ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЫ - КОМАНДА»
Автор: Мерзлякова Марина Викторовна,
педагог-психолог МБУ ДО-центр «Лик»
Центр «Лик» является учреждением дополнительного образования,главная задача которого быть территорией успеха для детей, родителей и педагогов.Деятельность Центра направлена на формирование успешных, развивающихся личностей. Центр находится в постоянном поиске новых идей и открытий, предлагаявоплотить творческие замыслы и порывы всех участников образовательного процесса. С целью создания органичной и благоприятной атмосферы на территории успеха создано психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности.
В рамках психолого – педагогического сопровождения педагогам и родителям детскихучебных групп творческих объединений Центра, которые только сформировались, было предложено участие в программе деятельности «Мы – команда». Данная программа создана в помощь обучающимся, педагогам и родителям. Актуальность данной программы обусловлена обозначенной родителями проблемой несформированности социальной и коммуникативной культуры обучающихся 7-11 лет, недоразвития навыков саморегуляции для успешной адаптации и эффективного обучения, а также запросом педагогов Центра на оказание помощи в формировании благоприятного психологического климата в учебных группах объединений.
Программа «Мы – команда» подходит для более глубокой проработки и формирования социальной и коммуникативной культуры в коммуникативной деятельности обучающихся младшего школьного возраста. Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух и более людей, направленное на объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого человека. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели [1]. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовывать свой потенциал. Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др.[2,3,4]. Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования. Однако все они не затрагивают проблемы формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте. Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависит ее духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности, общению.
Младший школьный возраст является прямым продолжением дошкольного возраста в плане общей сенситивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Этот период является периодом овладения социальным пространством человеческих отношений через игровые и реальные отношения со сверстниками.
В данной программе развитие коммуникативной компетенции осуществляется посредством практикоориентированной тренинговой деятельности. По содержанию программу можно условно разделить на три раздела: диагностический, который позволяет собрать необходимый для анализа информацию, коррекционно-развивающий, который позволяет достигнуть поставленной цели программы и итоговый, позволяющий проанализировать успешность работы.
Психологический тренинг используется в данной программе, как вид специально организованного обучения, подразумевающий активные методы групповой работы, использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.
Коррекционно-развивающую направленность данной программы обеспечивает подбор специальных игр и упражнений, направленных на развитиеэмоциональной стабильности, коммуникативных умений, навыков саморегуляции и успешной адаптации обучающихся 7-11 лет.
Целью данной программы является формирование социальной и коммуникативной культуры, а также содействие развитию навыков саморегуляции и успешной адаптации обучающихся в коллективах Центра младших школьников 7-11 лет.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи.
Обучающие:
- овладение вербальными и невербальными средствами общения;
- обучение навыку активного слушания;
Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие навыков саморегуляции;
- формирование навыков уверенного поведения.
Воспитательные:
- формировать уважительное отношение к окружающим;
- воспитание способности согласованно работать в коллективе.
В программе используется групповая форма работы. Для достижения поставленной цели в процессе реализации программы применяются игры, игры – тренинги, беседа, диагностика, рефлексия.
Планируемыми результатами освоения программы «Мы - команда» становятся следующие компетентности обучающихся.
Образовательная.
- овладеть вербальными и невербальными средствами общения;
- уметь применять технику активного слушания.
Личностного самосовершенствования.
- овладеть коммуникативными навыками;
- овладеть навыками саморегуляции;
- сформировать навыки уверенного поведения.
Коммуникативная.- уметь работать в коллективе;
- уважительно относиться к окружающим.В результате реализации программы также будут сформированы рекомендации педагогам для более эффективного взаимодействия группой и, при необходимости, будет дана обратная связь родителям, что позволит сделать образовательный процесс более успешным и эффективным.
Для проявления успеха необходимо, чтобы человек социализировался, а для этого важно развитие коммуникативной сферы. В современных условиях имеется большой уровень погруженности детей в мир виртуального общения, что приводит к потери навыков коммуникации. Таким образом, реализация программы «Мы – команда» создает условия для восполнения пробелов в области коммуникации и обогащения учащихся новым опытом общения и взаимодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2005.
Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. с. 31-57 (с сокращ.) с. 5-9.
Справочник психолога начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов - на - Дону: Феникс 2006, с. 347.