст/Л.Д. Бомарева. – М.: Просвещение, 2012. – 279 стр.