Про время. Единицы измерения времени.
На уроке можно использовать образовательные платформы ( инфоурок, учи.ру, яндекс.учебник), подготовленную презентацию, интерактивную доску, карточки с заданиями, таблицы, доску.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с новым понятием «время», соотношением единиц времени; или повторить знания детей о единицах времени(если они с ним знакомы); познакомить с разнообразием приборов для измерения времени, с историей часов; учить учащихся устанавливать соотношения между единицами времени.
2. Совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение наблюдать, рассуждать, запоминать.
3. Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, интерес к уроку математики, развивать функциональную грамотность.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Подравнялись, подтянулись,
Сели тихо, улыбнулись.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок!
II. Минутная разминка
– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число?
– Что вы можете сказать о числе 23?
(Число 23 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 2 и 3, соседи 22 и 24.В числе 23 всего 23 единицы, из них 3 отдельных единицы и 2 десятка. Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 20 и 3.)
- Запишите число, классная работа.
Какой сегодня день недели? Вторник. Какой он по счету в недели? А сколько всего дней в неделе?
Какой сейчас идет месяц? Какое время года? Какой по счету. А сколько всего месяцев в году?
III. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Бой курантов. (Запись)
- Что это было?
2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны – Кремлёвские куранты. Они расположены на Кремлёвской башне в Москве на Красной площади. Ежечасно торжественно и величаво раздаётся их бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? (О времени, о часах). ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
гиперсылка
IV. Повторение.
1. некоторые единицы времени мы знаем, а попробуйте отгадать эти
1) Вышел старик – годовик, махнул рукавом, и полетели 12 птиц,
у каждой птицы по 4 крыла,
в каждом крыле по 7 перьев,
Каждое перо с одной стороны черное, а с другой – белое (год, месяц, неделя, сутки)
2) Мы запомнили все враз:
60 минуток – это …(час)
3) Я твержу сестре Анюте:
60 секунд в … ( 1 минуте)
2. Повторение соотношений между единицами времени
год = 12 месяцев (повторение по порядку «цепочкой»), 365 или 366 дней
месяц = 28(29), 30 или 31 день
неделя = 7 дней (по порядку «цепочкой»)
сутки = 24 часа
V. Устный счёт.
Найдите продолжительность события, если известно, что начало – в 10 утра, окончание – 12 часов дня. (2 часа).
Найди значение выражения: 7 сут. + 7 сут
Преобразование именованных чисел.
а) 2 года = ... мес.
б) 1год 6 мес. = ... мес.
в) 2 сут. = ... ч.
г) 1 мин = ... с
1. Решите задачи
• Люба выходит в школу в 8ч 0мин. На дорогу уходит 10 минут. В какое время Люба приходит в школу? (8ч 10мин) -Итак, в какое время Люба приходит в школу?
-Укажите это время на моделях часов.
* Начало урока в 11.35 12ч20мин оканчивается этот урок. Укажите это время на моделях часов.
Слайд Какое время показывают стрелки механических часов на рисунках? – Можете ли вы сказать, глядя на рисунки, утром или вечером они сделаны?
VI. Гимнастика для глаз. электронная
VII. Работа по теме.
• Для чего нам нужны часы?
• Какие вы знаете виды часов?
“Теперь о часах начинаем рассказ,
О тех, что придуманы были до нас.
Когда-то часов электронных не ведали:
По солнцу вставали, по солнцу обедали.
Капризней часов не знавали в природе,
Но все ж опоздания были не в моде”.
-Вот так они выглядели. (Слайд)
-Утром, когда солнце вставало, место тени на длинной планке отмечали зарубкой. Считалось, что час прошел, когда тень проходила от одной отметки до другой.
-Непосредственно с солнцем связаны другие часы – их называют цветочными. Цветы открываются и закрываются в определенное время. (Слайд)
• 6–16 Мак
• 7–15 Одуванчик
• 8–17 Фиалка
• 9–18 Мать-и-мачеха
• 10–20 Кувшинка
Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка таких размеров, что вся вода через нее вытекает ровно за час. Потом нужно снова наполнять сосуд водой.
в Китае были придуманы огненные часы
И вот появляются более точные -
Их называли часами песочными.
-В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, механическими часами: (Слайды)
-наручные
-настенные
-карманные
-напольные
-настольные
-электронные
- Не тратьте время даром и заполняйте его только полезным, значимым, добрым и поучительным содержимым!
За сутки, то есть 24 часа, наша планета Земля успевает сделать один виток вокруг своей оси. (Показ слайда – вращение Земли вокруг своей оси).
1 сут 3 ч …2 сут 1 ч 1 сут 4 ч … 1 сут 6 ч
2 сут 5 ч …5сут 2 ч 2 сут 5 ч … 1 сут 13ч
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Тест «Единицы измерения времени».
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
С какой единицей измерения времени мы познакомились на уроке?
Сколько часов составляют 1 сутки?
Когда вам могут пригодиться, полученные сегодня знания?
Что на уроке вызвало у вас затруднение?
Физминутка"Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
"Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
"Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
"Будильник" - хлопки над головой.
"Пружинка" - приседания.
"Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
- Какой предмет помогает определить дату? (Календарь)
- Какие календари существуют? (Настольный, отрывной, листовой, маленькие календарики и т.д.) Учитель: Назовите самый короткий месяц по количеству дней.
Дети: Это месяц февраль. В нём 28 дней.
Учитель: Когда в феврале бывает 28 дней,то в году 365 дней. А когда в феврале бывает 29 дней,то в году 366 дней. Такой год называется високосный .
Послушайте как получается 366 дней. Земля вращается вокруг солнца за 365 дней ,6 часов, 41 минута и 59 секунд.
За 4 года получается ещё один день, поэтому раз в 4 года и бывает 366 дней в году.
Глядя на календарь легко определить сколько дней
в каждом месяце, но иногда даже взрослые забывают
количество дней в месяце , но с нами всегда наш календарь -наши руки.
Косточки пальцев и впадины между косточками- это месяцы. Косточка которая выступает выпадает на 31 день.
Впадина между косточками- 30 дней (февраль-28,29 дней). Будем учиться считать и определять количество дней в месяце по косточкам пальцев.
Учитель: В жизни принято названия месяцев обозначать римскими цифрами .Какие римские цифры вы уже знаете?
Дети: Один, два, три.
Учитель: А сегодня мы узнаем другие римские цифры, которыми можно заменить название каждого месяца.
1. Дождь начался в 6 утра и длился 2часа 15 минут. Во сколько дождь закончился? (8 ч. 15 мин.)
2. Произносить заклинание я начал в 8 часов 15 минут и продолжал 40 минут. Во сколько должно было произойти волшебство, если бы я не забыл слова? (8 ч. 55 мин.)
Задание 3.
Запишите, какое время покажут часы через 10 минут, если сейчас они показывают: 1 ч. 25 мин.; 2 ч. 50 мин.; 6 ч. 40 мин.
- Чем заинтересовал вас урок? Что новое вы узнали?
- Какие часы появились первыми?
- Перечислите все виды часов, о которых вы узнали сегодня на уроке?
Оцените свою работу на уроке, кто считает, что хорошо потрудился, поднимите красный круг, кто считает, что не достаточно – зеленый.
Отметки за урок…
Урок окончен. До свидания
6