Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Приставка»

3
4
Материал опубликован 15 September 2019

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Приставка».

Эпиграф к уроку:

Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. (К.И. Чуковский)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Обучающая: актуализация знаний о приставке как словообразующей морфеме; об отличии приставки от предлога; совершенствование правописных умений;

Развивающая: развитие способности слушать и говорить, анализировать и моделировать;

Воспитательная: приобщение к истории языка, воспитание культуры общения.


Планируемый результат:

Предметные умения:

    Углубление знаний о приставке как словообразующей морфеме;

    об отличии приставки от предлога;

    совершенствование правописных умений.

УУД

Личностные: 

    формирование интереса к исследовательской аналитической деятельности.

Регулятивные: 

    умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: развитие творческого мышления, памяти, внимания и языковой компетенции.

Коммуникативные: 

    умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем;

    умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей;владение устной и письменной речью.


Методы и формы обучения: частично-поисковый, лингвистические игры, беседа, работа с текстом, индивидуальная иколлективная работа, работа в парах

Оценка деятельности обучающихся: опрос, наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки.

Демонстрационный материал: презентация.

Основные понятия – приставка как словообразующая морфема, предлог, родственные слова.







Ход урока

1. Организационный момент.

Собрать тетради с домашним заданием.

Здравствуйте, ребята. 
Школьный прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
 

2. Орфоэпическая разминка.

Учитель: Начать нашу сегодняшнюю работу я хочу с орфоэпической разминки. Ваша задача не только отгадать слово, но и правильно его произнести.

(Слайд №1)

1.Красит здания маляр, мебель делает столяр. 2.Прилетел мохнатый шмель и уселся на щавель. 3.Хоть и жжется, но красива всем известная крапива. 4. Для строителей в момент машина привезет цемент. 5. Чем человек счастливее, тем выглядит красивее. 6. К нам приехал сладкий груз называется арбуз. 7. В музее натюрморты: на них – цветы и торты. 8. У того, кто знаменит, телефон весь день звонит. 9. Поскорее привези для окошек жалюзи. 

Учитель: Ребята, приведите ещё примеры слов, в которых люди чаще всего делают орфоэпические ошибки.

3. Определение темы и цели урока. Мотивация учащихся. Актуализация знаний.

Ориентировочный этап

Учитель: Молодцы! А сейчас предлагаю вам поучаствовать в лингвистическом эксперименте. Посмотрите на экран и ответьте на вопросы:

- Что потеряли эти слова?

- Почему они не понятны? Помогите им.

(слайд №2)

- ключатель, -локотник, - бавить, - бывчивый

-Ответы (слайд №3)

- Какая часть слова помогла выполнить задание?

Дети: Нам помогла выполнить задание приставка.

Учитель: Ребята, всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения - из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла -

« смыслиночку».

Вопрос классу: как называются эти «кирпичики» (из которых состоит слово)?

Дети: Морфемы.

Учитель: Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по океану Знаний в стране Морфемике, познакомимся с новой морфемой, название которой вам уже известно.

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Сформулируйте тему урока.

Предполагаемый ответ ученика: сегодня на уроке мы будем изучать приставки.

(слайд №4)

Учитель: Ребята, страна Морфемика очень интересна. Она состоит из множества островов (морфем). Каких?

Дети: Острова корень, суффикс, приставка, окончание.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, каковы будут цели сегодняшнего нашего урока? Что мы должны изучить?

Дети: Вспомнить, что такое приставка, где в слове она находится, какова основная роль приставок.

Учитель: Правильно, молодцы! А сейчас обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. (Учитель читает эпиграф) (слайд №4)

Так К.И. Чуковский определил значение приставки. Ребята, а что вы помните о приставках? Что это такое?

Дети: Пристава – часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Учитель: Правильно, запишите в тетрадях сегодняшнее число и название темы. (слайд №4)

Откройте белый учебник на странице 20, выполним задание под звёздочкой.

(Один ученик у доски)

Учитель: Сегодня на уроке у меня будут помощники, ваши одноклассники. Послушайте сейчас мою первую помощницу, которая приготовила для вас лингвистическую сказку о приставках.




НОВЫЕ ДРУЗЬЯ КОРНЕЙ

Долгое время на волшебной поляне корни и суффиксы жили одни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось.

Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. И не просто разрешили остаться, а ещё и построили им домики перед своими в знак уважения к женщинам. (Ведь приставки женского рода).

Приставки стали трудиться вместе с корнями. Они выполняли важную работу по образованию новых слов, например: морской – приморский – заморский.

Учитель: Спасибо. А сейчас представьте, что вы сидите перед телевизором. Представили? Я вам скажу: «Приставка в-». Что вы сделаете?

Дети: Включим телевизор!

Учитель: А если я скажу: «Пере-»?

Дети: Переключим на другую программу.

Учитель: А если я скажу: «Вы-»?

Дети: Мы выключим телевизор.

Учитель: Почему вы меня хорошо понимали, я ведь называла всего лишь кусочек слова – приставку?

Дети: Потому что приставки несут смысл, они дают слову новое значение.

Учитель: Правильно, так же, как и суффикс, приставки участвуют в образовании новых слов и усердно трудятся, чтобы мы могли различать лексическое значение слов.

Учитель: Откройте учебник на странице 21, выполним задание под звёздочкой.

Какое значение привносит приставка при-?

А какое приставка у?

Учитель: Так что же такое приставка, какова их роль, давайте проверим, правильное ли мы дали определение? Прочитаем на стр. 21.

Учитель: А как ещё называют приставку расскажет моя вторая помощница, которая поработала со словарём.

Учитель: Правильно, приставку ещё называют префикс. (Учитель даёт определение префикса).

(слайд №5) Записываем в тетрадь для правил.

Префикс (от лат. – прикреплённый впереди) – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

4. Закрепление, выполнение упражнений.

Учитель: Ребята, откройте упр. 97 в зелёном учебнике. Прочитаем задание. Выполним упражнение.

(2 человека за закрытой доской).

Учитель: Хорошо, молодцы. А теперь откроем упр. 415 в белом учебнике. (По одному слову у доски)

Какое значение имеет приставка без-? (Лишённый чего-либо)

Какая приставка имеет такое же значение? (Приставка не-).

Какими являются эти приставки? (Синонимичными)

Учитель: Следовательно, и слова с такими приставками являются синонимами (безвкусный – невкусный)

Учитель: Ребята, скажите ещё раз, что же такое приставка?

Дети: Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Учитель: Молодцы! А сейчас выполним упражнение 416. Запишите в тетрадь только выделенные слова, подберите к ним антонимы и выделите приставки. (Проверяем вместе) (По одному человеку у доски)

Физминутка.

Учитель: Ребята, вы, наверное, устали. Ну, тогда все дружно встали. Сейчас я предлагаю немножко отдохнуть физминутку.



С ПРИ - приставкою присесть,

С ПО - приставкою подняться,

С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,

С ПО - приставкой посмеяться,

С ВЫ - вытягиваем руки,

С О - опустим их опять.

Вот и все настало время

С ЗА - зарядку завершать.

Учитель: Ребята, посмотрите на упр. 99 в зелёном учебнике. Прочитаем задание. Выполняем устно по цепочке.

Учитель: Почему в данных словах пишется Ъ?

Дети: Твёрдый знак (Ъ) пишется только после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.

(слайд №6)

Учитель: Молодцы. Посмотрите на экран (слайд №7). Выполним задание «Скажи по-другому». Выполняем по рядам. Запишите предложение, дополнив его.

1)Режиссер начал снимать фильм. – Режиссер приступил к (..) фильма.

2) Автомобиль остановился недалеко от города. - Автомобиль остановился на (..) к городу.

3) Поздно вечером гости стали разъезжаться по домам. – Поздно вечером начался(..) гостей по домам.

Проверяем (слайд №8)

Учитель: Молодцы! А сейчас посмотрите на экран.

Прочитайте стихотворение Я. Козловского «Веснушки». (слайд 9)







Веснушки

Веснушкам нету (с)носа,

Не исчезают (с)носа,

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла,

Зависело б (от)мыла,

Веснушки я б (от)мыла.

Я. Козловский

Учитель: Какие слова использует автор, чтобы вызвать у нас улыбку?

Ученик: сноса, сноса, отмыла, отмыла

Учитель: Выберите из них слова с приставками, прочитав строчку из стихотворения.

Ученик: Веснушкам нету сноса. Веснушки я б отмыла.

Учитель: Выберите из них слова с предлогами, прочитав строку из стихотворения.

Ученик: Не исчезают с носа. Зависело б от мыла.

(слайд 10)

Учитель: Испытывали вы затруднения при выполнении задания? Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Ответ ученика: находить в словах приставку, отличать приставку от предлога.

Учитель: А сейчас посмотрите в лист с заданиями. Вам нужно найти словосочетания глагол + существительное, в которых употреблены приставки и омонимичные предлоги. (слайд 11)


(до) бежал (до) дома

(от) плыл (от) берега

(на) ехал (на) камень

(в) нёс (в) дом

(у) видел (у) порога

(за) шел (за) другом

Ответ (слайд №12)

Учитель: Важно помнить, что существительные могут употребляться с предлогами (скучать по другу) и с приставками (скучает подруга), а глаголы – только с приставками (поскучать).

Учитель: Ребята, ну а сейчас поработаем с текстом упр. 103 зелёного учебника. Прочитаем его. Посмотрите на слова со скобками.

Задание: 1 вариант – выписывает из текста существительные с предлогами, 2 вариант – слова с приставками.

Учитель: Молодцы! Ребята, посмотрите на экран. (слайд 11) Перед вами - вопросы. Вам в тетради надо записать только ответ: да или нет.

Приставка – часть речи?

Приставка –значимая часть слова?

Приставка служит для образования новых слов?

Приставка располагается перед корнем?

С помощью приставки образуются формы слова?

(Ответы: нет, да, да, да, нет)


5. Самостоятельная работа.

Учитель: Итак, ребята, давайте ещё раз вспомним, что такое приставка? Сегодня каждый получит оценку.

Перед вами тест. Подпишите фамилию и имя, выполните задания.

6. Рефлексия. С каким же бесценным багажом знаний мы подошли к концу урока?

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение.

Слово делится на части, ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей делать слово из частей.
На конце любого слова окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть с другим словом держит связь.
Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет.
Перед корнем есть приставка, слитно пишется она,
И при помощи приставки образуются слова.
После корня он стоит, перед окончанием
Его я если заменю, другое слово получу.
Обозначу уголком, называю суффиксом.

Учитель: Подведём итог нашей работы, ответив на вопросы.

(ВОПРОСЫ ВЫВОДЯТСЯ НА ДОСКУ)

- Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Сумели ли вы показать свои знания?

- Что вам в этом помогло?

-Дополните фразы:

Я узнал…

В ходе работы удалось научиться…

Порадовался тому, что…

У читель: Ребята, на столе у каждого из вас лежит смайлик, выразите сегодняшнее отношение к уроку, дорисовав мимику удовлетворенного или разочарованного человека.

- - или - -

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

На выбор:

        Упр. 98 (зелёный учебник), 1 вариант – задание 1А, 2 вариант – задание 1Б.

        Карточка.










9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу, Людмила!

15 September 2019

Замечательный урок! Спасибо!

15 September 2019

Интересный урок, но очень не хватает презентации, на слайды которой есть указания в конспекте.

15 September 2019

Презентацию загрузила.

16 September 2019