Статья «Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома»
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога, воспитателей, кровных родителей (или кандидатов в опекуны). Учитель-логопед в этой системе является координатором.
Основными задачами логопедической коррекционной работы являются: формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия); подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты; уточнение, расширение и обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие навыков связной речи; совершенствование коммуникативных навыков.
Для оптимизации образовательного и коррекционного процесса, а так же для реализации поставленных задач учитель - логопед детского дома успешно использует в своей практике различные образовательные технологии.
К числу современных образовательных технологий относятся: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио; игровые технологии; технология развивающего обучения, сайтостроение.
Современные образовательные технологии помогают увеличить результативность и эффективность профессиональной деятельности учителя-логопеда, а так же дают возможность воспитанникам детского дома расти активными, любознательными и творческими людьми.
Здоровьесберегающие технологии.
Основная цель здоровьесберегающих технологий - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него привычки к здоровому образу жизни. С этой целью учителем-логопедом используются в коррекционно-развивающей работе с детьми динамические паузы, пальчиковые игры, логопедический массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, кинезеологические упражнения, элементы самомассажа и релаксации.
На логопедических занятиях активно применяются различные виды массажа: классический, точечный, зондовый, самомассаж. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
На индивидуальных логопедических занятиях используются элементы су-джок терапии, целью которой является нормализация мышечного тонуса пальцев рук и опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, и чтобы этот непростой процесс был более занимательным для детей, применяется такой метод как биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Биоэнергопластика оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, синхронизирует работу полушарий головного мозга, развивает способности, улучшает внимание, память, мышление, речь. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на логопедических занятиях используется гимнастика для глаз и кинезеологические упражнения. Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезеологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Кинезеологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания. Упражнения гимнастики для глаз способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.
Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Технологии проектной деятельности.
Технология проектной деятельности дает возможность педагогу научить своих воспитанников находить и извлекать необходимую информацию и усваивать ее в виде новых знаний.
Проектная деятельность помогает проявить исследовательский опыт, творческий подход, глубже изучить любую проблему, поэтому широко используется в коррекционно-развивающей работе.
В феврале - марте 2016 года учитель-логопед участвовала в разработке творческого проекта «Волшебный мир театра», целью которого было приобщение детей к театральной культуре.
В марте – апреле 2017 года был реализован проект «Учимся, играя». Цель: обогащать игровой опыт детей и развивать коммуникативные способности дошкольников через игру при совместном творческом взаимодействии с педагогами и родителями
В ноябре – декабре 2020 года учителем - логопедом был разработан и реализован среднесрочный групповой практико-ориентированный творческий проект «Логопедические сказки». Целью проекта являлась коррекция всех сторон речевого развития детей дошкольного возраста (произношение, словарь, грамматика, связная речь), через использование инновационного метода коррекции речевых нарушений - «логопедические сказки». Как итог этого проекта учителем-логопедом была создана книга логопедических сказок с авторскими наработками, которые используется в работе и в настоящее время.
Информационно-коммуникационные технологии.
Сегодня трудно представить процесс образования без использования современных информационных технологий. В условиях детского дома осуществляется использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в учебно-воспитательном процессе.
На занятиях, в совместной деятельности, на праздниках и развлечениях, при подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, при обмене опытом педагогов, при оформление групповой документации, отчетов, создании презентаций в программе Рower Рoint для занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, создание интерактивных игр и тренажеров для детей, при осуществлении работы персональных сайтов и сайта детского дома.
Работа с детьми дошкольного возраста имеют свою специфику, чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их, вся информация должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Это могут обеспечить только средства ИКТ.
В коррекционно-развивающей работе с детьми учитель-логопед использует следующие средства ИКТ: компьютер (ноутбук), мультимедийное оборудование; принтер; телевизор; магнитофон; фотоаппарат.
Личностно - ориентированная технология.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
В начале учебного года после полного логопедического обследования всех детей и заполнения речевых карт, на каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. Для детей, имеющих статус инвалида, разрабатывается еще и индивидуальный маршрут психо-речевого развития, а также всеми специалистами детского дома для ребенка с ОВЗ составляется план мероприятий психолого-педагогической и социальной реабилитации на год.
В течение года прослеживается динамика развития каждого ребенка, вносятся коррективы и изменение в индивидуальный маршрут развития ребенка. Содержание, периодичность, количество и выбор материала к индивидуальным занятиям полностью зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его личностных черт характера, его возможностей и потребностей, его уровня освоения образовательных программ, и от того какое речевое нарушение есть у ребенка.
Личностно-ориентировочный подход обеспечивается и в групповых формах работы: вариативность, различный уровень сложности заданий, учет интересов, способностей и поло-ролевого поведения детей, а так же уважительная манера общения педагога с детьми и партнерские отношения во время НОД.
Личностно-ориентированная технология реализуется так же в предметно – пространственной развивающей среде, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы. В группах детского дома широко используется метод зонирования. Каждый ребенок может найти себе задание по интересам: почитать книгу в книжном уголке, сделать поделку в уголке творчества, поиграть в игровой зоне. Так же в группе оборудован логопедический уголок с удобным столом и зеркалом на уровне глаз ребенка. Этот уголок оборудован многочисленными методическими пособиями для самостоятельной и совместной деятельности: различные настольно-печатные игры («Речевая тропинка», «Логопедическое лото», «Звуковая ромашка» и др.), картотека с комплексами артикуляционной гимнастики, красочные альбомы «Самомассаж», «Как правильно делать Артикуляционную гимнастику», «Первые слова», «Трудный звук!» и т.д.); папки с картинками по лексическим темам; пособия для развития речевого дыхания, мелкой моторики и др. Периодически пополняется логопедический уголок новыми пособиями, играми и методической литературой.
Чтобы приблизить условия детского дома к домашним, и чтобы каждый наш воспитанник чувствовал свою индивидуальность и уникальность, в группах оборудованы каждому ребенку своя «полочка личных вещей», свой фотоальбом и своя накопительная папка с рисунками.
Технология портфолио.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все самое важное, радостное, интересное и достойное из того, что происходит в профессиональной деятельности. Таким досье может стать портфолио педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
У учителя-логопеда существует свое накопительное портфолио (в электронном и печатном виде). Оно каждый год пополняется новыми материалами.
Так же учителем-логопедом совместно с воспитателями ведется портфолио группы, где копятся достижения воспитанников в разнообразных видах деятельности, их успехи, положительные эмоций.
Портфолио дает нам возможность еще раз пережить приятные моменты нашей жизни, это своеобразный маршрут развития.
Игровая технология.
Игра является ведущим видом деятельности детей. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала. На своих занятиях учитель-логопед широко использует игровую мотивацию и игровые приемы обучения.
Речевые игры облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков.
Отдельно хотелось бы остановиться на играх для развития мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. При этом хорошо проговаривать простые песенки и потешки («Сорока», «Ладушки», «Коза» и т.д.). Именно с этих игр учитель-логопед начинает свою работу с неговорящими детьми раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения с предметами, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, играть в пальчиковые игры («Семья», «В гости к пальчику большому…» и т.д.)
А в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Здесь могут использоваться элементы самомассажа, графические упражнения, игры с сухим бассейном.
Таким образом, логопеду очень важно владеть игровыми технологиями, и я убеждена, что именно использование игр обеспечивают успех занятий, делают их увлекательными и желанными для детей.
Сайтостроение.
Изменения, происходящие в современном мире, на сегодняшний день не могут не затрагивать сферу образования. Одним из популярнейших источников получения информации сегодня для большинства жителей нашей планеты стал интернет, который многогранен и безграничен. Благодаря созданному сайту происходит: развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством живого общения на страницах сайта; информирование родителей о закономерностях развития и особенностях методики воспитания детей; педагогическое просвещение (полезные ссылки, статьи); непосредственный обмен видео- и фотоматериалами на страницах сайта. В детском доме «Солнышко» есть свой сайт http://ddomsun.ru/
И у учителя-логопеда тоже есть свой персональный сайт в социальной сети работников образования http://nsportal.ru/
Ссылка на сайт: Мой <a href = "http://nsportal.ru/gubina-olga-nikolaevna" > Сайт учителя-логопеда</a>
Таким образом, учитель-логопед детского дома «Солнышко» широко применяет современные образовательные технологии в своей практике, так как применение современных педагогических технологий в образовательном и коррекционном процессе актуально, современно и эффективно.
Елена Гаврииловна Гончарова