12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черникова Дарья Андреевна48
Россия, Свердловская обл., Ревда

Технология проектной деятельности

Современное образование рассматривает технологию проектной деятельности в системе личностно-ориентированного обучения, которое способствует развитию следующих личностных качеств школьника: самостоятельность, инициативность, способность к творчеству. Также технология позволяет распознать интересы и потребности учащихся, что вносит в учебный процесс наибольший интерес со стороны обучающихся. Применение технологии проектной деятельности рассчитано последовательное выполнение учебных проектов. В широком смысле понятие проект (лат. «брошенный вперед») можно определить как все знания и умения, которые были задуманы или запланированы в учебном процессе.

Технология проектной деятельности всегда направлена на решение конкретной проблемы, а результатом такой деятельности всегда является конкретный продукт, созданный индивидуально или совместно с другими участниками учебного процесса.

Сама технология для наших дней не нова, она зародилась еще в 20-е годы XX века в США. Основоположники технологии – американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Килпатрик – назвали ее методом проблем или проектов и связывали с идеями гуманистического направления в образовании. По мнению Дьюи, обучение должно быть ориентировано, в первую очередь, на целесообразную деятельность учащихся, основываясь на их личных интересах. В качестве дидактической единицы авторы определяли взятую из реальной жизни и лично значимую для учащихся проблему, которую те должны решить самостоятельно. Для решения проблемы учащимся необходимо применить имеющийся опыт из разных областей науки и достичь «осязаемого» результата.

Внимание российских педагогов метод проектов привлек почти сразу после зарождения в США, а именно: идеи проектного обучения возникли в стране практически параллельно с разработками американских коллег. В 1905 году была организована группа ученых, деятельность которых Шацкий Станислав Теофилович – педагог, руководитель группы – направил на активное внедрение проектных методов в практику преподавания. В постреволюционной России метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Надежды Константиновны Крупской. Однако уже в 1931-м году постановлением ЦК ВКП/б/ метод проектов был осужден и запрещен к применению вплоть до 80-х годов XX-го века, в то время как зарубежная школа активно и успешно работала в этом направлении.

На сегодняшний день, пробыв столько лет в забвении, проектная технология набирает обороты и широко внедряется в образовательную практику в России. Так, к примеру, благотворительная программа Intel «Обучение для будущего» делает огромный вклад в развитие технологии. Теоретическую основу современного внедрения метода проектов разработала Евгения Семеновна Полат в своих трудах. В качестве главной цели любого проекта она определила: «формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации». Также ФГОС ОО закрепляет ведение проектной деятельности на всех уровнях образования.

Так, мы можем прийти к выводу, что применение технологии проектной деятельности в образовании направлено на:

развитие познавательных навыков учащихся;

развитие умения самостоятельно конструировать свои знания;

развитие умения ориентироваться в информативном пространстве;

развитие критического мышления.

По форме проектная деятельность делится на индивидуальную, парную и групповую. В зависимости от проблемы, которую учащимся предстоит решить, педагог сам определяет форму деятельности учащихся, но не сами учащиеся.

В качестве итога любой проектной деятельности учащиеся должны представить некий конкретный продукт, который является «осязаемым» результатом их работы. Если проблема была теоретической, учащиеся представляют конкретное ее решение с выводами, если же практическая – готовый наглядный результат. Кроме того как личностный результат учащиеся получают удовольствие от работы над проблемой, т.к. переживают ситуацию успеха и самореализации. Проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога, при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.

Современная педагогика предлагает множество подходов к классификации методов проекта. Рассмотрим основные классификации: по Коллингсу, по характеру деятельности и по продолжительности.

Классификация методов проекта по Коллингсу:

проект-игра – игры, танцы народов мира, драматические постановки и т.д. (цель – участие в групповой деятельности);

экскурсионный проект – целесообразное изучение проблемы, связанной с окружающей природой и общественной жизнью;

повествовательный проект – привитие любви к рассказу в любой из форм (устной, письменной, вокальной, музыкальной, изобразительной);

конструктивный проект – создание конкретного полезного продукта, готового к применению в дальнейшем образовании.

Классификация по характеру доминирующей деятельности:

практико-ориентированный проект (решение социальных задач, отражающих непосредственно интересы участников проекта);

исследовательский проект (решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов);

информационный проект (подразумевает сбор, обобщение и анализ информации по определенной проблеме);

творческий проект (максимально свободный и нетрадиционный подход к решению проблемы и презентации результатов);

ролевой проект (изначально определены лишь роли участников и правила их взаимоотношений, но структура, форма и результат остаются открытыми до самого конца).

Классификация по продолжительности:

мини-проект: может укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты);

краткосрочный проект: требует выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Работа осуществляется в группах следующим образом:

1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам);

2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации;

3-й и 4-й уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

недельный проект: выполняется в группах в ходе проектной недели. Реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

долгосрочный (годичный) проект: может выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Опыт зарубежных коллег показал, что для успешного применения технологии проектной деятельности педагог должен знать и понимать этапы работы над любым проектом, будь это индивидуальный мини-проект или групповой долгосрочный проект. Рассмотрим этапы подготовки и реализации проекта:

Ценностно-ориентационный этап. В зависимости от направления проекта (школьный, внешкольный, вновь образованный) он длится 3–4 недели.

Конструктивный этап. Состоит из трех фаз:

фаза индивидуального и коллективного обсуждения. Здесь важно показать отличие продуктивного обучения от традиционного школьного обучения: приобретение нового опыта, возможность сделать “продукт” и при этом получать образование;

фаза создания групп общения, в которых обсуждаются различные темы и могут быть введены новые формы работы. От педагога требуется проведение интенсивной коллективной работы для создания атмосферы доверия;

фаза создания личного опыта.

Оценочно-рефлексивный этап состоит из следующих фаз:

фаза разработки индивидуальных задач;

фаза анализа личного опыта учащихся;

фаза разработки коллективных задач;

фаза определения целей;

фаза определения ресурсов.

Кроме того, на этом этапе учащиеся обсуждают и выбирают метод исследования и поиска информации, самостоятельно работают над поставленными задачами и оформляют свой проект для презентации.

Презентативный этап. Включает в себя подготовку презентации и оценивание проекта. Презентация может быть как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза и т.д.), так и в неигровой форме (доклад).

Итак, исходя из всего вышесказанного, мы можем прийти к выводу, что проектная деятельность есть форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.

В процессе тактического или стратегического планирования возникает необходимость создания работающих формулировок. Для того чтобы цели работали, а не просто оставались декларациями о намерениях, необходимо их пропустить через фильтры и «подогнать» под необходимые требования. На сегодняшний момент существует три основных фильтра для целей и несколько интерпретаций фильтра SMART.

SMART ЦЕЛИ

Эти критерии разработал и внедрил в практику Питер Друкер. В 1954 в работе «Практика менеджмента» появилась идея фильтра для целей S.M.A.R.T.

Расшифровка этого акронима такая:

Specific – цель должна быть конкретной

Measurable – цель должна быть измеримой

Attainable – цель должна быть достижимой

Realistic – цель должна быть реалистичной

Time bound – цель должна быть ограниченной во времени.

С момента появления на свет, фильтр дополнялся и увеличивался несколькими трактовками (вроде SMARTER) и/или нотациями, однако суть его осталась неизменной. SMART — это акроним, вдобавок с английского языка переводится как умный. То есть образуется некая игра слов, которую можно трактовать как умные цели.

Есть ещё два фильтра для целей. Они не менее важны, так как работают от ценностей.

PURE ЦЕЛИ ИЛИ ЧИСТЫЕ ЦЕЛИ

Это тоже акроним, который сложен из первых букв четырёх слов:

Positively stated – цели должны быть сформулированы на позитивном настрое, без приставки «не». По принципу «хочу то- то и то- то».

Understandable – цели должны быть понятны всем, а не только Вам.

Relevant –цели должны быть релевантными, то есть в этом случае, находится в общем русле, а не быть «оторванными» от текущей ситуации.

Ethical – цели должны быть этичными.

CLEAR ЦЕЛИ ИЛИ ЧЁТКИЕ ЦЕЛИ

Challenging – цели должны содержать некий вызов. То есть цель может быть решена только с Вашим участием.

Legal – цель должна быть в рамках закона.

Environmental – цель не должна наносить вред окружению. У нас есть такое выражение – «идти по головам…», так вот это неправильно, когда цель указывает на какой — то негатив, который можно принести другим.

Appropriate –цель должна быть уместной, это как если бы мы пытались топором закручивать винт.

Recordable-цель должна быть записана. Пожалуй, это самая главная часть этого фильтра, да и не только. Как говорится в поговорке: «Самый тупой карандаш, лучше самой острой памяти». Кстати, дело тут не только в фиксации.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.