Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности «Знай-ка» для детей 4–5 лет

2
0
Материал опубликован 3 November 2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» муниципального образования г.Обь Новосибирской области.







Утверждено:______________

_________________________











Программа дополнительного образования

по познавательно-исследовательской деятельности

«Знай-ка»

Для детей 4-5лет.







Разработала:

Скокова В.В.









г.Обь 2019г.




Содержание


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи реализации Программы

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.4. Планируемые результаты освоения программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Модель образовательного процесса

2.2. Взаимодействие с родителями

2.3. Взаимодействие с воспитателями


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


3.1. Предметно-развивающая среда и оборудование.

3.2. Методическое обеспечение





























1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1. Пояснительная записка

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно - ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно, ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.


1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

Развивать умственные способности, познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

Формировать умение пользоваться приборами-помощниками и навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении игр-экспериментов.

Учить выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы


1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

- доступности, использование доступного материала детям;

- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;

- последовательности, изложение материала идет последовательно;

- систематичности, в определенной последовательности, системе;

- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.


Методы и приёмы:

информационно-познавательные: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, проблемные ситуации;

игровые: создание игровых ситуаций, познавательные дидактические игры;

наглядные: иллюстрации, показ, презентации мультимедиа;

практические: выполнение практических действий детьми (экспериментирование)


1.4. Планируемые результаты освоения программы

умение опытным путем доказывать свойства воды, воздуха, песка, предметов;

умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности;

обогащение активного и пассивного словаря детей.




























2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ



2.1. Модель образовательного процесса

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Материал и оборудование

Сентябрь

1-неделя


«Наши помощники»


Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.


Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д.

2-неделя


«Как мы чувствуем запахи?»


Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.


Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).

3-неделя


«Воздух – первое знакомство: вдох– выдох»


Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы



Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека

4-неделя


«Воздух есть везде» (Свойства воздуха)


Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.)

Познакомить детей со свойствами воздуха: занимать место, нагреваться и остывать, прозрачность, давление воздуха. Учить проверять свои предположения посредством опытов

Вода, трубочка, почва, губка, различные ёмкости, листочки с заданиями, бумажная спиралька, воздушный шарик.



Октябрь

1-неделя


«Вода в природе и в быту».


Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.


Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с тёплой водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.

2-неделя


«Вода – источник жизни»


Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Познакомить с процессом конденсации. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.


3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.

3-неделя


«Путешествие капельки»


Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека.


эл.чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода», схема «Круговорот воды в природе», глобус.

4-неделя


«Вода – растворитель»


 Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.


Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.

Ноябрь

1-неделя


«Магнит – фокусник»


Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.



Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

2-неделя


Притягивание через предметы


Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов.


Магниты, листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические), мячи.

3-неделя


Рисует магнит или нет


Закрепление знаний детей о свойствах магнита. Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. 



Магниты, гуашь, кисти листы бумаги.

4-неделя






неделя


Игра «Рыбалка»




В игровой форме закрепить у детей свойства  магнитов


Удочка с магнитом на конце, пластмассовые рыбки с металлическими вставками

Декабрь

1-неделя


«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?» 


Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.



Наборы камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д.

2-неделя


«Домики для камешков»


Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям использование камней в игровых целях



Различные по форме, цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней.

3-неделя

«В мире стекла»


Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы.



Небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка

4-неделя


«В мире пластмассы»


Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы: гладкая, легкая, цветная; развивать любознательность.



Пластмассовые предметы, игрушки, стакан из пластмассы, палочки для выявления звука пластмассы.

Январь

1-неделя


«Взаимодействие воды и снега»


Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.


Мерные емкости с водой разной температуры снег, тарелочки, совочки

2-неделя

«На чем полетят человечки?»


Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.


Резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи.

3-неделя


«Путешествие в прошлое бумаги»


Познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами.


Камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современная бумага.

4-неделя


«Почему дерево плавает?»


Расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.


Образцы дерева, других материалов, металлические и деревянные ложки, спички или палочки, емкости с водой.

Февраль

1-неделя


«Разноцветные шарики»

 

Путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой


Палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок)

2-неделя


«Свет вокруг нас»


Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов.


Картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча.

3-неделя


«Упрямые предметы»


Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией.


Игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты.

4-неделя

«Такая разная ткань»

 Познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением.

Разные виды ткани (расцветка, структура), нитки, ножницы, таз с водой, карандаши, иллюстрации одежды.

Март

1-неделя


«Почва – живая земля»


Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.



Совочки, формочки, вода, земля.

2-неделя


«Подводная лодка»


Опытным путем показать детям, что воздух имеет выталкивающую силу, может держать предметы на воде.


Прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов.


3-неделя


Способы размножения растений


Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.


Иллюстрации разных растений и плода, горшки с цветами для наблюдения.

4-неделя


«Тепло-холодно».



Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение.



Ветка сирени или березы, ваза с водой. (Наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветке, помещенной в группу.)

Апрель

1-неделя


В маленьком семени прячется растение


Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена.



Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы, листочки с заданиями

2-неделя


«Почему в космос летают на ракете».


Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.


Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты.

3-неделя


Условия, необходимые для роста растений



Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха.


Луковицы на каждого, ножницы, стаканчики с водой и землёй, лейки, листочки с заданиями.

4-неделя


Посадим огород


Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности.


Клеенки, семена фасоли, емкость с водой, горшки с землей, лопаточки, схема посадки, семена других растений (горох, редис, свекла)

Май

1-неделя


«Незнайкин клад»


Закреплять знание детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы (резины, пластмассы, стекла, металла)



Различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, стекла, металла.

2-неделя


«Зачем растениям нужен корень?»


Определить значение корня для развития, роста и укрепления растения в почве.


 

Баночка с водой, горшок с почвой, головки лука.

3-неделя


«Курочка Ряба»


Закрепить с детьми свойства и качества металла, учить сравнивать по качествам стекло и металл.



Сказка «Курочка Ряба», металлические предметы, емкость с водой, стеклянные предметы.

4-неделя


«Приключение карандаша»


Систематизировать и уточнить представления о свойствах дерева; развивать логическое мышление, познавательную активность.



Карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток. Емкость с водой, картинки леса, реки, костра, карандаши.




2.2. Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей

Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников. Выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Памятка для родителей «Экспериментирование с водой»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».


2.3. Взаимодействие с воспитателями

Консультация для воспитателей: “Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду”

Консультация: “Научите ребенка любить живую природу”.





3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 15- 20 минут во второй половине дня, с сентября по май.

Форма проведения - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.

Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей проводиться в 2 раза в год: сентябрь и май


3.1. Предметно-развивающая среда и оборудование.

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д.р. Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена. Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная. Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители. Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р). Технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.). Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.


3.2. Методическое обеспечение

Николаева С.Н.; сост. Горбашов Г. и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);

Рыжова Н.А. «Воздух-Невидимка» («Наш дом – природа»);

Дыбина О.В. и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду);

Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Ребёнок в мире поиска»

Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;

Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;

Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»; Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.

Ковинько Л. В. «Секреты природы – это интересно»;

Шапиро А. И. « Секреты знакомых предметов»;

Потапова Л. М. «Детям о природе, экология в играх»;

Левитман М. Х. «Экология – предмет: интересно или нет?»;

Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение»;

Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом, зеркалами».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации