12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Черепанцева Людмила Юрьевна5526 Учу и учусь Россия, Архангельская обл., Северодвинск Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт» |
Проектная задача «Осенний журнал»
Проектная задача «Детский журнал»
Паспорт проектной задачи
Тип проектной задачи | Межпредметная (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология) проектная одновозрастная задача. |
Место проектной задачи в образовательном процессе | Конец 1 четверти во 2 классе после изучения тем «Однокоренные слова» (по русскому языку), «Периметр» (по математике), рекомендуемое время проведения – до 4-х уроков. |
Дидактические цели | Комплексное использование освоенных языковых, математических и технологических умений в нестандартных условиях модельной ситуации. Формирования умения критически относиться к произведённым действиям. Отработка навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах. |
Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача | Предметные Умение находить периметр прямоугольника по заданным величинам. Умение читать технологическую карту изготовления поделки. Умение орфографически верно восстанавливать пропуски букв в словах. Умение дополнять и корректировать текст в соответствии с задачей. Метапредметные 1. Умения распределения заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействия и взаимопомощи в ходе решения задачи, взаимоконтроля; 2. Умение находить, анализировать информацию и выделять главное, обобщать полученные знания; 3. Умение планировать и регулировать работу; 4. Умение объективно оценивать себя. |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация навыков усвоения предметного материала. Умение применить предметные навыки в нестандартных ситуациях. Умение обобщить полученную информацию и создать конечный «продукт» - журнал. |
Критерии оценивания | Правильность выполнения предметных заданий Оптимальность «наполнения» журнала. Продуктивность взаимодействия учащихся. |
Образовательные ресурсы | Репродукции картин русских художников, дидактический материал, листы А4,цветные карандаши, фломастеры, краски ,клей, смартфон. |
Замысел проектной задачи
Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске журнала, посвящённого осени.
Проектная задача состоит из семи заданий, выполнение которых возможно в любой последовательности. Класс делится на малые группы (4-5 чел.), каждая из которых независимо от других участвует в разработке своего проекта журнала.
Результат, который должны получить дети: журнал, состоящий из 5-6 страниц.
Для выполнения учебной задачи рекомендуется выделить до четырёх уроков учебного времени (1 учебный день).
Задание №1
Обучающимся необходимо выбрать название журнала и определить соответствующие рубрики.
Результат выполнения задания – обложка журнала.
Задание №2
Перевод практической задачи в учебную: применить умения вычислять периметр по заданным сторонам.
Результат выполнения задания – рамки для заметок.
Задание №3
Проанализировать и распределить по группам пословицы и приметы, относящиеся к осени.
Результат выполнения задания – материал для рубрики.
Задание №4
Выбрать из представленных репродукций картин известных русских художников ту, которая бы соответствовала содержанию журнала, С помощью QR кода найти информацию о картине.
Результат выполнения задания – материал для рубрики.
Задание №5
Выбрать из представленного материала стихотворения на соответствующую тему и восстановить слова исходя из общего смысла предложения.
Результат выполнения задания – материал для рубрики.
Задание №6
Ученикам необходимо определить последовательность выполнения изделия, сформулировать этапы работы в виде записи отдельных действий. Предоставить изделие.
Результат выполнения задания – запись предложений (примерное содержание):
Подготовь;
Отмерь;
Проведи линии;
Отрежь;
Соедини.
Изделие «Осенний ковёр»
Задание №7
Восстановить заметки на основе знаний орфографических норм русского языка и знаний структуры однокоренных слов. Учащиеся должны продемонстрировать навыки орфографически верного написания слов и дополнить заметку.
Результат выполнения задания – варианты заметок.
Итоговое задание
Синтез результатов, полученных во всех заданиях: составление оптимального варианта журнала.
После выполнения заданий проектной задачи происходит защита своей групповой работы.
Содержание проектной задачи
Учитель сообщает, что городское издательство «Северная неделя» предлагает выполнить заказ на выпуск художественно-публицистического журнала об осени. Каждая группа должна самостоятельно обсудить и выбрать название журнала и его рубрики. Перед началом работы определить, кто будет отвечать за выпуск журнала (редактор), за оформление (художник-оформитель), за выбор материала (корреспондент), кто будет журналистом.
Задание №1
Выберите название журнала, обратите внимание на вид, цвет и размер шрифта. Название определяет содержание.
Определите рубрики:
Поэтическая страничка;
Литературная страничка;
Сделай сам;
В мире пословиц (примет)
Творческая страничка.
Занимательная страничка.
Помните, в каждом разделе должна быть соответствующая информация. Можно придумать свой дополнительный раздел.
Варианты названия журнала:
Волшебница осень
Красавица осень
Терем расписной
Осенние сказки
Оформите обложку в зависимости от названия. Можете выбрать соответствующую иллюстрацию из предложенных раскрасок:
Не забудьте указать номер и год издания.
Справка для любознательных
Первый журнал появился в Европе во 2-ой половине XVII века и назывался он “Журнал ученых”. В России журнал тоже вышел в свет в 1769 году и назывался “Трутень”. Но он просуществовал не долго. Первые журналы, которые выходили в России: “Живописец”, “Кошелек”. А для детей – “Детское чтение для сердца и разума” (1785-1789)
Задание №2
Все заметки должны быть в соответствующих рамках. На какую геометрическую фигуру похожа рамка? (прямоугольник). На листах будущего журнала подготовьте рамки по заданным сторонам:
1 рамка
Длина 10 см, ширина 5 см.
2 рамка
Длина на 3 см больше, а ширина на 2 см короче, чем у первой рамки.
3 рамка
Длина на 1 см короче, а ширина на 1 см длиннее, чем у первой рамки.
Периметр какой рамки будет самым большим? Самым маленьким? Результаты занесите в таблицу:
Длина | Ширина | Решение | Периметр | |
1 рамка | 10 см | 5 см | ||
2 рамка | ||||
3 рамка |
Задание №3
Народ придумал много метких выражений об осени. Кроме этого, люди издавна наблюдали за поведением животных и особенностями явлений неживой природы осенью. В результате родились пословицы и приметы:
Осенью и воробей богат.
Если орехов много, а грибов мало — зима будет суровой.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.
Птицы улетают низко – к теплой зиме, а если летят высоко – к холодной зиме.
Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме. Раннее опадание листвы — к ранней зиме. Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Осень — запасиха, зима — подбериха.
Осень — погод восемь.
Правда, в материалах для журнала они попали в общую копилку. Отберите именно те высказывания, которые будут в выбранной вами рубрике: «В мире пословиц» или «В мире примет».
Задание №4
Почувствовать самобытность осени мы можем через творчество известных художников.
Выберите из представленных репродукций картин художников ту, которая бы соответствовала содержанию журнала. Вы уже умеете добывать информацию с помощью QR кода. Узнайте по QR коду автора и название картины. Познакомьте будущих читателей с найденной информацией по плану:
Автор__________________________
Название _______________________
Год написания___________________
Музей _________________________
( в классе у многих обучающихся есть смартфоны с установленной программкой для считывания кодов, поэтому «редактор» или другой член группы считывает информацию, а партнёры по команде записывают)
Задание №5
Иллюстративный материал (репродукции картин) в журнале часто сопровождается строчками из стихотворений. Подберите стихотворения и вырежьте их из общего списка. Будьте внимательны: не все стихотворения подходят к выбранной тематике журнала. Кроме этого, в некоторых словах убежали буквы. Восстановите их исходя из общего смысла предложения.
Поздняя осень | Роща золотая | Ковровые дорожки |
Снегири Выбегай поскорей ( А. Прокофьев) | Волшебник Мороз – волшебник! (К. Билич) | Рябинушка |
Задание №6
В одном из стихотворений есть такая строчка:
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.
В каком значении употреблено слово ковёр? Почему поэт использовал это слово? Для рубрики «Сделай сам» попробуем сделать поделку, в которой объединим прямое и переносное значение слова «ковёр». Наше изделие будет называться «осенний ковёр».
Подумайте, какого цвета бумага вам понадобится, определите порядок работы, запишите его с помощью слов-действий. Выполните образец коврика и наклейте на страницу будущего журнала.
Инструкция (примерная)
-
Подготовь;
Отмерь;
Проведи линии;
Отрежь;
Соедини.
Задание №7
И, конечно же, какой журнал без заметок. Перед вами 2 заметки, одну из которых надо подкорректировать, заменив словосочетания однокоренными словами, а вторую дополнить. После окончания работы наклейте их в соответствующие по размеру подготовленные рамки (см. задание №2)
1.
Наступила волшебница осень. Деревьям, у которых есть листья, она дарит золотые наряды. Маленькие листья шелестят на ветру. Скоро будет падать лист.
Наступила волшебница осень. _________________ деревьям она дарит золотые наряды. _________________ шелестят на ветру. Скоро будет ________________________ .
2.
_________________ ______________ ______________ осень.
Деревья _______________ ______________ ______________.
Небо ______________ _________________ ______________ .
_____________ солнышко ______________ _______________ .
В 3 рамку вы можете поместить свою заметку на осеннюю тему.
Итоговое задание
Сформируйте ваш журнал из получившихся отдельных страниц, оформите (не забудьте в конце журнала перечислить авторский коллектив и указать имя главного редактора) и прорекламируйте, используя карточку-подсказку:
Рефлексия
-
Наш номер называется __________________________.
Мы выбрали такое название, потому что _____________________.
Мы думаем, что к нашему номеру журнала подходят такие материалы, как _________.
Наше впечатление от работы _________________________.
Оцени по 10-балльной шкале 1____________________________________________10
-
-
Насколько интересной показалась тебе проектная задача.
Насколько сложными оказались для тебя предложенные задания
Насколько полезен ты оказался в совместной работе.
Насколько дружно работала твоя группа.
-
Издательство «Северная неделя» благодарит вас за помощь! Желает первому номеру вашего журнала выйти в печать и получить признание читателей!
Приложение