Статья «Проектно-исследовательское краеведение во внеурочной деятельности у обучающихся младшего школьного возраста»

4
0
Материал опубликован 3 October 2022

Проектно-исследовательское краеведение
во внеурочной деятельности у обучающихся младшего школьного возраста (из опыта работы)


Духовно-нравственное воспитание - приоритетная задача всех уровней и направлений образования. Для формирования моральных и нравственных ценностей возраст 7-10 лет, по мнению В. А. Мухиной, является сензитивным [4]. Приобретенный нравственный опыт становится основой ценностного отношения к общественным идеалам и регулятором духовно-ориентированного поведения.

Общеизвестно, что воспитательной работы с учениками начальной школы только во время классных уроков недостаточно. Огромную роль, наряду с семьей, окружением, средствами массовой информации, играет внеурочная деятельность детей.

23 июня 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”», в котором предусмотрено расширение направлений воспитательной работы, в части «формирования у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации к природе и окружающей среде» [12]. В связи с внесенными изменениями в ФЗ, роль и место дополнительного образования в современной модели образования состоит в создании условий для духовно – нравственного развития, воспитания и успешной социализации обучающихся. Вместе с тем, существует противоречие между необходимостью формирования патриотизма и гражданственности у обучающихся младшего школьного возраста и нехваткой системных инновационных образовательных подходов и практик, способствующих развитию чувства патриотизма подрастающего поколения.

Большой поддержкой для практической работы с детьми 7-10 лет является учебно-воспитательный комплекс «Книга добрых нравов» [1], основанный на принципах «три Э» (этикет, этика и эстетика), позволяющий формировать личностные ориентиры социально-гражданской ответственности, патриотизма, культуры поведения и добронравия. Данное методическое пособие Н.И. Девятайкиной - прекрасная база для организации проектно-исследовательского краеведения во внеурочной деятельности.

Наша гимназия располагается на западе Московской области. В окрестности - находятся музеи известных русских писателей и поэтов. Например, дом-музей К.И. Чуковского в Переделкино, подмосковные усадьбы Захарово и Вяземы, где прошло детство А. С. Пушкина, дом-музей М.М. Пришвина в Дунино. Недалеко от деревни Дунино, на высоком живописном берегу Москвы реки, в декабре 1941год, проходил последний рубеж обороны за Москву. Это обстоятельство определило выбор цели и методологии в воспитательной работе с обучающимися с использованием метода проектов. Юные краеведы могут находить темы исследований совсем близко, в окружающей их жизни. Через изучение жизни и деятельности земляков, которые являются гордостью не только нашего края, но и всей страны, происходит формирования гармонично развитой, высоконравственной личности, освоение ребятами духовных и культурных ценностей нашей Родины.

Цель работы – пробуждать у 8-10 - летних обучающихся добрые чувства, гордость и любовь к малой родине.

Для достижения поставленной цели по рассматриваемой теме в системе дополнительного образования («Жизненные принципы и творчество Михаила Пришвина») решали следующие задачи:

Ознакомиться с историей и экспонатами дома-музея М.М. Пришвина в Дунино;

запомнить факты из рассказа экскурсовода дома-музея М.М. Пришвина и на их основе создать игру-квест: придумать правила и задания для проведения квеста на территории дома-музея М.М. Пришвина, подготовить раздаточные материалы, оборудование и тайники;

изучить информацию об игре геокэшинг и GPS-навигации, создать игру и сделать презентацию по данным о своем родном крае;

после игры провести анкетирование игроков по заданиям квеста, что позволит узнать о впечатлениях об экскурсии; вспомнить о дневниках М. Пришвина и описании им природы родного края.


Шаг 1. Предварительное знакомство с биографией М.М. Пришвина и окружающей средой, которую он описывал в своих произведениях. Наше первое знакомство с темой начинаем с раздела 5, параграфа 27 «Книги добрых нравов» [1], С.110-113 (рисунок 1).

t1664803969aa.png

t1664803969ab.pngРисунок 1. Скан учебного пособия Девятайкиной Н.И. «Книга добрых нравов», раздел 5.



Шаг 2. Экскурсия в дом-музей М.М. Пришвина в Дунино, где естественным продолжением повествования в увлекательной форме становится рассказ экскурсовода Гришиной Яны Зиновьевны, раскрывающий исторические подробности и детали мира, в котором жил и творил М.М. Пришвин.




Шаг 3. Для запоминания, узнавания и воспроизведения полученных знаний переходим к созданию учениками, задуманной учителем, игры-квест. Квест – это цепочка игр и заданий, где участники находят путь к тайнику при правильном ответе на вопросы в промежуточных звеньях игровой цепочки. Дети совместно с учителем предлагают правила и задания для проведения квеста на территории дома-музея М.М. Пришвина и вопросы по рассказам M.M. Пришвина. Ниже показан алгоритм игры-квест.

t1664803969ad.gif


Рисунок 2. Схема проведения квеста на территории музея М. Пришвина с элементами
геокэшинга


Шаг 4. На этом этапе ученики знакомятся с понятиями GPS и геокэшинг, и как пользоваться ими в режиме навигатора. Википедия поясняет: «Геокэшинг (англ. geocaching от греч. γεο- — Земля + англ. Cache — тайник) — туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры…». [13]. Этот шаг - на «понимание». Нужны ответы на вопросы: в чем значение, смысл? Что это значит для меня? К чему ведет использование?

Шаг 5. Этот шаг – на «применение», т.е. самостоятельное соотнесение знания с реальной ситуацией, использование изученного материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Перед обучающимся стоит вопрос: как решить задачу и достичь практического результата?

Обучающийся самостоятельно переносит запомненное и понятое в (относительно) новую для себя ситуацию на основе имеющихся знаний и опыта.

Для этого выполняем практическое задание на местности. С помощью навигатора определяются и записываются координаты места, в котором размещается тайник. Ряд цифр удаляются и зашифровываются вопросами (согласованные с экскурсоводом), ответы на каждый из которых позволяет определить пропущенную цифру. Ниже пример такого задания.


ВЫЧИСЛИТЕ КООРДИНАТЫ ТАЙНИКА В СЛЕДУЮЩЕМ ПОРЯДКЕ

ОПРЕДЕЛИТЕ ЗНАЧЕНИЯ A, B и С

A=D-(4+2), где D – возраст, в котором М. Пришвин поступил в гимназию

B=E+(3+3), где E – количество дней, которое длилось первое (гимназическое) путешествие Пришвина

С – количество строений в центральной части усадьбы М. Пришвина

ПОДСТАВЬТЕ В КООРДИНАТЫ 55.7A2С79,36.935B79 ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

КООРДИНАТЫ ТАЙНИКА: 55.7 _ 2 _ 79,36.935 _ 79


Рисунок 3. Пример задания на расшифровку координат тайника


Шаг 6. Изучаем территорию вокруг дома Пришвина. Дом и усадьба представляют интерес как историко-культурный памятник и природный заповедник – дом был построен в к. Х1Х-н.ХХ в., тогда же сложилась усадьба с аллеями и лугом.

Ищем ответы на вопросы:

Назвать виды деревьев на территории дома-музея;

В каком качестве использовался дом Пришвина во время Великой Отечественной войны;

Какие боевые укрепления советских войск находились в деревне Дунино – последнем рубеже обороны за Москву.

Шаг 7. На заключительном этапе проектной работы проводится анкетирование участников квеста, чтобы узнать об их впечатлениях и о том, заинтересовались ли они творчеством и биографией М. М. Пришвина после квеста.

Для создания литературной настольной игры по творчеству и биографии М.М. Пришвина необходимо:

придумать сюжет и название настольной игры

придумать правила игры

придумать содержание карточек

изготовить игровое поле

изготовить фишки и кубик

изготовить карточки

составить информационную брошюру, прилагающуюся к игре.


t1664803969af.gif



Рисунок 4. Эскиз настольной игры, придуманной школьниками ​​​​​​​


Заключение

Системное включение в ВМК «Книга добрых нравов» краеведческого материала принципиально разворачивает возможности как самого курса, так и освоения истории и малой родины, и ее природы для обучающихся 8-9 лет во внеурочной деятельности.

«Вкусовые», «казуальные» (по случаю) и иные экскурсы в краеведение могут превратиться в системную образовательно-воспитательную программу или подпрограмму, которую ожидает от учителей ФГОС. Инновационных, «двойного наполнения», форматов для такой программы пока не было предложено.

Изложенная выше технология проведения занятий во внеурочной деятельности или системе дополнительного образования рассматривается как стержневая идея, что соответствует современным дидактическим стратегиям.

Характер адресаций «Книги добрых нравов» к малой и большой Родине, семье, школе также обретает иной уровень, более глубокий, при этом эмпирически наполненный, красивый, выразительный, не-декларативно -привычно-назидательный.

Для Одинцовского района Московской области возможности и основания включения материалов краеведческого характера в ВМК уже определены «Книгой добрых нравов» и ее адресациями, что создает дополнительные возможности быстрого освоения «Книги добрых нравов» и саморазворачивания проекта.


Основные материалы, первоисточники, литература

А. Игровые

Материалы квеста «Тайник в Дунино» для младшей школы (2017 г.)

Разработчики: обучающиеся Каменский К.А., Еремкина Н.И., Пенар Е.В.

Настольная игра «Чаепитие в Дунино» для младшей школы

Разработчики: обучающиеся Каменский К.А., Еремкина Н.И., Пенар Е.В.

Планы, зарисовки «усадьбы» Пришвина (2017 г, март)

Б. Фотоматериалы

Фотосессия на территории музея и в школе Стефановская Т.В.

В. Научная, методическая, учебная литература


Девятайкина Н.И Книга добрых нравов: учебно-воспитательное пособие для начальной общеобразовательной школы. – М. - Саратов: Издательский дом «Волга», 2019. – 152 с.; ил.

Бахчиева О.А. Научно-педагогические исследования духовно-нравственного воспитания личности [Текст] / О.А. Бахчиева // Преподаватель ХХI век. – 2013. - №3. – С. 163-174. (0,9п.л.).

Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. https://uchebnik-online.com/soderzhanie/textbook_45.html (дата обращения: 02.06.2020).

Лихачев Д.С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — С. 159—173.

Обухов А.С. Киселев Б.А. Развитие субъектной позиции учащегося в условиях учебно-исследовательской деятельности /А.С. Обухов, Б.А.Киселев // Преподаватель XXI век. – 2010. - № 2. – с. 179-188.

Панова, В. Н. Краеведение как средство патриотического воспитания / В. Н. Панова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/114/ (дата обращения: 24.06.2020).

Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 583 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Ребенок в истории и культуре [Текст]: [сборник научных статей] / гл. ред. А. С. Обухов; пред. ред. кол. А. В. Леонтович; пред. ред. совета В. И. Слободчиков. – Москва.: Б-ка журн. "Исследователь/Researcher", 2010. - 515 с., [4] л. ил., цв. факс.: табл.; 21 см. - (Труды семинара "Культура детства: нормы, ценности, практики"; Вып. 4) (Библиотека журнала "Исследователь/Researcher". Серия "Сборники и монографии").

Телегин М.В. «Философия для детей» и К.Д. Ушинский // сайт www.p4c.ru, 2009. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/authors/a1880.shtml [Телегин Михаил Владимирович]

Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. – 3-е изд. – ООО «Издательство «ДеНово», 2012. – 288 с.

http://fgosvo.ru/files/files/164896940.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%BA%D1%8D%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (дата обращения: 15.02.2019).

http://prishvin.ru/ История музея Михаила Пришвина(дата обращения: 25.06.2019).

10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации