Программа элективного курса по русскому языку «Шаг за шагом» (11 класс)

7
0
Материал опубликован 25 October 2017 в группе

Пояснительная записка

Владение русским языком в настоящее время является общественным приоритетом. Отношение к знанию языка основывается на понимании его как базовой образовательной компетенции. К сожалению, современная социокультурная ситуация оставляет желать лучшего. Язык средств массовой информации, телевидения часто не является образцом речевой культуры, а порой даже способствует проявлению негативных процессов (например, жаргонизации, вульгаризации речи, неконтролируемому заимствованию и др.). Названные процессы усугубляются бесконтрольностью и вседозволенностью речевого поведения в Интернете. Происходит обеднение словарного запаса учащихся, что снижает свободу коммуникации. Кроме этого, проявляется кризис читательской культуры: количество читающих детей уменьшается, снижается качество чтения.

В настоящее время школьникам необходима побудительная мотивация к изучению и соблюдению норм русского языка, которые должны формироваться в процессе всей учебной деятельности, а особенно на уроках русского языка, на занятиях факультативных и элективных курсов. Одной из таких мотивацией для ребёнка становится государственная итоговая аттестация.

В старшей школе большое внимание уделяется речевому и интеллектуальному развитию обучающихся, что необходимо для получения дальнейшего образования выпускников и осуществления их будущей профессиональной деятельности. Формирование таких компетенций является преобладающей идеей федерального компонента государственного стандарта образования.

ЕГЭ по русскому языку в 11 классе полностью соответствует требованиям, предъявляемым выпускнику, заканчивающему основную школу. Но из-за недостатка времени на уроке не всегда есть возможность хорошо отработать необходимые навыки. Некоторые ученики, в силу индивидуальных особенностей, сталкиваются с проблемой систематизации и обобщения изученного, проблемой создания собственного письменного высказывания. Многие школьники испытывают стрессовое состояние перед экзаменом, так как не всегда психологически готовы к формату ГИА, где необходимо выполнить тестовую часть, быстро и без ошибок заполнить бланк и, конечно, написать сочинение, хорошо зная основные требования к данному виду работы. Помочь ученику в такой ситуации может элективный курс, направленный на подготовку школьников к ЕГЭ. Основная цель элективного курса «Шаг за шагом» как раз и заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для подготовки обучающихся к успешной сдаче выпускного экзамена.

 

Основные задачи элективного курса:

  • Создать условия для обобщения и систематизации изученного материала, необходимого для успешного выполнения тестовой части КИМов;
  • Создать условия для совершенствования умения работы с текстом;
  • Создать условия для совершенствования умения создания собственного аргументированного высказывания по заданной проблеме.

Программа элективного курса «Шаг за шагом» отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного образования по русскому языку и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классах, что свидетельствует о её актуальности.

Главные принципы курса традиционны: доступность, системность, научность.

Проанализировав экзаменационные работы предыдущих лет, можно сделать вывод: многие выпускники испытывают затруднения при выполнении большей части видов заданий ЕГЭ. Это объясняется, на наш взгляд, преимуществом информационного принципа преподавания над деятельностным подходом. Статистика результатов сдачи ЕГЭ в 2017 году была учтена при подготовке учебного материала элективного курса «Шаг за шагом».

Предложенный в программе материал сочетается с деятельностным подходом. Это даёт возможность совершенствовать и развивать ключевые компетенции (коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные), а также создавать условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. Деятельностный подход позволяет перейти от усвоения знаний, умений и навыков к совершенствованию умения учиться, к целенаправленной организации учебной деятельности, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Для достижения целей обучения на занятиях элективного курса используются разнообразные формы и методы организации работы, позволяющие раскрыть субъективный характер деятельности учащихся, создать атмосферу заинтересованности ученика в работе группы, класса, что способствует естественному самовыражению каждого ребёнка.

Основные формы и методы работы:

  • «Продвинутая» лекция учителя с использованием интерактивных средств обучения;
  • Проектирование индивидуального маршрута саморазвития;
  • Составление кластеров, обобщающих интерактивных таблиц, плакатов и схем;
  • Работа с различными источниками информации для создания проектов (Например, проект «Портрет текста»);
  • Работа с тренажёрами в парах и индивидуально;
  • Практические работы в парах и группах;
  • Индивидуальная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, анализ, выводы);
  • Самостоятельный отбор материала для составления собственных КИМов (работа в группе);
  • On-line тестирование;
  • Работа с бланками и пакетами КИМов;
  • Использование таких приёмов, как идеальное сочинение, приём эксперта и др.;
  • Написание сочинений;
  • Работа над речевым оформлением сочинения.

Представленные формы и методы работы подчинены комплексной задаче – созданию условий для развития речи, созданию условий для формирования практической грамотности – и составляют единую методическую систему.

Данный элективный курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю), составлен для учеников 11 класса и, как было сказано выше, призван помочь учащимся повторить и обобщить материал, изученный ранее, систематизировать его, углубить имеющиеся знания, отработать навыки создания собственного письменного высказывания.

Курс состоит из двух блоков, каждый из которых соответствует определённой части экзаменационной работы.

В первом разделе курса учитываются особенности первой части экзамена, которая представляет собой тестовые задания по различным разделам языкознания. Чтобы успешно выполнить эту часть ЕГЭ, обучающимся необходимо хорошо владеть русским языком, его словарём и грамматическим строем; владеть нормами правописания, орфографической зоркостью, навыками информационной обработки микротекста. Данная часть программы предполагает развитие языковой и лингвистической компетенций и направлена на совершенствование умения школьников делать элементарный лингвистический анализ языковых явлений (например, различать контекстные значения многозначных слов, паронимов; редактировать предложения с лексическими ошибками; устанавливать соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены; определять изученные языковые особенности текста; выделять в тексте предложения, соответствующие конкретной синтаксической модели и т.д.).

На каждом занятии курса предполагается кропотливая работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков обучающихся. Подобная деятельность особенно актуальна в настоящее время, так как школьники, как было сказано выше, меньше читают, а для общения используют принятый в социальных сетях сленг.

Второй раздел программы основывается на развитии коммуникативной компетенции. В процессе работы создаются условия для формирования у школьников навыков владения разными видами речевой деятельности, навыков восприятия чужой речи и создания собственного высказывания, в котором необходимо отразить основную проблему предложенного для анализа текста, выявить позицию автора, высказать и аргументировать собственную точку зрения. Большое внимание при этом уделяется работе над речевым оформлением собственного высказывания.

Сложность последнего задания ЕГЭ как раз и заключается в создании письменного текста, редактировании его, соблюдении норм современного русского языка. На каждом занятии второй части элективного курса «Шаг за шагом» обращается внимание обучающихся на основные требования к речевому оформлению сочинения.

Опираясь на работы Д.Э. Розенталя, можно выделить следующие требования к хорошей речи:

  • Правильность (соблюдение литературно-языковых норм);
  • Точность (соответствие мыслям говорящего или пишущего);
  • Ясность (доступность пониманию слушающего или читающего);
  • Логичность (соответствие законам логики);
  • Простота (естественность, отсутствие вычурности);
  • Богатство (разнообразие используемых языковых средств);
  • Сжатость (отсутствие лишних слов, ненужных повторений);
  • Чистота (устранение диалектных, жаргонных, просторечных слов, а также заимствованных, употребляемых без надобности);
  • Живость (отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность);
  • Благозвучие (подбор слов с учётом их звуковой стороны).

Работая в группах, ученики определяют причины появления речевых ошибок в собственном письменном высказывании. Данный вид деятельности позволяет ребятам легко находить недостатки в своих сочинениях и успешно устранять их.

Подобным образом на занятиях элективного курса систематизируются речевые ошибки, классификация которых широко представлена в различных методических пособиях.

Большое внимание уделяется работе, направленной на редактирование и совершенствование черновиков. Опыт показывает, что для формирования критического оценивания текста и выявления речевых ошибок полезна работа в парах. Сочинения пишутся двумя авторами. В процессе деятельности школьники контролируют друг друга и учатся редактировать текст, написанный другим лицом. Ребятам предлагается также написать «идеальное» сочинение, а затем выступить в роли экспертов. Такие формы подготовки очень ценятся учащимися.

Каждое задание второй части элективного курса усложняется по мере достижения обучающимися необходимого уровня.

Как уже было сказано выше, обе части программы связаны между собой и воспроизводят логику экзаменационной работы.

В результате изучения курса учащиеся должны показать умения, проверяемые на ЕГЭ (ожидаемые результаты):

1. Проводить различные виды анализа языковых единиц, явлений и фактов;

2. Осуществлять речевой самоконтроль;

3. Проводить лингвистический анализ научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

4. Извлекать информацию из различных источников;

5. Владеть основными приёмами информационной переработки текста;

6. Создавать письменные высказывания и редактировать собственный текст;

7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;

8. Использовать в собственной практике синонимические ресурсы русского языка;

9. Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка.

Данный перечень умений представлен в "Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку". Документ подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Использование различных видов деятельности при прохождении программы элективного курса «Шаг за шагом» даёт возможность создать условия для предварительной проверки и корректировки следующих умений учащихся:

  • Умение точно и полно понимать содержание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • Умение выделять главную проблему прочитанного текста;
  •  Умение комментировать поставленную в прочитанном тексте проблему;
  • Умение определять авторскую позицию в прочитанном тексте;
  • Умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прочитанном тексте, аргументировать его с привлечением информации жизненного или читательского опыта;
  • Умение последовательно излагать собственные мысли;
  • Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  • Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
  • Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка;
  • Умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
  • Умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота, находить и устранять лексические ошибки;
  • Умение находить и устранять ошибки в образовании формы слова;
  • Умение классифицировать грамматические ошибки;
  • Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
  • Умение находить грамматическую основу предложения;
  • Умение применять знания по орфоэпии, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису и др.

Программа элективного курса предполагает обязательное обобщение и повторение следующих тем:

  1. Текст как речевое произведение;
  2. Смысловая и композиционная цельность, связность текста;
  3. Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
  4. Орфографические нормы русского языка;
  5. Орфоэпические нормы русского языка;
  6. Грамматические нормы русского языка;
  7. Лексические нормы русского языка;
  8. Морфологический анализ знаменательных и служебных частей речи;
  9. Простое предложение: главные и второстепенные члены; двусоставные и односоставные предложения;
  10. Простое осложнённое предложение; синтаксический анализ простого предложения;
  11. Сложное предложение (ССП, СПП, БСП);
  12. Сложные предложения с разными видами связи между частями; синтаксический анализ сложного предложения.

Содержание программы элективного курса по русскому языку

«Шаг за шагом»

(11 класс)

Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.

Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Классификация лексических ошибок. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Морфемика и словообразование. Образование формы слова. Выразительные средства словообразования.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

Грамматика. Синтаксис. Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.

Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.

Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях,  обособленных обстоятельствах,  сравнительных оборотах,  уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.

Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.

Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.

Тематическое планирование элективного курса по русскому языку

«Шаг за шагом»

(11 класс)

Содержание занятия

Виды деятельности

Кол.

часов

1-ая часть

 

Введение

   

1

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией   ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

   «Продвинутая» лекция учителя с использованием мультимедиа

1

2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

     Практическая работа в группах

1

3

Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы.

Работа в парах (создание проектов «Портрет слова»). Работа с текстом, словарями, интернет- ресурсами.

1

4

Лексика. Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления. Фразеология.

Работа с текстом. 

   Практическая работа в группах (создание проектов).

1

5

Лексика. Лексические нормы.

Работа с тренажёром. Тестирование.

 

6

Морфемика и словообразование. Выразительные средства словообразования.

     Практическая работа в группах.

Тестирование.

1

7

Морфология. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

     Практическая работа в парах (самостоятельное создание тестов).

1

8

Грамматические ошибки, связанные с нарушением норм.

Работа с тренажёром. Тестирование

1

9-10  

    Синтаксис. Простое предложение, простое      осложнённое  предложение, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.

Практическая работа. Работа с интерактивными плакатами. Создание кластера.

1

 11-12

  Синтаксические нормы. Грамматические ошибки,     связанные с их нарушением.

Работа с тренажёром. Тестирование

2

 13-17

 Орфография. Орфографические нормы. (Распределение часов определяется уровнем подготовленности обучающихся по данному разделу).

Работа с интерактивными плакатами. Практическая работа. Самостоятельное создание тестов Работа с тренажёром. Тестирование.

5

 18-19

  Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Распределение часов определяется уровнем подготовленности обучающихся по данному разделу).

Практическая работа. Тестирование оn-line.

2

20

Текст. Понимание текста. Стили и типы речи.

Практическая работа в группах.

1

 21-22

 Изобразительно-выразительные средства языка.

Работа с интерактивными плакатами. Практическая работа в парах.

2

23

Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.

Практическая работа.

1

2-я часть: подготовка к сочинению.

24

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста.

Работа с текстом в группах. Практическая работа.

1

25

Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).

Текстоведческий анализ. Практическая работа.

1

26

Выявление и формулировка авторской позиции.

Работа с текстом в группах. Практическая работа.

1

27

Способы аргументации собственного мнения.

Практическая работа. Приём эксперта.

1

28

Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

Практическая работа. Приём эксперта.

1

29

Практикум по написанию сочинения.

Работа в группах. Приём идеального сочинения.

1

30

Практикум по написанию сочинения.

Самостоятельная работа

1

31

Анализ написанного. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка написанного.

Практическая работа. Индивидуальная работа.

1

32-33

Тренинг в формате ЕГЭ.

Практическая работа.

2

34

Индивидуальная коррекция ошибок.

Индивидуальная работа

1

35

Итоговое занятие

Конференция

1

 

Итоговое занятие можно провести в различных формах, чаще всего это конференция, позволяющая выяснить, какие формы занятий учащихся заинтересовали больше, что удалось и что не получилось. Это необходимо для дальнейшего усовершенствования содержания элективного курса.

Формы контроля достижений учащихся.

В настоящее время, когда оценка работы обучающихся на занятиях элективного курса не производится, в некоторых классах существует проблема посещения. Если ученики в сильном классе ориентированы на получение знаний и стараются не пропускать занятий, то ученики слабого класса просто набирают необходимое количество часов, чтобы получить зачёт. Кроме этого, не все обучающиеся (их родители) могут самостоятельно проследить уровень роста знаний. Поэтому, на наш взгляд, необходимо ввести определённую форму контроля достижений обучающихся.

Основной формой контроля может являться выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия или тематического блока проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: каждый ученик заполняет лист самоконтроля, где указываются темы, количество выполненных заданий, набранные баллы и т.д.

Критерий оценки.

Работа учащихся оценивается следующим образом: зачет - незачет. Итоговая оценка складывается из всех текущих. В качестве примера приводим таблицу.

Название темы

Кол-во заданий

Макс. балл

Набранные баллы

Оценка

Фонетика и орфоэпия

10

10

8

зачёт

Словообразование

10

10

9

зачёт

Морфология

10

10

4

незачёт

Сочинение

1

24

18

зачёт

Итог

Рабочая тетрадь для учащихся.

При изучении элективного курса «Шаг за шагом» учащиеся используют две тетради:

1.Обычная рабочая тетрадь по русскому языку, в которой ребята делают записи на занятиях;  

2. Папка ЕГЭ. Тренировочные задания и тесты по русскому языку, выполненные обучающимися.

Литература.

  1. Материалы официального сайта ФИПИ (http://www.fipi.ru/).
  2. Единый государственный экзамен. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько.- М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – 384 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе)
  3. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». - СПб.: Паритет, 2014  
  4. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. - М.: Высшая школа, 2012  
  5. Головин Б. Н. Введение в языкознание. М., 2008
  6. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. М., 2012
  7. Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе Рекомендации для поступающих в вузы. -   М.: Школа-Пресс, 2014  
  8. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997  
  9. Кучина Т. Г., Болдырева Е.М. Школьный справочник. Литература. -  Ярославль: Академия развития, 2010  
  10. Лазаренко Г.П. Школьное сочинение как литературный жанр. - М.: Просвещение, 2011
  11. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. - М.: Аркти, 2012  
  12. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы. - М.: Школа-Пресс, 2012
  13. Орлов Б.А. Как писать сочинение по литературе. М.: Просвещение, 2014 
  14. Пожилова Л. В., Сафиуллин Я.Г. Как работать над сочинением. - Казань: Казанский университет, 2014
  15. Русская литература в сочинениях старшеклассников. Составитель Нянковский М.А. -Ярославль: Академия развития 
  16. Торкунова Т.В. как писать сочинение. - М.: Айрис, Рольф, 2013
  17. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: Просвещение,1982 
  18. Щербина И. В., Карнаух Е. Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. -  М.: Дрофа, 2002 
  19. Шанский Н. М. Занимательный русский язык. М., 1996
  20. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Главный редактор Бердников Г. П. - М.; Педагогика, 1988 

Литература для учащихся

  1. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2013
  2. Смирнова В. Т. , Коваленко Е. А. Литература. Интенсивный курс подготовки к Единому Государственному Экзамену. - М.: Айрис Пресс, 2014 
  3. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2009 
  4. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2012.
  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2013.
  6. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2017. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 .
  7. Единый государственный экзамен. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько.- М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – 384 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе)
  8. Различные виды лингвистических словарей.

Приложение

 

В приложении представлены примеры практических и тестовых работ. Большая часть тестовых заданий основана на материалах Интернет-ресурсов.

Примерная практическая работа к первому блоку

Тестовые задания по теме «Однородные члены предложения».

1.Найдите ошибочное суждение.

1) Однородными могут быть только второстепенные члены предложения.

2) Однородными могут быть разными частями речи.

3) Однородные члены предложения относятся к одному слову предложения и отвечают на один и тот же вопрос.

4) При однородных членах может быть обобщающее слово.

2. Найдите предложение, в котором нет однородных членов (знаки препинания не расставлены).

1)На порогах вода находится в волнении лодка качается и потому сохранить равновесие в ней труднее.

2) Орланы не гонялись друг за другом а спокойно парили в разных плоскостях поднимаясь всё выше и выше в беспредельную даль.

3) Убегая в испуге косуля может делать изумительно огромные прыжки через овраги кусты и завалы буреломного леса.

4) Работа выполнена быстро и с удивительной ловкостью.

3. Найдите предложение с однородными сказуемыми (знаки препинания не расставлены).

1) Грациозные и подвижные чайки и изящные и проворные крачки своей снежной голубизной мелькали в синеве лазурного неба.

2) Высок строен красив бывает клён.

3) На земле и на небе было ещё темно только в той стороне откуда подымались всё новые звёзды чувствовалось приближение рассвета.

4. Найдите предложение, в котором при однородных членах предложения есть обобщающее слово (знаки препинания не расставлены).

1) Чувства унижения и обиды и безнадёжной отчаянной тоски попеременно терзали его.

2) К вечеру погода не изменилась земля по-прежнему словно саваном была покрыта густым туманом.

3) От домашней кошки дикая отличается не только своими крупными размерами но и другими признаками более сильными зубами длинными усами и густой шерстью.

5. Найдите предложение, в котором между обобщающим словом и однородными членами предложения стоят вводные слова (знаки препинания не расставлены).

1) В степях живут главным образом грызуны суслики тушканчики полёвки.

2) Там же был солдатский хлеб завёрнутый в сырую тряпочку чтобы не высох кружка сделанная из консервной банки жестяная мисочка с солдатской кашей две деревянные ложки словом всё это нищее но необыкновенно аккуратное хозяйство.

3) Песчаные отлогие берега светлой речки подбирающийся с холма к воде кустарник искривлённый овраг с ручьём на дне и берёзовая роща всё как будто нарочно прибрано одно к другому.

6. Укажите предложение, в котором запятая перед союзом И не ставится (знаки препинания не расставлены).

1) Хотелось упасть камнями на гладко-тёплую землю и воздеть руки и в восторге молиться.

2) Он говорил искусственно дребезжащим голосом и всё смеялся шипящим смехом театрального злодея.

3) Прошло два-три года и в её глазах и осанке и в её обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта её личности величавость.

7. Укажите предложение, в котором нужно поставить не одну запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду даже в воздухе чувствовалось приближение осени.

2) Проскакав зал он очутился на узкой и тёмной площадке и увидел открытую пасть освещённого лифта.

3) Деревья словно плакали с ветвей их на землю всё время падали крупные капли.

8. Укажите количество необходимых запятых в каждом предложении. Соотнесите свои ответы с предложенными и выберите правильный вариант ответа (знаки препинания не расставлены).

1) В портфеле лежали учебники и тетради.

2) В портфеле лежали и учебники и тетради.

3) В портфеле лежали и учебники и тетради и карандаши.

4) В портфеле лежали учебники и тетради и карандаши.

5) В портфеле лежали учебники и тетради ручки и карандаши фломастеры и линейки.

1) 2, 0, 1, 3, 2                                      2) 0, 3, 2, 2, 1                           3) 0, 2, 1, 3, 2

                                       4) 0, 1, 2, 2, 2                         5) 1, 2, 3, 2, 2

9. Найдите предложение, в котором сочинительные союзы соединяют только однородные члены (знаки препинания не расставлены).

1) Начало подмораживать и наши ноги беспрерывно разъезжались и скользили по обледеневшей земле.

2) В чистом высоком небе качался купол собора с крестом а неподалёку совсем по-российски беззаботно пел жаворонок трещали кузнечики в бурьяне да заливались синицы в одичалом лесу.

3) Между сценой и зрительной залой сидели оборотясь лицом к публике пять или шесть музыкантов с двумя скрипками тромбоном и турецким барабаном.

10. Найдите предложение, в котором однородные члены связаны разными по значению сочинительными союзами (знаки препинания не расставлены).

1) Плавающие льдины попадались всё чаще но не сплошными массами а небольшими полями.

2) Ко мне вошёл молодой офицер [Швабрин] невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым но чрезвычайно живым.

3) Он принадлежал к числу тех людей которые … грубо но приятно льстят начальству откровенно ябедничают на сослуживцев а с подчинёнными обращаются самым безобразно-деспотическим образом.

11.Найдите ошибочное суждение.

1) Однородные члены могут быть распространёнными и нераспространёнными.

2) Однородные члены предложения могут соединяться подчинительными союзами.

3) При однородных членах могут быть обобщающие слова.

4) Если однородные члены соединяются двойным союзом, то запятая ставится перед второй частью.

12. Найдите предложение с однородными членами (знаки препинания не расставлены).

1) Солнце ещё не всходило но небо заметно посветлело предвещая своим серым тоном начало ненастного дня.

2) Рёв в небе превратился к тому времени в какую-то слитно-чугунную тяжесть отвесно падающую на землю и в нём отчётливо слышался прерывистый шелест воздуха.

3) На заострённом конце ивового листа набухла созрела продолговатая капля и тяжёлой силой налитая замерла боясь обрушить мир своим падением.

13. Укажите слово, которое не может быть обобщающим в предложении.

1) всё                       2) деревья                          3) бабочка                    4) повсюду.

14. Укажите число пропущенных в предложении запятых.

Призраки то перегоняли лошадей вырастая до исполинских размеров то вдруг падали на землю и быстро уменьшаясь исчезали за спиной Боброва то забегали на несколько секунд в чащу и опять внезапно появлялись около самой пролётки то сдвигались тесными рядами покачивались и вздрагивали точно перешёптываясь между собой.

1) 5                                2) 6                                    3) 8                                4) 9

15. Найдите предложение, в котором содержится несколько рядов однородных членов (знаки препинания не расставлены).

1) Лёгкие снежинки ложатся пушистым узором на ветви дорожек мягко падают на землю искрятся в лучах вечернего солнца.

2) Райский смотрел на комнаты на портреты на мебель и на весело глядевшую в комнаты зелень сада и слушал бой стенных бронзовых часов.

3) Небо загромождали огромные но лёгкие и причудливые облака.

16. Найдите предложение с однородными членами, соответствующее схеме [О, О, О, О, О – О…] . (знаки препинания не расставлены).

1) Здесь кроме дуба растут чёрная и белая берёза китайский ясень орех клён пихта пробковое дерево тис акация осина и липа.

2) Купание свежая вода безветренный и потому совершенно чистый воздух улыбающиеся загорелые лица казачек всё это вызывало праздничное настроение.

3) Кругом повсюду мох и внизу под ногами и на камнях и на ветвях деревьев.

17. Найдите предложение с однородными членами, соответствующее схеме [О: и О, и О, и О…] (знаки препинания не расставлены).

1) Всё живо посреди степей заботы мирные семей готовых с утром в путь недальний и песни жён и крик детей и звон походной наковальни.

2) На неё родители возлагали большие надежды и ей поэтому разрешали всё и объедаться конфетами и мило картавить и даже одеваться лучше сестёр.

3) Приближалась осень и в старом саду было тихо и грустно и на аллеях лежали тёмные листья.

18. Найдите предложение с однородными обстоятельствами (знаки препинания не расставлены).

1) Он [Дерсу] видел живучую силу видел её [реки] тихое течение и слышал её рёв во время наводнений.

2) Как только начала заниматься заря пернатое царство поднялось в воздух и с шумом и гамом снова понеслось к югу.

3) На вокзале то и дело с бешеным лёгким всхлипыванием вылетали стёкла в окнах и выли все пароходы.

19. Найдите предложение с однородными дополнениями (знаки препинания не расставлены).

1) Прибрежные кусты склоняются над самой водой точно хотят погладить её но она не даётся и бежит всё дальше.

2) И рифмы и кисти и струны теперь покорились тебе.

3) Ни облака ни подробностей жизни деда ни какой-нибудь хоть мало-мальской приметы его не осталось в памяти кроме рыбацких походов да заветов.

20. Найдите предложение, в котором однородные предложения выражены словами разных частей речи (знаки препинания не расставлены).

1) Это было полотно укутанное некогда лихими тройками да тарантасами а теперь поросшее ровной травой.

2) Там шла куча лип хотела было образовать аллею да вдруг ушла в лес и братски перепуталась с ельником березняком.

3) Фёдор говорил громко нараспев с чувством было видно его стремление убедить всех в своей правоте.

21. Укажите схему предложения, в котором неверно расставлены знаки препинания при однородных членах

1) [О, и О, и О].                                            2) [О: О, О, О].

3) […, как О…, так и О].                                4) [или О, или О, или О].

22. В каком варианте ответа правильно указаны номера предложений, в которых на месте пропусков не ставится запятая?

1) И день () и ночь шумит угрюмо,

И день () и ночь на берегу

Я бесконечность стерегу

Средь свиста, грохота и шума.

2) Ночь стояла звёздная () да тёмная.

3) В Волгу вливаются Ока и Вятка, Кама и Белая, Сура и Клязьма () и десятки более мелких рек.

4) Солнце растопило воск, крылья рассыпались () и Икар упал.

1)1, 2                             2) 2, 3                                3) 1, 3                         4) 3, 4

Информация для проверяющих

задание

ответ

задание

ответ

задание

ответ

задание

ответ

1

1

7

2

13

3

19

3

2

1

8

4

14

3

20

3

3

2

9

3

15

2

21

3

4

3

10

2

16

2

22

3

5

2

11

2

17

2

   

6

2

12

3

18

2

   

Примерная практическая работа ко второму блоку

Обучающимся предлагается выступить в роли экспертов. Оценивается реальное сочинение выпускника (разрешение на использование работы получено заранее).

                   

Примеры интерактивных плакатов, созданных обучающимися на элективном курсе.

 

Пример интерактивного тренажёра, созданного Артемьевой Е.И.

Пример использования Интернет-ресурсов при тестировании on-line

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации