Проектирование урока по теме «Умножение и деление с числом 10» (2 класс)

2
0
Материал опубликован 7 April

Проектирование урока по теме

«Умножение и деление с числом 10»

УМК: Школа России

Учебник: Моро М. И. 2 класс 2 часть

Основная цель темы – познакомить обучающихся со способами умножения и деления с числом 10.

Задачи

С точки зрения учителя

Образовательные

Познакомить обучающихся со способами умножения и деления с числом 10; познакомить с текстовыми задачами решение, которого будет с помощью способов умножения и деления с числом 10; совершенствовать вычислительные навыки (устный счет)

Развивающие

Развивать логическое мышление обучающихся; способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательные

Продолжать формирование интереса к предмету «математика»; воспитывать уважение к друг другу при фронтальной работе.

Предмет усвоения: Умножение и деление с числом 10.

Средства усвоения:

Опорные знания

Опорные умения

Знают компоненты деления, умножения, вычитания, сложения.

Знают свойства умножения.

Знают простые и составные задачи.

Умеют применять свойства умножения на практике.

Умеют решать простые и составные задачи.

Тип урока – открытие нового знания

Ресурсы урока (средства обучения): учебник, презентация.

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы усвоения:

Этапы урока:

 

Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: организовать рабочее место учащихся, проверить готовность к уроку, настроить эмоционально на учебную деятельность

- Добрый день, ребята, я рада видеть присутствующих на уроке, садитесь. Сели ровно, осанка прямая, ноги стоят прямо. На столах все лежит нужное: учебник математики, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка. Итак, мы начинаем.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное морское путешествие и побудем командой моряков. С нами на борту присутствуют пассажиры. Только от нашей слаженной, дружной работы, зависит найдем ли мы сегодня клад.

1. Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: актуализировать знания учащихся по прошлым темам урока через математический диктант.

Название вида учебной работы №1 «Устный математический диктант»

Учебная задача для учителя: проверить умение обучающихся вычислять математические выражения и называть их компоненты.

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение нахождения значения выражений.

Содержание:

- Ребята, открывайте тетради, отступайте от прошлой работы 2 клетки, записывайте число и классная работа.

- Так как мы сегодня отправляется в морское путешествие, давайте вспомним правила поведения на корабле. (Отвечаем по поднятой руке, задание дослушиваем до конца, сидим ровно прямо) – повесить на доску правила поведения на корабле.

- Чтобы отправиться в путь нам нужно проложить курс корабля. Найдем значение данных математических выражений, отвечая по поднятой руке.

(Выводим картинку корабля на доску).

t1712486593aa.jpg

- Ребята, прочитайте данные математические выражения, назвав их компоненты и найдите значение по поднятой руке. (если дети затрудняются, необходимо напомнить арифметическое действие).

- 14 + 6 (1 слагаемое - 14, 2 слагаемое – 6, сумма равна 20).

- 43 - 4 (Уменьшаемое – 43, вычитаемое – 4, разность равна 39).

- 16 : 4 (Делимое – 16, делитель – 4, частное равно 4).

- 4 • 3 (1 множитель – 4, 2 множитель -3, произведение равно 12).

- 8 • 0 (1 множитель – 8, 2 множитель - 0, произведение равно 0).

- 40 - 33 (Уменьшаемое – 40, вычитаемое – 33, разность равна 7).

- 5 • 10 (1 множитель – 5, 2 множитель -10, произведение равно 50).

- 24 : 4 (Делимое – 24, делитель – 4, частное равно 6).

- 10 • 5 (1 множитель – 10, 2 множитель - 5, произведение равно 50).

- 17 + 15 (1 слагаемое - 17, 2 слагаемое – 17, сумма равна 32).

- Ребята, что мы сейчас с вами делали? (Считали математические выражения, вспоминали название математических компонентов).

Формы и организация: учащиеся отвечают по поднятой руке.

Форма контроля: учитель слушает, если нужно корректирует ответы учащихся.

Подведение результатов работы:

- Молодцы! Вы отлично рассказали мне о компонентах математических выражений. Поэтому мы отправляем наш корабль в добрый путь!

Название вида учебной работы №2 «Подведение к теме»

Учебная задача для учителя: дать учащимся проблемную ситуацию, через которую можно выйти на тему урока.

Учебная задача для учащихся: увидеть проблемную ситуацию и сформулировать тему урока на основе проблемной ситуации.

Организация работы детей: фронтальная

Содержание:

- Ребята, а что вы заметили, работая с данными математическими выражениями? (Мы заметили, что два выражения с одинаковыми числами и одинаковым результатом. Это 5•10 и 10•5).

Учитель записывает выражение на доске (5•10 … 10•5).

- Ребята, сравните это выражение. Какой знак мы поставим? (Равно)

- Какое математическое свойство вы использовали для сравнения выражения? (Переместительное свойство умножения. От перестановки множителей результат умножения не изменяется).

 - Вычислите значение этих выражений, заменяя умножение сложением (Один ребенок работает у доски).

5• 10 = 5+5+5+5+5+5+5+5+5+5 = 50 и 10 • 5 = 10+10+10+10+10 = 50)

- Хорошо. Ребята, чтобы дальше отправиться в путь на нашем корабле, нам нужно составить по этим выражениям два примера на деление. Отвечаем по поднятой руке. (50 : 10 = 5  и 50 : 5 = 10)

- А как вы нашли значение выражений? (Зная значение произведения чисел 5 и 10, можно найти их частное)

- Какое правило вам помогла при получении результата действия? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель).

- На сегодняшнем уроке мы продолжим учиться выполнять умножение и деление чисел и познакомимся с новым приёмом.
А кто догадался, что это за приём? (Приём умножения и деления на число 10).

- Верно! Сегодняшняя тема нашего урока «Умножение и деление с числом 10». Какую цель мы поставим на урок? (Научиться выполнять умножение и деление с числом 10).

Формы и организация: учащиеся отвечают по поднятой руке.

Форма контроля: учитель слушает, если нужно корректирует ответы учащихся.

Подведение результатов работы:

- Молодцы, отправляемся далее в наше путешествие.

2. Восприятие

3. Осмысление

Открытие нового знания.

Цель: Познакомить учащихся с приемами умножения и деления с числом 10.

Название вида учебной работы №3 «Знакомство со способами»

Учебная задача для учителя: познакомить обучающихся со способами умножения и деления с числом 10.

Учебная задача для учащихся: узнать о способах умножения и деления с числом 10.

Организация работы детей: фронтальная

Содержание:

- Проверьте своё предположение, откройте учебник на с. 74 и прочитайте задачи урока.

- Прочитайте объяснение вычислительного приема рядом с красной чертой.

t1712486593ab.jpg

- Что вы можете сказать о наших выводах и выводах в учебнике? (От перестановки множителей результат умножения не изменяется. Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой).

- Хорошо, что мы сейчас с вами сделали? (Убедились, что наши предположения правильны).

Формы и организация контроля за работой: учитель слушает и корректирует ответы учащихся

Подведение результатов работы:

- Отправляемся дальше в наше увлекательное путешествие.

Название вида учебной работы №3 «Отработка правила»

Учебная задача для учителя: проверить обучающихся на усвоение изученного правила.

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать полученные знания.

Организация работы детей: фронтальная

Содержание:

- Открываем №1 стр.74. Читаем задание.

(Составление таблицы. Дети устно поочередно читают примеры).

- Посмотрите на столбики примеров и скажите, как связаны между собой четыре столбика примеров? (При составлении 2 столбика используется переместительное свойство умножения, при составлении 3 и 4 столбика – правило о том, что если значение произведения разделить на один множитель, то получится другой множитель).

t1712486593ac.png

- Ребята, какой вывод мы можем сделать об умножении и делении на 10? (Вывод: при умножении на 10 к числу справа дописывается 0. При делении на 10 у числа 0 убирается).

- Посмотрите на экран, здесь вы видите стихотворение-правило «Умножать на 10 просто).

- Прочитайте его.

t1712486593ad.jpg

Формы и организация контроля за работой: фронтальная, учащиеся слушают новый материал и отвечают на вопросы учителя.

Подведение результатов работы:

- Наш корабль доплыл до середины пути, продолжаем наш путь. Что мы сейчас делали? (Выявили правило умножения и деления на 10.)

4. Закрепление

Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление).

Цель: организовать усвоение учащимися нового знания при решении задач.

Название вида учебной работы№4 «Решение задач»

Учебная задача для учителя: закрепить полученные знания обучающихся с помощью решения задач.

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать полученные знания по пройденной теме с помощью изученного правила.

Организация работы детей: индивидуальная, учащиеся работают в рабочих тетрадях.

Содержание:

- Ребята, а кто знает, как называется кухня на корабле? (Камбуз)

- Как называют повара на корабле? (Кок)

- Кок приготовил нам пирожки, но (скажу вам по секрету) кок – это бывший пират и он не умеет считать. Нам ему необходимо помочь разложить пирожки. Читаем условие задачи на стр.74 № 3.

Задача №3.

- Прочитай задачу про себя.

- Прочитай вслух. (Читает один ученик)

- Сколько пирожков раскладывал повар? (40)

- Как он их раскладывал? (Поровну).

- Что значит «поровну»? (На каждую тарелку одинаковое количество).

- Как будем раскладывать пирожки на 10 тарелок? (По 1 пирожку на каждую тарелку).

(На экране показаны тарелки с поровну разложенными пирожками).

- Сколько пирожков оказалось на каждой тарелке? (1)  

- Поровну разложили все 40 пирожков? (Нет).

- Уточните, как будем раскладывать пирожки? (До тех пор, пока все не закончатся).

- Сколько пирожков стало на каждой тарелке? (По 4 пирожка).

- Запишите краткую запись задачи, решение задачи и ответ. (Один ученик выполняет у доски).

t1712486593ae.jpg

- Что обозначает число 40?  (Количество пирожков)

- Что обозначает число 10? (Количество тарелок)

-Что обозначает число 4? (Сколько пирожков на каждой тарелке).

- Решим 2 задачи обратные данной.

1. Повар разложил 40 пирожков на тарелки.  В каждой тарелке получилось по 4 пирожка. На сколько тарелок повар разложил пирожки?

- Что обозначает число 40?  (количество пирожков)

- Что обозначает число 4? (Сколько пирожков на каждой тарелке).

- Что обозначает число 10? (Количество тарелок)

2. Повар разложил на 10 тарелок пирожки. В каждой тарелке получилось по 4 пирожка. Сколько всего пирожков было?

- Что обозначает число 10? (Количество тарелок)

- Что обозначает число 4? (Сколько пирожков на каждой тарелке).

- Что обозначает число 40?  (Количество пирожков)

- Молодцы! Что мы сейчас с вами делали? (Решали задачу и составляли задачи обратной данной).

- Хорошо, наш корабль следует дальше. И перед нами мост. Чтобы проплыть дальше, нам необходимо решить примеры самостоятельно (Выводим картинку моста с примерами на доску. Примеры из №5 с.74. Решаем в столбик. После выполнения задания, устная проверка)

t1712486593af.jpg

Формы и организация контроля за работой: корректировка ответов обучающихся

Подведение результатов работы:

- Молодцы! Корабль наш держит путь далее, и мы с вами находим сундук с сокровищами. Чтобы открыть сундук нам надо узнать длину его стороны, зная уже периметр.

t1712486593ag.jpg

 

 

5. Применение

Включение в систему знаний и повторение учебного содержания.

Цель: применить полученные новые знания на практике

Название вида учебной работы №6 «Решение задачи»

Учебная задача для учителя: посмотреть, как обучающиеся усвоили новый материал по теме «деление суммы на число»

Учебная задача для учащихся: применить полученные знания на практике

Организация работы детей: один у доски, остальные в тетрадях

Содержание:

- Какую фигуру представляет сундук? (Квадрат)

- Что такое квадрат? (Прямоугольник, у которого все стороны равны)

- Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон)

- Как найти периметр квадрата? (Сложить длины всех сторон)

- Прочитайте задание №4 на стр.74.

- Какая формула периметра квадрата?

(Р = а + а +а +а
Р = а • 4)

- Чему равен периметр квадрата по условию задачи? (20 см.)

- Подставьте это значение в равенство (а • 4 = 20.)

- Что у вас получилось? (Уравнение.)

- Решите уравнение и узнайте длину стороны этого квадрата.

а • 4 =20
а = 20:4
а =5

Ответ: а = 5 см.

- Молодцы! Что мы сейчас делали? (Нашли длину стороны этого квадрата).

Формы и организация контроля за работой: учитель слушает и корректирует ответы учащихся.

Подведение результатов работы:

Мы нашли с вами длину одной стороны сундука, тем самым открыли сундук. Молодцы!

t1712486593ah.jpg

 

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценка учебной деятельности каждого учащегося

- Ребята, мы с вами возвращаемся домой из нашего увлекательного путешествия.

- Какую тайну математики вы сегодня открыли? Чему научились? Всем ли было легко? Какие трудности испытывали? (Мы освоили приемы умножения и деления на 10).

- Какое правило использовали при умножении числа на 10? (При умножении на 10 к числу справа дописывается 0)

- Как находить результат при делении круглого числа на 10? (При делении на 10 у числа 0 убирается)

- Молодцы! Вы были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями и нашли сундук с сокровищами. А что для нас значат эти сокровища?

- Правильно, наши сокровища – это те знания, которые вы получили сегодня. Спасибо вам за хорошую работу.

Кто все понял и не было трудностей при решении заданий на уроке – поднимите зеленый карандаш. Кто ничего не понял и были трудности при решении заданий – поднимите красный карандаш.

Обсуждение и запись домашнего задания.

Цель: повторить и отработать полученные знания.

- Открываем наш бортовой журнал – дневник и записываем домашнее задание. Учебник – стр.74 № 6.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации