Проектная деятельность во внеурочной работе по географии
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ГЕОГРАФИИ
Подымова Дарья Владимировна
МОУ школы №5 им. Ю.А. Гарнаева
Россия, г. Жуковский
Е-mail:podymova.darya@gmail.com
Аннотация:
В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. В этой связи особую значимость приобретают развивающие технологии, одной из которых является метод проектов.
Использование метода проектов во внеурочной деятельность является перспективным, особенно в качестве долгосрочных проектов. Метод проектов может быть реализован на основе краеведческого принципа – Московской области, в частности г. Жуковский. В тексте статьи представлена разработка проекта «Создание экополиса поселка Кратово», рассчитанного на учеников 9 классов.
В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., представленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре основополагающих принципа образования: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить, научиться жить вместе. На реализацию заявленных принципов образования нацелен и метод проектов, так как при использовании метода проектов создаются благоприятные условия для формирования умений, умение делать обоснованный выбор, самостоятельно работать, планировать и корректировать свою деятельность, выбирать и исполнять социальные роли и т. д.
Одним из направлений модернизации современного школьного образования является внедрение проектной деятельности в образовательную парадигму. Задача образования сегодня – дать учащемуся не только теоретические знания, но и сформировать у него опыт осуществления определенной деятельности для решения практических задач. Реализация этой компетенции во многом определяется формами, методами и способами обучения. Это особенно актуально в связи с требованием усиления практической подготовки в новых стандартах образования. Современные, или адаптированные к современности, технологии обучения в школе позволяют поднять его качество, отстающее в России, по мнению С. Плаксий, от ведущих школ мира.
Одной из таких технологий является проектная. Эта технология, разрабатываемая в начале ХХ века Дж. Дьюи, У.Х. Килпатриком, Э. Коллингсом, С.Т. Шацким, В.Н. Шульгиным, М.В. Крупениным и пр., применяет обучение посредством целесообразной деятельности, соответствующей личным интересам обучающихся. Она требует практического употребления теоретических знаний при решении конкретных задач или проблем в совместной деятельности учащихся (В.В. Гузеев, Л.Б Прокофьева), и активно используется во многих странах [1; 7]. В дальнейшем мы будем опираться на положение о том, что «метод проектов» – есть технология, которая располагает целым спектром методов обучения, а «метод проектов» трактуется как «проектная технология». В нашем исследовании под термином «метод проектов» мы понимаем проектную технологию обучения, которая включает в себя технологию проектной деятельности, субъектов этой деятельности и их особенности, цели проектной деятельности, дидактические методы, используемые в процессе проектной деятельности, критерии и уровни оценивания проектной деятельности [3;4].
Дьюи провел тщательный генетический анализ процесса исследования и выделил в нем три фазы: проблемную ситуацию, где инстинктивные или привычные ответы на вызовы окружающей среды неадекватны для продолжения деятельности по преследованию определенных нужд, изолирование данных, которые определяют параметры проблемной ситуации, и рефлективная фаза, где идеи, предложения рассматриваются как гипотетические решения проблемной ситуации в абстракции [5].
Финальный тест адекватности этих решений происходит, когда они задействованы и функционируют в реальности. Джон Дьюи и У. Джеймс утверждали, что идея соответствует реальности и, следовательно, является правдой тогда и только тогда, когда удачно применяется в человеческой действительности в решении человеческих целей и интересов, то есть если работает в проблемной ситуации [2].
«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова», – так писал в 1918 г. один из основоположников «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик [3].
В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи [6].
Основополагающими характеристиками метода проектов выступают (Е.С. Полат, П.С. Лернер) [8]:
концентрация на личностном развитии ученика и значимой для него, профессионально ориентированной деятельности;
индивидуальный темп работы над проектом;
комплексность, способствующая сбалансированному развитию психических и физиологических функций;
универсальность применения багажа знаний в различных ситуациях, помогающая глубже и осознанно усвоить базовые познания и расширить их при необходимости;
наличие некоего конечного продукта в виде презентации, доклада, проекта урока и т.п.
Стоит отметить, что использование проектных технологий в школе может способствовать решению ряда проблем педагогического характера. К числу таких проблем мы относим: низкую личностную мотивацию учеников, и, как следствие, их низкую успеваемость, при несомненном понимании учениками важности образования и научного знания вообще (ОГЭ и ЕГЭ).
Необходимыми этапами проектной деятельности являются: выработка концепции, определение целей и задач проекта, определение доступных информационных и материальных и физических ресурсов, создание плана, организация деятельности по реализации проекта, презентация проекта, рефлексия результатов деятельности.
Для обучающихся 8-9 классов характерна учебная самостоятельная деятельность как основа самообразования, а также хорошо выраженный интерес к проектной деятельности, соответственно мы предлагаем использовать во внеурочной деятельность уже долгосрочные проекты. Особенно ярко метод проектов может быть реализован на основе краеведческого принципа – Московской области, в частности г. Жуковский.
Непосредственно в данной статье дана характеристика одного из типов проекта «Создание экополиса поселка Кратово», рассчитанного на учеников 9 классов.
Стадии деятельности учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания | ||
1.1. Выбор проблемы проекта. Поиск проблемы, выбор и обоснование проекта. | Отбирает возможные проблемы для обсуждения и предлагает их обучающимися. | Группа обучающихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения. Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами. |
1.2. Анализ предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта | Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Вместе с учащимися проводит эту работу. Варианты подтем: 1. Кратовский пруд – новая зона отдыха 2. Экополис Кратово 3.Город-сад Кратово 4. Удивительная природа поселка Кратово | Каждая группа выбирает себе подтему. Активное обсуждение и предложение вариантов подтем. Определить, что дает выполнение проекта лично ученику, людям, населяющих поселок Кратово |
1.3. Формирование творческих групп | Проводит организационную работу по объединению учеников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. | После определения своих ролей комплектуются в соответствии с ними в малые группы. |
2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности) | ||
2.1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы | Для каждой группы предлагается построить схему поселка Кратово компьютерную программу Google Maps[9] Анализ поселка Кратово, используя SWOT- таблицу (Таблица 2) | Изучение предлагаемых материалов, их анализ. Выполнение схемы, используя программу Google Maps, проведение SWOT – анализа. Р ис. 1 . Кратовский пруд |
2.2. Планирование технологического процесса | Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность. | Поисковая деятельность, информирование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем территориального расположения объектов. |
2.3. Разработка документации. Определение форм выражения результатов проектной деятельности. | Принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям. | Обсуждаются план деятельности, формы представления результата исследовательские деятельности: карто-схемы, презентация. |
3. Технологическая стадия (осуществление деятельности) | ||
3.1. Организация рабочего места | Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда | Самоактуализация своей деятельности. Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости. |
3.2. Выполнение технологических действий | ||
3.3. Моделирование | ||
4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов) | ||
4.1.Оформление результатов. | Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность. | Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформление результатов в соответствии с принятыми формами - презентацией. |
4.2.Защита, презентация (контроль и испытание) результатов. | Организует экспертизу. | Д оклад о результатах своей работы, демонстрация их. Результатом деятельности является четко разработанный план работы по групповому направлению. Рис. 2. Слад из презентации учащегося «Удивительная природа поселка Кратово» |
4.3.Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки. | Самооценка результатов, процесса, себя в нём с учётом оценки других. Участие в коллективном обсуждении. Индивидуальная рефлексия, по предложенным вопросам (Приложение 8) |
Таблица 2
Таблица, используемая при проведении SWOT-анализа
Сильные стороны 1. 2. 3. 4. | Слабые стороны 1. 2. 3. 4. |
Возможности 1. 2. 3. 4. | Угрозы 1. 2. 3. 4. |
После проведенной работы, можно сделать некоторые выводы:
- Использованы средства развития творческого мышления при выполнении практической работы.
- Смена видов деятельности и возможность применить свои знания в практической работе способствовали активизации внимания учащихся в течение всей работы над проектом.
- Важную роль в усвоении нового материала, повышении внимания и активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке играет применение компьютерных технологий, обеспечивающей яркость и новизну изучаемого материала.
В конце занятия ученики ответили на вопросы по проведенной работе. Итог: 87% оценили занятие на 9-10 баллов из 10. Предложения и замечания к преподавателю в основном содержат положительные оценки деятельности и всего занятия в целом. Рефлексия показала, что своим продвижением довольны все учащиеся, отметили сотрудничество.
Можно отметить, что на современном этапе необходимо продуманное включение проектного обучения в систему высшего образования. Нельзя превращать проектную деятельность, в самоцель, навязывая её преподавателям и ученикам: она используется для совершенствования образовательного процесса, для лучшего усвоения знаний, умений и навыков, развития мотивации в учении, для успешного формирования общей культуры каждого участника.
Список использованных источников.
Гузеев В.В. и др. Консультации: метод проектов / В.В. Гузеев, Н.В. Новожилова, А.В. Рафаева, Г.Г Скоробогатова // Педагогические технологии. – 2007. – № 7. – С. 105– 114.
Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – Москва: Педагогика– пресс, 2000.– 384 с.
Дьюи Дж. Реконструкция в философии / Пер. с англ. М. Занадворов, М. Шиков. – М.: Логос, 2001. – 161 с.
Дьюи Дж. Реконструкция в философии; Проблемы человека / Пер. с англ., послесл. и примеч. Л. Е. Павловой. – М.: Республика, 2003. – 494 с.
Дьюи Дж. Общество и его проблемы / Пер. с англ. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстова, Е. Н. Косиловой. – М.: Идея– Пресс, 2002. – 160 с.
Кобылянский В.А. Методологические вопросы наук о Земле. – Чита, 1984.– 160с.
Мельников, В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология» / В.Е. Мельников, В.А. Мигунов, П.А. Петряков. – Великий Новгород: НРЦРО, 1999. – 89 с.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Ястребцева Е.Н., Батюкова З.И. Телекоммуникации в учебно– воспитательном процессе школы. // Методическое пособие. М, 1993. – 256 с.
Google–maps [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://maps.google.ru/, – Загл. с экрана. – На англ. яз. (дата обращения: 12.10.2013).