Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся

2
0
Материал опубликован 7 July 2020

Попова Елена Ивановна

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ с. Октябрьское МР

Стерлитамакский район РБ


Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся


В связи с переходом на ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования встает вопрос о том, как строить обучение русскому языку и литературе в новых условиях.

Новые требования общества к русскому языку и литературе как учебным предметам, обращенность данных курсов к личности учащегося,  актуальные тенденции современной лингвистики – все это предполагает некоторый пересмотр подходов к преподаванию данных предметов в школе. Главной задачей является переход от знаниецентрической парадигмы обучения, от системно-структурной модели изучения, ориентирующейся на «образ языка» (язык в самом себе и для себя), к антропоцентрической, целью которой является формирование языковой личности.

А развитие языковой личности связано с формированием ее компетенций. В этой связи наиболее действенным подходом в преподавании русского языка и литературы является компетентностный подход (в сочетании с личностно-деятельностным). Этот подход акцентирует внимание  на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях; это направленность обучения на развитие комплекса качеств обучающихся, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях, в развитии личности, способной и желающей успешно общаться  и самостоятельно совершенствоваться в дальнейшей профессиональной деятельности.

Русский язык и литература как мировоззренческие предметы призваны обеспечить единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития этой личности.

Компетенции, таким образом, рассматриваются как новая форма измерения результатов обучения. Их виды названы в новых стандартах и обозначены в образовательном минимуме как основные составляющие содержания обучения русскому языку и литературе:

а) языковая и лингвистическая компетенция (знания самого языка, норм языка, обеспечивающие понимание чужой речи и создание своей, орфографическая и пунктуационная грамотность, элементарные знания лингвистики, все сведения по русистике, сведения о русском языке как общественном явлении),

б) коммуникативная компетенция (знания и умения по основным видам речевой деятельности – говорение, аудирование, чтение, письмо –   на основе речеведческих сведений),

в) культуроведческая компетенция (осознание языка как формы выражения национальной культуры, как международного кода культуры, взаимосвязи языка и истории народа, связи языка и мышления, этнокультурных особенностей языка регионов).

Одной из значимых для воспитания зрелой личности является культуроведческая компетенция.

Культуроведческая компетенция предполагает:

осознание языка как формы выражения национальной культуры;

понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;

владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения;

способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В последнее время наметилось два направления решения проблемы целей и содержания культуроведческого аспекта.  Первое направление:

обучение русскому языку и литературе в контексте   русской   культуры;

познание, постижение русской культуры, отраженной в языке. 

Второе направление представления культуроведческого аспекта:

познание культуры русского народа в диалоге культур;

осознание самобытностиуникальности русского языка, его богатства на фоне сопоставления с другими культурами и языками.

Таким образом, в процессе поиска новых подходов к организации педагогического процесса появляется необходимость переориентации на практическую составляющую образования - привлечения учащихся к исследовательской деятельности, одним из важнейших направлений которой становится обучение общению, гармонизирующему межличностные и социальные отношения. А естественным общение будет только в совместной работе, каковой и является проектно-исследовательская деятельность.


Для планирования проектной и исследовательской работы необходимо представлять, какое место в учебном процессе она будет занимать и в какой форме проходить. Для этого есть два варианта: 1) интегрированность в учебную деятельность и 2) внеурочная форма (внеурочные занятия, кружковые занятия, элективный или факультативный курс, индивидуальные консультации).

В первом случае проект и исследовательская работа тематически связаны с программой, а «технический» этап (инструкции учителя, разделение учащихся на группы, осознание стоящей перед ними задачи и путей ее решения) проходит непосредственно на уроке. Продукт и результат проектной или исследовательской работы также могут представляться на уроке. Основная часть работы над проектом проходит вне класса.

Организация исследовательской и проектной деятельности на уроке

Вовлечение ситуаций исследования на уроке дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.

Организовывать исследовательскую деятельность на уроке можно следующим образом:

Используя на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения, который можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов исследования, как:

наблюдение и самостоятельный анализ фактов,

выдвижение гипотезы и ее проверка,

формулирование выводов.

(УМК нового поколения уже предполагают выполнение исследовательских проектов. Например, в учебнике «Литература. 7 класс» под редакцией Г. С. Меркина предлагается соотнести стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» с циклом А. С. Пушкина «Подражания Корану», провести сопоставительный анализ и ответить на вопросы. В учебнике «Русский язык. 6 класс» под редакцией Е. А. Быстровой при работе с текстом предлагается указать признаки, характерные для языка художественной литературы и т.д.).

Проводя нетрадиционные уроки:

1) урок-исследование (например, урок словесности в 9 классе на тему: «Сложносочинённое предложение» из цикла «А. П. Чехов на моих уроках», урок русского языка в 7 классе «Повторение и обобщение изученного о причастии» с использованием текстов М. Горького; урок словесности в 8 классе «Грамматическая основа предложения или «Открываем для себя поэта» по творчеству М. Цветаевой; урок словесности в 8 классе «Башкортостана славный сын – повторение грамматического материала: простое и составное сказуемое»);

2) урок - творческий отчет (сопоставление творчества различных писателей; анализ развития определённой тематики в русской литературе; работа над сквозными сюжетами в русской литературе; изучение новаторства и традиций в художественном произведении; связь исторических событий с их литературным отображением; работа над датами (с кем из современников мог дружить писатель; где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал);

3) урок-рассказ (об ученых-лингвистах, теоретиках литературы, писателях и поэтах);

4) урок - защита исследовательских и проектных работ (например, защита мини-проектов в ходе урока «М. В. Ломоносов. Слово о писателе и ученом. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме»; защита проекта «Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» - мир народной жизни» как итог изучения произведения);

5) урок «Удивительное рядом», урок открытых мыслей и т.п.

Создавая учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента (провести это станет удобным в рамках лабораторной работы), обработка и анализ его результатов.

Давая домашние задания исследовательского характера (может сочетать в себе первые три пункта).

Внеурочная деятельность

Внеурочная работа предполагает более широкие возможности для реализации проектной и исследовательской деятельности:

Нетрадиционные формы – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности (это могут быть диалектологические экспедиции или поездки с целью изучения топонимики, народного костюма и т.п.).

Факультативные или элективные курсы – углубленное изучение предмета.

Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) - форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над исследованиями, коллективное обсуждение результатов работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и т.д.

Кружковые занятия.

Индивидуальные консультации.


Успех данной деятельности во многом зависит от ее четкой организации, поэтому процесс реализации творческих идей учителя и ученика можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать четкие задачи. Исходя из практического опыта деятельности, мы выделяем 4 этапа.

1 этап: выявление учеников, желающих работать в УНИО (в нашей школе УНИО «ЭРУДИТ»). Ведущая роль при этом отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, использование работы другими учащимися, для подготовки домашних заданий, докладов, рефератов).

2 этап: по представлению педагога школьные методические объединения учителей на своих заседаниях утверждают темы предлагаемых исследований. Здесь может возникнуть вопрос: насколько целесообразна подобная процедура. Мы полагаем, что в технологии исследовательской работы учащегося практика утверждения темы может играть ключевую роль. Во-первых, учащиеся осознают значимость выполняемой работы; во-вторых, происходит стирание граней между учениками и учителями, возникает атмосфера сотрудничества; в-третьих, имея информацию о тематике разрабатываемых проектов и исследований, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем, предусмотренных программой; в-четвёртых, ситуация обсуждения исследовательских тем на заседаниях методических объединений способствует росту профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной научно-исследовательской деятельности.

После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над исследовательским проектом под руководством учителя и при помощи консультантов (хорошим подспорьем может стать наработанный материал, собранный в Памятке «Советы руководителю исследовательской работы»).

3 этап: по мере завершения исследовательской работы учащиеся имеют возможность выступить со своими работами в классах, а также на секционных заседаниях УНИО. К участию привлекается широкий круг слушателей из числа не только учеников, но и педагогов. Как правило, ребята с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Одновременно авторы исследовательских проектов получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку зрения. Работы, признанные лучшими в каждой из секций, выносятся на школьную конференцию в рамках «Дня Науки», а затем и на муниципальную.

До конференции ученик-исследователь:

готовит 7 - 10 минутный доклад по теме исследования;

подбирает или создает наглядный материал, мультимедийную презентацию.

После конференции ученик-исследователь:

дорабатывает материалы проведенного исследования (при необходимости).

4 этап: итогом представления исследовательской работы являются проводимые в январе научно-практические конференции учащихся «Менделеевские чтения» и «Шаг в будущее», проводимые в Стерлитамакском районе.

Как правило, участники-победители защищают свои работы на республиканских и российских НПК, конкурсах.

Для того чтобы «сработала» представленная технологическая цепочка, необходимо было пропустить все через себя, понаблюдать, сравнить и оценить. Поэтому все началось с создания методических организационных материалов. Так, первой в этой системе стала научно-методическая работа «Проектная деятельность учащихся 5, 6 классов на уроках русского языка и литературы», целью которой стало рассмотрение теоретических основ организации проектной деятельности и создание программ по ее организации. В результате были созданы программы проектной деятельности по русскому языку и литературе «Проект? Проект!». Следует отметить, что эти программы стали продолжением еще одной, созданной незадолго до этого. Программа «Мои первые проекты» была создана для учащихся начальных классов и была апробирована в первый год ведения внеурочной деятельности.

Продолжением данной работы стала разработка программы организации проектной деятельности «Первые открытия», которая реализуется и по нынешний день в рамках занятий кружка «Литературное краеведение». Цель программы заключается в организации проектной деятельности учащихся 5,6 классов в рамках работы кружкового объединения «Литературное краеведение» с формированием проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.

Это одна из сторон проводимой работы. Вопрос в том, как же при этом формируется культуроведческая компетенция у учащихся?

Начиная работу с пятиклассниками, необходимо поддержать ту базу, которую обучающиеся получили в начальной школе, постепенно совершенствуя полученные знания, умения и навыки в проектно-исследовательской деятельности. Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки и внеурочную деятельность интересными и содержательными. Например, при изучении детского фольклора на уроках литературы ученикам предлагался на исполнение проект «Игры наших дедушек и бабушек», где необходимо было собрать и систематизировать материал по следующим разделам: «Мои любимые игры», «Старинные русские и башкирские народные игры». Из собранного в портфолио материала был составлен сборник «Побегаем, попрыгаем…» и создана презентация «Золотые игры детства».

После изучения раздела «Обрядовая поэзия» запоминающимся для учащихся стал проект «Календарь религиозных праздников жителей села Октябрьское», представивший историю и традиции особо почитаемых христианских и мусульманских праздников жителями нашего села.

Одним из долгосрочных оказался проект, организованный на занятиях кружкового объединения «Литературное краеведение», посвящённый знаменитому земляку С. Т. Аксакову «С. Т. Аксакову посвящается…», где учащиеся собирали, исследовали материал по следующим направлениям: «Биография и творческий путь С. Т. Аксакова», «Аксаковские места на карте Республики Башкортостан», «В портретной галерее С. Т. Аксакова», «Кулинарная книга, составленная на основе «Записок об уженье рыбы» и «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии», «С. Т. Аксаков – непревзойдённый знаток русского языка, замечательный мастер слова (на примере очерка «Буран»)».

Результатом проекта «Что мы знаем о государственных символах Российской Федерации и Республики Башкортостан?» явилось создание сборника творческих работ.

Не менее увлекательными стали проекты, организованные на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Так, после изучения темы «Имена нарицательные и собственные. Переход собственных имён в нарицательные и наоборот. Имя собственное как средство характеристики героя литературного произведения. «Говорящие» имена», учащимся был предложен проект «Что в имени тебе моём?», в ходе которого детьми был систематизирован материал об именниках детей класса и школы, об использовании имён собственных на страницах художественных произведений, о роли имён собственных в русских и башкирских загадках, пословицах и поговорках. А проект «Литературная газета» предоставил возможности для раскрытия творческих способностей учащихся в различных сферах: написание и редактирование текстов, создание иллюстраций, подготовка фотографий, освоение публицистических жанров (очерк, интервью, блиц-опрос, анкетирования).

Из данных проектов родились исследовательские работы: «Топонимическое пространство башкирских пословиц, поговорок и загадок», «Роль имен собственных в башкирских загадках», «Что в имени тебе моем?», «Растительный и животный мир в русских, башкирских, татарских и казахских пословицах и поговорках», «Топонимия улиц г. Уфа и г. Стерлитамак», «Особенности цветообозначения в русских и башкирских загадках», «Мир птиц в стихотворениях М. Карима», «Мир животных в башкирских сказках как отражение характеров людей», «Сравнения в очерке С. Т. Аксакова «Буран», «Особенности синтаксических конструкций в стихотворениях Елены Романчук», «Особенности цветовой палитры в лирике Е. П. Романчук и др.

Увлекательным для ребят стал проект «Кулинарная книга» - сборник рецептов, составленных на основе произведений С. Т. Аксакова «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (представление Сборника – сопровождается презентацией).

Важно понимать, что сформированная у учащихся культуроведческая компетенция будет одной из главных при формировании личности, станет ведущей при продолжении обучения в ВУЗе. Например, выпускница нашей школы – Стукалова Надежда, теперь уже студентка 6 курса филологического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ продолжает работу, совместно начатую еще в 7 классе (исследовательские работы «Сравнения в одах М. В. Ломоносова»; «Влюбленный в родной край» - деятельность краеведа В. Л. Назарова; «Художественное своеобразие рассказов В. Л. Назарова»). Так, Надеждой (факультет «Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций» БГПУ им. М. Акмуллы) был создан и запущен проект «Цикл образовательных передач «Зеркало русской литературы» (презентация проекта, анонс передачи о повести «Муму» И. С. Тургенева и ролик о сказке «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова).

Диагностика результативности

Как показали мои наблюдения, представленная «технологическая» цепочка, отражающая этапы формирования культуроведческой компетенции, имеет положительные результаты. Я провела диагностику (предложена Новиковой Л. И., доктором педагогических наук, профессором кафедры филологического образования МИОО) в контрольном классе (7 класс) в течение двух лет (см. Приложение).

Сравнительный результат диагностики

Год/уровень

низкий

средний

достаточный

высокий

2017-2018 уч. г.

5/33%

5/33%

5/33%

-

2018-2019 уч. г.

3/20%

6/40%

3/20%

3/20%


Можно отметить и повышение уровня интереса к урокам русского языка и литературы: 58% (в прошлом году было 43 %) учащихся отмечают уроки русского языка и литературы среди самых значимых и интересных.




Литература

1. Александрова Г. В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах. Москва, БАЛАСС, 2010.

2. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Метод проектов на уроках русского языка и литературы. Санкт-Петербург, «КАРО», 2003.

3. Дебердеева Т. Х. Статья “К вопросу о формировании культуроведческой компетенции”, г. Владимир, ВИПКРО.

4. Новикова Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: от теории к практике. // «Русский язык в школе». – 2006. - №3.

5. Муллагалиева Л. К., Саяхова Л. Г. Русский язык как родной. Уфа, 2003.


















Приложение

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Новикова Л. И.,
доктор педагогических наук, профессор 
кафедры филологического образования МИОО, 
научный руководитель ГЭП 

Уважаемые коллеги!
Когда-то  К.Д. Ушинский с болью и горечью писал: «Самое резкое, бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всего более и ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей…, а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что  к ней относится». Этот пробел, к сожалению, система образования не восполнила до сих пор. 
Тем не менее, в последнем проекте редакции стандарта по русскому языку говорится о том, что основными целями обучения русскому языку являются:
1) лингвистическая,
2) языковая,
3) коммуникативная,
4) культуроведческая компетенции.
Наличие последней (культуроведческой компетенции) свидетельствует о том, что эту компетенцию необходимо формировать и проверять, контролировать в процессе обучения школьников. Проведенные нами исследования показывают, что если специально, целенаправленно этот вид компетенции не формировать, то его уровень будет нулевым или крайне низким и в сильных классах средней школы, и на вузовском уровне.
Мы предлагаем вниманию учителей русского языка, участвующих в сетевом  эксперименте МИОО по формированию филологической культуры школьников, разработанный нами диагностический комплекс культуроориентированных вопросов и заданий, который позволяет выявить уровень культуроведческой компетенции у школьников 5 - 11 классов. 
Данный комплекс имеет ряд особенностей. Составленные нами вопросы и задания
выполняют, во-первых, диагностирующую функцию, позволяя определить исходный и достигнутый (если ведется работа по формированию данного вида компетенции) уровни культуроведческой компетенции учащихся. Однако роль и значение диагностического комплекса гораздо шире, чем просто диагностика. 
Во-вторых,
выполняетобучающую функцию, поскольку вопросы и задания сформулированы таким образом, что они дают школьникам определенную кульуроведческую информацию, а именно, знакомят 
-с пословицами и поговорками других народов мира (в частности, английскими);
-с зоосравнениями, показывающими отличия в культурах различных народов в их восприятии животных и  обозначении качеств человека;
-с символикой цвета и числа в культуре Китая;
-с устойчивыми выражениями, связанными с историческими событиями  и особенностями быта Древней Руси; 
-со словами русского языка, которых нет в других языках мира.
В-третьих, он
выполняетконтрольную функцию, проверяя наличие не только определенных знаний и  умений, но и мировоззренческих установок учащихся.
В-четвертых, данный комплекс
выполняетфункцию актуализации знаний и ассоциаций о культуре своего народа. В процессе выполнения заданий происходит
-актуализация устойчивых выражений, связанных с историческими событиями  и особенностями быта Древней Руси; 
-актуализация слов, которых нет в других языках мира; 
-актуализация сведений о пословицах;
-актуализация ассоциативного ряда, связанного с зоосравнениями и т.д.
Наконец, указанный комплекс (это редчайший случай в диагностике!)
выполняет воспитывающую функцию, нацеливая учеников не только на презентацию своих знаний о языке и культуре народа, но и на размышления, предполагающие выявление и обоснование своего отношения к русской культуре.
Для заданий мы подбирали слова и выражения русского языка, «помнящие» о тех или иных событиях русской истории или обычаях культуры и активно используемые носителями русского языка, в том числе и школьниками, сегодня. Некоторые слова и выражения не имеют активного распространения в современном языке, но они встречаются в художественных произведениях, изучаемых в школе и закрепленных в программе по литературе (например, выражение «бить челом» встречается в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина). 
Приведем примеры диагностических комплексов культуроориентированных  вопросов и заданий для 5-7-х, 8-9 классов, направленные на установление исходного уровня культуроведческой компетенции учащихся.



Диагностический комплекс культуроориентированных  вопросов и заданий
для 5 – 7 классов
(установление исходного уровня культуроведческой компетенции)
1). Закончите пословицы:
Всякая птица…
Кто где родится …
Умные речи… 
Петь хорошо вместе… 
Грамоте учиться… 
Кто хочет много знать… 
Не зная броду… 
Береги платье снову… 
Без хозяина земля… 
Из поговорки… 
2). Какое животное (птица, рыба, насекомое) обозначают в русской культуре такие человеческие качества, как
нечистоплотность…  
глупость… 
упрямство… 
трудолюбие… 
хлопотливость… 
хитрость… 
трусость…
лень, сонливость… 
верность…
легкомыслие …


3). Красный цвет в русской культуре изначально означал «красивый». Приведите устойчивые выражения, существующие в русском языке, пословицы, поговорки, которые доказывают, что это именно так.

4). Каша – это русская национальная еда, которую варят из различных круп и которая была повседневным сытным и любимым кушаньем. Приведите устойчивые выражения, существующие в русском языке, пословицы, поговорки, которые доказывают, что каша играет важную роль в русской культуре.

5). Что обозначают выделенные слова в известных фразах из сказок А.С. Пушкина?
Царица злая, ей рогаткой угрожая, положила иль не жить, иль царевну погубить
И царица хохотать… и прищелкивать перстами… 
В дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка. 
Как наешься ты своей полбы, собери-ка с чертей оброк мне полный.
Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы. 
Наступает срок родин; сына бог им дал в аршин.
В колымагах золотых пышный двор встречает их.
6). Если бы Вашему классу поручили написать детскую энциклопедию о людях русской культуры, о ком бы Вы написали (укажите два-три имени людей русской культуры, о которых Вы имеете достаточно сведений):
1. Композиторы: …
2. Художники: … 
3. Архитекторы, скульпторы: …
4. Писатели, поэты…
5. Выдающиеся люди русской культуры и истории: … 
7). Назовите несколько известных вам 
1. Блюд русской кухни…
2. Народных игр…
3. Названий ремесел, распространенных на Руси…
4. Народных праздников…
5. Названий «нечистой силы»…
6. Народных примет…
7. Древних русских имен…
8. Русских слов, которых нет в других языках…
9. Слов, важных для русского человека…
10. Имен языческих богов…


8). Чем удивили вас вопросы, на которые вы отвечали? О чем заставила вас задуматься выполненная работа? Коротко напишите об этом.


Диагностический комплекс 
культуроориентированных  вопросов и заданий 
для учащихся 8-9-х классов
1). Прочитайте данные ниже английские пословицы. Как бы  вы выразили ту же мысль с помощью русских народных пословиц и поговорок?
1.A badworkmanquarrelswithhistools (плохой работник с инструментами не в ладу).
2. A bird in the hand is worth two in the bush (однаптицаврукахстоитдвухвкусте).
3. A burn child dreads the fire (обжегшеесядитяогнябоится).
4. A friends in need is a friend indeed (
другвбедеестьнастоящийдруг.
5. A good beginning is half the battle (
хорошееначало – половинасражения.
6. A honey tomgue, a heart of gall (
медовыйязыкасердцеизжелчи).
7. An hour in the morning is worth two in the evening (
одинутреннийчаслучшедвухвечерних). 
8. As like as two peas (
похожиекакдвегорошины).
9. As the tree, so the fruit (
каководеревотаковиплод).
10. Can the leopard change his spots? (развеможетлеопардизбавитьсяотпятен?).
2). Запишите 10 пословиц, в которых говорилось бы о ценностях русского народа (о родине, о труде, о хлебе, о семье, о высоких нравственных качествах человека, о мире, о знаниях и т.д.). Возможные ответы:


3). В культурах различных народов животные обозначают качества человека. А какие качества обозначают эти животные в русской культуре?
Свинья во вьетнамской культуре означает глупость, а в русской … 
Медведь в китайской культуре означает неуклюжесть, тупость и бездарность, во вьетнамской культуре – наглость, а в русской … 
Обезьяна во вьетнамской культуре означает нелюдимость, в японской
ассоциируется с деревенщиной, а в русской … 
Собака во вьетнамской культуре означает нечистоплотность, в японской фискала, а в русской … 
Осел  во вьетнамской культуре означает терпение, а в русской … 
Курица во вьетнамской культуре означает трудолюбие, а в русской … 
Слон во вьетнамской культуре означает силу, в Индии это символ стройного, грациозного человека, а в русской … 
Лошадь в японской культуре означает дурака, а в русской … 
Пчела в казахской культуре означает злобность, недовольство, а в русской … 
Волк в киргизской культуре добрый, грозный, сильный, храбрый, красивый, а в русской … 

4). С какими историческими событиями  и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?
Заткнуть за пояс - … 
Спустя рукава - … 
Лясы точить - … 
Встать в тупик - … 
Вольному воля - … 
Канитель тянуть - …  
Бить челом  - …  
Коломенская верста - … 
Заговаривать зубы - … 
Не выносить сор из избы - … 

5). Какие события и обычаи русских людей отразились в данных ниже словах?
1. Опростоволоситься - … 
2. Распоясаться- … 
3. Очуметь - … 
4. Брататься - … 
5. Пустозвон - … 
6. Божиться - … 
7. Затрапезный - … 
8. Здравствуй - … 
9. Город - …  
10. Двенадцать - … 

6. Представьте себе, что Вы разговариваете с жителем Китая и он рассказывает Вам о культуре своего народа. Выберите один из предложенных вариантов текста и ответьте на вопрос.
1. Значение  красного  цвета в культуре Китая.
Китайцы с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Мы считаем, что красный цвет тесно связан с солнцем. Солнце приносит всем существам на Земле тепло и жизнь, а потому красный цвет – это символ жизни, счастья, благополучия, света.  
В день свадьбы китайская невеста надевает красное платье, красную обувь, красные носки или чулки и вплетает красные цветы в волосы. В спальне новобрачных по обычаям, должна быть красная занавеска, красная простыня, красные одеяла, красные подушки и т.д., все это символизирует счастье и благополучие в семейной жизни.
В Китае красный цвет является также символом китайской революции. Китайские рабочие и крестьяне боролись за свое освобождение под красным флагом. В дни революционной борьбы освобожденные районы назывались «красными районами».
Что бы Вы смогли рассказать китайцу о символике красного цвета в русской культуре?
2. О числе, которое является важным в китайской культуре.
В китайской культуре число девять занимает важное место. В представлении китайцев число девять является священным числом, символизирующим счастье, благополучие, безграничную власть. 
В китайском языке слово «девять» созвучно со словом «долгий». Именно поэтому число девять числом китайского императора. У древних китайцев число девять считалось крайним пределом чисел и представителем неба. Они считали, что небосвод состоит из девяти сфер, а на Девятом небе находится небесная высь, т.е. императорский дом, где жили императоры. Император называл себя  сыном Неба, поэтому число девять является символом сына Неба. Во дворце стояла стена с изображением девяти драконов.
Какое число занимает важное место в русской культуре? 

7). Если бы Вашему классу поручили написать детскую энциклопедию о людях русской культуры, о ком бы Вы написали (укажите два-три имени людей русской культуры, о которых Вы имеете достаточно сведений):
1. Композиторы: …
2. Художники: … 
3. Архитекторы, скульпторы: …
4. Писатели, поэты: …
5. Выдающиеся люди русской культуры и истории: … 

8). Продолжите фразу (одну из данных):
1. Русский язык – это зеркало русской культуры, так как…
2. Русский язык – это неиссякаемая сокровищница русской культуры, так как…
3. Русский язык – это способ передачи достижений культуры от одного поколения к другому, так как…
4. Русский язык – это особое увеличительное стекло, показывающее нам …
5. Русский язык – это условие русской культуры, так как…

9). Вам дали задание написать сочинение о произведении или предмете русской культуры, о чем бы Вы написали (укажите один, два-три произведения или предмета, о которых Вы можете написать сочинение):
1. Музыкальное произведение: …
2. Произведение живописи: … 
3. Произведение архитекторы, скульптора: …
4. Произведение народного декоративно-прикладного искусства: … 
5. Произведение иконописи: …
6. Предметы национального быта: …
7. Предметы национальной одежды: …
8. Пословица, поговорка, устойчивое выражение: …
9. Формула речевого этикета: …
10. Слово русского языка: …

10).  Прочитайте текст и проанализируйте его по следующему плану. Поставьте знак вопроса в тех пунктах, где у Вас возникают затруднения с ответом на вопрос. Ориентировочные вопросы:
1.Кто автор текста (ученый, общественный или политический деятель, писатель, искусствовед и т.д.), что вы о нем знаете? 
2. О чем говорит автор в тексте?
3. На какие особенности  (ценности) культуры обращает внимание автор текста?
3. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
4. Какие чувства, эмоции вызывает текст у вас?
5. Встречаются ли в тексте ключевые (важные) слова русской культуры?
6. Каков их смысл?
7. Что, на ваш взгляд, трудно понять иностранцу, читающему этот текст?
8. Как бы вы помогли человеку другой культуры понять смысл текста?
9. Помните ли вы какие-то строки, в которых говорилось бы о свободе? Если помните, приведите примеры.
10. Помните ли вы какие-то строки, в которых говорилось бы о воле? Если помните, приведите примеры.
«Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством…
Что такое воля вольная, хорошо определено в русских лирических песнях, особенно разбойничьих, которые, впрочем, создавались и пелись вовсе не разбойниками, а тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами».  (Д.С.Лихачев)

11). Назовите несколько известных Вам 
1. Блюд русской кухни…
2. Народных игр…
3. Названий ремесел, распространенных на Руси…
4. Народных праздников…
5. Названий «нечистой силы»…
6. Народных примет…
7. Древних русских имен…
8. Русских слов, которых нет в других языках…
9. Слов, важных для русского человека…
10. Имен языческих богов…

12. Выскажите свое мнение по одной из проблем:
1. Является ли русский язык ценностью, которую необходимо хранить и беречь?
2. Какие ценности культуры важны для человека?
3. Нужно ли сохранять ценности культуры,  чтобы передать их последующим поколениям?
4. Русский писатель И.С.Тургенев назвал русский язык «великим и могучим». Согласен ли ты с ним? Обоснуй свою точку зрения?
5. В чем заключается богатство русского языка?

13. Чем удивили Вас вопросы, на которые Вы отвечали? О чем заставила Вас задуматься выполненная работа? Коротко напишите об этом. 

Подведение итогов:

Исходный уровень культуроведческой компетенции учащихся определяется легко: в соответствии с законами математической статистики мы выделяются следующие уровни: 
низкий (до 25% выполненных заданий), 
средний (от 26% до 50% выполненных заданий), 
достаточный (от 51% до 75% выполненных заданий), 
высокий (от 76% до 100% выполненных заданий). 









1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации