Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности «Знай-ка» для детей 4–5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» муниципального образования г.Обь Новосибирской области.
Утверждено:______________
_________________________
Программа дополнительного образования
по познавательно-исследовательской деятельности
«Знай-ка»
Для детей 4-5лет.
Разработала:
Скокова В.В.
г.Обь 2019г.
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Планируемые результаты освоения программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Модель образовательного процесса
2.2. Взаимодействие с родителями
2.3. Взаимодействие с воспитателями
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Предметно-развивающая среда и оборудование.
3.2. Методическое обеспечение
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно - ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно, ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
Развивать умственные способности, познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
Формировать умение пользоваться приборами-помощниками и навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении игр-экспериментов.
Учить выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
- доступности, использование доступного материала детям;
- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
- последовательности, изложение материала идет последовательно;
- систематичности, в определенной последовательности, системе;
- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
Методы и приёмы:
информационно-познавательные: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, проблемные ситуации;
игровые: создание игровых ситуаций, познавательные дидактические игры;
наглядные: иллюстрации, показ, презентации мультимедиа;
практические: выполнение практических действий детьми (экспериментирование)
1.4. Планируемые результаты освоения программы
умение опытным путем доказывать свойства воды, воздуха, песка, предметов;
умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности;
обогащение активного и пассивного словаря детей.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Модель образовательного процесса
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Материал и оборудование |
Сентябрь | 1-неделя | «Наши помощники» | Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха. | Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д. |
2-неделя | «Как мы чувствуем запахи?» | Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования. | Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы). | |
3-неделя | «Воздух – первое знакомство: вдох– выдох» | Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы | Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека | |
4-неделя | «Воздух есть везде» (Свойства воздуха) | Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.) Познакомить детей со свойствами воздуха: занимать место, нагреваться и остывать, прозрачность, давление воздуха. Учить проверять свои предположения посредством опытов | Вода, трубочка, почва, губка, различные ёмкости, листочки с заданиями, бумажная спиралька, воздушный шарик. | |
Октябрь | 1-неделя | «Вода в природе и в быту». | Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. | Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с тёплой водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло. |
2-неделя | «Вода – источник жизни» | Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Познакомить с процессом конденсации. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. | 3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой. | |
3-неделя | «Путешествие капельки» | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека. | эл.чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода», схема «Круговорот воды в природе», глобус. | |
4-неделя | «Вода – растворитель» | Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами. | Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло. | |
Ноябрь | 1-неделя | «Магнит – фокусник» | Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами. | Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки, |
2-неделя | Притягивание через предметы | Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов. | Магниты, листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические), мячи. | |
3-неделя | Рисует магнит или нет | Закрепление знаний детей о свойствах магнита. Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. | Магниты, гуашь, кисти листы бумаги. | |
4-неделя неделя | Игра «Рыбалка» | В игровой форме закрепить у детей свойства магнитов | Удочка с магнитом на конце, пластмассовые рыбки с металлическими вставками | |
Декабрь | 1-неделя | «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?» | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. | Наборы камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. |
2-неделя | «Домики для камешков» | Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям использование камней в игровых целях | Различные по форме, цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней. | |
3-неделя | «В мире стекла» | Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы. | Небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка | |
4-неделя | «В мире пластмассы» | Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы: гладкая, легкая, цветная; развивать любознательность. | Пластмассовые предметы, игрушки, стакан из пластмассы, палочки для выявления звука пластмассы. | |
Январь | 1-неделя | «Взаимодействие воды и снега» | Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. | Мерные емкости с водой разной температуры снег, тарелочки, совочки |
2-неделя | «На чем полетят человечки?» | Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны. | Резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи. | |
3-неделя | «Путешествие в прошлое бумаги» | Познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами. | Камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современная бумага. | |
4-неделя | «Почему дерево плавает?» | Расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования. | Образцы дерева, других материалов, металлические и деревянные ложки, спички или палочки, емкости с водой. | |
Февраль | 1-неделя | «Разноцветные шарики» |
Путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой | Палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок) |
2-неделя | «Свет вокруг нас» | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов. | Картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча. | |
3-неделя | «Упрямые предметы» | Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией. | Игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты. | |
4-неделя | «Такая разная ткань» | Познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением. | Разные виды ткани (расцветка, структура), нитки, ножницы, таз с водой, карандаши, иллюстрации одежды. | |
Март | 1-неделя | «Почва – живая земля» | Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая. | Совочки, формочки, вода, земля. |
2-неделя | «Подводная лодка» | Опытным путем показать детям, что воздух имеет выталкивающую силу, может держать предметы на воде. | Прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов. | |
3-неделя | Способы размножения растений | Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста. | Иллюстрации разных растений и плода, горшки с цветами для наблюдения. | |
4-неделя | «Тепло-холодно». | Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение. | Ветка сирени или березы, ваза с водой. (Наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветке, помещенной в группу.) | |
Апрель | 1-неделя | В маленьком семени прячется растение | Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена. | Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы, листочки с заданиями |
2-неделя | «Почему в космос летают на ракете». | Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. | Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты. | |
3-неделя | Условия, необходимые для роста растений | Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха. | Луковицы на каждого, ножницы, стаканчики с водой и землёй, лейки, листочки с заданиями. | |
4-неделя | Посадим огород | Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности. | Клеенки, семена фасоли, емкость с водой, горшки с землей, лопаточки, схема посадки, семена других растений (горох, редис, свекла) | |
Май | 1-неделя | «Незнайкин клад» | Закреплять знание детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы (резины, пластмассы, стекла, металла) | Различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, стекла, металла. |
2-неделя | «Зачем растениям нужен корень?» | Определить значение корня для развития, роста и укрепления растения в почве. |
Баночка с водой, горшок с почвой, головки лука. | |
3-неделя | «Курочка Ряба» | Закрепить с детьми свойства и качества металла, учить сравнивать по качествам стекло и металл. | Сказка «Курочка Ряба», металлические предметы, емкость с водой, стеклянные предметы. | |
4-неделя | «Приключение карандаша» | Систематизировать и уточнить представления о свойствах дерева; развивать логическое мышление, познавательную активность. | Карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток. Емкость с водой, картинки леса, реки, костра, карандаши. |
2.2. Взаимодействие с родителями
Анкетирование родителей
Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников. Выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.
Памятка для родителей «Экспериментирование с водой»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
2.3. Взаимодействие с воспитателями
Консультация для воспитателей: “Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду”
Консультация: “Научите ребенка любить живую природу”.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 15- 20 минут во второй половине дня, с сентября по май.
Форма проведения - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.
Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей проводиться в 2 раза в год: сентябрь и май
3.1. Предметно-развивающая среда и оборудование.
Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д.р. Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена. Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная. Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители. Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р). Технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.). Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
3.2. Методическое обеспечение
Николаева С.Н.; сост. Горбашов Г. и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);
Рыжова Н.А. «Воздух-Невидимка» («Наш дом – природа»);
Дыбина О.В. и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду);
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Ребёнок в мире поиска»
Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;
Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»; Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.
Ковинько Л. В. «Секреты природы – это интересно»;
Шапиро А. И. « Секреты знакомых предметов»;
Потапова Л. М. «Детям о природе, экология в играх»;
Левитман М. Х. «Экология – предмет: интересно или нет?»;
Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение»;
Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом, зеркалами».