Программа и примерное планирование элективного курса «По страницам эпох» (10 класс)

2
0
Материал опубликован 21 October 2017 в группе

Программа и примерное планирование элективного курса

«По страницам эпох»

Составитель: учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

С.Г. Даниленко.

+ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа курса - один из возможных вариантов знакомства с зарубежной литературой в школе.

Курс предназначен для старших классов школ с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля.

«Каждый народ употребляет различные приёмы для выражения в искусстве общего идеала и благодаря этому мы испытываем огромное наслаждение, вновь находя наш идеал выраженным новым неожиданным образом." Толстой.

Обращение к истории зарубежной литературы является средством повышения интереса к русской литературе, так как моноцентризм вреден для изучения родной литературы. Мировая литература-это непрерывный процесс взаимообмена и взаимовлияния.

В связи с возрастанием социальных, политических, экономических и культурных контактов между нациями и народами в настоящее время особую актуальность приобрёл вопрос о соотношении национального и общечеловеческого в искусстве.

Программу курса можно рассматривать как способ выражения эстетической преемственности, так как одной из ведущих тенденций в составлении хрестоматий является взгляд на русскую литературу в контексте мирового литературного процесса, призванный систематизировать знания по теории литературы.

Программа учитывает взаимосвязь курса с другими предметами и дисциплинами гимназического цикла (новая история, история религий, мировая художественная культура, страноведение и другими) и исходит из того, что доминирующим на уроках зарубежной литературы должен стать процесс нравственно-эстетического воспитания учеников.

Структура курса определяется общепринятой периодизацией истории западноевропейской литературы. Произведение изучается

как результат творческой деятельности писателя;

как культурно-знаковое явление (место и роль в мировом литературном процессе);

как эстетическое преобразование реальности.

Выбор автора для изучения обусловлен его индивидуальным своеобразием, передающим своеобразие эпохи, его вкладом в мировое художественное развитие. Изучение курса «История зарубежной литературы» предполагает следующие цели и задачи, решение которых и определяет зарубежную литературу как школьную дисциплину:

Формировать представление о литературе как виде искусства(словесное творчество),научить понимать внутренние законы этого вида искусства, отличать художественные произведения от явлений «массовой культуры».

На основе понимания языка литературы как вида искусства учить анализу художественного произведения как объективной художественной реальности.

Формировать представление о мировой литературе и мировом литературном процессе.

Выявить специфическую особенность литературы как одного из видов памяти человечества. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

Показать национальное своеобразие каждой литературы.

Определить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества.

Изучение курса в старшем звене выполняет также пропедевтическую задачу - готовить ученика к будущему самостоятельному общению с художественными произведению различных жанров и эпох. Самоценность же этого этапа состоит в том, что в основу его положено изучение художественного произведения с позиций историко-функционального анализа. Предлагаемые списки литературы для обязательного изучения представляют из себя тот необходимый минимум, который можно реально освоить в рамках существующей сетки часов.

Опорой и необходимым ориентиром при изучении зарубежной литературы является концепция и содержание школьного курса родной литературы. Выявляются общие закономерности литературного развития, например, связь литературы с фольклором, с другими видами искусства - живописью, музыкой, театром, возникновение в разных литературах сходных жанровых форм – эпических поэм, баллад, комедий, трагедий, романов, рассказов, имеющих общие черты литературных направлений, течений.. И всё же самое главное состоит в том, чтобы выйти в художественный мир, творимый писателем, ощутить его атмосферу, стать соучастником происходящего.

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

34 часа. 1 час в неделю.

Введение. 3 часа.

Особенности развития и влияния античного искусства в разные периоды развития европейской культуры. Периоды развития античной литературы. Причины гибели. Первые устные и письменные литературные памятники.

Античная мифология.3 часа.

Античная литература. 9 часов.

Гомеровский вопрос. История и мифология в поэмах Гомера. Изображение человека у Гомера. Сказочная фантастика в древнегреческом эпосе.

Гомер «Илиада». Сюжетно- композиционные особенности античного эпоса. Гомер «Одиссея». Гуманистический пафос поэмы. Символика поэмы.

Гесиод «Теогония», «Труды и дни». Особенности дидактического эпоса. Гесиод- первая известная личность в греческой литературе.

Гуманистическая проблематика античной греческой трагедии. Героико - трагическое в пьесах Эсхила.

«Прикованный Прометей». Его нравственно- философская проблематика. Тема ответственности человека в трагедиях Софокла. Прославление героического начала в человеке.

(«Эдип- царь», «Антигона»).

Психологическое мастерство Еврипида в трагедии «Медея».

3. Литература эпохи Средневековья. 10 часов.

Особенности литературы средних веков. Основные памятники героического эпоса. Герой средневекового эпоса. Сказочная фантастика немецкого героического эпоса («Песнь о Нибелунгах») «Песнь о Роланде» Тема любви к Родине. Поздний эпос как Возвращение к истокам нации.

Рыцарский роман. Эволюция повествовательной формы. Нравственная проблематика рыцарской (куртуазной) литературы. Рыцарский кодекс чести и его отражение в романах Кретьена де Труа. Тема любви в романе о Тристане и Изольде.

Творчество Данте «Новая жизнь» Данте и поэзия «сладостного нового стиля» «Божественная комедия» Данте как энциклопедия культуры средневековья. Нравственно-философская проблематика «Божественной комедии».

4. Литература эпохи Возрождения. 9 часов.

Литература раннего итальянского Ренессанса. Ф. Петрарка и его сборник «Канцоньере» Тема любви в поэзии Петрарки.

Народная литература Возрождения и отражение её в «Декамероне» Боккаччо. Новелла как жанр.

Творчество У. Шекспира («Сон в летнюю ночь») Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта». Философские проблемы и нравственный пафос трагедии Шекспира «Гамлет».

М. Де Сервантес «Дон Кихот». Безумие как проявление героического состояния души.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения зарубежной литературы ученик должен:

знать/понимать

- особенности развития античной литературы;

- особенности влияния литературы Древней Греции и Рима в разные периоды развития европейской культуры;

- основные периоды развития античной литературы;

- основные принципы мифологического мышления;

- основное содержание изученных произведений.

уметь

- раскрыть связь античной литературы с мифологией;

- давать характеристику основных периодов развития античной литературы;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

6. Литература.

Тахо - Годи А.А. Античная литература. М., 1980.

История западноевропейской литературы. Раннее средневековье и эпоха Возрождения. М., 1978.

Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. М., Просвещение, 1997.

Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. Обнинск, ТИТУЛ, 2005.

Мифы в искусстве старом и новом., М., Современник, 2003.

Резерв 2 часа.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.