12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна257
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону
8

Проектная работа по русскому языку для учащихся 5 класса по теме: «ПРЕмудрости ПРИставки»

                                                          Пояснительная записка

       Данный метод ориентирован на деятельностный подход в обучении, что соответствует современным требованиям ФГОС. Проектное задание позволяет не только усвоить правило, но и даёт опыт применения его в речи.

      Проект можно использовать как алгоритм в работе над любой орфограммой и в любом классе при повторении, меняя дидактические материалы. Например, в 7-11 классах предлагать учащимся самостоятельно формулировать проблемное поле, цели и задачи работы группы, выбор информационных источников и способов презентации результатов. Проект является эффективной формой подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, позволяющей повторить основные орфограммы и совершенствовать навыки связной речи.

Тип: прикладной с элементами исследовательского и творческого;

по форме организации - групповой

Межпредметные связи: русский язык, литература.

Цель проекта (предметная):

закрепить владение орфографическим правилом выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Планируемые результаты:

обучающиеся получат навыки исследования языковых единиц, создадут самостоятельные продукты их употребления, закрепят знание орфографического правила.

Задачи:

1). Проанализировать функционирование приставок ПРЕ- и ПРИ- в речи;

2). Выявить и сравнить условия употребления приставок ПРЕ- и ПРИ-;

3). Учиться использовать правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-;

4). Привлечь внимание обучающихся к изобразительной функции языкового явления;

5). Научить находить и использовать приставки ПРЕ- и ПРИ- в речи.

Универсальные учебные действия

Личностные:

* развитие мотивации учения;

* формирование личностных смыслов и ценностей.

 

Познавательные:

* сравнивать и анализировать явления;

* способность сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу;

* умение построить цепь логических рассуждений;

* самостоятельно определить средства и способы решения возникшей проблемы;

* составлять схемы;

* отвечать на вопросы;

* высказываться в связном монологе, вести диалог;

* писать творческую работу;

* применять известное в новых условиях.

Регулятивные:

* определять цели деятельности;

* разрабатывать план деятельности;

* контролировать и оценивать деятельность других;

* выбирать критерии оценки собственных действий и результатов.

Коммуникативные

* работать с разнообразными источниками информации;

* продуктивно общаться и работать в группе;

* умение выступать перед аудиторией и отстаивать свою точку зрения;

* владеть всеми видами речевой деятельности.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

* образцы текстов для ознакомления, сравнения и анализа;

*дидактические материалы для отбора необходимых примеров;

* словари (толковый, орфографический, фразеологический);

* картинки или символы для составления зрительных моделей (по выбору учителя);

* компьютер (при наличии и умении детей работать);

* интерактивная доска (по возможности);

* таблички с номером или названием (если есть) группы;

* необходимые канцелярские принадлежности (исходя из потребности).

Ход проекта

I этап

(5 минут)

(«погружение», мотивация, концептуализация)

      Учитель сообщает результаты проверочной работы, которую проводил по итогам изучения темы «Морфемика» или «Словообразование». Акцентирует внимание на степени усвоения правила (актуальность работы) и знакомит учеников со «сварливыми сестрами» из сказки Светланы Дроновой (приложение №1).

      Сказка зачитывается не до конца, оставляя конфликт «сестер» неразрешённым, и учитель предлагает детям помочь героям сказки разобраться в ситуации, формулируя при этом и лингвистическую цель проекта: отработка орфографического навыка и знакомство с «ПРЕмудростями ПРИставок».

II этап

(5 минут)

(организация и планирование деятельности)

Тип групп: 3-5 человек.

          Допустимы парные и индивидуальные задания (зависит от дидактических материалов учителя и индивидуальных возможностей обучающихся класса).

    Формирование групп для проведения деятельности организуется учителем в произвольной форме.

        Каждая группа с учетом возраста и малого опыта проектной работы (5 класс) получает заранее подготовленное задание (проблемный вопрос, задачи и способ презентации), материалы для работы (смотреть приложения) и критерии оценки.

    Таким образом, ученики имеют модель, образец организации деятельности в группе (цель, планирование, оценка).

Критерии оценивания групп (каждый критерий от 1 до 5 баллов):

* полнота решения проблемы;

* практическая направленность презентации (возможность использования результата работы группы другими учениками);

* наглядность, иллюстративность;

* умение защитить результат (навыки публичного выступления);

* грамотность оформления результата.

Задания группам

(заранее готовится и распечатывается каждому участнику)

1 группа

Проблемный вопрос:

* Объясните, ЧТО влияет на выбор написания приставок ПРЕ-?

Задачи:

* Прочитать текст (приложение №2) и выбрать слова с приставкой ПРЕ-.

* Установить основные смысловые значения слов с приставкой ПРЕ-.

* Сформулировать коротко эти значения.

Способ презентации:

* Схема или таблица правописания приставки (согласовать с группой №2).

2 группа

Проблемный вопрос:

* Объясните, ЧТО влияет на выбор написания приставки ПРИ-?

Задачи:

* Прочитать текст (приложение №3) и выбрать слова с приставкой ПРИ-.

* Установить основные смысловые значения слов с приставкой ПРИ-.

* Сформулировать коротко эти значения.

Способ презентации:

* Схема или таблица правописания приставки (согласовать с группой №1).

3 группа

Проблемный вопрос:

* Каким образом можно помочь герою (приложение №4) в выборе слова с определенной приставкой?

Задачи:

* Прочитайте текст и соотнесите, пользуясь толковым словарем значения слов для справок с предложенным героем толкованием.

* Выберите нужное слово и объясните, почему вы его выбрали?

* Оформите исправленный текст.

Способ презентации:

Исправленный текст (приложение №5, заполняется учениками для скорости выполнения задания).

4 группа

Проблемный вопрос:

* Согласны ли вы с тем, что в предложенных фразеологизмах (приложение №6) слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- употреблены в переносном значении?

Задачи:

* Найдите в «Фразеологическом словаре русского языка» значение предложенных выражений.

* Докажите, что слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- употреблены в переносном значении.

* Составьте тематический словарик фразеологизмов с приставками.

Способ презентации:

Словарик фразеологизмов (желательно оформить в компьютерном варианте).

5 группа

Проблемный вопрос:

* Выберите вариант написания приставок и составьте словарный диктант (приложение №7).

Задачи:

* Объясните, почему вы выбрали то или иное написание приставки.

* Подберите словосочетания, в которых стал бы понятен смысл приставки.

* Составьте словарный диктант по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

Способ презентации:

Словарный диктант по теме (желательно оформить в компьютерном варианте)

6 группа

Проблемный вопрос:

* Каким способом при помощи предложенных материалов можно проиллюстрировать правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-?

Задачи:

* Используя справочник «Русский язык. Орфография и пунктуация», вспомните правило выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-.

* Рассмотрите предложенные фигурки, рисунки, символы (заранее подбираются учителем или создают самостоятельно).

* Выберите нужные для иллюстрации варианты.

* Оформите результат для демонстрации на доске (если есть возможность, выполните это задание на интерактивной доске).

Способ презентации:

Иллюстрация к применению правила правописания приставок (желательно воспроизводимый вариант).

III этап

(15-20 минут)

(осуществление, решение поисковых задач)

Группы самостоятельно работают в соответствии с распределенными ролями над выполнением заданий, консультируются друг с другом, используют информационные источники, получают недостающую информацию у учителя, готовят презентацию.

Учитель выступает в роли консультанта-координатора

IV этап

(10-15 минут)

(презентация результатов)

Каждая группа демонстрирует и защищает результаты работы, используя, по возможности. интерактивную доску:

1-я и 2-я группы представляют совместную схему или таблицу правописания приставок.

3-я группа предлагает исходный и исправленный тексты, аргументируя свой выбор.

4-я группа представляет тематический словарик фразеологизмов.

5-я группа предлагает словарный диктант.

6-я группа демонстрирует иллюстрации к правилу правописания приставок.

V этап

(5 минут)

(рефлексия)

На этапе рефлексии учениками дается самооценка и оценка результатов работы всех групп (в соответствии с критериями). Учитель помогает адекватной оценке работы, но не навязывает своего мнения.

Учитель может зачитать окончание сказки Светланы Дроновой (приложение №1), где названы все значения приставок ПРЕ- и ПРИ- и предлагает сравнить с ними итоги работы групп, а также ответить на вопрос о значении названия сказки «Сварливые сёстры».

Результаты оценки оформляются (по возможности) в таблицу на доске:

№№ групп

Критерии оценки (1-5 баллов)

Итог

полнота решения проблемы

практическая направленность презентации

наглядность, иллюстративность

умение защитить результат

грамотность оформления результата

1

           

2

           

3

           

4

           

5

           

6

           

Количество групп может быть и больше в зависимости от предлагаемых заданий и формы работы (парной и индивидуальной).

Домашнее задание после выполнения проекта (варианты):

1. Написать сочинение, используя изобразительные средства приставок.

2. Написать лингвистическую сказку по теме.

3. Написать сочинение-рассуждение с развернутой аргументацией выбора приставки с опорой на предложенные примеры.

4. Дополнить фразеологический словарик.

5. Оформить собственную иллюстрацию правила.

6. Закончить сказку Светланы Дроновой.

Список литературы для обучающихся

* Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М. : Просвещение, 1991.

* Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. – М.: Махаон, 2007.

* Словарь русского языка. Под ред. С.И. Ожегова. – М.: Русский язык, 1981.

* Фразеологический словарь русского языка. – Серия энциклопедия русского языка. – М.: Мир книги, 2003.

* Орфографический словарь русского языка. – Серия энциклопедия русского языка. – М.: Мир книги, 2003.

Литература для учителя

* Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. – М.: АРКТИ, 2006.

* Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка. \\ Русский язык. – 2007, № 15.

* Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.//Под ред. А.С.Обухова. – М., 2006.

* Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2003.

* Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.

* Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8-х классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2015.

Приложение №1.

                              Начало сказки читается на этапе мотивации.

СВАРЛИВЫЕ СЁСТРЫ

      Жили-были в стране Грамматике две сестрички – приставки-близнецы ПРЕ- и ПРИ- . Приставка ПРЕ- была ПРЕкрасна лицом, умная-ПРЕумная, добрая-ПРЕдобрая, а приставка ПРИ- , не менее ПРИвлекательная, была настоящей рукодельницей: могла и пуговицу ПРИшить, и обед ПРИготовить, и обои ПРИклеить. Многолетняя дружба связывала их с глаголами и именами прилагательными, которые уважали сестер за готовность всегда прийти на помощь.

      Но однажды заспорили сестрёнки между собой, кто из них милее и главнее. «Я самая точная приставка, - утверждала приставка ПРИ-. Я люблю конкретность и потому всегда называю действия и признаки своими именами. И потому кое-кому придётся ПРИкусить язычок!» «А я, - отвечала приставка ПРЕ-, – самая мягкая и добрая, но если захочу, то могу тотчас же ПРЕкратить эти разговоры и тогда никому не поздоровится!»

      После той ссоры сёстры-приставки перестали разговаривать друг с другом, и настали в стране Грамматике пасмурные дни. То ПРИ- придет в гости к глаголам, а там уже её место занято приставкой ПРЕ-. То ПРЕ- не находило себе место среди частей речи, так как приставка ПРИ- уже везде ПРИставила свои буквы. Чуть до драки не дошло.

                     Конец сказки читается на этапе рефлексии как итог урока.

    Обратились тогда самостоятельные части речи к царице ПРАВОПИСАНИЕ с просьбой ПРИмирить приставки ПРЕ- и ПРИ-. Мудрая правительница рассудила так: «Чтобы не было поводов для ссор, пусть приставка ПРИ- придает словам значения присоединения, прибавления, приближения, пространственной близости, доведения действия до конца, совершения действия не в полном объеме и в чьих-либо интересах, а приставка ПРЕ- пусть придает словам значения высокой степени качества или действия, значения «через», «по-иному».

   Когда сёстры узнали, что поводов для ссор теперь нет, они помирились. Только осторожная приставка ПРЕ- всякий раз, когда её надо было куда-нибудь отлучиться, просила постоять за себя двоюродную сестру – приставку ПЕРЕ- или наречие ОЧЕНЬ. С тех пор так и повелось в стране Грамматике.

(Светлана Дронова, 8 класс)

(Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8-х классах.

Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. С.26-27)

Приложение №2.

Никакие препятствия не могут остановить альпинистов. Презирая опасность, они штурмуют горные вершины. Беспрестанно гремит гром, дует прерывистый ветер, дождь не прекращается, путь преграждают бурные потоки. Дожди превращают реки в непреодолимую преграду. Но альпинисты не сдаются.

(Тульчин С.Г. Материалы для грамматического разбора на уроках морфологии. С.18)

                                                          Приложение №3.

День кончается. На опушке ещё горят вершины берёз, а в лесной чаще уже притаились густые тени. Одна за другой приумолкли птицы. Спрятались дневные бабочки и жуки, притихли шмели, не жужжат мухи. Пристроились на ночь обитатели муравейника. Поникла от росы придорожная трава. Приближается ночь. Вместе с ней на смену жизни дневной приходит жизнь ночная.

(Тульчин С.Г. Материалы для грамматического разбора на уроках морфологии. С.43)

Приложение №4.

Всеми уважаемый начальник строительства «назвал свою фамилию и имя», и его похоронили. Его «аппарат для улавливания радиоволн» сидел за письменным столом, когда дверь в кабинет немного открылась, вошёл юноша и «умер».

- Я решил «обретаться» сюда, потому что хочу «чуть-чуть закрывать» в действительность грандиозные планы нашего строительства. Возьмите меня на работу.

- А какая у вас специальность?

- Никакой.

- Ничего, выучитесь. Мы учим молодежь, но «даем приют» лодырей. К работе можете «нарушить закон» завтра.

- А где мне жить? Мне даже негде «склонить перед величием голову» Но я очень хочу остаться.

- Дадим общежитие.

На другой день юноша пошёл на стройку. Он увидел, что мастер, тоже молодой человек, объяснял что-то девушке-бетонщице, а она, видимо, «чуть запиралась» с ним. Кто прав, юноша не понял. Скоро выяснилось, что у юноши было «побочное» «спектакль» о работе, что работать трудно, но интересно. Он всецело «добавился» к работе. Его хвалили, и это стало «изменнически выдавать» ему силу. Трудности его не напугали.

Слова для справок:

Прибыть – пребывать

Превратное – приватное

Предаться – предавать – придать – придавать

Преемник – приёмник

Презирать – призирать

Преклоняться – приклонить

Приоткрывать

Препираться – припирать

Представился – преставился

Приступить – преступить

Притворить – претворить

Представление

Приложение №5 (заполняется учениками в ходе проекта).

Всеми уважаемый начальник строительства ___________ ( ), и его похоронили. Его __________ ( ) сидел за письменным столом, когда дверь в кабинет немного открылась, вошёл юноша и ___________ ( ).

- Я решил ____________ ( ) сюда, потому что хочу __________ ( ) в действительность грандиозные планы нашего строительства. Возьмите меня на работу.

- А какая у вас специальность?

- Никакой.

- Ничего, выучитесь. Мы учим молодежь, но __________ ( ) лодырей. К работе можете __________ ( ) завтра.

- А где мне жить? Мне даже негде ___________ ( ) голову. Но я очень хочу остаться.

- Дадим общежитие.

На другой день юноша пошёл на стройку. Он увидел, что мастер, тоже молодой человек, объяснял что-то девушке-бетонщице, а она, видимо, ___________ ( ) с ним. Кто прав, юноша не понял. Скоро выяснилось, что у юноши было ___________ ( ) ___________ ( ) о работе, что работать трудно, но интересно. Он всецело ____________ ( ) работе. Его хвалили, и это стало ____________ ( ) ему силу. Трудности его не напугали.

Ключ

Всеми уважаемый начальник строительства преставился (представился), и его похоронили. Его преемник (приёмник) сидел за письменным столом, когда дверь в кабинет немного открылась, вошёл юноша и представился (преставился).

- Я решил прибыть (пребывать) сюда, потому что хочу претворять (притворять) в действительность грандиозные планы нашего строительства. Возьмите меня на работу.

- А какая у вас специальность?

- Никакой.

- Ничего, выучитесь. Мы учим молодежь, но презираем (призираем) лодырей. К работе можете приступить (преступить) завтра.

- А где мне жить? Мне даже негде приклонить (преклонить) голову. Но я очень хочу остаться.

- Дадим общежитие.

На другой день юноша пошёл на стройку. Он увидел, что мастер, тоже молодой человек, объяснял что-то девушке-бетонщице, а она, видимо, препиралась (припиралась) с ним. Кто прав, юноша не понял. Скоро выяснилось, что у юноши было превратное (приватное) представление (спектакль) о работе, что работать трудно, но интересно. Он всецело предался (придался) работе. Его хвалили, и это стало придавать (предавать) ему силу. Трудности его не напугали.

Приложение №6.

Превратиться в слух

Преклонить колена

Прибирать к рукам

Прикусить язык

Приложить руку

Приходить в себя

Пришить дело

Принимать близко к сердцу

Взять на прицел

Держать на привязи

Приложение №7.

Пр…возмочь, пр…дворный, пр…бавление, пр…вращение, пр…вредный, пр…волжский, пр…высить, пр…думывать, пр…земление, пр…глубокий, пр…встать, пр…горелый, пр…дательство, пр…имущество, пр…образование, пр…вскочить, пр…карманенный, пр…рывистый, пр…обладать, пр…балтийский.

Опубликовано в группе «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.