Профориентационный урок «Деловое письмо. Написание заявления» (11 класс)
Профориентационный урок.
Деловое письмо
11 класс
Тема: Написание заявления.
Петренко Наталья Борисовна, учитель русского языка и чтения, ГОБОУ «АШИ №5»
Пояснительная записка
В обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно с интеллектуальными нарушениями, профориентационная работа занимает первостепенное значение.
В адаптированных школах она осуществляется не только на уроках трудового обучения, где обучающиеся получают конкретные профессии, но и на всех этапах обучения и воспитания, т.е. профессиональное ориентирование опосредованно происходит на каждом уроке через реализацию межпредметных связей, включение в занятие (урок) заданий, методических средств, материалов, направленных на приобщение к труду, миру профессий, расширению кругозора и обогащению представлений о многообразии и широте возможностей профессиональной самореализации для каждого человека.
В старших классах профориентация приобретает особый смысл. Как правило школа традиционно реализует 2-4 профиля трудового обучения (например, в нашей школе дети с 5 по 9 класс обучаются столярному, слесарному, швейному делу и цветоводству, а в 10-11 классах остается профессиональное обучение по профессиям «столяр» и «портной»), т.е. у выпускников выбор невелик, и, если у ребенка нет желания связывать дальнейшую жизнь с «навязанными» ему специальностями, крайне важно предоставить детям альтернативу, рассказать о других профессиях и профессиональных возможностях, в том числе и на уроках общеобразовательных дисциплин, таких, например, как деловое письмо.
В 10-11 классах адаптированных школ реализуется учебный предмет «деловое письмо», который приходит на смену «русскому языку», преподаваемому до 9 класса. На «деловое письмо» отводится всего 3 часа в неделю. Учебников по данному предмету не существует. Учитель самостоятельно наполняет урок методическими материалами в соответствии с программной темой. Так как основная цель обучения русскому языку в 10-11 классах состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни, как основным средством общения, т.е. осуществляется развитие коммуникативных навыков, появляется возможность реализации профориентационного воспитания посредством методического наполнения урока.
Предлагаю Вашему вниманию урок делового письма в 11 классе адаптированной школы на тему «Написание заявления»1.
В процессе урока повторяются и закрепляются некоторые темы и понятия русского языка, изученные ранее, реализуется обучение правильному оформлению и написанию заявления как деловой бумаги, решаются коррекционные задачи по развитию устной и письменной речи, психических процессов и мыслительных операций, а также осуществляется профессиональное ориентирование обучающихся через ознакомление со строительными профессиями и особенностями работы на стройке.
Урок может быть использован на уроках русского языка в 5-9-х классах средней общеобразовательной школы при изучении темы «Заявление», а также на уроках русского языка и делового письма в учреждениях начального профессионального обучения.
ФГОС в адаптированных школах реализуются только 4 года (т.е. на сегодняшний день стандарты введены только на этапе начальной школы), поэтому план-конспект урока представлен в традиционной форме.
Урок сопровождается презентацией.
Тема: Написание заявления.
Цель: научить оформлять и писать заявление о приеме на работу.
Задачи:
Обучающие: дать определение слову «заявление»; повторить виды заявлений, правила оформления и написания заявления, его схему и структуру; повторить способы образования слов (суффиксальный и аббревиатуру); повторить отличие словосочетаний от предложений;
Коррекционные: развивать устную и письменную речь учащихся, способствовать развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, построения самостоятельного умозаключения, восстановления логической последовательности;
Воспитательные: расширить представления учащихся о строительных профессиях и их особенностях; способствовать профессиональному самоопределению учеников.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная.
Оборудование: проектор, интерактивная доска (или экран и компьютер), презентация к уроку.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели и задач урока
- Внимательно посмотрите на титульный слайд презентации. Скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Правильно, мы повторим правила оформления заявления как деловой бумаги, и в конце урока каждый из вас самостоятельно напишет заявление. (Слайд 1) А также мы сегодня поговорим о профессиях. Запишите в тетрадь тему урока.
3. Повторение ранее изученных знаний о заявлении и правилах его оформления.
- Вспомните, что такое заявление.
Комментарий учителя к ответам детей:
Заявление - это специфический вид документа, содержание, правила составления и документооборот которого зависят от того, кто и к кому обращается. Но объединяет их все то, что в любом заявлении содержится просьба о чем-либо. (Слайд 2) Спишите в тетрадь определение.
- Вспомните, какие бывают заявления.
Комментарий учителя к ответам детей:
Заявления бывают разные. Бывают деловые письма-заявления, направляемые одной организацией в другую; заявления, направляемые физическим лицом в организацию; заявления работника, направляемые работодателю; заявления граждан в полицию или суд – исковые заявления… Заявления могут быть социального характера (например, в банк, в органы социальной защиты населения, в детские учреждения и т.п.) и рабочего характера. (Слайд 3) Мы сегодня будем составлять заявление, которое понадобится вам в ближайшем будущем для трудоустройства. Это заявление о приёме на работу.
- Но прежде давайте вспомним, из каких частей состоит заявление? Как располагаются части заявления на листе бумаги? (Слайд 4)
Комментарий учителя к ответам детей:
Справа в верхнем углу пишут:
должность руководителя (генеральный директор, директор, начальник производства и т.п.),
полное наименование предприятия (в т.ч. его организационно-правовая форма),
фамилию, имя, отчество руководителя (имя-отчество можно поставить в виде инициалов) в дательном падеже.
Далее вписываются фамилия, имя и отчество претендующего на ту или иную должность человека в родительном падеже с указанием его контактов (домашний адрес, телефон).
Чуть ниже, посередине листа следует написать название документа.
Затем пишут то, ради чего собственно и создается документ: просьба о приеме на работу. Здесь указываем:
должность,
дату (число, месяц, год), с которой будущий сотрудник хочет приступить к своим служебным обязанностям,
характер работы (основная или по совместительству, сезонная, временная и т.п.),
В завершение нужно поставить подпись и дату составления документа.
4. Мотивация на профессиональное самоопределение. Расширение знаний и представлений о строительных специальностях.
- Отгадайте загадку:
Не похож он на героя
И не пишут книг о нём,
Но зато он город строит,
Тот, в котором мы живем.
- О какой профессии в ней говорится? (Строитель) (Слайды 5,6)
- Как вы думаете, строитель – это одна конкретная специальность или общее название для нескольких специальностей?
- Кто работает на стройке? Продолжите список: каменщик, арматурщик, бетонщик, кровельщик… (Слайд 7)
- Какие из этих профессий вам не знакомы?
5. Игра «Строительный калейдоскоп». Играют от 3 до 5 человек. Учащиеся по очереди тянут карточки с названиями строительных специальностей и устно объясняют, чем занимается на стройке человек данной специальности. Если не может объяснить, кладёт карточку и выбывает из игры. Выигрывает тот, кто дал больше правильных объяснений.
Названия профессий для карточек: каменщик, арматурщик, бетонщик, кровельщик, столяр, штукатур, маляр, электрик, архитектор, сантехник, сварщик, крановщик, стекольщик, монтажник, экскаваторщик…
Можно включить в игру несколько названий профессий из других областей, например, массажист, ветеринар, фармацевт и т.п., и в конце игры попросить назвать «лишние» профессии.
- Объясните, как с точки зрения русского языка образованы слова:
Сварщик, каменщик, арматурщик, печник, бетонщик, кровельщик, стекольщик.
- Найдите «лишние» слова в данном ряду.2 (печник – суффикс –ник-, сварщик – приставочно-суффиксальный способ образования)
6. Восстановление логической последовательности при составлении плана.
- Перед вами примитивная схема этапов постройки дома. Расположите их по порядку. Запишите в тетрадь название этапа строительства и специальности строителей, которые задействованы на этом этапе. Выполните работу самостоятельно по образцу (Слайд 8, 9)
Образец:
Строительные специальности:
Проектирование: архитектор, инженер–проектировщик.
Устройство фундамента: экскаваторщик, бульдозерист, арматурщик, бетонщик, каменщик.
Монтаж несущих стен и перегородок: ………………………………………
…………….
7. Мотивация на профессиональное самоопределение. Расширение знаний и представлений о строительных специальностях. Аналитическая деятельность учащихся, построение умозаключений
- В каждой профессии существуют свои плюсы и минусы. 5-6 строк в ваших тетрадях разделите пополам вертикальной чертой на два столбика. Слева запишите «плюсы», а справа «минусы» для профессии «строитель». Записи делайте в виде словосочетаний. Чем отличаются словосочетания от предложений? (не выражают законченной мысли)
Дозированная помощь: Выполняйте работу самостоятельно, но если вам трудно, выписывайте словосочетания из предложений на экране, выбирая главное (Слайд 10)
Самопроверка: Проверьте себя. Исправьте ошибки. У кого не получилось, спишите со слайда. (Слайд 11)
8. Контрольная проверка. Написание заявления.
- Итак, мы познакомились со строительными специальностями. Выберите одну из них и напишите заявление о приёме на работу по этой специальности. Название организации, в которую вы будете писать заявление, условно обозначим аббревиатурой СМУ №4. Расшифруйте аббревиатуру (строительно-монтажное управление). Фамилию директора СМУ №4 выберите произвольно, остальные данные записывайте свои.
9. Подведение итогов.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
Дали определение слову «заявление» по словарю С.И.Ожегова;
Повторили виды заявлений;
Повторили правила оформления и написания заявления, его схему и структуру;
Расширили представления о строительных профессиях и их особенностях;
Повторили способы образования слов (суффиксальный и аббревиатуру);
Восстановили план (логическую последовательность при строительстве дома);
Повторили отличие словосочетаний от предложений;
Составили словосочетания, анализируя данные предложения и выбирая главное; определили «плюсы» и «минусы» строительных специальностей;
Написали заявление о приеме на работу.
10. Домашнее задание:
- Вспомните все, что мы сегодня говорили о строительных профессиях и составьте в тетради небольшой текст на тему: «Какими личными качествами должен обладать строитель». Например, такой (Слайд 12).
Спасибо, за урок.
Профориентационный урок
PPTX / 1.3 Мб
Источники:
Профгид. Строитель https://www.profguide.io/professions/stroitel.html
Яндекс.Картинки
1 Тема не является новой, в адаптированной школе эта тема является сквозной, т.к. чрезвычайно важна для дальнейшей социализации выпускников, она повторяется из года в год и к 11 классу уже довольно хорошо изучена. Тем сложнее для учителя наполнить урок содержанием.
2 В адаптированной школе не изучаются способы словообразования, поэтому слово «сварщик», образованное приставочно-суффиксальным способом в отличие от остальных, учащиеся, скорее всего, не назовут, а в обычных классах предлагаемый прием позволит повторить тему «Морфемика и словообразование»
Горбачёва Марина Юрьевна
Петренко Наталья Борисовна
Ирина Владимировна Казарцева
Петренко Наталья Борисовна
Паненкова Ирина Михайловна
Петренко Наталья Борисовна