Дипломная работа «Проектирование образовательного процесса ребёнка с инвалидностью в условиях СОШ сельской местности»

7
0
Материал опубликован 8 September 2022 в группе



ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

Программа профессиональной переподготовки

«Тьютор в образовательных организациях для сопровождения детей с ОВЗ»







ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«Проектирование образовательного процесса ребёнка с инвалидностью в условиях средней общеобразовательной школы сельской местности»





Выполнила:

Тарасова Ирина Викторовна,

учитель коррекционных классов,

первая квалификационная категория,

МКОУ Манзурская СОШ.















с. Манзурка

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Информационная справка о ребёнке с особыми образовательными потребностями.

1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с инвалидностью 8

1.2. Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума 10

Выводы по 1 главе 18

Глава 2. Индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут ребёнка-инвалида с умеренной умственной отсталостью на примере сельской общеобразовательной школы

2.1.Общие сведения 19

2.2. Создание безбарьерной среды 20

2.3. Психолого-педагогическое сопровождение 21

2.4. Освоение образовательной программы 22

2.5. Формирование социальной компетентности 24

2.6. Сотрудничество с семьёй 26

Выводы по 2 главе 27

Заключение 28

Приложение 1 29

Приложение 2 29

Список литературы 31

Словарь терминов 33

ВВЕДЕНИЕ

Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. Логичной является одна из основных задач образования: обеспечение максимально благоприятных условий для самореализации любого обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, в том числе и школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Соответствовать этому требованию позволяет инклюзивное образование, которое после ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2012 году в Российской Федерации стало законодательно закреплённым институтом. Понятие «инклюзивное образование» было введено в российское образовательное пространство Федеральным законом № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации 29 декабря 2012 года. А условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых Федеральных образовательных стандартах (ФГОС). Основой инклюзивного образования детей является организация совместного обучения очень разных детей. Цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику, - создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка, обучающегося в инклюзивном классе. Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности ставит и решает следующие задачи:

Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретных детей.

Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта.

Адаптация или разработка новых необходимых учебных или дидактических материалов.

Освоение и адекватное применение новых технологий, методов, приёмов, форм организации учебной деятельности.

Освоение и использование адекватных возможностям обучающихся способов оценки учебных достижений.

Организация продуктивного взаимодействия с родителями.

Инклюзивное образование требует реализации индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Для психолого-педагогического сопровождения детей с психофизическими нарушениями в развитии и определения специальных необходимых условий, удовлетворяющих особые образовательные потребности в школе функционирует психолого - педагогический консилиум (ППк).

Консилиум служит для создания целостного межпрофессионального представления об отдельном ребёнке, группе (классе), которое складывается из профессиональных «видений» учителя, социального работника и других специалистов сопровождения. На основе целостного видения проблемы участники консилиума разрабатывают общую педагогическую стратегию работы с ребёнком или группой детей, индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут, индивидуальную программу развития или индивидуальную траекторию сопровождения, то есть собственно саму стратегию сопровождения.

Под индивидуальным коррекционно-образовательным маршрутом ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении понимается система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс.

Для понимания причинно-следственной связи поясняю о том, что от нашего населённого пункта в радиусе 50 км средних школ нет. Подавляющее большинство населения имеет образование ниже среднего уровня. Основное занятие – скотоводство, овощеводство, сбор ягод и грибов. Культурный центр – рабочий посёлок, имеющий около 10000 жителей, расположен на расстоянии 70 км от нашего села. В связи с этим, посещение музея, кинотеатра или проведение полезного экскурсионного маршрута позволить себе может не каждый. Основной доход жителей нашего села – реализация продуктов собственного подворья, пенсия по старости или инвалидности, социальные выплаты, детские пособия.

В нашей сельской школе обучается триста человек, из которых больше половины – это дети с особыми образовательными потребностями. Но, благодаря разумной помощи государства, появилось много возможностей для саморазвития и самореализации ребят с недостатками в развитии.

В моём случае, важно охарактеризовать следующие моменты. Будучи членом администрации школы и членом команды сопровождения одновременно стараюсь объединить педагогический коллектив в отношении совместного обучения и воспитания детей с проблемами в здоровье. Я работаю в специальном классе-комплекте, состоящем из пятерых детей разного возраста (14,15,16 лет), условно обозначенном 7-8 «У». Территориальной ПМПК установлена и подтверждена умеренная умственная отсталость у всех детей 7-8 «У» класса. Каждый подросток этого класса - с инвалидностью и различными темпами развития психики. Отличия имеются также в постановке функциональных диагнозов: от F71.01 до F71.12. По возможностям социальной адаптации есть и обучаемые, и тренируемые, и приспосабливаемые.

Единственным ребёнком, который за семь лет обучения, не способен полноценно читать и писать, является Валера Р.. Именно для этого обучающегося будем выстраивать коррекционно-образовательную траекторию.

В связи с вышеизложенным выбрана тема дипломной работы «Проектирование образовательного процесса ребёнка с инвалидностью в условиях средней общеобразовательной школы сельской местности»

Цель работы: разработка проекта индивидуального образовательного маршрута для ребёнка-инвалида с умеренной умственной отсталостью в условиях средней общеобразовательной школы сельской местности.

Объект проектирования: организация образовательного процесса ребёнка-инвалида с умеренной умственной отсталостью.

Предмет проектирования: индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка-инвалида с умеренной умственной отсталостью в условиях средней общеобразовательной школы сельской местности.

В соответствии с логикой, проблемой, поставленной целью и предметом проектирования были выделены следующие задачи:

1.Собрать информацию о ребёнке с особыми образовательными потребностями. 2.Провести диагностическое обследование ребёнка с инвалидностью специалистами междисциплинарной команды МКОУ Манзурской СОШ.

3.Выработать коллегиальное заключение и коллегиальные рекомендации для проектирования образовательного процесса.

4.Проанализировать с родителями представленные результаты школьного консилиума для построения индивидуального образовательного маршрута.

5.Сконструировать индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Практическая значимость работы состоит в том, что организованная деятельность специалистов на основе единой конкретной цели, смоделированная в ходе проекта, позволит детям прочно усвоить материал и активно пользоваться им в дальнейшем, а также будет способствовать формированию и развитию у ребёнка потребности и мотивов к учебной деятельности, повысит уровень самостоятельности, самоконтроля и самооценки.

Структура дипломной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, два приложения, список использованной литературы, состоящий из 10 источников, словарь терминов, текст изложен на 33 страницах.

ГЛАВА 1.ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О РЕБЁНКЕ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

1.1.Психолого – педагогическая характеристика ребёнка

Психолого – педагогическая характеристика обучающегося 7 «У» класса

Р. В. А, 14.02.2006 года рождения,

проживающего по адресу: 

В данной школе мальчик обучается с первого класса. Имеет категорию «ребёнок-инвалид». Обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умеренной умственной отсталостью. У Валеры разные стороны психики развиваются разными темпами. Частично освоил программное содержание учебного материала по предмету «Счёт», соответствующее уровню третьего специального (коррекционного) класса. По предмету «Чтение и письмо» знания соответствуют уровню второго специального (коррекционного) класса. Учебный 2021-2022 год завершил удовлетворительно. Переведён в восьмой специальный (коррекционный) класс для детей с умеренной умственной отсталостью.

Воспитывается и проживает в неблагополучной семье, которая имеет следующий состав:

Мама: Р. И. Ф. – подрабатывает дояркой на частных подворьях;

Брат: Р. Н. А. (2007 г.) – обучающийся 6 «У» класса МКОУ Манзурской СОШ.

Совместно проживают старший брат Г. (2003 г.), который получил основное общее образование по АООП вариант 8.1. (выдано свидетельство об образовании) и гражданский муж А. Постоянно не трудоустроен, выпивает, подрабатывает по потребности. Основное занятие – телефонные игры. И. Ф. не окончила и девяти классов, так как воспитывалась в неблагополучной семье, имеет только начальное образование. Отношения между членами этой семьи обособленные. Каждый ребёнок предоставлен сам себе. В развитии и дальнейшем продвижении в успешную жизнь не заинтересованы. Закон не нарушают, живут по принципу «моя хата с краю, никого не знаю».

Со слов Валеры, основным времяпровождением вне школы является помощь маме и игры в телефоне. И. Ф. интересуется учебной деятельностью сына, регулярно посещает родительские собрания, на постоянной связи с классным руководителем. Оказывает посильную поддержку Валере в условиях дистанционного обучения. Все необходимые школьные принадлежности приобретаются своевременно и в полном объёме. Внешний вид подростка не всегда ухоженный и опрятный. Семья не состоит ни на одном из видов учёта.

Валера довольно скрытный мальчик, немногословный. Ничего о себе не рассказывает, к учёбе старания не прилагает. Освоил чтение по буквам, звуки путает в связи с дефектами артикуляционного аппарата. Полноценно читать не научился, под диктовку пишет очень плохо. Стихотворения небольшого объёма разучивает с большим трудом, пересказом не овладел. В математике освоил четыре арифметических действия в пределах 100, но решение задач не даётся. Развитие психических процессов неустойчивое, скачкообразное. Валера способен к психическому напряжению, но целенаправленная активность нарушена. На уроках свойственен благодушно-эйфорический фон настроения, даже заснуть может. Причина: отсутствие режима дня. Если что-то не получается не всегда обращается за помощью к учителю или к одноклассникам.

Соматическое здоровье слабое, отстаёт в развитии от сверстников. Косоглазие и неразборчивая речь вынуждают подростка чувствовать небольшой дискомфорт в отношениях с окружающими. Иногда пропускает учебные занятия без уважительной причины, просто может проспать. Ленивый, хотя проявляет упорство и старается доделать то, что его заинтересует по-настоящему. Не вступает в конфликты, особо ни с кем не дружит. Состоит в приятельских отношениях только с одноклассниками. По селу не гуляет, в основном сидит дома, увлечён компьютерными играми.

Любимых предметов в школе нет, планировать свою деятельность даже не пытается, во всём полагается на маму. О дальнейшей перспективе своего жизненного пути отшучивается. Считает, что у него всё есть, и ничего больше не надо.

В школе получает бесплатное двухразовое горячее питание. Не всегда одет по сезону. Требования к школьной форме не соблюдаются. Санитарно-гигиенические навыки сформированы частично, подросток самостоятельно не заботится о своём внешнем виде. Социализирован в обществе.

Вредные привычки: вербальная агрессия.

На учётах в правоохранительных органах, социальных службах, органах системы профилактики не состоит.

1.2. Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума

Общие сведения:

ФИО обучающегося: Валерий Анатольевич Р.________________________

Дата рождения обучающегося:__14.02.2006 г.________________________

Образовательная программа:___АООП вариант 2______________________

Причина направления на ППк: разработка индивидуального коррекционно-образовательного маршрута_

Социальный педагог проведя беседу с мамой Валеры выявил следующие моменты.

Удовольствие мальчик получает только от игр в телефоне. Может играть целый день, если не напоминать о еде, то и про неё забудет. Иногда, по просьбе мамы, ходит на утреннюю дойку коров. Порой сидит за телефоном до полуночи, режим дня не соблюдает. Заснуть может в любое время дня и ночи. Из домашних поручений выполняет подвоз воды во фляге из водонапорной башни. Планы на будущее связаны с постоянным проживанием рядом с мамой. Куда – то ехать, нет ни желания, ни возможностей. Мечтает о том, чтобы скорость Интернета была хорошей и телефон всегда работал. Пенсию ребёнок получает по инвалидности, этого ему хватит на дальнейшую перспективу. Виртуальный мир лучше реального. Мама поддерживает ребёнка, не думая о том, что мужчина в будущем должен уметь брать на себя ответственность за семью и её благосостояние. Роль мужчины в их семье имеет достаточно искажённое понимание. Достойного примера для подражания нет. Домовладение и прилегающая территория находятся в полуразрушенном состоянии. В ограде и в доме царит беспорядок и антисанитария. Гражданский муж не проявляет должной заботы о благоприятных бытовых условиях его детей и жены. Также решает проблемы виртуального мира. Что-то менять в устоявшемся быту никто не хочет, брать на себя ответственность за что-то не умеют. Есть пенсия у двоих детей с инвалидностью, - и хорошо.

Рекомендации: необходима систематическая целенаправленная работа по соблюдению режима дня подростка; ознакомление родителей с действующими федеральными программами по поддержке семей с низким уровнем дохода, в частности, заключение социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства; мотивирование ребёнка на перспективное развитие, используя в учебном процессе информационно-компьютерные технологии.

Педагог-психолог: По результатам диагностики можно сделать вывод: уровень психического развития ниже показателей возрастной нормы.

Умственная работоспособность: работоспособность, продуктивность в работе имеют низкие показатели. Мальчик медлительный и нерасторопный. Валере систематически нужна стимуляция познавательной деятельности. Длинную, составную инструкцию удерживает не всегда, необходимо повторение инструкции в упрощенном виде, проговаривание по частям.  Характеристика развития функций программирования и контроля снижена, в процессе деятельности необходимо периодически повторять задание, контролировать последовательность выполнения некоторых заданий, свои ошибки не замечает.

Особенности восприятиязрительный гнозис сформирован, правильное узнавание объектов, целостное восприятие предметов.

Характеристика внимания: при выполнении заданий, наблюдается ослабление внимания в связи с утомлением. Внимание неустойчиво, Валера неспособен к длительному напряжению и концентрации внимания на выполняемом задании.

Характеристика памяти: объем слухоречевой памяти в результате неоднократного повторения снижен. Запоминание имеет механический характер, смысловая память снижена. Пересказ прочитанного учителем текста осуществляет с помощью (наводящие вопросы, иллюстрации).

Характеристика пространственных и временных представлений: временные представления (месяцы, дни недели, времена года) сформированы. Уровень пространственных представлений несколько снижен.

Характеристика интеллектуального развития: мышление имеет конкретно-ситуативный характер. Исключение простых, стандартных предметов производит правильно, но не всегда может объяснить. Подбор обобщающих слов затруднен. Метафоры и пословицы не понимает, скрытый смысл объяснить не может. Причинно-следственные связи (по методике Векслера) устанавливает из 4 последовательных картин, из 5 с помощью. Собственные ошибки не замечает. Построение аналогий выполняет неверно, способность к абстрагированию, упорядочиванию снижена.

Характеристика мотивационно-волевой сферы: волевое усилие проявляется на среднем уровне. К выполнению заданий, в которых требуется размышлять, рассуждать подходит ответственно, работает молча, и нередко получает положительный результат. Не всегда требуется контроль при выполнении заданий, нужно только стимулирование познавательной деятельности. С удовольствием выполняет игровые задания.

Характеристика эмоционально-волевой сферы: не критичен к собственным действиям, поведению, внешнему виду. Валера спокойный, эмоционально равнодушный. Малообщительный, неразговорчивый. Испытывает страх публичных выступлений. В классе ребята относятся к нему с симпатией.

Рекомендации: продолжить работу над развитием межполушарного взаимодействия с помощью кинезиологических упражнений; продолжить цикл занятий по коррекции когнитивных процессов «Как научиться учиться».

Дефектолог: Обследование ребёнка велось по принципу обучающего эксперимента. Мышление стереотипно и тугоподвижно, выбирает лёгкие задания, не выражена мотивация притязания. Ориентировка в пространстве не совершенна. Относительная устойчивость внимания сопровождается медлительностью и патологической инертностью. Эмоциональная незрелость проявляется в ограниченности проявлений радости, огорчения, веселья и т.п. Мотивационно-потребностная сфера характеризуется устойчивостью. Среди одноклассников доверительных отношений не имеет, учебные и личностные отношения строго разделены. Предлагаемую помощь как детей, так и взрослых практически не использует, часто повторяет одни и те же ошибки. Речь мало организованна и упорядочена. События излагаются неточно и непоследовательно, с большим количеством повторений. Испытывает трудности при самостоятельном чтении, в монологической речи. Не пользуется мнемическими приёмами: не может выделить основную мысль текста, определить опорные слова.

Возможными функциональными причинами, препятствующими нормальной работе речевого аппарата у ребёнка является гипоксия плода, а также курение и употребление алкоголя родителями. Они привели к недоразвитию речевых зон коры головного мозга, физическому и психическому нарушению развития и изменению характерных черт лица, в частности, к косоглазию. Переживание ребёнком чувства собственной неполноценности – основная причина испытываемых трудностей поведения, поэтому коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным.

Рекомендации: необходима системная работа по коррекции недостатков психического и физического развития ребёнка с умеренной умственной отсталостью. По мнению М.Монтессори, умственное развитие должно заключаться в речевом оформлении своих ощущений, а также в развитии наблюдательности, причём это качество должно формироваться автоматически во время упражнений с дидактическим материалом. Ежеурочно нужно давать в руки ребёнку предметы всякого рода и свойств. Действия с ними будут способствовать выработке ряда функций, с помощью которых компенсируются, выравниваются, замещаются недостатки.

Логопед. Проведя традиционное обследование речевого развития мальчика, выявлено: пространственные понятия сформированы (правосторонняя латерализация), но слабая ориентировка во времени (плохо различает время глаголов, прослеживается непонимание исторического времени). Трудности кинетической и динамической организации малозначительны (при многоразовом повторении выполняет чередование кулака и ладони правильно с ритмичным постукиванием и проговариванием); нарушение фонематического восприятия на уровне звуков, поверхностность речевого внимания, а также испытывает затруднение восприятия текста в постепенно ускоряющемся темпе; операции синтеза слов на слух удаются после трёх-четырёх повторений, кроме слов с шипящими; ограниченность лексического запаса слов; трудности формирования грамматического строя устной речи проявлялись в бедности синтаксических конструкций и ошибках согласования и управления. Таким образом, дефекты устной и письменной речи - это проявления системного нарушения, затрагивающего речевое развитие ребёнка.

Рекомендации:

Особые образовательные потребности ребёнка на данном этапе заключаются в совершенствовании лексико-грамматического строя речи, а также в коррекции фонетико-фонематических функций. Начинать коррекционную работу необходимо с уточнения артикуляции у ребёнка сохранных звуков. Ежеурочные артикуляционные упражнения должны содержать элементы артикуляторной моторики. С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти нужно предусмотреть упражнения на восприятие речи и воспроизведение лексического материала. На каждом фронтальном занятии проводить упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. По мере овладения этими навыками надо включать в занятия всё большее количество упражнений, сочетающих в себе закрепление поставленных звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слов. В результате многочисленных упражнений на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи ребёнку станет легче овладеть чтением.

По мере пассивного накопления лексического запаса необходимо постепенно подвести ребёнка к активному пользованию им. В нашем случае, когда ребёнок не каждое слово может произносить правильно, можно ограничиться приближённым его произношением. Развивать лексико-грамматические средства языка будем в соответствии с поэтапным формированием устной речи. В основе лежит обучение детей составлению предложений, виды которых постепенно усложняются.

Всю коррекционную работу нужно строить с применением социгровых приёмов обучения, используя широкий спектр наглядного дидактического материала.

Медицинский работник: в медицинской карте ребёнка нет достаточных сведений, которые могут быть основанием для рекомендаций коррекции зрения в связи с косоглазием. При прохождении ежегодного медицинского осмотра, офтальмолог делает заключение о том, что мальчик видит хорошо, ухудшений не наблюдается. Возможной причиной ослабленного соматического здоровья ребёнка являются малоподвижный образ жизни, несбалансированное домашнее питание и неудовлетворительная личная гигиена. Валера не любит котлеты, мясо не ест ни в каком виде, салаты также не признаёт. Любимое блюдо: суп из консервов, которое может приготовить самостоятельно. Осуществлять элементарный гигиенический уход за собой не всегда считает важным: не приучен чистить зубы, не замечает грязных рук, допускает надевание мятой и несвежей одежды.

Рекомендации: профилактика зрения, а именно включение в школьные занятия упражнений, способствующих сохранности зрения; проведение регулярных гигиенических процедур; сбалансированное питание ребёнка.

Рекомендации педагогам:

1.Ознакомить родителей с технологией работы в онлайн - классе и с учебными электронными программами (учитель коррекционных классов, сентябрь 2022 г.); проводить консультации (по необходимости); вести обязательные записи о достижениях ребёнка в различных видах деятельности (в течение учебного года); установить эффективное взаимодействие с педагогом-психологом.

2.Ознакомить родителей с действующими федеральными программами по поддержке семей с низким уровнем дохода (социальный педагог, сентябрь 2022 г.); посещать ребёнка в семье, оказывая содействие в разных вопросах социального плана (в течение учебного года);

3.Организовать работу с ребёнком над совершенствованием лексико-грамматического строя речи, а также по коррекции фонетико-фонематических функций (педагог-логопед, на каждом коррекционном занятии); освоить парную технику преподавания на уроках чтения и письма (один раз в месяц проводить совместные занятия).

4. Продолжить цикл занятий по развитию когнитивных процессов «Как научиться учиться» (педагог-психолог, учитель-дефектолог на коррекционных занятиях); включать в уроки нейроупражнения с предметами (учитель-дефектолог на коррекционных занятиях).

Рекомендации родителям:_

1.Сбалансировать питание; 2. Наладить режим дня; 3.Контролировать гигиену мальчика (внешний вид, чистые руки и лицо и т.п.); 4. Упорядочить игровую деятельность в телефоне; 5.Оказывать помощь при работе в онлайн-классе и с учебными электронными программами в выполнении домашних заданий.

На основании заключения № 46 протокола № 46 от 13 августа 2022 года школьным психолого-педагогическим консилиумом для ребенка с инвалидностью были созданы следующие специальные условия: наполнены конкретным содержанием коррекционные занятия по выявленным нарушениям в психофизическом развитии; учтены индивидуальные способности и особенности ребёнка при организации коррекционно-образовательной деятельности; налажено междисциплинарное взаимодействие на занятиях с учителем-логопедом, педагогом – психологом, учителем – дефектологом, социальным педагогом и учителем физической культуры.

Выводы по результатам ППк: оптимальное решение для эффективного сопровождения Валеры - это индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут.

Приложение: индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут

_____________________________________________________________________________


Председатель ППк _О. Ю. И. /________________/

Члены ППк:

И.О.Фамилия_Ирина Викторовна Тарасова /____________/

И.О.Фамилия_Е. В. П./____________/

И.О.Фамилия_Ю. А. Г./____________/

И.О.Фамилия_О. Ю. Ж./____________/

С решением согласен (на)_Ирина Фёдоровна Р._/_______________/


Выводы по 1 главе: собрав все необходимые сведения о подростке, члены междисциплинарной команды имеют возможность смоделировать дальнейшую коррекционно-образовательную траекторию ребёнка с инвалидностью.


ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1.Общие сведения

Ф.И.О. ученика

Возраст

Образовательное учреждение

Класс

Р. Валерий Анатольевич

16 лет

МКОУ Манзурская СОШ

8 «У»

Ф.И.О. родителей

Мать: Р. И. Ф.

Ф.И.О. педагогов

Учитель коррекционных классов, классный руководитель: Тарасова Ирина Викторовна

Ф.И.О. специалистов ПМП сопровождения


Учитель-логопед

Тарасова Ирина Викторовна

Учитель-дефектолог

Тарасова Ирина Викторовна

Педагог-психолог

Тарасова Ирина Викторовна

Социальный педагог

Е. В. П.

Тьютор

Тарасова Ирина Викторовна

Учитель физической культуры

О. Ю. Ж.

Мед.работник

Ю. А. Г.

Заключение и рекомендации ТПМПК

F - 71.08

(наследственность + внутриутробная гипоксия)

Обучение по АООП вариант 2

Долговременные цели

Формирование таких универсальных умений, которые помогут человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей.

Цели на текущий учебный год (2022-2023)

Повышение функциональной и читательской грамотности подростка с помощью применения информационно-компьютерных технологий и мнемотехники на основе единой межпредметной темы.

Режим пребывания ребёнка в школе

Ежедневно с 8.30 до 15.30, кроме субботы и воскресенья


Примечание: в связи с кадровым дефицитом Тарасова И.В. прошла профессиональную переподготовку по всем указанным направлениям, что подтверждается соответствующими документами.

2.2. Создание безбарьерной среды



Направление деятельности

Задача на период

Механизм решения и ответственный

Срок

Критерий

(индикатор) решения задачи

Развитие социальной компетенции

Научиться договариваться друг с другом о правилах эффективного

взаимодействия.

Прямое обучение социальным навыкам и организация групповых видов активности (педагог-психолог, тьютор)

Учебный 2022-2023 год

Снижение количества конфликтных ситуаций, продуктивное сотрудничество в парах, в группе.

Сохранение и укрепление психологического и физического здоровья

Научиться соблюдать режим дня, делать утреннюю гимнастику.

Прямое обучение социальным навыкам, организация индивидуальных и групповых видов активности (родители, учитель)

Учебный 2022-2023 год

Рациональное использование свободного времени, повышение уровня физического здоровья.


2.3.Психолого-педагогическое сопровождение



Специалист

Основное направление деятельности (конкретная задача) на период

Режим и форма коррекционно-развивающей работы

Показатель достижения

Форма оценки результатов работы (динамика ребёнка, самоанализ специалиста)

Педагог-психолог

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Ежеурочно, в форме выполнения

нейроупражнений

для развития межполушарного взаимодействия

(Ш.Ахмадуллин)

Умение анализировать воспринимаемые объекты, выделять в них существенные признаки и связи

Диагностическое

оценивание

Учитель-дефектолог

Оказание комплексной помощи ребёнку в исправлении недостатков развития

3 раза в неделю, в форме практической работы с различными

предметами

Умение справляться с возможными трудностями. Уместное применение диалогической и монологической речи.

Адаптивная оценка

Учитель-логопед

Совершенствование познавательных процессов. Способствование развитию умения осмысленно прочитывать небольшой текст и осознанно пересказывать прочитанное (на основе инструкций)

Ежеурочно, в форме социгровых ситуаций

Отбор полезной и нужной информации, её переработка, хранение и использование.

Критериальное оценивание

Учитель коррекционных классов

Корригирование имеющихся нарушений у ребёнка и подготовка к социальной адаптации.

Создание ситуаций для развития умений и навыков речевого общения

Ежеурочно, в форме охвата вариативности игрового действия. Индивидуальное, парное и групповое взаимодействие.

Усвоение базовых учебных действий

Диагностическое и срезовое;

локальное критериальное

оценивание.

Тьютор

Развитие когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сферы. Поддержание оптимальной адаптации в школьной среде

Еженедельно,

беседы и консультации с мамой, заполнение диагностической карты

Социализация, сформирован

ность интегративных качеств личности и базовых учебных действий

Самоанализ, интегральная оценка

Учитель физической культуры

Сохранение и укрепление психологического и физического здоровья

Ежеурочно, в нестандартной форме каждого конкректного занятия. Выполнение кинезиологических упражнений

Стабильная положительная динамика физического развития ребёнка

Текущее и дифференци

рованное оценивание

Мед. работник

Отслеживание соматического состояния подростка, профилактика заболеваний

1 раз в четверть, заполнение анамнеза обучающегося; по необходимости

Улучшение соматического

состояния, отсутствие пропущенных занятий

Медицинский осмотр



2.4.Освоение образовательной программы



Образовательная деятельность

Требования стандарта

Конкретная задача для ребёнка на период

Форма работы

Критерий достижения

Форма оценки индивидуального достижения, результата образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Содержание личностных результатов тождественно содержанию жизненных компетенций. Образование ребёнка с умеренной умственной отсталостью может считаться качественным, если он имеет продвижение в области формирования жизненных компетенций.

Формирование жизненных компетенций в разных социальных сферах (образовательной , семейной, досуговой, трудовой и других)

Уроки-экскурсии, обзорные уроки, выбор подходящей ситуации, самопрезентация, проектная работа, уроки-исследования и другие.

Максимальная включённость ученика в собственную учебную активность

Дифференцированная оценка;

Текущая, промежуточная и итоговая.

Образовательная деятельность в режимных моментах

1.Физическое развитие

2.Речевое развитие

3.Познавательное

4.Социально-личностное

5.Художественно-эстетическое

Формирование навыков безопасного поведения во время проведения режимных моментов

1.Кинезиологические упражнения, подвижные игры

2.Обсуждение, свободный диалог, ситуативные разговоры

3.Настольно-печатные игры, автодидактические игры, сюжетно-ролевые.

4.Поручения, задания, навыки самообслуживания

5.Привлечение внимания к музыке, звукам, оформление помещений и т.п.

Положительная динамика развития в каждом конкретном направлении деятельности

1.Текущее оценивание

2.Диагностическое, срезовое

3.Критериальное

4.Дифференцированное


Самостоятельная деятельность ребёнка

Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностями ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.


Самообслуживание, навык позитивного общения с окружающими людьми

Все виды и формы самостоятельной деят-ти ребёнка, предполагающие общение со сверстниками взрослыми.

Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице

Рефлексия, педагогическая (оценка, прогноз и диагноз)



Образовательная деятельность в семье

Усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребёнка и его желанием.

Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.


Выполнение домашних заданий в онлайн-классе «Умная Ворона» на сайте урок.рф, исполнение домашних обязанностей и поручений.

Конструктивная обратная связь.

Консультирование родителей о механизмах работы онлайн – класса «Умная Ворона», а также при работе в определённых компьютерных программах.


Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения, связанные с уборкой помещения, с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке стола.

Позитивные высказывания, одобрение и поощрение



2.5.Формирование социальной компетентности



Направление деятельности

Конкретная задача на период

Ответственный

Механизм решения и форма деятельности

Критерии достижений

Форма оценки достижений

Усвоение норм и правил поведения в общественных местах

Создание условий, в которых ребятам комфортно и удобно запоминались правила и нормы поведения в общественных местах.

Классный рук-ль, родители

Просмотр учебных фильмов, правилах поведения, форме одежды. Ролевые и ситуативные игры

Посещение ТЮЗ г.Иркутск

1.Внешний вид: аккуратность, соответствие мероприятию и сезону.

2.Поведение в транспорте, межличностное.

3.Посещение туалета.

4.Культура питания.

Наблюдение, комплименты, положительные высказывания

Адекватное поведение в образовательной деятельности

Формирование представлений об обязанностях и правах ребёнка в школе, на уроке, в спортзале и т.п.

Учитель коррекционных классов

Обратная связь; монтаж видеосюжетов с позитивными результатами обучающихся при содействии учителя

Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей; овладение умением налаживать контакт (вербальный и невербальный)

Техники формирующего оценивания

Коммуникативная компетентность

Создание условий речевого общения, результатом которого станут следующие умения: ученик сможет представлять себя, написать письмо, заполнить анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Также отработка умения устанавливать позитивный контакт с лицом противоположного пола.

Логопед, учитель коррекционных классов, педагог-психолог.

Речевое партнёрство, а именно: использование интригующего, заговорщического, доверительного, делового, шутливого и многих других разновидностей тона голоса.

Эмоциональное звучание текста.

Составление тестов по пройденным темам, ролевым играм.

Мнемотехника, способствующая запоминанию важных моментов. Игры для подростка

Умение самостоятельно задавать и составлять вопросы к тексту;

Умение устанавливать последовательность реплик в диалоге;

Воспроизведение речевых конструкций в обыденной речи.

Внутренняя оценка, критериальное оценивание. Рефлексия различных личностных «обличий»

Формирование положительной мотивации

Использование чтения как инструмента, который помогает расширять свои знания и возможности.

Учитель коррекционных классов, классный руководитель

Применение ноутбука и универсальных компьютерных программ (Аzbuka Pro, Отличник, Animals Baby).

Проведение занятий с использованием комплементарной деятельности.

Критерии успешного результата

Рефлексия, самооценивание на критериальной основе, промежуточное и итоговое оценивание


2.6.Сотрудничество с семьёй



Задачи

Мероприятия

Ответственный

Комментарии

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и особых образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в четверть и по запросу родителей)



Учитель-дефектолог+педагог-психолог, социальный педагог


Обеспечение участия семьи в разработке и реализации коррекционно-образовательного маршрута, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

участие родителей в разработке коррекционно-образовательного маршрута

посещение родителями уроков/занятий;

консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

посещение на дому


Учитель коррекционных классов+социальный педагог


Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о результатах продвижения

информирование электронными средствами;

личные встречи, беседы;

ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;

просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома.


Учитель коррекционных классов, классный руководитель


Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:

«1 Сентября – День Знаний»

День Толерантности»

«Декада инвалидов»

«Новый год»

Межпредметная школьная олимпиада для детей с умеренной умственной отсталостью

«8 Марта»

Неделя психологической помощи и поддержки

«Масленица»

«Пасха»

Всемирный день ходьбы

Последний звонок

Школьный фестиваль весенних проектов «Мы – за Здоровый образ жизни»»


Учитель коррекционных классов, классный руководитель (тьютор)




Вывод по 2 главе

Проектирование образовательного процесса путём построения индивидуального коррекционно-образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ являлось конкретной задачей моей дипломной работы. В ходе проделанной работы всеми школьными специалистами были учтены особенности развития Валеры, проанализированы возможности коррекционно-образовательной среды школы, достигнуты соглашения между членами психолого-педагогического консилиума, родителями и администрацией. Стратегия развития подростка на учебный год построена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день довольно сложно смоделировать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут ребёнка с особыми образовательными потребностями в условиях сельской общеобразовательной школы. Причин этому много, но работа в команде, которая функционирует в нашей школе, сумела добиться положительного результата. В течение учебного года намечены заседания ППк, на которых будут проведены оценка и анализ достижений ребёнка, эффективность работы междисциплинарной команды, обратная связь от родителей и планирование совместной деятельности в следующем учебном году. В дальнейших планах ППк по развитию детей со специальными потребностями - это их непрерывное образование в домашних условиях путём заключения социального контракта.

Приложение 1



Недельный учебный план общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью на 2022-2023 учебный год

7,8 классы

Всего

Общеобразовательные области

7 класс

(2 уч.)

8 класс

(3 уч.)

*

7-8 класс

Чтение и письмо

5

5

5

5

Счёт

5

5

5

5

Развитие речи

1

1

1

1

Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания

5

5

5

5

Физическая культура

2

2

2

2

Пение и ритмика

1

1

1

1

Рисование

2

2

2

2

Трудовое обучение

8

10

10

10

Максимальная нагрузка на одного ученика

29

31

31

31

Коррекционно-развивающая область

5

5

5

5

Логопедические занятия

2

2

2

2

Предметно-практические действия

3

3

3

3

Общее количество часов

34

36

36

36


Приложение 2

Расписание занятий 7-8 «У» класса

урока, время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1.8.30 - 09.10

Чтение и письмо

Счёт

ППД

Счёт

Чтение и письмо

2.9.20 – 10.00

ППД

Чтение и письмо

Чтение и письмо

Чтение и письмо

Пение и ритмика

3.10.20 – 11.00

2-ой завтрак

Счёт

Логопедия

Счёт

Логопедия

Счёт

4.11.20 – 12.00

Физическая культура

Физическая культура

Развитие речи

Рисование

ХБТ

5.12.20 – 13.00

Рисование

ХБТ

ХБТ

ХБТ

ХБТ

6.13.10 – 13.50

Обед

Трудовое обучение

ППД

Трудовое обучение

Трудовое обучение

Трудовое обучение

7.14.00 – 14.40

Трудовое обучение

Трудовое обучение

Трудовое обучение

Трудовое обучение

Классный час

8.14.50 – 15.20


Трудовое обучение

Трудовое обучение



Примечание: ППД (предметно-практические действия) и логопедические занятия – по 20 минут, остальное время занимает игро-дидактическая импровизация, комплементарная деятельность.

ХБТ – хозяйственно-бытовой труд

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 224 с.: ил.

2.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». - М., 2002.

3.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей/под ред. Н.П.Майоровой. – СПб.:Издательство «Образование – Культура», 2002. – 288 с., прил.

4.Минова М.В. Диагностика сформированности познавательных умений у учащихся 1-4 классов/ М.В.Минова, Л.И.Иволгина, Т.М.Захарова, Е.В.Григорьева, Е.В.Мартынычева, О.А.Крутень. – Волгоград: Учитель, 2014. – 79 с.

5.Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. И общая редакция В.М.Астапова, Ю. В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001.

6.Станиславский К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания. – Москва: Издательство АСТ, 2021 – 480 с. – (Эксклюзив: Русская классика).

7.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). – 6-е изд. – М.: Генезис, 2018. – 208 с.

8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). – 4-е изд., перераб. – М.: Генезис, 2019. – 160 с.

9. «Методы обследования речи детей» - Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под.ред. Чиркиной Г.В., М., - 2005.

10.Применение ИКТ-технологий в обучении обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст]: сборник учебно-методических материалов из опыта работы педагогического коллектива МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» г. Междуреченска / под ред. Залашкова О.Н.., заместитель директора МКОУ ОШ «Коррекция и развитие», Куликова И.В., руководитель МО – Междуреченск, 2020. - 61с.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Гнозис умение узнавать, различать, запоминать предметы, воспринимая их чувствами.

Инклюзия - включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учебный коллектив здоровых сверстников в соответствии с его правом на образование.

Интегративные качества личности – физически развитый человек, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Интеграция включение ребенка или детей с осо­бенностями психофизического развития в обычную школу.

Игро-дидактическая импровизация – игровые условия, «оживляющие» учебные задания. Например, обыденное выражение «Выйди к доске и напиши ответ» заменяю на такое: «Если знаешь ответ (преследуешь цель ответить), подмигни правым (левым) глазом!»;

Комплементарная деятельность – сочетание элементов игровой и учебной деятельностей;

Критериальное оценивание – одна из техник формирующего оценивания, смысл которой заключается в том, что в процессе познавательной деятельности позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату.

Латерализация – функциональное преобладание одной стороны тела над другой.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

33


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации