Статья на тему «Проектная деятельность как средство формирования познавательной и творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с культурно-историческим наследием родного села»

3
2
Материал опубликован 2 February 2020 в группе

Подготовила Миронова Елена Робертовна воспитатель      

старшей разновозрастной группы детского сада.

      Дошкольный возраст — это тот возраст, в котором необходимо закладывать предпосылки гражданских качеств. В этом возрасте развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Согласно ФГОС ДО перед педагогами стоит задача «формирования первичных представлений о малой родине и Отчизне, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, формирования чувства гражданской принадлежности; воспитания патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, понимания того, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим».

 В соответствии с ФГОС дошкольного образования под познавательным развитием понимается  развитие познавательных интересов, мотивации, любознательности, воображения, творческой активности, сознания.

  Познавательный интерес у детей настолько велик, что они с радостью включаются в поисковую деятельность, чтобы удовлетворить свое любопытство. Кроме того, познавательный интерес является движущей силой в познавательном развитии, благодаря ему этот процесс приобретает особую активность и направленность.

   Что включает в себя понятие познавательная активность? В словаре терминов по общей и социальной педагогике А.С. Воронина «Познание – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира». Соответственно, можно сказать, что познавательная активность – это действия, при помощи которых можно получить новые знания, умения и навыки. Это действия, направленные на поиск необходимой информации, ее исследование, отбор, структурирование, моделирование, логические операции и способы решения задач.

   Для педагогов важно, чтобы дети могли получать  информацию разными способами, разными формами (н-р, в наблюдениях, беседах, в НОД, в играх: дидактических, сюжетно-ролевых и т.д.), из разных источников (н-р, экскурсии, встречи, интернет – источники, посещение библиотек, музеев и т.д.), чтобы дети  могли не только получить эту сумму знаний, но и приобрели умение осмыслить, переработать, освоить этот поток информации и пополнить свой познавательный ресурс.

    На мой взгляд, метод проектов имеет преимущество в том, что он раскрывает, расширяет образовательное пространство, в нем есть возможность максимально использовать различные формы, способы, средства формирования и развития познавательного интереса и познавательных действий воспитанников. Этот метод позволяет применить полученные знания, умения и навыки в играх, и в практической деятельности.

   Проектная деятельность для ребенка – это возможность не только познавательной, но и  творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; направленной на проживание актуальной для него ситуации; на формирование жизненного опыта. Развивает и обогащает социально – личностный опыт дошкольников посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

 Проектная деятельность для воспитателя  – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

    По результатам диагностики дошкольников, например, в 2018-2019 учебном году,   проведенной нами в старшей разновозрастной группе в начале года отмечается  дефицит представлений о родном селе, районе, крае, стране, а  в конце года, полученные результаты подтвердили объективность выбранного подхода (методов и форм) к организации работы знакомства с культурно-историческим наследием родного села. 75 % детей имеют высокий и 25 % - средний результат

  Это доказывает целесообразность использования педагогами детского сада проектного метода в формировании познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста в процессе знакомства с социально-культурными ценностями, традициями, праздниками родного села.

   Прежде чем ребенок осознает себя гражданином своей страны, он должен  почувствовать себя частью  родной семьи и дома, родной улицы, на которой он живет, детского сада и своей малой Родины. С этого малого, но очень значимого для каждого человека и начинается формирование чувства любви к своему Отечеству.

  Поэтому в младшей разновозрастной группе детского сада проектная деятельность начинается с простых, но важных и понятных для ребенка тем: «Я и моя семья», «Мой детский сад», постепенно  расширяясь к старшему возрасту по темам «Мое село», «Мой край», «Моя страна».

     Каждая тема реализуется через  детскую деятельность: игровую, продуктивную, коммуникативную, музыкально – художественную, чтение, экскурсии, встречи, участие в совместных мероприятиях с родителями и т.д.

   Среди проектов, реализованных  в старшей разновозрастной группе  совместно  с детьми и родителями, хочется остановиться на  проектах,  направленных на знакомство с родным селом, его природой, культурой и историей.

   Так совпало, что даты  240-летие села Новоярки и 95-летие Каменского района отмечались одно за другим.

    Поэтому, запланированные педагогами детского сада  проекты «Моё село-село мое родное» и «Село Новоярки – частица Каменского района» дополняли друг друга.

    В процессе реализации этих проектов никто не остался в стороне: ни педагоги, ни воспитанники, ни родители, ни сотрудники детского сада.

   Воспитателями используются различные формы работы по проектам: беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, знакомство с достопримечательностями, сельскими профессиями через дидактические, сюжетно-ролевые игры, целевые  прогулки в парк, экскурсии в музеи  Дома культуры и школы,  к памятникам воинам, погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войн, встречи с ветеранами, заслуженными односельчанами, посещение библиотеки, и так далее.

Хочется поделиться наиболее яркими  моментами в работе по проектам.

  1. Участие в социокультурной  жизни села.

   Нужно сказать о том, что воспитанники нашего детского сада совместно с  педагогами, музыкальным руководителем неоднократно участвовали и участвуют в смотрах художественной самодеятельности коллектива сельского Дома культуры, в качестве солистов, вокалистов, танцоров, чтецов, о чем свидетельствуют Почетные грамоты.

     Воспитанница  детского сада участвовала в составе танцевальной группы в концертной программы к празднованию 240-летия села. Весь коллектив детского сада, совместно с родителями и детьми подготовили выставку макетов «Достопримечательности нашего села», фотовыставку «Детскому саду - 55», макет «Улица  Центральная», здесь же была представлена выставка рисунков  «Милый сердцу уголок», стихи, написанные родителями дошкольников о родном селе, крае, Родине.

image%287%29.pngimage%288%29.png

image%283%29.png

image%285%29.pngimage%286%29.png

  1. Педагогами  старшей разновозрастной группы установлено социальное партнерство с сельской библиотекой, вокальной группой учащимися школы искусств, музеем  средней школы и Дома культуры.

     Посещение библиотеки стало традиционным.

 Для дошкольников устраиваются выставки, например, к различным памятным датам (одни из последних): 9 Мая, День рождения села, к 95-летию Каменского района.

    Посещение музеев школы и Дома культуры.

Среди экспонатов музеев дети познакомились с  предметами  домашней утвари, вышитыми занавесками, покрывалами, школьной формой их бабушек. Предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, повествуют о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.

image%2812%29.png image%2813%29.png

image%2811%29.png image%2810%29.png

  1.  Встречи с ветеранами детского сада.

 Очень значимы для дошкольников  встречи с ветеранами детского сада, которые  в разное  время  воспитывали ещё их родителей, отдавали малышам частичку своего сердца, тепло своей души, создавали все условия, чтобы детям было комфортно в детском саду, а родителям спокойно работалось на благо села. В подарок ветеранам  силами детей и педагогов был подготовлен концерт, в котором звучали песни, стихи на тему «Воспеваю край родной!».                      image%2818%29.png  image%2822%29.png

  1.  В канун  95-летия Каменского района в детском саду состоялась встреча с заслуженными работниками, односельчанами.

     Игру на баяне и песни Николая Васильевича Никулкина  -  слушали затаив дыхание. Николай Васильевич - заслуженный работник культуры, поэт–песенник, бывший художественный руководитель и создатель народного хора, участниками которого являлись жители села (а это бабушки и дедушки наших воспитанников).

       Миллер Федор Иванович имеет звание «Заслуженный механизатор сельского хозяйства РФ». Этих односельчан по праву можно назвать гордостью села Новоярки, которое они прославили своим трудом.

Нам есть кем гордиться и чем дорожить - это люди, проживающие в нашем селе, и об этом мы рассказываем детям, воспитывая в них уважение к односельчанам, к их труду.

image%2823%29.png

  1.  Дидактические игры - одна из форм работы по проектам. 

     Коллектив педагогов  детского сада принял участие в конкурсе (выставке)  дидактических материалов  «Моя малая Родина», где были представлены авторские дидактические игры для детей старшего и младшего возраста. (Дидактические пособия «Моя семья, мой дом и все, что в нем», «Наша малая Родина – село Новоярки» с играми «Найди и опиши», «Кому что нужно?», «Фотограф», «Узнай и назови»).  Этот материал пополнил познавательный центр в группах детского сада для знакомства  дошкольников с достопримечательностями, со знаменитыми односельчанами, сельскими  профессиями и огромной значимостью их труда для истории не только села, но и района.

image%2830%29.png  image%2835%29.png

  1.  «Кросс Нации -2019».

       В сентябре состоялось большое мероприятие, подготовленное и организованное силами  коллектива детского сада - «Кросс Нации -2019». Принимали участие все желающие дети, мамы, бабушки, сестры, братья, школьники. По накалу страстей и полученным эмоциям от спортивного праздника впечатления остались у всех на долгое время. Видео фрагмент этого соревнования вошёл в фильм, снятый о Каменском районе в преддверии его 95-летия.

image%2842%29.png image%2847%29.png

           Проектная деятельность направлена  на РЕЗУЛЬТАТ.

   При планировании и реализации проектов педагогами учитывалось, что главное в методе проектов — это направленность познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы над определенной практической проблемой. Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.

   Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, участие в конкурсах, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры и другое. Ребенок непременно должен увидеть и получить чувство удовлетворенности  за полученный результат.

Приведу несколько примеров.

    Красота природы Алтайского края и его сёл неоспорима. Как же на ее примере не воспитывать любовь детей к родным местам, к селу, к Родине.

Результатами  проекта «Покормите птиц зимой», который стал уже традиционным,  являются:

  • Выставки кормушек «Птичья столовая» 
  • Экологические акции «Покормите птиц зимой», совместно с детьми распространили  листовки и памятки среди населения села.
  • Победа в конкурсе «Птицы на кормушках» окружной экологической акции «Сохраним мир птиц!» Центра дополнительного образования детей и юношества  города Камень-на-Оби.
  • Участие в конкурсе Выготского - 2108 где представлен разработанный и реализованный в старшей разновозрастной группе  проект «Зимующие птицы» и видеосюжет интеллектуальной игры «Знатоки зимующих птиц», по аналогии телеигры «Что? Где? Когда?».

image%2849%29.png image%2860%29.png

Результатами  проекта к 9 Мая «День Победы».

  • Ежегодное участие детей, родителей, педагогов в митинге, посвященном празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне;
  • Участие в шествии «Бессмертного полка».

     Такие мероприятия дают возможность подрастающему поколению ощутить себя неотъемлемой  частичкой своей малой Родины, своего села, их вклад, пусть на сегодняшний день еще мал, но очень значим для формирования чувства гражданской принадлежности.

  Проектный метод позволяет педагогу создать условия для познавательного развития дошкольников и воспитания чувства патриотизма, уважения к старшим и сверстникам, любви к малой Родине, ее истории,  для развития умений видеть историю вокруг себя, в домах, предметах быта, в названиях улиц. Проектный метод способствует созданию условий для воспитания у детей гражданской позиции на примере народных традиций, исторических событий, достопримечательностей родного села, формирует у подрастающего поколения положительное отношение к миру, людям, природе, к самому себе.

И  в завершении свое выступление хочу закончить словами Дмитрия Сергеевича Лихачева.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному  переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…»  Д.С. Лихачев.

Комментарии

Благодарю за отличный опыт работы!

2 February 2020

Спасибо за оценку работы моей и моих воспитанников!

9 February 2020

Похожие публикации