Признаки глагола и прилагательного у причастия. (Урок усвоения новых знаний).

25
16
Материал опубликован 1 July в группе

Урок 23. Признаки глагола и прилагательного у причастия


Тип урока - урок усвоения новых знаний

Цель- распознавание признаков прилагательного и глагола в причастии.

Задачи: дать представление о грамматических признаках прилагательного и глагола в причастии, формировать умение различать причастия в предложении, понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным.


Ход урока


1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Взаимопроверка (работа в парах)

-Какие трудности испытывали при выполнении домашнего задания? Что помогло преодолеть эти трудности? Что осталось непонятым?

3. Подготовка к восприятию. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

О причастиях Ломоносов писал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…». Как вы понимаете эти слова?

-Причастие совмещает в себе и признаки глагола, то есть действие предмета, и черты признака предмета. Именно поэтому к причастию можно задавать разные вопросы: что делающий? или что делавший? и какой?.

Какой теме будет посвящен наш урок?

4. Актуализация знаний.

1) Выразительное чтение стихотворения К.Бальмонта «Ковыль». Какую картину вы представили? Попробуйте пересказать стихотворение. Можно ли сказать, что в нем есть лирический сюжет? Какая часть речи передает движение? Приложение 1. Слайд 1.


Приложение 1PPTX / 301.04 Кб

Точно призрак умирающий,

На степи ковыль качается,

Смотрит месяц догорающий,

Белой тучкой омрачается.


И блуждают тени смутные

По пространству неоглядному,

И, непрочные, минутные,

Что-то шепчут ветру жадному.


И мерцание мелькнувшее

Исчезает за туманами,

Утонувшее минувшее

Возникает над курганами.


Месяц меркнет, омрачается,

Догорающий и тающий,

И, дрожа, ковыль качается,

Точно призрак умирающий.

2) Беседа

Какой названа тучка? Слайд 2.

-Белой.

Какая информация содержится в прилагательном белый?

О цвете.

Каким назван месяц?

-Догорающий, тающий.

Какая информация содержится в этих причастиях?

-Причастия содержат больше информации: догорающий это тот, который догорает, а тающий -тот, который тает.

Мы видим, что причастие образуется от глагола и сохраняет глагольные признаки. Какие? Слайд 3.

1. Вид (совершенный – несовершенный).

2. Время (настоящее – прошедшее).

3. Залог (действительное – страдательное).

4. Возвратность/невозвратность

5. Переходность/непереходность

Догорающий, тающий - это причастия действительные, то есть действие относится к самому месяцу, сам месяц совершает действия, это причастия настоящего времени, несовершенного вида, невозвратные, непереходные.

3) Анализ таблицы. Рассмотрите таблицу. Какую новую информацию вы узнали из нее? Сформулируйте вопросы для одноклассников, на которые они могли бы ответить, пользуясь материалом этой таблицы. (Обратить внимание на признаки прилагательного у причастий) Слайд 4.


t1719841936aa.jpg

5. Первичная проверка понимания

Выборочное письмо: выпишите другие причастия из стихотворения К.Бальмонта «Ковыль», задайте вопрос от главного слова, назовите признаки глагола и прилагательного для каждого причастия. Слайд 5. Обратить внимание на слово МИНУВШЕЕ и напомнить о субстантивированных существительных.

6. Первичное закрепление

1) Распределительный диктант. Распределите словосочетания в два столбика-с прилагательным и с причастием. Выделите суффиксы прилагательных и причастий. От каких частей речи образованы причастия? А прилагательные? Сделайте вывод. Слайд 6.

Жареный картофель, клеящий мастер, зрелые деревья, смеющийся малыш, мощнейшее землетрясение, начерченная таблица, исследуемые явления.

Назовите признаки глагола и прилагательного у любого на выбор причастия.

2) Тест

1) Укажите словосочетания с причастием

а) летучая мышь

б) таявший снег

в) пленительная улыбка

г) видящий вдалеке

2) Укажите словосочетания с причастием

а) приехавший в гости

б) страшнейший в истории

в) мечтательный взгляд

г) слышавшие пение

3) Укажите словосочетания с прилагательным

а) большущие запросы

б) везущий в гору

в) видимые глазом

г) певучий голос

4) Укажите ошибочные утверждения

а) ветряные мельницы -прилагательное в форме мн. ч., им. пад

б) гонимый ветром –причастие страдательное, невозвратное, несов в., неперех., наст. врем.

в) веселящийся солдат- причастие действ., невозвратное, несов. в., перех., наст. врем.

г) могучий лес- причастие действ., невозвратное, несов. в., неперех., наст. врем.

Приложение 2 (для печати) 


Приложение 2 (для печати)DOCX / 11.06 Кб

3) Упражнение 45, взаимопроверка в парах.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Упр. 46, 47.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Продолжите предложения (выбрать один или несколько вариантов):

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я выяснил…

Сегодня на уроке я определил…

Сегодня на уроке я понял…

Сегодня на уроке я убедился…


Использованная литература

1. Лицей. Ростелеком. Понятие о причастии. https://lc.rt.ru/classbook/russkii-yazyk-7-klass/prichastie-51/5410

2. Признаки прилагательного и глагола у причастий. Таблица. https://domikexpert.ru/wp-content/uploads/e/6/3/e63847e74f4885c6012d1b91a98bc18d.jpeg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Как всегда, отличная работа!

1 July

Спасибо, Галина Владимировна, за внимание к работе.

1 July

Благодарю за качественную помощь коллегам!

1 July

Благодарю взаимно, Марина Юрьевна!

1 July

Спасибо, Вера Сергеевна, как всегда , отлично!

1 July

Спасибо, Ирина Владимировна, стараюсь

1 July

Спасибо, Вера Сергеевна, за качественный образовательный ресурс в помощь коллегам!

1 July

Благодарю за внимание, Елена Владимировна!

1 July

Интересная работа! Просто и доступно. Вы-очень талантливый учитель и уроки, наверное, проводите с огоньком! Спасибо!

1 July

Вера Сергеевна, не устану Вас благодарить! Спасибо за помощь коллегам!

1 July

Браво, учитель! Вера Сергеевна, у вас столько много интересного, профессионального материала, что пора выпускать методическую литературу!

2 July

Полноценный и полезный ресурс!

2 July

Вера Сергеевна, даже читая конспект, чувствуется Ваш ритм. В таком высоком темпе и при такой плотности урока, Вашим детям нет времени на нарушение дисциплины и скуку. У Вас на уроке всем комфортно и интересно! Действительно, как пишет Елена Гаврииловна, материала набралось на огромный методический сборник!

3 July

Спасибо, Ирина Викторовна, за Ваше внимание и такой добрый комментарий!

31 July

Вера Сергеевна, спасибо! Обратила внимание на высокую плотность урока, скучать ребятам точно не придется.

6 August

Спасибо за внимание к работе, Галина Геннадьевна!

6 August