Дипломная работа «Проектирование образовательного процесса ребёнка с инвалидностью в условиях СОШ сельской местности»
ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»
Программа профессиональной переподготовки
«Тьютор в образовательных организациях для сопровождения детей с ОВЗ»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«Проектирование образовательного процесса ребёнка с инвалидностью в условиях средней общеобразовательной школы сельской местности»
Выполнила:
Тарасова Ирина Викторовна,
учитель коррекционных классов,
первая квалификационная категория,
МКОУ Манзурская СОШ.
с. Манзурка
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Информационная справка о ребёнке с особыми образовательными потребностями.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с инвалидностью 8
1.2. Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума 10
Выводы по 1 главе 18
Глава 2. Индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут ребёнка-инвалида с умеренной умственной отсталостью на примере сельской общеобразовательной школы
2.1.Общие сведения 19
2.2. Создание безбарьерной среды 20
2.3. Психолого-педагогическое сопровождение 21
2.4. Освоение образовательной программы 22
2.5. Формирование социальной компетентности 24
2.6. Сотрудничество с семьёй 26
Выводы по 2 главе 27
Заключение 28
Приложение 1 29
Приложение 2 29
Список литературы 31
Словарь терминов 33
ВВЕДЕНИЕ
Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. Логичной является одна из основных задач образования: обеспечение максимально благоприятных условий для самореализации любого обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, в том числе и школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Соответствовать этому требованию позволяет инклюзивное образование, которое после ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2012 году в Российской Федерации стало законодательно закреплённым институтом. Понятие «инклюзивное образование» было введено в российское образовательное пространство Федеральным законом № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации 29 декабря 2012 года. А условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых Федеральных образовательных стандартах (ФГОС). Основой инклюзивного образования детей является организация совместного обучения очень разных детей. Цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику, - создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка, обучающегося в инклюзивном классе. Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности ставит и решает следующие задачи:
Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретных детей.
Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта.
Адаптация или разработка новых необходимых учебных или дидактических материалов.
Освоение и адекватное применение новых технологий, методов, приёмов, форм организации учебной деятельности.
Освоение и использование адекватных возможностям обучающихся способов оценки учебных достижений.
Организация продуктивного взаимодействия с родителями.
Инклюзивное образование требует реализации индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Для психолого-педагогического сопровождения детей с психофизическими нарушениями в развитии и определения специальных необходимых условий, удовлетворяющих особые образовательные потребности в школе функционирует психолого - педагогический консилиум (ППк).
Консилиум служит для создания целостного межпрофессионального представления об отдельном ребёнке, группе (классе), которое складывается из профессиональных «видений» учителя, социального работника и других специалистов сопровождения. На основе целостного видения проблемы участники консилиума разрабатывают общую педагогическую стратегию работы с ребёнком или группой детей, индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут, индивидуальную программу развития или индивидуальную траекторию сопровождения, то есть собственно саму стратегию сопровождения.
Под индивидуальным коррекционно-образовательным маршрутом ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении понимается система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс.
Для понимания причинно-следственной связи поясняю о том, что от нашего населённого пункта в радиусе 50 км средних школ нет. Подавляющее большинство населения имеет образование ниже среднего уровня. Основное занятие – скотоводство, овощеводство, сбор ягод и грибов. Культурный центр – рабочий посёлок, имеющий около 10000 жителей, расположен на расстоянии 70 км от нашего села. В связи с этим, посещение музея, кинотеатра или проведение полезного экскурсионного маршрута позволить себе может не каждый. Основной доход жителей нашего села – реализация продуктов собственного подворья, пенсия по старости или инвалидности, социальные выплаты, детские пособия.
В нашей сельской школе обучается триста человек, из которых больше половины – это дети с особыми образовательными потребностями. Но, благодаря разумной помощи государства, появилось много возможностей для саморазвития и самореализации ребят с недостатками в развитии.
В моём случае, важно охарактеризовать следующие моменты. Будучи членом администрации школы и членом команды сопровождения одновременно стараюсь объединить педагогический коллектив в отношении совместного обучения и воспитания детей с проблемами в здоровье. Я работаю в специальном классе-комплекте, состоящем из пятерых детей разного возраста (14,15,16 лет), условно обозначенном 7-8 «У». Территориальной ПМПК установлена и подтверждена умеренная умственная отсталость у всех детей 7-8 «У» класса. Каждый подросток этого класса - с инвалидностью и различными темпами развития психики. Отличия имеются также в постановке функциональных диагнозов: от F71.01 до F71.12. По возможностям социальной адаптации есть и обучаемые, и тренируемые, и приспосабливаемые.
Единственным ребёнком, который за семь лет обучения, не способен полноценно читать и писать, является Валера Р.. Именно для этого обучающегося будем выстраивать коррекционно-образовательную траекторию.
В связи с вышеизложенным выбрана тема дипломной работы «Проектирование образовательного процесса ребёнка с инвалидностью в условиях средней общеобразовательной школы сельской местности»
Цель работы: разработка проекта индивидуального образовательного маршрута для ребёнка-инвалида с умеренной умственной отсталостью в условиях средней общеобразовательной школы сельской местности.
Объект проектирования: организация образовательного процесса ребёнка-инвалида с умеренной умственной отсталостью.
Предмет проектирования: индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка-инвалида с умеренной умственной отсталостью в условиях средней общеобразовательной школы сельской местности.
В соответствии с логикой, проблемой, поставленной целью и предметом проектирования были выделены следующие задачи:
1.Собрать информацию о ребёнке с особыми образовательными потребностями. 2.Провести диагностическое обследование ребёнка с инвалидностью специалистами междисциплинарной команды МКОУ Манзурской СОШ.
3.Выработать коллегиальное заключение и коллегиальные рекомендации для проектирования образовательного процесса.
4.Проанализировать с родителями представленные результаты школьного консилиума для построения индивидуального образовательного маршрута.
5.Сконструировать индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Практическая значимость работы состоит в том, что организованная деятельность специалистов на основе единой конкретной цели, смоделированная в ходе проекта, позволит детям прочно усвоить материал и активно пользоваться им в дальнейшем, а также будет способствовать формированию и развитию у ребёнка потребности и мотивов к учебной деятельности, повысит уровень самостоятельности, самоконтроля и самооценки.
Структура дипломной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, два приложения, список использованной литературы, состоящий из 10 источников, словарь терминов, текст изложен на 33 страницах.
ГЛАВА 1.ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О РЕБЁНКЕ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
1.1.Психолого – педагогическая характеристика ребёнка
Психолого – педагогическая характеристика обучающегося 7 «У» класса
Р. В. А, 14.02.2006 года рождения,
проживающего по адресу:
В данной школе мальчик обучается с первого класса. Имеет категорию «ребёнок-инвалид». Обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умеренной умственной отсталостью. У Валеры разные стороны психики развиваются разными темпами. Частично освоил программное содержание учебного материала по предмету «Счёт», соответствующее уровню третьего специального (коррекционного) класса. По предмету «Чтение и письмо» знания соответствуют уровню второго специального (коррекционного) класса. Учебный 2021-2022 год завершил удовлетворительно. Переведён в восьмой специальный (коррекционный) класс для детей с умеренной умственной отсталостью.
Воспитывается и проживает в неблагополучной семье, которая имеет следующий состав:
Мама: Р. И. Ф. – подрабатывает дояркой на частных подворьях;
Брат: Р. Н. А. (2007 г.) – обучающийся 6 «У» класса МКОУ Манзурской СОШ.
Совместно проживают старший брат Г. (2003 г.), который получил основное общее образование по АООП вариант 8.1. (выдано свидетельство об образовании) и гражданский муж А. Постоянно не трудоустроен, выпивает, подрабатывает по потребности. Основное занятие – телефонные игры. И. Ф. не окончила и девяти классов, так как воспитывалась в неблагополучной семье, имеет только начальное образование. Отношения между членами этой семьи обособленные. Каждый ребёнок предоставлен сам себе. В развитии и дальнейшем продвижении в успешную жизнь не заинтересованы. Закон не нарушают, живут по принципу «моя хата с краю, никого не знаю».
Со слов Валеры, основным времяпровождением вне школы является помощь маме и игры в телефоне. И. Ф. интересуется учебной деятельностью сына, регулярно посещает родительские собрания, на постоянной связи с классным руководителем. Оказывает посильную поддержку Валере в условиях дистанционного обучения. Все необходимые школьные принадлежности приобретаются своевременно и в полном объёме. Внешний вид подростка не всегда ухоженный и опрятный. Семья не состоит ни на одном из видов учёта.
Валера довольно скрытный мальчик, немногословный. Ничего о себе не рассказывает, к учёбе старания не прилагает. Освоил чтение по буквам, звуки путает в связи с дефектами артикуляционного аппарата. Полноценно читать не научился, под диктовку пишет очень плохо. Стихотворения небольшого объёма разучивает с большим трудом, пересказом не овладел. В математике освоил четыре арифметических действия в пределах 100, но решение задач не даётся. Развитие психических процессов неустойчивое, скачкообразное. Валера способен к психическому напряжению, но целенаправленная активность нарушена. На уроках свойственен благодушно-эйфорический фон настроения, даже заснуть может. Причина: отсутствие режима дня. Если что-то не получается не всегда обращается за помощью к учителю или к одноклассникам.
Соматическое здоровье слабое, отстаёт в развитии от сверстников. Косоглазие и неразборчивая речь вынуждают подростка чувствовать небольшой дискомфорт в отношениях с окружающими. Иногда пропускает учебные занятия без уважительной причины, просто может проспать. Ленивый, хотя проявляет упорство и старается доделать то, что его заинтересует по-настоящему. Не вступает в конфликты, особо ни с кем не дружит. Состоит в приятельских отношениях только с одноклассниками. По селу не гуляет, в основном сидит дома, увлечён компьютерными играми.
Любимых предметов в школе нет, планировать свою деятельность даже не пытается, во всём полагается на маму. О дальнейшей перспективе своего жизненного пути отшучивается. Считает, что у него всё есть, и ничего больше не надо.
В школе получает бесплатное двухразовое горячее питание. Не всегда одет по сезону. Требования к школьной форме не соблюдаются. Санитарно-гигиенические навыки сформированы частично, подросток самостоятельно не заботится о своём внешнем виде. Социализирован в обществе.
Вредные привычки: вербальная агрессия.
На учётах в правоохранительных органах, социальных службах, органах системы профилактики не состоит.
1.2. Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума
Общие сведения:
ФИО обучающегося: Валерий Анатольевич Р.________________________
Дата рождения обучающегося:__14.02.2006 г.________________________
Образовательная программа:___АООП вариант 2______________________
Причина направления на ППк: разработка индивидуального коррекционно-образовательного маршрута_
Социальный педагог проведя беседу с мамой Валеры выявил следующие моменты.
Удовольствие мальчик получает только от игр в телефоне. Может играть целый день, если не напоминать о еде, то и про неё забудет. Иногда, по просьбе мамы, ходит на утреннюю дойку коров. Порой сидит за телефоном до полуночи, режим дня не соблюдает. Заснуть может в любое время дня и ночи. Из домашних поручений выполняет подвоз воды во фляге из водонапорной башни. Планы на будущее связаны с постоянным проживанием рядом с мамой. Куда – то ехать, нет ни желания, ни возможностей. Мечтает о том, чтобы скорость Интернета была хорошей и телефон всегда работал. Пенсию ребёнок получает по инвалидности, этого ему хватит на дальнейшую перспективу. Виртуальный мир лучше реального. Мама поддерживает ребёнка, не думая о том, что мужчина в будущем должен уметь брать на себя ответственность за семью и её благосостояние. Роль мужчины в их семье имеет достаточно искажённое понимание. Достойного примера для подражания нет. Домовладение и прилегающая территория находятся в полуразрушенном состоянии. В ограде и в доме царит беспорядок и антисанитария. Гражданский муж не проявляет должной заботы о благоприятных бытовых условиях его детей и жены. Также решает проблемы виртуального мира. Что-то менять в устоявшемся быту никто не хочет, брать на себя ответственность за что-то не умеют. Есть пенсия у двоих детей с инвалидностью, - и хорошо.
Рекомендации: необходима систематическая целенаправленная работа по соблюдению режима дня подростка; ознакомление родителей с действующими федеральными программами по поддержке семей с низким уровнем дохода, в частности, заключение социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства; мотивирование ребёнка на перспективное развитие, используя в учебном процессе информационно-компьютерные технологии.
Педагог-психолог: По результатам диагностики можно сделать вывод: уровень психического развития ниже показателей возрастной нормы.
Умственная работоспособность: работоспособность, продуктивность в работе имеют низкие показатели. Мальчик медлительный и нерасторопный. Валере систематически нужна стимуляция познавательной деятельности. Длинную, составную инструкцию удерживает не всегда, необходимо повторение инструкции в упрощенном виде, проговаривание по частям. Характеристика развития функций программирования и контроля снижена, в процессе деятельности необходимо периодически повторять задание, контролировать последовательность выполнения некоторых заданий, свои ошибки не замечает.
Особенности восприятия: зрительный гнозис сформирован, правильное узнавание объектов, целостное восприятие предметов.
Характеристика внимания: при выполнении заданий, наблюдается ослабление внимания в связи с утомлением. Внимание неустойчиво, Валера неспособен к длительному напряжению и концентрации внимания на выполняемом задании.
Характеристика памяти: объем слухоречевой памяти в результате неоднократного повторения снижен. Запоминание имеет механический характер, смысловая память снижена. Пересказ прочитанного учителем текста осуществляет с помощью (наводящие вопросы, иллюстрации).
Характеристика пространственных и временных представлений: временные представления (месяцы, дни недели, времена года) сформированы. Уровень пространственных представлений несколько снижен.
Характеристика интеллектуального развития: мышление имеет конкретно-ситуативный характер. Исключение простых, стандартных предметов производит правильно, но не всегда может объяснить. Подбор обобщающих слов затруднен. Метафоры и пословицы не понимает, скрытый смысл объяснить не может. Причинно-следственные связи (по методике Векслера) устанавливает из 4 последовательных картин, из 5 с помощью. Собственные ошибки не замечает. Построение аналогий выполняет неверно, способность к абстрагированию, упорядочиванию снижена.
Характеристика мотивационно-волевой сферы: волевое усилие проявляется на среднем уровне. К выполнению заданий, в которых требуется размышлять, рассуждать подходит ответственно, работает молча, и нередко получает положительный результат. Не всегда требуется контроль при выполнении заданий, нужно только стимулирование познавательной деятельности. С удовольствием выполняет игровые задания.
Характеристика эмоционально-волевой сферы: не критичен к собственным действиям, поведению, внешнему виду. Валера спокойный, эмоционально равнодушный. Малообщительный, неразговорчивый. Испытывает страх публичных выступлений. В классе ребята относятся к нему с симпатией.
Рекомендации: продолжить работу над развитием межполушарного взаимодействия с помощью кинезиологических упражнений; продолжить цикл занятий по коррекции когнитивных процессов «Как научиться учиться».
Дефектолог: Обследование ребёнка велось по принципу обучающего эксперимента. Мышление стереотипно и тугоподвижно, выбирает лёгкие задания, не выражена мотивация притязания. Ориентировка в пространстве не совершенна. Относительная устойчивость внимания сопровождается медлительностью и патологической инертностью. Эмоциональная незрелость проявляется в ограниченности проявлений радости, огорчения, веселья и т.п. Мотивационно-потребностная сфера характеризуется устойчивостью. Среди одноклассников доверительных отношений не имеет, учебные и личностные отношения строго разделены. Предлагаемую помощь как детей, так и взрослых практически не использует, часто повторяет одни и те же ошибки. Речь мало организованна и упорядочена. События излагаются неточно и непоследовательно, с большим количеством повторений. Испытывает трудности при самостоятельном чтении, в монологической речи. Не пользуется мнемическими приёмами: не может выделить основную мысль текста, определить опорные слова.
Возможными функциональными причинами, препятствующими нормальной работе речевого аппарата у ребёнка является гипоксия плода, а также курение и употребление алкоголя родителями. Они привели к недоразвитию речевых зон коры головного мозга, физическому и психическому нарушению развития и изменению характерных черт лица, в частности, к косоглазию. Переживание ребёнком чувства собственной неполноценности – основная причина испытываемых трудностей поведения, поэтому коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным.
Рекомендации: необходима системная работа по коррекции недостатков психического и физического развития ребёнка с умеренной умственной отсталостью. По мнению М.Монтессори, умственное развитие должно заключаться в речевом оформлении своих ощущений, а также в развитии наблюдательности, причём это качество должно формироваться автоматически во время упражнений с дидактическим материалом. Ежеурочно нужно давать в руки ребёнку предметы всякого рода и свойств. Действия с ними будут способствовать выработке ряда функций, с помощью которых компенсируются, выравниваются, замещаются недостатки.
Логопед. Проведя традиционное обследование речевого развития мальчика, выявлено: пространственные понятия сформированы (правосторонняя латерализация), но слабая ориентировка во времени (плохо различает время глаголов, прослеживается непонимание исторического времени). Трудности кинетической и динамической организации малозначительны (при многоразовом повторении выполняет чередование кулака и ладони правильно с ритмичным постукиванием и проговариванием); нарушение фонематического восприятия на уровне звуков, поверхностность речевого внимания, а также испытывает затруднение восприятия текста в постепенно ускоряющемся темпе; операции синтеза слов на слух удаются после трёх-четырёх повторений, кроме слов с шипящими; ограниченность лексического запаса слов; трудности формирования грамматического строя устной речи проявлялись в бедности синтаксических конструкций и ошибках согласования и управления. Таким образом, дефекты устной и письменной речи - это проявления системного нарушения, затрагивающего речевое развитие ребёнка.
Рекомендации:
Особые образовательные потребности ребёнка на данном этапе заключаются в совершенствовании лексико-грамматического строя речи, а также в коррекции фонетико-фонематических функций. Начинать коррекционную работу необходимо с уточнения артикуляции у ребёнка сохранных звуков. Ежеурочные артикуляционные упражнения должны содержать элементы артикуляторной моторики. С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти нужно предусмотреть упражнения на восприятие речи и воспроизведение лексического материала. На каждом фронтальном занятии проводить упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. По мере овладения этими навыками надо включать в занятия всё большее количество упражнений, сочетающих в себе закрепление поставленных звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слов. В результате многочисленных упражнений на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи ребёнку станет легче овладеть чтением.
По мере пассивного накопления лексического запаса необходимо постепенно подвести ребёнка к активному пользованию им. В нашем случае, когда ребёнок не каждое слово может произносить правильно, можно ограничиться приближённым его произношением. Развивать лексико-грамматические средства языка будем в соответствии с поэтапным формированием устной речи. В основе лежит обучение детей составлению предложений, виды которых постепенно усложняются.
Всю коррекционную работу нужно строить с применением социгровых приёмов обучения, используя широкий спектр наглядного дидактического материала.
Медицинский работник: в медицинской карте ребёнка нет достаточных сведений, которые могут быть основанием для рекомендаций коррекции зрения в связи с косоглазием. При прохождении ежегодного медицинского осмотра, офтальмолог делает заключение о том, что мальчик видит хорошо, ухудшений не наблюдается. Возможной причиной ослабленного соматического здоровья ребёнка являются малоподвижный образ жизни, несбалансированное домашнее питание и неудовлетворительная личная гигиена. Валера не любит котлеты, мясо не ест ни в каком виде, салаты также не признаёт. Любимое блюдо: суп из консервов, которое может приготовить самостоятельно. Осуществлять элементарный гигиенический уход за собой не всегда считает важным: не приучен чистить зубы, не замечает грязных рук, допускает надевание мятой и несвежей одежды.
Рекомендации: профилактика зрения, а именно включение в школьные занятия упражнений, способствующих сохранности зрения; проведение регулярных гигиенических процедур; сбалансированное питание ребёнка.
Рекомендации педагогам:
1.Ознакомить родителей с технологией работы в онлайн - классе и с учебными электронными программами (учитель коррекционных классов, сентябрь 2022 г.); проводить консультации (по необходимости); вести обязательные записи о достижениях ребёнка в различных видах деятельности (в течение учебного года); установить эффективное взаимодействие с педагогом-психологом.
2.Ознакомить родителей с действующими федеральными программами по поддержке семей с низким уровнем дохода (социальный педагог, сентябрь 2022 г.); посещать ребёнка в семье, оказывая содействие в разных вопросах социального плана (в течение учебного года);
3.Организовать работу с ребёнком над совершенствованием лексико-грамматического строя речи, а также по коррекции фонетико-фонематических функций (педагог-логопед, на каждом коррекционном занятии); освоить парную технику преподавания на уроках чтения и письма (один раз в месяц проводить совместные занятия).
4. Продолжить цикл занятий по развитию когнитивных процессов «Как научиться учиться» (педагог-психолог, учитель-дефектолог на коррекционных занятиях); включать в уроки нейроупражнения с предметами (учитель-дефектолог на коррекционных занятиях).
Рекомендации родителям:_
1.Сбалансировать питание; 2. Наладить режим дня; 3.Контролировать гигиену мальчика (внешний вид, чистые руки и лицо и т.п.); 4. Упорядочить игровую деятельность в телефоне; 5.Оказывать помощь при работе в онлайн-классе и с учебными электронными программами в выполнении домашних заданий.
На основании заключения № 46 протокола № 46 от 13 августа 2022 года школьным психолого-педагогическим консилиумом для ребенка с инвалидностью были созданы следующие специальные условия: наполнены конкретным содержанием коррекционные занятия по выявленным нарушениям в психофизическом развитии; учтены индивидуальные способности и особенности ребёнка при организации коррекционно-образовательной деятельности; налажено междисциплинарное взаимодействие на занятиях с учителем-логопедом, педагогом – психологом, учителем – дефектологом, социальным педагогом и учителем физической культуры.
Выводы по результатам ППк: оптимальное решение для эффективного сопровождения Валеры - это индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут.
Приложение: индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут
_____________________________________________________________________________
Председатель ППк _О. Ю. И. /________________/
Члены ППк:
И.О.Фамилия_Ирина Викторовна Тарасова /____________/
И.О.Фамилия_Е. В. П./____________/
И.О.Фамилия_Ю. А. Г./____________/
И.О.Фамилия_О. Ю. Ж./____________/
С решением согласен (на)_Ирина Фёдоровна Р._/_______________/
Выводы по 1 главе: собрав все необходимые сведения о подростке, члены междисциплинарной команды имеют возможность смоделировать дальнейшую коррекционно-образовательную траекторию ребёнка с инвалидностью.
ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1.Общие сведения
Ф.И.О. ученика | Возраст | Образовательное учреждение | Класс |
Р. Валерий Анатольевич | 16 лет | МКОУ Манзурская СОШ | 8 «У» |
Ф.И.О. родителей | Мать: Р. И. Ф. | ||
Ф.И.О. педагогов | Учитель коррекционных классов, классный руководитель: Тарасова Ирина Викторовна | ||
Ф.И.О. специалистов ПМП сопровождения | | ||
Учитель-логопед | Тарасова Ирина Викторовна | ||
Учитель-дефектолог | Тарасова Ирина Викторовна | ||
Педагог-психолог | Тарасова Ирина Викторовна | ||
Социальный педагог | Е. В. П. | ||
Тьютор | Тарасова Ирина Викторовна | ||
Учитель физической культуры | О. Ю. Ж. | ||
Мед.работник | Ю. А. Г. | ||
Заключение и рекомендации ТПМПК | F - 71.08 (наследственность + внутриутробная гипоксия) Обучение по АООП вариант 2 | ||
Долговременные цели | Формирование таких универсальных умений, которые помогут человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей. | ||
Цели на текущий учебный год (2022-2023) | Повышение функциональной и читательской грамотности подростка с помощью применения информационно-компьютерных технологий и мнемотехники на основе единой межпредметной темы. | ||
Режим пребывания ребёнка в школе | Ежедневно с 8.30 до 15.30, кроме субботы и воскресенья |
Примечание: в связи с кадровым дефицитом Тарасова И.В. прошла профессиональную переподготовку по всем указанным направлениям, что подтверждается соответствующими документами.
2.2. Создание безбарьерной среды
Направление деятельности | Задача на период | Механизм решения и ответственный | Срок | Критерий (индикатор) решения задачи |
Развитие социальной компетенции | Научиться договариваться друг с другом о правилах эффективного взаимодействия. | Прямое обучение социальным навыкам и организация групповых видов активности (педагог-психолог, тьютор) | Учебный 2022-2023 год | Снижение количества конфликтных ситуаций, продуктивное сотрудничество в парах, в группе. |
Сохранение и укрепление психологического и физического здоровья | Научиться соблюдать режим дня, делать утреннюю гимнастику. | Прямое обучение социальным навыкам, организация индивидуальных и групповых видов активности (родители, учитель) | Учебный 2022-2023 год | Рациональное использование свободного времени, повышение уровня физического здоровья. |
2.3.Психолого-педагогическое сопровождение
Специалист | Основное направление деятельности (конкретная задача) на период | Режим и форма коррекционно-развивающей работы | Показатель достижения | Форма оценки результатов работы (динамика ребёнка, самоанализ специалиста) |
Педагог-психолог | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Ежеурочно, в форме выполнения нейроупражнений для развития межполушарного взаимодействия (Ш.Ахмадуллин) | Умение анализировать воспринимаемые объекты, выделять в них существенные признаки и связи | Диагностическое оценивание |
Учитель-дефектолог | Оказание комплексной помощи ребёнку в исправлении недостатков развития | 3 раза в неделю, в форме практической работы с различными предметами | Умение справляться с возможными трудностями. Уместное применение диалогической и монологической речи. | Адаптивная оценка |
Учитель-логопед | Совершенствование познавательных процессов. Способствование развитию умения осмысленно прочитывать небольшой текст и осознанно пересказывать прочитанное (на основе инструкций) | Ежеурочно, в форме социгровых ситуаций | Отбор полезной и нужной информации, её переработка, хранение и использование. | Критериальное оценивание |
Учитель коррекционных классов | Корригирование имеющихся нарушений у ребёнка и подготовка к социальной адаптации. Создание ситуаций для развития умений и навыков речевого общения | Ежеурочно, в форме охвата вариативности игрового действия. Индивидуальное, парное и групповое взаимодействие. | Усвоение базовых учебных действий | Диагностическое и срезовое; локальное критериальное оценивание. |
Тьютор | Развитие когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сферы. Поддержание оптимальной адаптации в школьной среде | Еженедельно, беседы и консультации с мамой, заполнение диагностической карты | Социализация, сформирован ность интегративных качеств личности и базовых учебных действий | Самоанализ, интегральная оценка |
Учитель физической культуры | Сохранение и укрепление психологического и физического здоровья | Ежеурочно, в нестандартной форме каждого конкректного занятия. Выполнение кинезиологических упражнений | Стабильная положительная динамика физического развития ребёнка | Текущее и дифференци рованное оценивание |
Мед. работник | Отслеживание соматического состояния подростка, профилактика заболеваний | 1 раз в четверть, заполнение анамнеза обучающегося; по необходимости | Улучшение соматического состояния, отсутствие пропущенных занятий | Медицинский осмотр |
2.4.Освоение образовательной программы
Образовательная деятельность | Требования стандарта | Конкретная задача для ребёнка на период | Форма работы | Критерий достижения | Форма оценки индивидуального достижения, результата образовательной деятельности |
Непосредственно образовательная деятельность | Содержание личностных результатов тождественно содержанию жизненных компетенций. Образование ребёнка с умеренной умственной отсталостью может считаться качественным, если он имеет продвижение в области формирования жизненных компетенций. | Формирование жизненных компетенций в разных социальных сферах (образовательной , семейной, досуговой, трудовой и других) | Уроки-экскурсии, обзорные уроки, выбор подходящей ситуации, самопрезентация, проектная работа, уроки-исследования и другие. | Максимальная включённость ученика в собственную учебную активность | Дифференцированная оценка; Текущая, промежуточная и итоговая. |
Образовательная деятельность в режимных моментах | 1.Физическое развитие 2.Речевое развитие 3.Познавательное 4.Социально-личностное 5.Художественно-эстетическое | Формирование навыков безопасного поведения во время проведения режимных моментов | 1.Кинезиологические упражнения, подвижные игры 2.Обсуждение, свободный диалог, ситуативные разговоры 3.Настольно-печатные игры, автодидактические игры, сюжетно-ролевые. 4.Поручения, задания, навыки самообслуживания 5.Привлечение внимания к музыке, звукам, оформление помещений и т.п. | Положительная динамика развития в каждом конкретном направлении деятельности | 1.Текущее оценивание 2.Диагностическое, срезовое 3.Критериальное 4.Дифференцированное |
Самостоятельная деятельность ребёнка | Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностями ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. | Самообслуживание, навык позитивного общения с окружающими людьми | Все виды и формы самостоятельной деят-ти ребёнка, предполагающие общение со сверстниками взрослыми. | Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице | Рефлексия, педагогическая (оценка, прогноз и диагноз) |
Образовательная деятельность в семье | Усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребёнка и его желанием. Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях. | Выполнение домашних заданий в онлайн-классе «Умная Ворона» на сайте урок.рф, исполнение домашних обязанностей и поручений. | Конструктивная обратная связь. Консультирование родителей о механизмах работы онлайн – класса «Умная Ворона», а также при работе в определённых компьютерных программах. | Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения, связанные с уборкой помещения, с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке стола. | Позитивные высказывания, одобрение и поощрение |
2.5.Формирование социальной компетентности
Направление деятельности | Конкретная задача на период | Ответственный | Механизм решения и форма деятельности | Критерии достижений | Форма оценки достижений |
Усвоение норм и правил поведения в общественных местах | Создание условий, в которых ребятам комфортно и удобно запоминались правила и нормы поведения в общественных местах. | Классный рук-ль, родители | Просмотр учебных фильмов, правилах поведения, форме одежды. Ролевые и ситуативные игры Посещение ТЮЗ г.Иркутск | 1.Внешний вид: аккуратность, соответствие мероприятию и сезону. 2.Поведение в транспорте, межличностное. 3.Посещение туалета. 4.Культура питания. | Наблюдение, комплименты, положительные высказывания |
Адекватное поведение в образовательной деятельности | Формирование представлений об обязанностях и правах ребёнка в школе, на уроке, в спортзале и т.п. | Учитель коррекционных классов | Обратная связь; монтаж видеосюжетов с позитивными результатами обучающихся при содействии учителя | Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей; овладение умением налаживать контакт (вербальный и невербальный) | Техники формирующего оценивания |
Коммуникативная компетентность | Создание условий речевого общения, результатом которого станут следующие умения: ученик сможет представлять себя, написать письмо, заполнить анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Также отработка умения устанавливать позитивный контакт с лицом противоположного пола. | Логопед, учитель коррекционных классов, педагог-психолог. | Речевое партнёрство, а именно: использование интригующего, заговорщического, доверительного, делового, шутливого и многих других разновидностей тона голоса. Эмоциональное звучание текста. Составление тестов по пройденным темам, ролевым играм. Мнемотехника, способствующая запоминанию важных моментов. Игры для подростка | Умение самостоятельно задавать и составлять вопросы к тексту; Умение устанавливать последовательность реплик в диалоге; Воспроизведение речевых конструкций в обыденной речи. | Внутренняя оценка, критериальное оценивание. Рефлексия различных личностных «обличий» |
Формирование положительной мотивации | Использование чтения как инструмента, который помогает расширять свои знания и возможности. | Учитель коррекционных классов, классный руководитель | Применение ноутбука и универсальных компьютерных программ (Аzbuka Pro, Отличник, Animals Baby). Проведение занятий с использованием комплементарной деятельности. | Критерии успешного результата | Рефлексия, самооценивание на критериальной основе, промежуточное и итоговое оценивание |
2.6.Сотрудничество с семьёй
Задачи | Мероприятия | Ответственный | Комментарии |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и особых образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в четверть и по запросу родителей) | Учитель-дефектолог+педагог-психолог, социальный педагог | |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации коррекционно-образовательного маршрута, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | участие родителей в разработке коррекционно-образовательного маршрута посещение родителями уроков/занятий; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы; посещение на дому | Учитель коррекционных классов+социальный педагог | |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о результатах продвижения | информирование электронными средствами; личные встречи, беседы; ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка; просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома. | Учитель коррекционных классов, классный руководитель | |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: «1 Сентября – День Знаний» День Толерантности» «Декада инвалидов» «Новый год» Межпредметная школьная олимпиада для детей с умеренной умственной отсталостью «8 Марта» Неделя психологической помощи и поддержки «Масленица» «Пасха» Всемирный день ходьбы Последний звонок Школьный фестиваль весенних проектов «Мы – за Здоровый образ жизни»» | Учитель коррекционных классов, классный руководитель (тьютор) | |
Вывод по 2 главе
Проектирование образовательного процесса путём построения индивидуального коррекционно-образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ являлось конкретной задачей моей дипломной работы. В ходе проделанной работы всеми школьными специалистами были учтены особенности развития Валеры, проанализированы возможности коррекционно-образовательной среды школы, достигнуты соглашения между членами психолого-педагогического консилиума, родителями и администрацией. Стратегия развития подростка на учебный год построена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день довольно сложно смоделировать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут ребёнка с особыми образовательными потребностями в условиях сельской общеобразовательной школы. Причин этому много, но работа в команде, которая функционирует в нашей школе, сумела добиться положительного результата. В течение учебного года намечены заседания ППк, на которых будут проведены оценка и анализ достижений ребёнка, эффективность работы междисциплинарной команды, обратная связь от родителей и планирование совместной деятельности в следующем учебном году. В дальнейших планах ППк по развитию детей со специальными потребностями - это их непрерывное образование в домашних условиях путём заключения социального контракта.
Приложение 1
Недельный учебный план общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью на 2022-2023 учебный год 7,8 классы | Всего | ||||
Общеобразовательные области | 7 класс (2 уч.) | 8 класс (3 уч.) | * | 7-8 класс | |
Чтение и письмо | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Счёт | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Развитие речи | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Пение и ритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Рисование | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Трудовое обучение | 8 | 10 | 10 | 10 | |
Максимальная нагрузка на одного ученика | 29 | 31 | 31 | 31 | |
Коррекционно-развивающая область | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Логопедические занятия | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Предметно-практические действия | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Общее количество часов | 34 | 36 | 36 | 36 |
Приложение 2
Расписание занятий 7-8 «У» класса
№ урока, время | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1.8.30 - 09.10 | Чтение и письмо | Счёт | ППД | Счёт | Чтение и письмо |
2.9.20 – 10.00 | ППД | Чтение и письмо | Чтение и письмо | Чтение и письмо | Пение и ритмика |
3.10.20 – 11.00 2-ой завтрак | Счёт | Логопедия | Счёт | Логопедия | Счёт |
4.11.20 – 12.00 | Физическая культура | Физическая культура | Развитие речи | Рисование | ХБТ |
5.12.20 – 13.00 | Рисование | ХБТ | ХБТ | ХБТ | ХБТ |
6.13.10 – 13.50 Обед | Трудовое обучение | ППД | Трудовое обучение | Трудовое обучение | Трудовое обучение |
7.14.00 – 14.40 | Трудовое обучение | Трудовое обучение | Трудовое обучение | Трудовое обучение | Классный час |
8.14.50 – 15.20 | | Трудовое обучение | Трудовое обучение | | |
Примечание: ППД (предметно-практические действия) и логопедические занятия – по 20 минут, остальное время занимает игро-дидактическая импровизация, комплементарная деятельность.
ХБТ – хозяйственно-бытовой труд
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 224 с.: ил.
2.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». - М., 2002.
3.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей/под ред. Н.П.Майоровой. – СПб.:Издательство «Образование – Культура», 2002. – 288 с., прил.
4.Минова М.В. Диагностика сформированности познавательных умений у учащихся 1-4 классов/ М.В.Минова, Л.И.Иволгина, Т.М.Захарова, Е.В.Григорьева, Е.В.Мартынычева, О.А.Крутень. – Волгоград: Учитель, 2014. – 79 с.
5.Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. И общая редакция В.М.Астапова, Ю. В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001.
6.Станиславский К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания. – Москва: Издательство АСТ, 2021 – 480 с. – (Эксклюзив: Русская классика).
7.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). – 6-е изд. – М.: Генезис, 2018. – 208 с.
8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). – 4-е изд., перераб. – М.: Генезис, 2019. – 160 с.
9. «Методы обследования речи детей» - Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под.ред. Чиркиной Г.В., М., - 2005.
10.Применение ИКТ-технологий в обучении обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст]: сборник учебно-методических материалов из опыта работы педагогического коллектива МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» г. Междуреченска / под ред. Залашкова О.Н.., заместитель директора МКОУ ОШ «Коррекция и развитие», Куликова И.В., руководитель МО – Междуреченск, 2020. - 61с.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Гнозис – умение узнавать, различать, запоминать предметы, воспринимая их чувствами.
Инклюзия - включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учебный коллектив здоровых сверстников в соответствии с его правом на образование.
Интегративные качества личности – физически развитый человек, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Интеграция – включение ребенка или детей с особенностями психофизического развития в обычную школу.
Игро-дидактическая импровизация – игровые условия, «оживляющие» учебные задания. Например, обыденное выражение «Выйди к доске и напиши ответ» заменяю на такое: «Если знаешь ответ (преследуешь цель ответить), подмигни правым (левым) глазом!»;
Комплементарная деятельность – сочетание элементов игровой и учебной деятельностей;
Критериальное оценивание – одна из техник формирующего оценивания, смысл которой заключается в том, что в процессе познавательной деятельности позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату.
Латерализация – функциональное преобладание одной стороны тела над другой.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
33