Проектная деятельность во внеурочной работе по географии

2
0
Материал опубликован 4 November 2020

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ГЕОГРАФИИ

Подымова Дарья Владимировна

МОУ школы №5 им. Ю.А. Гарнаева

Россия, г. Жуковский

Е-mail:podymova.darya@gmail.com 

Аннотация:

В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. В этой связи особую значимость приобретают развивающие технологии, одной из которых является метод проектов.

Использование метода проектов во внеурочной деятельность является перспективным, особенно в качестве долгосрочных проектов. Метод проектов может быть реализован на основе краеведческого принципа – Московской области, в частности г. Жуковский. В тексте статьи представлена разработка проекта «Создание экополиса поселка Кратово», рассчитанного на учеников 9 классов.

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., представленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре основополагающих принципа образования: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить, научиться жить вместе. На реализацию заявленных принципов образования нацелен и метод проектов, так как при использовании метода проектов создаются благоприятные условия для формирования умений, умение делать обоснованный выбор, самостоятельно работать, планировать и корректировать свою деятельность, выбирать и исполнять социальные роли и т. д.

Одним из направлений модернизации современного школьного образования является внедрение проектной деятельности в образовательную парадигму. Задача образования сегодня – дать учащемуся не только теоретические знания, но и сформировать у него опыт осуществления определенной деятельности для решения практических задач. Реализация этой компетенции во многом определяется формами, методами и способами обучения. Это особенно актуально в связи с требованием усиления практической подготовки в новых стандартах образования. Современные, или адаптированные к современности, технологии обучения в школе позволяют поднять его качество, отстающее в России, по мнению С. Плаксий, от ведущих школ мира.

Одной из таких технологий является проектная. Эта технология, разрабатываемая в начале ХХ века Дж. Дьюи, У.Х. Килпатриком, Э. Коллингсом, С.Т. Шацким, В.Н. Шульгиным, М.В. Крупениным и пр., применяет обучение посредством целесообразной деятельности, соответствующей личным интересам обучающихся. Она требует практического употребления теоретических знаний при решении конкретных задач или проблем в совместной деятельности учащихся (В.В. Гузеев, Л.Б Прокофьева), и активно используется во многих странах [1; 7]. В дальнейшем мы будем опираться на положение о том, что «метод проектов» – есть технология, которая располагает целым спектром методов обучения, а «метод проектов» трактуется как «проектная технология». В нашем исследовании под термином «метод проектов» мы понимаем проектную технологию обучения, которая включает в себя технологию проектной деятельности, субъектов этой деятельности и их особенности, цели проектной деятельности, дидактические методы, используемые в процессе проектной деятельности, критерии и уровни оценивания проектной деятельности [3;4].

Дьюи провел тщательный генетический анализ процесса исследования и выделил в нем три фазы: проблемную ситуацию, где инстинктивные или привычные ответы на вызовы окружающей среды неадекватны для продолжения деятельности по преследованию определенных нужд, изолирование данных, которые определяют параметры проблемной ситуации, и рефлективная фаза, где идеи, предложения рассматриваются как гипотетические решения проблемной ситуации в абстракции [5].

Финальный тест адекватности этих решений происходит, когда они задействованы и функционируют в реальности. Джон Дьюи и У. Джеймс утверждали, что идея соответствует реальности и, следовательно, является правдой тогда и только тогда, когда удачно применяется в человеческой действительности в решении человеческих целей и интересов, то есть если работает в проблемной ситуации [2].

«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова», – так писал в 1918 г. один из основоположников «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик [3].

В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи [6].

Основополагающими характеристиками метода проектов выступают (Е.С. Полат, П.С. Лернер) [8]:

концентрация на личностном развитии ученика и значимой для него, профессионально ориентированной деятельности;

индивидуальный темп работы над проектом;

комплексность, способствующая сбалансированному развитию психических и физиологических функций;

универсальность применения багажа знаний в различных ситуациях, помогающая глубже и осознанно усвоить базовые познания и расширить их при необходимости;

наличие некоего конечного продукта в виде презентации, доклада, проекта урока и т.п.

Стоит отметить, что использование проектных технологий в школе может способствовать решению ряда проблем педагогического характера. К числу таких проблем мы относим: низкую личностную мотивацию учеников, и, как следствие, их низкую успеваемость, при несомненном понимании учениками важности образования и научного знания вообще (ОГЭ и ЕГЭ).

Необходимыми этапами проектной деятельности являются: выработка концепции, определение целей и задач проекта, определение доступных информационных и материальных и физических ресурсов, создание плана, организация деятельности по реализации проекта, презентация проекта, рефлексия результатов деятельности.

Для обучающихся 8-9 классов характерна учебная самостоятельная деятельность как основа самообразования, а также хорошо выраженный интерес к проектной деятельности, соответственно мы предлагаем использовать во внеурочной деятельность уже долгосрочные проекты. Особенно ярко метод проектов может быть реализован на основе краеведческого принципа – Московской области, в частности г. Жуковский.

Непосредственно в данной статье дана характеристика одного из типов проекта «Создание экополиса поселка Кратово», рассчитанного на учеников 9 классов.

Стадии деятельности учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания

1.1. Выбор проблемы проекта. Поиск проблемы, выбор и обоснование проекта.

Отбирает возможные проблемы для обсуждения и предлагает их обучающимися.

Группа обучающихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения. Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами.

1.2. Анализ предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта

Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Вместе с учащимися проводит эту работу.

Варианты подтем:

1. Кратовский пруд – новая зона отдыха

2. Экополис Кратово

3.Город-сад Кратово

4. Удивительная природа поселка Кратово

Каждая группа выбирает себе подтему. Активное обсуждение и предложение вариантов подтем.

Определить, что дает выполнение проекта лично ученику, людям, населяющих поселок Кратово

1.3. Формирование творческих групп

Проводит организационную работу по объединению учеников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

После определения своих ролей комплектуются в соответствии с ними в малые группы.

2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности)

2.1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы

Для каждой группы предлагается построить схему поселка Кратово компьютерную программу Google Maps[9] Анализ поселка Кратово, используя SWOT- таблицу (Таблица 2)

Изучение предлагаемых материалов, их анализ. Выполнение схемы, используя программу Google Maps, проведение SWOT – анализа.

Рt1604503555aa.png ис. 1 . Кратовский пруд

2.2. Планирование технологического процесса

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность.

Поисковая деятельность, информирование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем территориального расположения объектов.

2.3. Разработка документации. Определение форм выражения результатов проектной деятельности.

Принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям.

Обсуждаются план деятельности, формы представления результата исследовательские деятельности: карто-схемы, презентация.

3. Технологическая стадия (осуществление деятельности)

3.1. Организация рабочего места

Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда

Самоактуализация своей деятельности. Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости.

3.2. Выполнение технологических действий

3.3. Моделирование

4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов)

4.1.Оформление результатов.

Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность.

Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформление результатов в соответствии с принятыми формами - презентацией.

4.2.Защита, презентация (контроль и испытание) результатов.

Организует экспертизу.

Дt1604503555ab.jpg оклад о результатах своей работы, демонстрация их. Результатом деятельности является четко разработанный план работы по групповому направлению.

Рис. 2. Слад из презентации учащегося «Удивительная природа поселка Кратово»

4.3.Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки.


Самооценка результатов, процесса, себя в нём с учётом оценки других. Участие в коллективном обсуждении.

Индивидуальная рефлексия, по предложенным вопросам (Приложение 8)


Таблица 2

Таблица, используемая при проведении SWOT-анализа

Сильные стороны

1.

2.

3.

4.

Слабые стороны

1.

2.

3.

4.

Возможности

1.

2.

3.

4.

Угрозы

1.

2.

3.

4.


После проведенной работы, можно сделать некоторые выводы:

- Использованы средства развития творческого мышления при выполнении практической работы.

- Смена видов деятельности и возможность применить свои знания в практической работе способствовали активизации внимания учащихся в течение всей работы над проектом.

- Важную роль в усвоении нового материала, повышении внимания и активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке играет применение компьютерных технологий, обеспечивающей яркость и новизну изучаемого материала.

В конце занятия ученики ответили на вопросы по проведенной работе. Итог: 87% оценили занятие на 9-10 баллов из 10. Предложения и замечания к преподавателю в основном содержат положительные оценки деятельности и всего занятия в целом. Рефлексия показала, что своим продвижением довольны все учащиеся, отметили сотрудничество.

Можно отметить, что на современном этапе необходимо продуманное включение проектного обучения в систему высшего образования. Нельзя превращать проектную деятельность, в самоцель, навязывая её преподавателям и ученикам: она используется для совершенствования образовательного процесса, для лучшего усвоения знаний, умений и навыков, развития мотивации в учении, для успешного формирования общей культуры каждого участника.





Список использованных источников.

Гузеев В.В. и др. Консультации: метод проектов / В.В. Гузеев, Н.В. Новожилова, А.В. Рафаева, Г.Г Скоробогатова // Педагогические технологии. – 2007. – № 7. – С. 105– 114.

Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – Москва: Педагогика– пресс, 2000.– 384 с.

Дьюи Дж. Реконструкция в философии / Пер. с англ. М. Занадворов, М. Шиков. – М.: Логос, 2001. – 161 с.

Дьюи Дж. Реконструкция в философии; Проблемы человека / Пер. с англ., послесл. и примеч. Л. Е. Павловой. – М.: Республика, 2003. – 494 с.

Дьюи Дж. Общество и его проблемы / Пер. с англ. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстова, Е. Н. Косиловой. – М.: Идея– Пресс, 2002. – 160 с.

Кобылянский В.А. Методологические вопросы наук о Земле. – Чита, 1984.– 160с.

Мельников, В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология» / В.Е. Мельников, В.А. Мигунов, П.А. Петряков. – Великий Новгород: НРЦРО, 1999. – 89 с.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Ястребцева Е.Н., Батюкова З.И. Телекоммуникации в учебно– воспитательном процессе школы. // Методическое пособие. М, 1993. – 256 с.

Google–maps [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://maps.google.ru/, – Загл. с экрана. – На англ. яз. (дата обращения: 12.10.2013).





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации