Применение практико-ориентированного подхода в обучении студентов специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» при изучении дисциплины биология.
В современном мире пищевое производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Сейчас выпускника колледжа, который имеет только систему знаний, умений и навыков по специальности признают неконкурентоспособным, поскольку обществу требуется специалист готовый решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы, а также готовый включиться в дальнейшую жизнедеятельность.
Современное среднее профессиональное образование предусматривает качественные изменения в процессе подготовки современных высококвалифицированных специалистов, которые будут отвечать требованиям регионального рынка труда в условиях инновационного развития экономики. В связи с этим целью обучения становится подготовка конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной рыночной экономики [5]. Без обращения образования на всех его уровнях к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично подготовить технологов общественного питания с такими качествами. Один из способов преодоления этих проблем – это применение при обучении практико-ориентированного подхода. Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении задач и проблем в социальной, учебной или профессиональной сферах [3]. Такой подход в обучении обеспечивает повышение мотивации к изучаемой дисциплине «Биология», обеспечивает связь теоретических знаний о живом мире с практикой, помогает, студентам осознано подходить к изучению предмета.
В отличие от традиционного образования, ориентированного только на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности [2].
Целью практико-ориентированного обучения на уроках биологии является интенсификация процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и навыков для выработки у обучаемых определенных компетенций. Результатом практико-ориентированного подхода в обучении должен являться выпускник учебного заведения, способный эффективно применять в учебно-познавательной и практической деятельности имеющиеся у него компетенции, которые формируются и на занятиях по биологии [6].
Учебная дисциплина «Биология» у данной специальности изучается на 1 курсе и относится к обязательной предметной области «Естественные науки».
Для прочного усвоения знаний по предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный [5]. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в применении практико-ориентированного подхода к обучению учащихся, который я систематически использую на занятиях.
Для формирования практико-ориентированных знаний учащихся на уроках я использую метод ситуационных заданий. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание [4]. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие обучающемся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
На уроках биологии при изучении тем: «Белки, жиры и углеводы» и «обмен веществ», я предлагаю студентам задания в виде познавательных ситуационных заданий. Например:
Все живые организмы состоят из белков, углеводов и жиров. В рацион питания обязательным компонентом входит жир. Многие полагают, что жиры влияют только на вес человека, и чтобы похудеть ограничивают себя в еде, считая каждый грамм съеденного жира. Можно ли исключить жир из рациона питания? Приведет ли это нас к похудению? От каких жиров поправляются больше?
Вы купили кусок сырого мяса, при тепловой обработке мясо уменьшилось в размере и массе. Почему?
Почему при кипячении молока образуется «пенка»?
В химический состав клетки человека входят белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В пище человека должны содержаться все эти вещества. Отметьте, какие из них могут заменять друг друга, а какие незаменимы.
На именины Маша пригласила девочек из группы в гости. Девочки пили чай с сахаром, вареньем и угощались вкусным пирогом. Определите: какие виды углеводов употребили девочки? Какой процесс происходил в организме и что получил организм при потреблении продуктов.
Яйцо содержит много белка, попробуйте приготовить дома новое блюдо из яиц. Насыпьте в яичную смесь немного крахмала и взбейте будущий омлет. Что в итоге получится, сделайте фотографии блюда, объясните, почему так вышло? Чем является крахмал? Что произошло с белком при приготовлении омлета?
Отгадайте загадку, какой углевод находится в черном ящике. Данный углевод используется в промышленности как добавка, препятствующая слеживанию и комкованию порошкообразных продуктов (целлюлоза).
Каждый слышал фразу – «При физической нагрузки человек сжигает жир». Объясните биологический и химический смысл выражения.
Представьте, что вы должны закупить качественное сливочное масло для кафе. Сейчас много недобросовестных производителей, которые фальсифицируют пищевые продукты, и сливочное масло часто становится объектом фальсификации. К нему подмешивают более дешевые продукты: маргарин или растительные масла. Обнаружить подделку и доказать её можно с помощью сложных и дорогостоящих анализов. Но есть и такие признаки, которые можно обнаружить и без всяких анализов и которые должны насторожить вас при покупке. Какие это признаки?
По каким конкретным причинам вскармливание ребенка на первых месяцах жизни молоком животных вместо материнского молока – мера, достаточно опасная? Как можно сделать такое вскармливание безопасным для ребенка?
Почему глюкоза в организме животных и человека хранится в форме гликогена, а не в растворенном виде?
У некоторых людей при потреблении молока возникают тяжелые расстройства кишечника или отравление. Предложите возможные механизмы этого явления.
Известно, что спелые фрукты очень быстро портятся. Английские ученые предложили довольно эффективную защитную «рубашку» для каждого плода: специальный раствор из сахара, жира, небольшого количества целлюлозы и глицерина. Фрукты погружают в горячий раствор на непродолжительное время, а когда вынимают, на их поверхности образуется тонкий, почти невидимый слой. Какую функциональную роль выполняет «рубашка», оберегающая спелые фрукты от быстрой порчи? Ответ обоснуйте.
Целесообразно ли в жаркую погоду есть человеку много мяса? Нужно ли для летнего время года разрабатывать специальное меню?
Для домашнего задания или в качестве самостоятельной работы, целесообразно предложить студентам решение ситуационных и практических задач по расчету калорийности, т.к. для выполнения данных заданий необходимо использовать дополнительную информацию [1], которую можно предложить найти студентам самостоятельно, например можно предложить поискать таблицы калорийности в сети интернет или кулинарных книгах. Приведу несколько примеров данных заданий.
Определите, используя таблицы калорийности, на сколько дней хватит плитки шоколада весом 100 г, чтобы в день вы получали энергии примерно 500 килокалорий.
Вы находитесь в 3 днях ходьбы до ближайшего населенного пункта. У вас имеются продукты: хлеб – 2 кг; сахар – 250 г; картофель – 1 кг; шоколад – 100 г. Распределите имеющиеся продукты на время движения, так что бы обеспечить себя энергией на весь поход. Сколько килокалорий в день вы сможете получить?
Вычислите калорийность завтрака, полдника, обеда, ужина, 2-го ужина, исходя из расчета потребления в сутки 2900 килокалорий.
Максим и Даша поехали в выходные кататься на велосипедах за город. На обратном пути после трехчасовой небыстрой прогулки они решили заехать перекусить в один из ресторанов быстрого питания. Какое меню Вы им предложите, чтобы компенсировать их энергозатраты, если Даша старается, есть только растительную пищу и курицу и ограничивает себя в сладком, а Сергей любит мясные блюда? В ответе укажите энергозатраты прогулки и рекомендуемые блюда с их энергетической ценностью.
Определить теоретическую и практическую энергетическую ценность 150 г салата, который состоит из вареного куриного яйца (40г), вареной свеклы (60 г), жаренной докторской колбасы (40 г) и майонеза (10 г). Определение теоретической и практической энергетической ценности готового продукта.
Исходя из принципа сбалансированности рациона, рассчитайте индивидуальные суточные потребности в пищевых веществах девушки 18 лет с энергетическими затратами 2250 ккал.
Практически по всем темам курса биологии мною были подобраны или разработаны ситуационные творческие и практические задания, направленные на систематизацию и применение имеющихся знаний в нестандартных модельных учебных и реальных жизненных ситуациях, что позволяет студентам развивать интеллектуальные умения. Качественно новый результат, приобретаемый студентами – высокий уровень познавательной самостоятельности, готовность к профессиональной работе в режиме технологий развивающего обучения.
Решение ситуационных задач может способствовать развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, способности ориентироваться в различных процессах, происходящих в живом мире. Такой подход в обучении подготавливает студентов к будущей профессиональной деятельности, помогает ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, что делает выпускников обучающихся по данной специальности конкурентоспособными и востребованными на рынке труда.
Список литературы
Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб. 2008.
Акулова О.В., Писарева С.А. Современная школа: опыт модернизации / книга для учителя. СПб, 2005.
Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004.
Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург, 2000. - 215 с.
Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем , №12(20), 2012. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33820721
Научно-методические журналы «Биология в школе» №6 – 2000 г., №3, №5 – 2001 г., №5, 8.
Тюмасева З.И. Учебно-познавательные и исследовательские задачи по общей биологии. [Электронный ресурс] URL: http://library.bsu.ru