12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мамутова Нияра Диляверовна1411
Россия, Крым респ., Симферопольский район, с. Трудовое
Материал размещён в группе «Математики, объединяйтесь!!!»

Мамутова Нияра Диляверовна

учитель математики высшей категории

МБОУ «Трудовская школа» Симферопольского района Республики Крым

Республика Крым, Симферопольский район

Статья на тему: «Проблемы и перспективы обучения математике в системе дошкольного и начального образования»

​​​​​​​На современном этапе важная роль в реформировании образования принадлежит проблеме преемственности дошкольного и начального образования. В учреждениях дошкольного образования преемственность проявляется в определенной подготовке ребенка к школе, тогда как начальной школе – в использовании уже приобретенных знаний и умений, и изучения новых. Преемственность в учебно-воспитательном процессе дошкольного и начального образования является одной из главных и обязательных условий непрерывности образовательного процесса; она (преемственность) определяет согласованность цели, содержания, методов и форм обучения в начальной и дошкольной системе образования, учитывает возрастные особенности детей. Определение таких условий преемственности должно способствовать актуализации изучения проблемы обеспечения преемственности в работе учреждений системы дошкольного и начального образования.

Преемственность, которая наблюдается между дошкольным и начальным образованием в процессе обучения математике, выступает главным фактором учебно-воспитательного процесса. К сожалению, большинство педагогов понимает ее совсем узко – как определенную подготовку ребенка к школе. Однако, это является распространенной ошибкой, которая потом негативно влияет на успешность изучения математики и комфортное пребывание ребенка в школе.

Преемственность в обучении математике детей дошкольного возраста и первоклассников должно происходить на неформальном уровне усвоения этих знаний и умений. Обучение математике должно проходить в игровой форме: пластиковые игрушки, кубики, палочки и др. предметы для счета; пазлы, домино, и др.

Проблеме преемственности в учебно-воспитательном процессе системы дошкольного и начального образования посвящены труды выдающихся психологов и педагогов: С. Рубинштейн, В. Сухомлинский, К. Ушинский и др.

Преемственность в обучении математике детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста посвящены труды Р. Должиковой,
Е. Конобеевой, Е. Кочуровой.

Исследованию особенностей взаимодействия детей в процессе игровой деятельности с математическим содержанием посвящены труды Л. Венгер,
М. Грибановой и др.

Цель статьи: выявить преемственность в обучении математике детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, и перспективы развития математической подготовки в системе дошкольного и начального образования.

Начало обучения в школе – знаменательный момент в жизни каждого ребенка. Он кардинально меняет его образ жизни. Свойственное дошкольному периоду беспечность сменяется миром, наполненным бесконечными требованиями, обязательствами и ограничениями: школьный режим, систематический умственный труд, новые нормы и правила поведения.

Выпускники дошкольных учреждений должны осведомленно, с пониманием сути уметь применять приобретенные знания и навыки в новых измененных обстоятельствах. При этом, математическая подготовка, которая заключается в развитии логического мышления детей, является основой преемственности между системами дошкольного и начального образования.

Программные требования учебно-воспитательного процесса дошкольного и начального звена взаимосвязаны между собой. Воспитатели должны быть осведомлены о современных требованиях школы (математические знания и умения, необходимые первокласснику). От учителей начальной школы требуется осознанность того, насколько дети подготовлены к изучению математики. Исходя из этого, учитель должен знать по какой программе строить образовательный процесс на уроках математики, какие применять формы, методы и приемы.

Обучение математике дошкольников и младших школьников часто характеризуется однообразием, и регламентировано пределами занятия/урока, форматом математической задачи. Преобладание общегрупповых форм организации формализует процесс усвоения детьми элементарных математических представлений и снижает его эффективность. Отсутствие сотрудничества, обратной связи во взаимодействии с ребенком, слабая опора на рациональные механизмы восприятия и переработки информации в одинаковых математических играх и задачах, недостаточное применение современных средств, информационных технологий и активных методов обучения – все это вызывает недостаточный уровень развития способностей к обобщению, классификации, систематизации, анализу и синтезу.

Одним из важнейших показателей эффективности и качества обучения математике дошкольника является уровень развития способностей детей решать «жизненные» задачи. Нередко педагоги, организуя процесс обучения прежде всего ориентируются на передачу знаний, а не на усвоение способов деятельности. Одна из причин этого явления – захват лишним дидактизмом. Модернизация математической подготовки должна способствовать формированию у детей способности самостоятельно производить знания и моделировать новые способы их применения, стимулировать и развивать потребность в поисково-исследовательской деятельности, предусматривать основательное усвоение знаний.

Подбор разнообразных методик для обучения математике должен осуществляться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Дети старшего дошкольного возраста и первоклассники нуждаются в игровой деятельности. Поэтому в процессе обучения математике детей должны широко применяться разнообразные дидактические и подвижные игры, реальные математические практические действия.

Так, например, во время изучения в 1-м классе геометрических фигур можно организовать работу с раздаточным дидактическим материалом: дети выполняют практические упражнения – из предложенных фигур выбирают треугольники, потом – синие треугольники, далее – синие круги. После этого работают со следующим упражнением – необходимо составить формы изображенных предметов из геометрических фигур. Далее – объединяют учащихся в группы и предлагают разместиться так, чтобы образовался четырёхугольник, треугольник, и т.д.

Формирование у детей начальных знаний по математике должно строиться таким образом: учащиеся начинают приобретать знания на основе действий и формирования представлений об общих характеристиках (форма, размер, количество), далее учатся считать, измерять, прибавлять и отнимать.

В преемственности обучения математике детей дошкольного возраста и первоклассников главным является обеспечение одинаковой подготовки детей к школе. Однако существенной характеристикой математической подготовки является то, что дети чаще всего обучаются в разных условиях. Это могут быть детские садики, подготовительные классы, которые работают по определенным школьным программам, также родители могут осуществлять подготовку ребенка к школе самостоятельно. Во время такой подготовки педагоги допускают типовые ошибки, обучая детей устному счету до 100, таблице умножения, решать сложные задачи. В такой период необходимо уделять больше внимание формированию знаний о количестве, пространстве, размере и времени.

Важной задачей математической подготовки является развить у детей интерес к познавательной деятельности, вызвать эмоциональное отношение к математическому материалу. Важным компонентом математического развития является сенсорно-познавательное пространство. Содержание этого компонента предусматривает формирование доступных для ребенка дошкольного возраста представлений, эталонов, отражающие признаки, свойства и отношения предметов и объектов окружающего мира, овладение способами познания действительности, развитие у него наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления. Сенсорно-познавательная образовательная линия направлена ​​на интеграцию содержания учебной деятельности, формирование у детей поисково-исследовательских, логико-математических компетенций, создание начальной мировоззренческой позиции. Решение этих важных задач возможно при условии создания сенсорно-познавательного пространства благодаря оптимальным педагогическим технологиям, которые обеспечивают интеллектуально-познавательную деятельность ребенка. Привлечение ребенка к сенсорно-познавательной сфере в игровой, занимательной форме помогает осмысливать и осознанно усваивать математические понятия в дальнейшем, во время школьного обучения. Ребенку нужны не столько математические знания ради знаний (знание как информация), сколько умение применять эти знания, стремление самостоятельно их приобретать и совершенствовать.

Познавательной мотивации ребенка препятствует технология обучения математике, которая реализуется по формуле «ответы без вопросов». При таком обучении математике реальная картина мира, который овладевает ребенок, никак не связывается с информацией, знаниями, полученными от воспитателя. В реальной жизни задачи являются мини-моделями ситуаций, которые предусматривают множество возможностей выбора в сочетании с познавательной мотивацией. Решение таких жизненных задач помогает ребенку получить практический опыт и в результате сформировать целостную картину мира.

Таким образом, успешность преемственности в содержании и методах обучения математике между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой определяется такими принципами и факторами, которые создаются в учебно-воспитательном процессе. В соответствии с требованиями, которые ставятся перед учебным процессом, они должны отвечать возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Организация преемственности в обучении математике должно проводится совместно, систематически и с учетом современных требований. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен не только подготовить ребенка к школе, но и способствовать умственному развитию детей в дальнейшем.

Список литературы:

1. Грибанова М.В., Абрамова И.С. Игровое пространство в образовательном процессе детей дошкольного возраста Задачи управления и образовательных учреждений района по 37 созданию условий для реализации ФГТ и ФГОС: материалы муниципальной августовская педагогической конференции, Добрянка, 25 августа, 2011. (41 - 44 с.)

2. Должикова Римма Александровна. Преемственность образования детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Курган, 1998 , 201 c.

3. Конобеева Елена Анатольевна. Преемственность в формировании представлений о величинах (длина, площадь, объем) у детей дошкольного и младшего школьного возраста : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2001, 209 с.

4. Кочурова Елена Эдуардовна. Преемственность методик обучения математике младших школьников и дошкольников : (На нижней границе начальной школы): автореферат дис. кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Ин-т общеобразоват. школы. - Москва, 1995. - 18 с.

Опубликовано в группе «Математики, объединяйтесь!!!»


Комментарии (4)

Богданова Ольга Николаевна, 08.02.21 в 21:19 3Ответить Пожаловаться
Нияра Диляверовна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!

Мамутова Нияра Диляверовна, 08.02.21 в 21:24 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Ольга Николаевна!
Мамутова Нияра Диляверовна
Комментарий был удалён пользователем 08 фев 2021 в 21:24
Трефилова Раиса Поликарповна, 12.02.21 в 20:06 1Ответить Пожаловаться
Нияра Диляверовна, поздравляю с победой в конкурсе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.