Профориентационный урок «Деловое письмо. Написание заявления» (11 класс)

12
6
Материал опубликован 16 July 2020 в группе

Профориентационный урок.

Деловое письмо

11 класс

Тема: Написание заявления.

Петренко Наталья Борисовна, учитель русского языка и чтения, ГОБОУ «АШИ №5»


Пояснительная записка

В обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно с интеллектуальными нарушениями, профориентационная работа занимает первостепенное значение.

В адаптированных школах она осуществляется не только на уроках трудового обучения, где обучающиеся получают конкретные профессии, но и на всех этапах обучения и воспитания, т.е. профессиональное ориентирование опосредованно происходит на каждом уроке через реализацию межпредметных связей, включение в занятие (урок) заданий, методических средств, материалов, направленных на приобщение к труду, миру профессий, расширению кругозора и обогащению представлений о многообразии и широте возможностей профессиональной самореализации для каждого человека.

В старших классах профориентация приобретает особый смысл. Как правило школа традиционно реализует 2-4 профиля трудового обучения (например, в нашей школе дети с 5 по 9 класс обучаются столярному, слесарному, швейному делу и цветоводству, а в 10-11 классах остается профессиональное обучение по профессиям «столяр» и «портной»), т.е. у выпускников выбор невелик, и, если у ребенка нет желания связывать дальнейшую жизнь с «навязанными» ему специальностями, крайне важно предоставить детям альтернативу, рассказать о других профессиях и профессиональных возможностях, в том числе и на уроках общеобразовательных дисциплин, таких, например, как деловое письмо.

В 10-11 классах адаптированных школ реализуется учебный предмет «деловое письмо», который приходит на смену «русскому языку», преподаваемому до 9 класса. На «деловое письмо» отводится всего 3 часа в неделю. Учебников по данному предмету не существует. Учитель самостоятельно наполняет урок методическими материалами в соответствии с программной темой. Так как основная цель обучения русскому языку в 10-11 классах состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни, как основным средством общения, т.е. осуществляется развитие коммуникативных навыков, появляется возможность реализации профориентационного воспитания посредством методического наполнения урока.

Предлагаю Вашему вниманию урок делового письма в 11 классе адаптированной школы на тему «Написание заявления»1.

В процессе урока повторяются и закрепляются некоторые темы и понятия русского языка, изученные ранее, реализуется обучение правильному оформлению и написанию заявления как деловой бумаги, решаются коррекционные задачи по развитию устной и письменной речи, психических процессов и мыслительных операций, а также осуществляется профессиональное ориентирование обучающихся через ознакомление со строительными профессиями и особенностями работы на стройке.

Урок может быть использован на уроках русского языка в 5-9-х классах средней общеобразовательной школы при изучении темы «Заявление», а также на уроках русского языка и делового письма в учреждениях начального профессионального обучения.

ФГОС в адаптированных школах реализуются только 4 года (т.е. на сегодняшний день стандарты введены только на этапе начальной школы), поэтому план-конспект урока представлен в традиционной форме.

Урок сопровождается презентацией.


Тема: Написание заявления.

Цель: научить оформлять и писать заявление о приеме на работу.

Задачи:

Обучающие: дать определение слову «заявление»; повторить виды заявлений, правила оформления и написания заявления, его схему и структуру; повторить способы образования слов (суффиксальный и аббревиатуру); повторить отличие словосочетаний от предложений;

Коррекционные: развивать устную и письменную речь учащихся, способствовать развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, построения самостоятельного умозаключения, восстановления логической последовательности;

Воспитательные: расширить представления учащихся о строительных профессиях и их особенностях; способствовать профессиональному самоопределению учеников.


Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная.

Оборудование: проектор, интерактивная доска (или экран и компьютер), презентация к уроку.


Ход урока:

1. Организационный момент.


2. Сообщение темы, цели и задач урока

- Внимательно посмотрите на титульный слайд презентации. Скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Правильно, мы повторим правила оформления заявления как деловой бумаги, и в конце урока каждый из вас самостоятельно напишет заявление. (Слайд 1) А также мы сегодня поговорим о профессиях. Запишите в тетрадь тему урока.


3. Повторение ранее изученных знаний о заявлении и правилах его оформления.

- Вспомните, что такое заявление.

Комментарий учителя к ответам детей:

Заявление - это специфический вид документа, содержание, правила составления и документооборот которого зависят от того, кто и к кому обращается. Но объединяет их все то, что в любом заявлении содержится просьба о чем-либо. (Слайд 2) Спишите в тетрадь определение.


- Вспомните, какие бывают заявления.

Комментарий учителя к ответам детей:

Заявления бывают разные. Бывают деловые письма-заявления, направляемые одной организацией в другую; заявления, направляемые физическим лицом в организацию; заявления работника, направляемые работодателю; заявления граждан в полицию или суд – исковые заявления… Заявления могут быть социального характера (например, в банк, в органы социальной защиты населения, в детские учреждения и т.п.) и рабочего характера. (Слайд 3) Мы сегодня будем составлять заявление, которое понадобится вам в ближайшем будущем для трудоустройства. Это заявление о приёме на работу.


- Но прежде давайте вспомним, из каких частей состоит заявление? Как располагаются части заявления на листе бумаги? (Слайд 4)

Комментарий учителя к ответам детей:

Справа в верхнем углу пишут:

должность руководителя (генеральный директор, директор, начальник производства и т.п.),

полное наименование предприятия (в т.ч. его организационно-правовая форма),

фамилию, имя, отчество руководителя (имя-отчество можно поставить в виде инициалов) в дательном падеже.

Далее вписываются фамилия, имя и отчество претендующего на ту или иную должность человека в родительном падеже с указанием его контактов (домашний адрес, телефон).

Чуть ниже, посередине листа следует написать название документа.

Затем пишут то, ради чего собственно и создается документ: просьба о приеме на работу. Здесь указываем:

должность,

дату (число, месяц, год), с которой будущий сотрудник хочет приступить к своим служебным обязанностям,

характер работы (основная или по совместительству, сезонная, временная и т.п.),

В завершение нужно поставить подпись и дату составления документа.


4. Мотивация на профессиональное самоопределение. Расширение знаний и представлений о строительных специальностях.

- Отгадайте загадку:

Не похож он на героя

И не пишут книг о нём,

Но зато он город строит,

Тот, в котором мы живем.

- О какой профессии в ней говорится? (Строитель) (Слайды 5,6)

- Как вы думаете, строитель – это одна конкретная специальность или общее название для нескольких специальностей?

- Кто работает на стройке? Продолжите список: каменщик, арматурщик, бетонщик, кровельщик… (Слайд 7)

- Какие из этих профессий вам не знакомы?


5. Игра «Строительный калейдоскоп». Играют от 3 до 5 человек. Учащиеся по очереди тянут карточки с названиями строительных специальностей и устно объясняют, чем занимается на стройке человек данной специальности. Если не может объяснить, кладёт карточку и выбывает из игры. Выигрывает тот, кто дал больше правильных объяснений.

Названия профессий для карточек: каменщик, арматурщик, бетонщик, кровельщик, столяр, штукатур, маляр, электрик, архитектор, сантехник, сварщик, крановщик, стекольщик, монтажник, экскаваторщик…


Можно включить в игру несколько названий профессий из других областей, например, массажист, ветеринар, фармацевт и т.п., и в конце игры попросить назвать «лишние» профессии.


- Объясните, как с точки зрения русского языка образованы слова:

Сварщик, каменщик, арматурщик, печник, бетонщик, кровельщик, стекольщик.

- Найдите «лишние» слова в данном ряду.2 (печник – суффикс –ник-, сварщик – приставочно-суффиксальный способ образования)


6. Восстановление логической последовательности при составлении плана.

- Перед вами примитивная схема этапов постройки дома. Расположите их по порядку. Запишите в тетрадь название этапа строительства и специальности строителей, которые задействованы на этом этапе. Выполните работу самостоятельно по образцу (Слайд 8, 9)

Образец:
Строительные специальности:

Проектирование: архитектор, инженер–проектировщик.

Устройство фундамента: экскаваторщик, бульдозерист, арматурщик, бетонщик, каменщик.

Монтаж несущих стен и перегородок: ………………………………………

…………….


7. Мотивация на профессиональное самоопределение. Расширение знаний и представлений о строительных специальностях. Аналитическая деятельность учащихся, построение умозаключений

- В каждой профессии существуют свои плюсы и минусы. 5-6 строк в ваших тетрадях разделите пополам вертикальной чертой на два столбика. Слева запишите «плюсы», а справа «минусы» для профессии «строитель». Записи делайте в виде словосочетаний. Чем отличаются словосочетания от предложений? (не выражают законченной мысли)

Дозированная помощь: Выполняйте работу самостоятельно, но если вам трудно, выписывайте словосочетания из предложений на экране, выбирая главное (Слайд 10)

Самопроверка: Проверьте себя. Исправьте ошибки. У кого не получилось, спишите со слайда. (Слайд 11)


8. Контрольная проверка. Написание заявления.

- Итак, мы познакомились со строительными специальностями. Выберите одну из них и напишите заявление о приёме на работу по этой специальности. Название организации, в которую вы будете писать заявление, условно обозначим аббревиатурой СМУ №4. Расшифруйте аббревиатуру (строительно-монтажное управление). Фамилию директора СМУ №4 выберите произвольно, остальные данные записывайте свои.


9. Подведение итогов.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

Дали определение слову «заявление» по словарю С.И.Ожегова;

Повторили виды заявлений;

Повторили правила оформления и написания заявления, его схему и структуру;

Расширили представления о строительных профессиях и их особенностях;

Повторили способы образования слов (суффиксальный и аббревиатуру);

Восстановили план (логическую последовательность при строительстве дома);

Повторили отличие словосочетаний от предложений;

Составили словосочетания, анализируя данные предложения и выбирая главное; определили «плюсы» и «минусы» строительных специальностей;

Написали заявление о приеме на работу.


10. Домашнее задание:

- Вспомните все, что мы сегодня говорили о строительных профессиях и составьте в тетради небольшой текст на тему: «Какими личными качествами должен обладать строитель». Например, такой (Слайд 12).

Спасибо, за урок.

​​​​​​​


Профориентационный урок
PPTX / 1.3 Мб

Источники:

Профгид. Строитель https://www.profguide.io/professions/stroitel.html

Яндекс.Картинки

этапы строительства

тяжелый труд на строительстве



1 Тема не является новой, в адаптированной школе эта тема является сквозной, т.к. чрезвычайно важна для дальнейшей социализации выпускников, она повторяется из года в год и к 11 классу уже довольно хорошо изучена. Тем сложнее для учителя наполнить урок содержанием.

2 В адаптированной школе не изучаются способы словообразования, поэтому слово «сварщик», образованное приставочно-суффиксальным способом в отличие от остальных, учащиеся, скорее всего, не назовут, а в обычных классах предлагаемый прием позволит повторить тему «Морфемика и словообразование»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересную работу!

16 July 2020

Марина Юрьевна, спасибо за комментарий.

18 July 2020

Спасибо большое!

16 July 2020

Спасибо, Ирина Владимировна!

18 July 2020

Спасибо за качественный урок!

17 July 2020

Ирина Михайловна, благодарю за отзыв!

18 July 2020