Проектная работа по русскому языку для учащихся 5 класса по теме «ПРЕмудрости ПРИставки»
Пояснительная записка
Данный метод ориентирован на деятельностный подход в обучении, что соответствует современным требованиям ФГОС. Проектное задание позволяет не только усвоить правило, но и даёт опыт применения его в речи.
Проект можно использовать как алгоритм в работе над любой орфограммой и в любом классе при повторении, меняя дидактические материалы. Например, в 7-11 классах предлагать учащимся самостоятельно формулировать проблемное поле, цели и задачи работы группы, выбор информационных источников и способов презентации результатов. Проект является эффективной формой подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, позволяющей повторить основные орфограммы и совершенствовать навыки связной речи.
Тип: прикладной с элементами исследовательского и творческого;
по форме организации - групповой
Межпредметные связи: русский язык, литература.
Цель проекта (предметная):
закрепить владение орфографическим правилом выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Планируемые результаты:
обучающиеся получат навыки исследования языковых единиц, создадут самостоятельные продукты их употребления, закрепят знание орфографического правила.
Задачи:
1). Проанализировать функционирование приставок ПРЕ- и ПРИ- в речи;
2). Выявить и сравнить условия употребления приставок ПРЕ- и ПРИ-;
3). Учиться использовать правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-;
4). Привлечь внимание обучающихся к изобразительной функции языкового явления;
5). Научить находить и использовать приставки ПРЕ- и ПРИ- в речи.
Универсальные учебные действия
Личностные:
* развитие мотивации учения;
* формирование личностных смыслов и ценностей.
Познавательные:
* сравнивать и анализировать явления;
* способность сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу;
* умение построить цепь логических рассуждений;
* самостоятельно определить средства и способы решения возникшей проблемы;
* составлять схемы;
* отвечать на вопросы;
* высказываться в связном монологе, вести диалог;
* писать творческую работу;
* применять известное в новых условиях.
Регулятивные:
* определять цели деятельности;
* разрабатывать план деятельности;
* контролировать и оценивать деятельность других;
* выбирать критерии оценки собственных действий и результатов.
Коммуникативные
* работать с разнообразными источниками информации;
* продуктивно общаться и работать в группе;
* умение выступать перед аудиторией и отстаивать свою точку зрения;
* владеть всеми видами речевой деятельности.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
* образцы текстов для ознакомления, сравнения и анализа;
*дидактические материалы для отбора необходимых примеров;
* словари (толковый, орфографический, фразеологический);
* картинки или символы для составления зрительных моделей (по выбору учителя);
* компьютер (при наличии и умении детей работать);
* интерактивная доска (по возможности);
* таблички с номером или названием (если есть) группы;
* необходимые канцелярские принадлежности (исходя из потребности).
Ход проекта
I этап
(5 минут)
(«погружение», мотивация, концептуализация)
Учитель сообщает результаты проверочной работы, которую проводил по итогам изучения темы «Морфемика» или «Словообразование». Акцентирует внимание на степени усвоения правила (актуальность работы) и знакомит учеников со «сварливыми сестрами» из сказки Светланы Дроновой (приложение №1).
Сказка зачитывается не до конца, оставляя конфликт «сестер» неразрешённым, и учитель предлагает детям помочь героям сказки разобраться в ситуации, формулируя при этом и лингвистическую цель проекта: отработка орфографического навыка и знакомство с «ПРЕмудростями ПРИставок».
II этап
(5 минут)
(организация и планирование деятельности)
Тип групп: 3-5 человек.
Допустимы парные и индивидуальные задания (зависит от дидактических материалов учителя и индивидуальных возможностей обучающихся класса).
Формирование групп для проведения деятельности организуется учителем в произвольной форме.
Каждая группа с учетом возраста и малого опыта проектной работы (5 класс) получает заранее подготовленное задание (проблемный вопрос, задачи и способ презентации), материалы для работы (смотреть приложения) и критерии оценки.
Таким образом, ученики имеют модель, образец организации деятельности в группе (цель, планирование, оценка).
Критерии оценивания групп (каждый критерий от 1 до 5 баллов):
* полнота решения проблемы;
* практическая направленность презентации (возможность использования результата работы группы другими учениками);
* наглядность, иллюстративность;
* умение защитить результат (навыки публичного выступления);
* грамотность оформления результата.
Задания группам
(заранее готовится и распечатывается каждому участнику)
1 группа
Проблемный вопрос:
* Объясните, ЧТО влияет на выбор написания приставок ПРЕ-?
Задачи:
* Прочитать текст (приложение №2) и выбрать слова с приставкой ПРЕ-.
* Установить основные смысловые значения слов с приставкой ПРЕ-.
* Сформулировать коротко эти значения.
Способ презентации:
* Схема или таблица правописания приставки (согласовать с группой №2).
2 группа
Проблемный вопрос:
* Объясните, ЧТО влияет на выбор написания приставки ПРИ-?
Задачи:
* Прочитать текст (приложение №3) и выбрать слова с приставкой ПРИ-.
* Установить основные смысловые значения слов с приставкой ПРИ-.
* Сформулировать коротко эти значения.
Способ презентации:
* Схема или таблица правописания приставки (согласовать с группой №1).
3 группа
Проблемный вопрос:
* Каким образом можно помочь герою (приложение №4) в выборе слова с определенной приставкой?
Задачи:
* Прочитайте текст и соотнесите, пользуясь толковым словарем значения слов для справок с предложенным героем толкованием.
* Выберите нужное слово и объясните, почему вы его выбрали?
* Оформите исправленный текст.
Способ презентации:
Исправленный текст (приложение №5, заполняется учениками для скорости выполнения задания).
4 группа
Проблемный вопрос:
* Согласны ли вы с тем, что в предложенных фразеологизмах (приложение №6) слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- употреблены в переносном значении?
Задачи:
* Найдите в «Фразеологическом словаре русского языка» значение предложенных выражений.
* Докажите, что слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- употреблены в переносном значении.
* Составьте тематический словарик фразеологизмов с приставками.
Способ презентации:
Словарик фразеологизмов (желательно оформить в компьютерном варианте).
5 группа
Проблемный вопрос:
* Выберите вариант написания приставок и составьте словарный диктант (приложение №7).
Задачи:
* Объясните, почему вы выбрали то или иное написание приставки.
* Подберите словосочетания, в которых стал бы понятен смысл приставки.
* Составьте словарный диктант по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».
Способ презентации:
Словарный диктант по теме (желательно оформить в компьютерном варианте)
6 группа
Проблемный вопрос:
* Каким способом при помощи предложенных материалов можно проиллюстрировать правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-?
Задачи:
* Используя справочник «Русский язык. Орфография и пунктуация», вспомните правило выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-.
* Рассмотрите предложенные фигурки, рисунки, символы (заранее подбираются учителем или создают самостоятельно).
* Выберите нужные для иллюстрации варианты.
* Оформите результат для демонстрации на доске (если есть возможность, выполните это задание на интерактивной доске).
Способ презентации:
Иллюстрация к применению правила правописания приставок (желательно воспроизводимый вариант).
III этап
(15-20 минут)
(осуществление, решение поисковых задач)
Группы самостоятельно работают в соответствии с распределенными ролями над выполнением заданий, консультируются друг с другом, используют информационные источники, получают недостающую информацию у учителя, готовят презентацию.
Учитель выступает в роли консультанта-координатора
IV этап
(10-15 минут)
(презентация результатов)
Каждая группа демонстрирует и защищает результаты работы, используя, по возможности. интерактивную доску:
1-я и 2-я группы представляют совместную схему или таблицу правописания приставок.
3-я группа предлагает исходный и исправленный тексты, аргументируя свой выбор.
4-я группа представляет тематический словарик фразеологизмов.
5-я группа предлагает словарный диктант.
6-я группа демонстрирует иллюстрации к правилу правописания приставок.
V этап
(5 минут)
(рефлексия)
На этапе рефлексии учениками дается самооценка и оценка результатов работы всех групп (в соответствии с критериями). Учитель помогает адекватной оценке работы, но не навязывает своего мнения.
Учитель может зачитать окончание сказки Светланы Дроновой (приложение №1), где названы все значения приставок ПРЕ- и ПРИ- и предлагает сравнить с ними итоги работы групп, а также ответить на вопрос о значении названия сказки «Сварливые сёстры».
Результаты оценки оформляются (по возможности) в таблицу на доске:
№№ групп |
Критерии оценки (1-5 баллов) |
Итог |
||||
полнота решения проблемы |
практическая направленность презентации |
наглядность, иллюстративность |
умение защитить результат |
грамотность оформления результата |
||
№1 |
||||||
№2 |
||||||
№3 |
||||||
№4 |
||||||
№5 |
||||||
№6 |
Количество групп может быть и больше в зависимости от предлагаемых заданий и формы работы (парной и индивидуальной).
Домашнее задание после выполнения проекта (варианты):
1. Написать сочинение, используя изобразительные средства приставок.
2. Написать лингвистическую сказку по теме.
3. Написать сочинение-рассуждение с развернутой аргументацией выбора приставки с опорой на предложенные примеры.
4. Дополнить фразеологический словарик.
5. Оформить собственную иллюстрацию правила.
6. Закончить сказку Светланы Дроновой.
Список литературы для обучающихся
* Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М. : Просвещение, 1991.
* Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. – М.: Махаон, 2007.
* Словарь русского языка. Под ред. С.И. Ожегова. – М.: Русский язык, 1981.
* Фразеологический словарь русского языка. – Серия энциклопедия русского языка. – М.: Мир книги, 2003.
* Орфографический словарь русского языка. – Серия энциклопедия русского языка. – М.: Мир книги, 2003.
Литература для учителя
* Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. – М.: АРКТИ, 2006.
* Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка. \\ Русский язык. – 2007, № 15.
* Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.//Под ред. А.С.Обухова. – М., 2006.
* Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2003.
* Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
* Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8-х классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2015.
Приложение №1.
Начало сказки читается на этапе мотивации.
СВАРЛИВЫЕ СЁСТРЫ
Жили-были в стране Грамматике две сестрички – приставки-близнецы ПРЕ- и ПРИ- . Приставка ПРЕ- была ПРЕкрасна лицом, умная-ПРЕумная, добрая-ПРЕдобрая, а приставка ПРИ- , не менее ПРИвлекательная, была настоящей рукодельницей: могла и пуговицу ПРИшить, и обед ПРИготовить, и обои ПРИклеить. Многолетняя дружба связывала их с глаголами и именами прилагательными, которые уважали сестер за готовность всегда прийти на помощь.
Но однажды заспорили сестрёнки между собой, кто из них милее и главнее. «Я самая точная приставка, - утверждала приставка ПРИ-. Я люблю конкретность и потому всегда называю действия и признаки своими именами. И потому кое-кому придётся ПРИкусить язычок!» «А я, - отвечала приставка ПРЕ-, – самая мягкая и добрая, но если захочу, то могу тотчас же ПРЕкратить эти разговоры и тогда никому не поздоровится!»
После той ссоры сёстры-приставки перестали разговаривать друг с другом, и настали в стране Грамматике пасмурные дни. То ПРИ- придет в гости к глаголам, а там уже её место занято приставкой ПРЕ-. То ПРЕ- не находило себе место среди частей речи, так как приставка ПРИ- уже везде ПРИставила свои буквы. Чуть до драки не дошло.
Конец сказки читается на этапе рефлексии как итог урока.
Обратились тогда самостоятельные части речи к царице ПРАВОПИСАНИЕ с просьбой ПРИмирить приставки ПРЕ- и ПРИ-. Мудрая правительница рассудила так: «Чтобы не было поводов для ссор, пусть приставка ПРИ- придает словам значения присоединения, прибавления, приближения, пространственной близости, доведения действия до конца, совершения действия не в полном объеме и в чьих-либо интересах, а приставка ПРЕ- пусть придает словам значения высокой степени качества или действия, значения «через», «по-иному».
Когда сёстры узнали, что поводов для ссор теперь нет, они помирились. Только осторожная приставка ПРЕ- всякий раз, когда её надо было куда-нибудь отлучиться, просила постоять за себя двоюродную сестру – приставку ПЕРЕ- или наречие ОЧЕНЬ. С тех пор так и повелось в стране Грамматике.
(Светлана Дронова, 8 класс)
(Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8-х классах.
Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. С.26-27)
Приложение №2.
Никакие препятствия не могут остановить альпинистов. Презирая опасность, они штурмуют горные вершины. Беспрестанно гремит гром, дует прерывистый ветер, дождь не прекращается, путь преграждают бурные потоки. Дожди превращают реки в непреодолимую преграду. Но альпинисты не сдаются.
(Тульчин С.Г. Материалы для грамматического разбора на уроках морфологии. С.18)
Приложение №3.
День кончается. На опушке ещё горят вершины берёз, а в лесной чаще уже притаились густые тени. Одна за другой приумолкли птицы. Спрятались дневные бабочки и жуки, притихли шмели, не жужжат мухи. Пристроились на ночь обитатели муравейника. Поникла от росы придорожная трава. Приближается ночь. Вместе с ней на смену жизни дневной приходит жизнь ночная.
(Тульчин С.Г. Материалы для грамматического разбора на уроках морфологии. С.43)
Приложение №4.
Всеми уважаемый начальник строительства «назвал свою фамилию и имя», и его похоронили. Его «аппарат для улавливания радиоволн» сидел за письменным столом, когда дверь в кабинет немного открылась, вошёл юноша и «умер».
- Я решил «обретаться» сюда, потому что хочу «чуть-чуть закрывать» в действительность грандиозные планы нашего строительства. Возьмите меня на работу.
- А какая у вас специальность?
- Никакой.
- Ничего, выучитесь. Мы учим молодежь, но «даем приют» лодырей. К работе можете «нарушить закон» завтра.
- А где мне жить? Мне даже негде «склонить перед величием голову» Но я очень хочу остаться.
- Дадим общежитие.
На другой день юноша пошёл на стройку. Он увидел, что мастер, тоже молодой человек, объяснял что-то девушке-бетонщице, а она, видимо, «чуть запиралась» с ним. Кто прав, юноша не понял. Скоро выяснилось, что у юноши было «побочное» «спектакль» о работе, что работать трудно, но интересно. Он всецело «добавился» к работе. Его хвалили, и это стало «изменнически выдавать» ему силу. Трудности его не напугали.
Слова для справок:
Прибыть – пребывать
Превратное – приватное
Предаться – предавать – придать – придавать
Преемник – приёмник
Презирать – призирать
Преклоняться – приклонить
Приоткрывать
Препираться – припирать
Представился – преставился
Приступить – преступить
Притворить – претворить
Представление
Приложение №5 (заполняется учениками в ходе проекта).
Всеми уважаемый начальник строительства ___________ ( ), и его похоронили. Его __________ ( ) сидел за письменным столом, когда дверь в кабинет немного открылась, вошёл юноша и ___________ ( ).
- Я решил ____________ ( ) сюда, потому что хочу __________ ( ) в действительность грандиозные планы нашего строительства. Возьмите меня на работу.
- А какая у вас специальность?
- Никакой.
- Ничего, выучитесь. Мы учим молодежь, но __________ ( ) лодырей. К работе можете __________ ( ) завтра.
- А где мне жить? Мне даже негде ___________ ( ) голову. Но я очень хочу остаться.
- Дадим общежитие.
На другой день юноша пошёл на стройку. Он увидел, что мастер, тоже молодой человек, объяснял что-то девушке-бетонщице, а она, видимо, ___________ ( ) с ним. Кто прав, юноша не понял. Скоро выяснилось, что у юноши было ___________ ( ) ___________ ( ) о работе, что работать трудно, но интересно. Он всецело ____________ ( ) работе. Его хвалили, и это стало ____________ ( ) ему силу. Трудности его не напугали.
Ключ
Всеми уважаемый начальник строительства преставился (представился), и его похоронили. Его преемник (приёмник) сидел за письменным столом, когда дверь в кабинет немного открылась, вошёл юноша и представился (преставился).
- Я решил прибыть (пребывать) сюда, потому что хочу претворять (притворять) в действительность грандиозные планы нашего строительства. Возьмите меня на работу.
- А какая у вас специальность?
- Никакой.
- Ничего, выучитесь. Мы учим молодежь, но презираем (призираем) лодырей. К работе можете приступить (преступить) завтра.
- А где мне жить? Мне даже негде приклонить (преклонить) голову. Но я очень хочу остаться.
- Дадим общежитие.
На другой день юноша пошёл на стройку. Он увидел, что мастер, тоже молодой человек, объяснял что-то девушке-бетонщице, а она, видимо, препиралась (припиралась) с ним. Кто прав, юноша не понял. Скоро выяснилось, что у юноши было превратное (приватное) представление (спектакль) о работе, что работать трудно, но интересно. Он всецело предался (придался) работе. Его хвалили, и это стало придавать (предавать) ему силу. Трудности его не напугали.
Приложение №6.
Превратиться в слух
Преклонить колена
Прибирать к рукам
Прикусить язык
Приложить руку
Приходить в себя
Пришить дело
Принимать близко к сердцу
Взять на прицел
Держать на привязи
Приложение №7.
Пр…возмочь, пр…дворный, пр…бавление, пр…вращение, пр…вредный, пр…волжский, пр…высить, пр…думывать, пр…земление, пр…глубокий, пр…встать, пр…горелый, пр…дательство, пр…имущество, пр…образование, пр…вскочить, пр…карманенный, пр…рывистый, пр…обладать, пр…балтийский.