12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петраш Марина Николаевна34
Молодой специалист, школьный учитель-логопед
Россия, Владимирская обл., Вязники
4

Проблема развития речи детей разных возрастных групп при нарушениях познавательной деятельности.

Статью подготовила

Петраш Марина Николаевна

Учитель-логопед

МБОУ «Нововязниковская оош»

г. Вязники, Владимирской обл.


Проблема развития речи детей разных возрастных групп при нарушениях познавательной деятельности.

«Самая большая роскошь в мире - роскошь человеческого общения» - писал А. Экзюпери.

Развитие речи в процессе онтогенеза происходит параллельно с физическим и умственным развитием. Все психические процессы у ребенка - восприятие, память, внимание, мышление, целенаправленное поведение - формируются при непосредственном участии речи. Развитие речевой функции является чрезвычайно сложным процессом. В ее формировании принимают участие: слуховой анализатор, речедвигательного анализатора. Деятельность речедвигательного анализатора в значительной степени зависит от слухового анализатора, который имеет исключительное значение для развития произносительной стороны речи.

Язык формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальное функционирование центральной нервной системы, наличие нормального слуха и зрения, и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух и ненарушенный интеллект, но есть значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании психики в целом, говорят об особой категории аномальных детей - детей с речевыми нарушениями. В этой категории детей речевое нарушение является первичным дефектом.

Формирование речевой компетентности - одна из приоритетных задач всестороннего гармоничного развития ребенка в дошкольном учебном заведении для детей с нарушениями речи. Вследствие речевой неготовности дети могут испытывать значительные трудности в обучении, установлении новых коммуникативных связей, социализации. Дошкольное же детство является сензитивным периодом для развития речи (Л. И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) И это время не должно быть потеряно.

Чтобы ребенок мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть сформирован определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд навыков, приобретенное достаточно широкий круг представлений о мире. Познавательной деятельности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки. В исследованиях отечественной психологии по интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумме усвоенных ребенком знаний, как на уровне развития когнитивных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. В конце концов, ребенок должен осознать себя как субъекта учебной работы.

И все это становится доступным только при активном участии речи. На основе полученного первичного речевого опыта в образовательных учреждениях детей учат оперировать понятиями, формируют у них умение делать умозаключения. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными также такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез.

Подводя итог, целесообразно отметить, что дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в комплексной помощи многих специалистов, направленной как на развитие речевых функций, так и на развитие всех психических процессов в целом.

Литература

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — Т.1. – 472 с.
  2. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с. (Серия «Учимся играя»)
  3. Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. – М.: НМЦентр, 2000.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.; ил.
  5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.