Проектирование урока по теме «Умножение и деление с числом 10» (2 класс)
Проектирование урока по теме
«Умножение и деление с числом 10»
УМК: Школа России
Учебник: Моро М. И. 2 класс 2 часть
Основная цель темы – познакомить обучающихся со способами умножения и деления с числом 10.
Задачи |
С точки зрения учителя |
Образовательные |
Познакомить обучающихся со способами умножения и деления с числом 10; познакомить с текстовыми задачами решение, которого будет с помощью способов умножения и деления с числом 10; совершенствовать вычислительные навыки (устный счет) |
Развивающие |
Развивать логическое мышление обучающихся; способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы |
Воспитательные |
Продолжать формирование интереса к предмету «математика»; воспитывать уважение к друг другу при фронтальной работе. |
Предмет усвоения: Умножение и деление с числом 10.
Средства усвоения:
Опорные знания |
Опорные умения |
Знают компоненты деления, умножения, вычитания, сложения. Знают свойства умножения. Знают простые и составные задачи. |
Умеют применять свойства умножения на практике. Умеют решать простые и составные задачи. |
Тип урока – открытие нового знания
Ресурсы урока (средства обучения): учебник, презентация.
Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока
Этапы усвоения: |
Этапы урока: |
|
Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности. Цель: организовать рабочее место учащихся, проверить готовность к уроку, настроить эмоционально на учебную деятельность - Добрый день, ребята, я рада видеть присутствующих на уроке, садитесь. Сели ровно, осанка прямая, ноги стоят прямо. На столах все лежит нужное: учебник математики, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка. Итак, мы начинаем. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное морское путешествие и побудем командой моряков. С нами на борту присутствуют пассажиры. Только от нашей слаженной, дружной работы, зависит найдем ли мы сегодня клад. |
1. Подготовка к восприятию |
Актуализация опорных знаний, умений. Цель: актуализировать знания учащихся по прошлым темам урока через математический диктант. Название вида учебной работы №1 «Устный математический диктант» Учебная задача для учителя: проверить умение обучающихся вычислять математические выражения и называть их компоненты. Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение нахождения значения выражений. Содержание: - Ребята, открывайте тетради, отступайте от прошлой работы 2 клетки, записывайте число и классная работа. - Так как мы сегодня отправляется в морское путешествие, давайте вспомним правила поведения на корабле. (Отвечаем по поднятой руке, задание дослушиваем до конца, сидим ровно прямо) – повесить на доску правила поведения на корабле. - Чтобы отправиться в путь нам нужно проложить курс корабля. Найдем значение данных математических выражений, отвечая по поднятой руке. (Выводим картинку корабля на доску). - Ребята, прочитайте данные математические выражения, назвав их компоненты и найдите значение по поднятой руке. (если дети затрудняются, необходимо напомнить арифметическое действие). - 14 + 6 (1 слагаемое - 14, 2 слагаемое – 6, сумма равна 20). - 43 - 4 (Уменьшаемое – 43, вычитаемое – 4, разность равна 39). - 16 : 4 (Делимое – 16, делитель – 4, частное равно 4). - 4 • 3 (1 множитель – 4, 2 множитель -3, произведение равно 12). - 8 • 0 (1 множитель – 8, 2 множитель - 0, произведение равно 0). - 40 - 33 (Уменьшаемое – 40, вычитаемое – 33, разность равна 7). - 5 • 10 (1 множитель – 5, 2 множитель -10, произведение равно 50). - 24 : 4 (Делимое – 24, делитель – 4, частное равно 6). - 10 • 5 (1 множитель – 10, 2 множитель - 5, произведение равно 50). - 17 + 15 (1 слагаемое - 17, 2 слагаемое – 17, сумма равна 32). - Ребята, что мы сейчас с вами делали? (Считали математические выражения, вспоминали название математических компонентов). Формы и организация: учащиеся отвечают по поднятой руке. Форма контроля: учитель слушает, если нужно корректирует ответы учащихся. Подведение результатов работы: - Молодцы! Вы отлично рассказали мне о компонентах математических выражений. Поэтому мы отправляем наш корабль в добрый путь! Название вида учебной работы №2 «Подведение к теме» Учебная задача для учителя: дать учащимся проблемную ситуацию, через которую можно выйти на тему урока. Учебная задача для учащихся: увидеть проблемную ситуацию и сформулировать тему урока на основе проблемной ситуации. Организация работы детей: фронтальная Содержание: - Ребята, а что вы заметили, работая с данными математическими выражениями? (Мы заметили, что два выражения с одинаковыми числами и одинаковым результатом. Это 5•10 и 10•5). Учитель записывает выражение на доске (5•10 … 10•5). - Ребята, сравните это выражение. Какой знак мы поставим? (Равно) - Какое математическое свойство вы использовали для сравнения выражения? (Переместительное свойство умножения. От перестановки множителей результат умножения не изменяется). - Вычислите значение этих выражений, заменяя умножение сложением (Один ребенок работает у доски). 5• 10 = 5+5+5+5+5+5+5+5+5+5 = 50 и 10 • 5 = 10+10+10+10+10 = 50) - Хорошо. Ребята, чтобы дальше отправиться в путь на нашем корабле, нам нужно составить по этим выражениям два примера на деление. Отвечаем по поднятой руке. (50 : 10 = 5 и 50 : 5 = 10) - А как вы нашли значение выражений? (Зная значение произведения чисел 5 и 10, можно найти их частное) - Какое правило вам помогла при получении результата действия? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель). - На сегодняшнем уроке мы продолжим учиться выполнять умножение и деление чисел и познакомимся с новым приёмом. - Верно! Сегодняшняя тема нашего урока «Умножение и деление с числом 10». Какую цель мы поставим на урок? (Научиться выполнять умножение и деление с числом 10). Формы и организация: учащиеся отвечают по поднятой руке. Форма контроля: учитель слушает, если нужно корректирует ответы учащихся. Подведение результатов работы: - Молодцы, отправляемся далее в наше путешествие. |
2. Восприятие 3. Осмысление |
Открытие нового знания. Цель: Познакомить учащихся с приемами умножения и деления с числом 10. Название вида учебной работы №3 «Знакомство со способами» Учебная задача для учителя: познакомить обучающихся со способами умножения и деления с числом 10. Учебная задача для учащихся: узнать о способах умножения и деления с числом 10. Организация работы детей: фронтальная Содержание: - Проверьте своё предположение, откройте учебник на с. 74 и прочитайте задачи урока. - Прочитайте объяснение вычислительного приема рядом с красной чертой. - Что вы можете сказать о наших выводах и выводах в учебнике? (От перестановки множителей результат умножения не изменяется. Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой). - Хорошо, что мы сейчас с вами сделали? (Убедились, что наши предположения правильны). Формы и организация контроля за работой: учитель слушает и корректирует ответы учащихся Подведение результатов работы: - Отправляемся дальше в наше увлекательное путешествие. Название вида учебной работы №3 «Отработка правила» Учебная задача для учителя: проверить обучающихся на усвоение изученного правила. Учебная задача для учащихся: продемонстрировать полученные знания. Организация работы детей: фронтальная Содержание: - Открываем №1 стр.74. Читаем задание. (Составление таблицы. Дети устно поочередно читают примеры). - Посмотрите на столбики примеров и скажите, как связаны между собой четыре столбика примеров? (При составлении 2 столбика используется переместительное свойство умножения, при составлении 3 и 4 столбика – правило о том, что если значение произведения разделить на один множитель, то получится другой множитель). - Ребята, какой вывод мы можем сделать об умножении и делении на 10? (Вывод: при умножении на 10 к числу справа дописывается 0. При делении на 10 у числа 0 убирается). - Посмотрите на экран, здесь вы видите стихотворение-правило «Умножать на 10 просто). - Прочитайте его. Формы и организация контроля за работой: фронтальная, учащиеся слушают новый материал и отвечают на вопросы учителя. Подведение результатов работы: - Наш корабль доплыл до середины пути, продолжаем наш путь. Что мы сейчас делали? (Выявили правило умножения и деления на 10.) |
4. Закрепление |
Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление). Цель: организовать усвоение учащимися нового знания при решении задач. Название вида учебной работы№4 «Решение задач» Учебная задача для учителя: закрепить полученные знания обучающихся с помощью решения задач. Учебная задача для учащихся: продемонстрировать полученные знания по пройденной теме с помощью изученного правила. Организация работы детей: индивидуальная, учащиеся работают в рабочих тетрадях. Содержание: - Ребята, а кто знает, как называется кухня на корабле? (Камбуз) - Как называют повара на корабле? (Кок) - Кок приготовил нам пирожки, но (скажу вам по секрету) кок – это бывший пират и он не умеет считать. Нам ему необходимо помочь разложить пирожки. Читаем условие задачи на стр.74 № 3. Задача №3. - Прочитай задачу про себя. - Прочитай вслух. (Читает один ученик) - Сколько пирожков раскладывал повар? (40) - Как он их раскладывал? (Поровну). - Что значит «поровну»? (На каждую тарелку одинаковое количество). - Как будем раскладывать пирожки на 10 тарелок? (По 1 пирожку на каждую тарелку). (На экране показаны тарелки с поровну разложенными пирожками). - Сколько пирожков оказалось на каждой тарелке? (1) - Поровну разложили все 40 пирожков? (Нет). - Уточните, как будем раскладывать пирожки? (До тех пор, пока все не закончатся). - Сколько пирожков стало на каждой тарелке? (По 4 пирожка). - Запишите краткую запись задачи, решение задачи и ответ. (Один ученик выполняет у доски). - Что обозначает число 40? (Количество пирожков) - Что обозначает число 10? (Количество тарелок) -Что обозначает число 4? (Сколько пирожков на каждой тарелке). - Решим 2 задачи обратные данной. 1. Повар разложил 40 пирожков на тарелки. В каждой тарелке получилось по 4 пирожка. На сколько тарелок повар разложил пирожки? - Что обозначает число 40? (количество пирожков) - Что обозначает число 4? (Сколько пирожков на каждой тарелке). - Что обозначает число 10? (Количество тарелок) 2. Повар разложил на 10 тарелок пирожки. В каждой тарелке получилось по 4 пирожка. Сколько всего пирожков было? - Что обозначает число 10? (Количество тарелок) - Что обозначает число 4? (Сколько пирожков на каждой тарелке). - Что обозначает число 40? (Количество пирожков) - Молодцы! Что мы сейчас с вами делали? (Решали задачу и составляли задачи обратной данной). - Хорошо, наш корабль следует дальше. И перед нами мост. Чтобы проплыть дальше, нам необходимо решить примеры самостоятельно (Выводим картинку моста с примерами на доску. Примеры из №5 с.74. Решаем в столбик. После выполнения задания, устная проверка) Формы и организация контроля за работой: корректировка ответов обучающихся Подведение результатов работы: - Молодцы! Корабль наш держит путь далее, и мы с вами находим сундук с сокровищами. Чтобы открыть сундук нам надо узнать длину его стороны, зная уже периметр.
|
5. Применение |
Включение в систему знаний и повторение учебного содержания. Цель: применить полученные новые знания на практике Название вида учебной работы №6 «Решение задачи» Учебная задача для учителя: посмотреть, как обучающиеся усвоили новый материал по теме «деление суммы на число» Учебная задача для учащихся: применить полученные знания на практике Организация работы детей: один у доски, остальные в тетрадях Содержание: - Какую фигуру представляет сундук? (Квадрат) - Что такое квадрат? (Прямоугольник, у которого все стороны равны) - Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон) - Как найти периметр квадрата? (Сложить длины всех сторон) - Прочитайте задание №4 на стр.74. - Какая формула периметра квадрата? (Р = а + а +а +а - Чему равен периметр квадрата по условию задачи? (20 см.) - Подставьте это значение в равенство (а • 4 = 20.) - Что у вас получилось? (Уравнение.) - Решите уравнение и узнайте длину стороны этого квадрата. а • 4 =20 Ответ: а = 5 см. - Молодцы! Что мы сейчас делали? (Нашли длину стороны этого квадрата). Формы и организация контроля за работой: учитель слушает и корректирует ответы учащихся. Подведение результатов работы: Мы нашли с вами длину одной стороны сундука, тем самым открыли сундук. Молодцы! |
|
Рефлексия учебной деятельности. Цель: самооценка учебной деятельности каждого учащегося - Ребята, мы с вами возвращаемся домой из нашего увлекательного путешествия. - Какую тайну математики вы сегодня открыли? Чему научились? Всем ли было легко? Какие трудности испытывали? (Мы освоили приемы умножения и деления на 10). - Какое правило использовали при умножении числа на 10? (При умножении на 10 к числу справа дописывается 0) - Как находить результат при делении круглого числа на 10? (При делении на 10 у числа 0 убирается) - Молодцы! Вы были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями и нашли сундук с сокровищами. А что для нас значат эти сокровища? - Правильно, наши сокровища – это те знания, которые вы получили сегодня. Спасибо вам за хорошую работу. Кто все понял и не было трудностей при решении заданий на уроке – поднимите зеленый карандаш. Кто ничего не понял и были трудности при решении заданий – поднимите красный карандаш. Обсуждение и запись домашнего задания. Цель: повторить и отработать полученные знания. - Открываем наш бортовой журнал – дневник и записываем домашнее задание. Учебник – стр.74 № 6.
|