12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Литвинова439
Учитель, который бесконечно любит детей. Учитель, которого бесконечно любят дети.
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 4» г. Перми

 

ПРОГРАММА

ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Краткосрочный курс «Гравюра на картоне»

(Общекультурное направление)

5 класс

 

Составитель: Литвинова А.Я.,

учитель изобразительного искусства

 

Пермь 2017

Содержание   1. Пояснительная записка

Краткосрочный курс «Гравюра на картоне» носит практикоориентированный характер и направлен на овладение учащимися основными приемами и технологическими особенностями печатной графики (упрощенная адаптированная под возрастные особенности техника оттиска на картон).

Гравюра – техника высокой печати, сходная с ксилографией. Изображение вырезается на полимерной основе и отпечатывается на лист бумаги. Впервые эта техника появилась в начале XX века, когда художники попробовали использовать для печати больших плакатов линолеум вместо деревянной доски.

Основное преимущество гравюры перед другими видами иллюстрации – возможность тиражировать изображение, при этом сохраняя его рукотворную живость и уникальность.

Гравюра на картоне занимает ведущее место в учебном и творческом процессе на занятиях в школе из-за относительной простоты и безопасности техники гравирования. Также этот вид гравюры отличается простотой получения оттисков при широких изобразительных возможностях и своеобразием художественного языка. Это — наиболее доступный вид графики для учащихся школьного возраста.

Цель: знакомство с приемами и технологическими особенностями гравюры через выполнение творческой работы «Гравюра на картоне».

Задачи:

1. Расширить представления о графике через знакомство с новой техникой «Гравюра»;

2. Изучить технологию печати гравюры на картоне;

3. Отработка композиционных навыков учащихся.

Автор программы: Литвинова Анна Яновна, учитель изобразительного искусства МАОУ «Лицей № 4».

Направление работы: творческая деятельность эстетического характера; развитие художественного вкуса, образного мышления и мелкой моторики рук; развитие личностных УУД (учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии).

Программа предназначена для учащихся 5х классов МАОУ «Лицей № 4».

Программа рассчитана на 8 часов. Из них: лекционных - 1, практических – 6, рефлексивных (подведение итогов) – 1.

Программа входит в состав вариативной части учебного плана лицея.

Организационные условия: программа реализуется в течение 2017-2018 учебного года.

Режим проведения: специально выделенные часы для проведения аудиторных и практических занятий.

Место реализации: МАОУ «Лицей № 4».

Продолжительность курса — 8 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 45 мин. Группа: 5 - 12 человек. По окончании курса учащимся, успешно освоившим программу, выдается сертификат.

Курс в целом представляет собой мастер-класс по выполнению творческой работы «Гравюра на картоне». Каждое занятие отводится под реализацию определенного технологического этапа. Кроме того каждое занятие содержит необходимый минимум теоретического материала, который дается параллельно с практической деятельностью. На последнем занятии учащиеся представляют и защищают свои работы, оформляют выставку.


 


 


 


 

2. Ожидаемые результаты

Результат

УУД

Критерии и показатели результативности программы

Каждый учащийся самостоятельно разработает и реализует творческую работу в технике «Гравюра на картоне», изученной в рамках курса

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии. Развитие эстетического сознания через освоение новой художественной деятельности.

Освоение учащимися техники рисования - гравюра; активизация творческих процессов мышления; развитие художественного вкуса, образного мышления и мелкой моторики рук; самостоятельное проектирование, постановка и достижение учащимися целей; презентация учащимися своего проекта; развитие рефлексивных навыков.

 

 

3. Содержание программы

Раздел

Часы

Деятельность педагога и учащихся

Объект оценивания

1.

Лекционный

1

Краткий обзор истории техники гравюра

Список материалов для работы в технике гравюра на картоне

2.

Практический (самостоятельная работа)

6

Подготовка материалов для работы в технике гравюра на картоне. Создание собственного эскиза творческой работы. Подготовка листа к работе в технике гравюра. Создание оттисков.

Композиционная грамотность, проявляющаяся при создании эскиза. Освоение заданного алгоритма превращения плоского листа в лист для оттиска (что плоское? что объемное? размеры тоновых пятен). Аккуратность.

3.

Рефлексивный

1

Подведение итогов работы

Презентация собственной творческой работы

4. Календарно-тематический план

Раздел

Часы

Тема

Описание содержания занятия

1.

Лекционный

1

«Что такое графика, и какой она бывает?»

- Краткий лекционный блок, сопровождающийся мультимедийной презентацией, содержащей основные сведения о графике, ее видах, а также детальный обзор этапов реализации предстоящей творческой работы;

- Обсуждение необходимых для выполнения работы материалов;

- Закрепление в игровой форме этапов выполнения творческой работы;

- Формулирование темы, объединяющей работы группы.

2.

Практический (самостоятельная работа)

2

«Время предвидеть». Создание эскиза.

- Разработка эскиза с учетом выбранной темы и композиционной гармонии;

- Продумывание выразительных изобразительных деталей будущей работы;

3

«Рисунок — не то же самое, что форма». Подготовка листа к оттиску.

- Перевод с помощью окна или светового стола эскиза на дополнительные листы;

- Разработка листа оттиска (объемное – темнее, плоское – светлее);

- Вырезание форм с дополнительных эскизных листов, их наклеивание на основной лист эскиза;

1

«Дело за малым»

Создание оттиска.

- Подготовка листа к печати (нанесение красочного слоя);

- Выполнение оттиска (в случае необходимости - внесение коррективов).

3.

Рефлексивный

1

Подведение итогов работы

- Презентация собственной творческой работы группе.

- Анализ сильных и слабых сторон собственной работы, конструктивная критика работ участников группы;

- Подготовка гравюры к выставке (оформление в раму или паспарту).

Критерии оценки деятельности учащихся

Объект оценивания

Критерии оценки деятельности учащихся

Работа над эскизом

Уникальность – 1 балл;

Аккуратность и эстетика – 1 балл;

Практическое воплощение творческого замысла

Реализация эскиза – 1 балл;

Владение техникой – 1 балл;

Аккуратность и качественность выполнения работы – 1 балл;

Максимальный балл – 5

5. Методическое обеспечение программы и список использованных источников литературы

1. Электронные источники информации:

http://www.trubinskaya-oosh.edusite.ru/DswMedia/gravyuranakartone.pdf

http://ebooks.grsu.by/leshchinski/technika-visokoi-pechati.htm

https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-obucheniyu-gravyure-na-kartone-1378917.html

2. Литература для учителя и учащихся:

Абаева И. Прикосновение к творчеству.// Юный художник. - 2000. - №12. — С.32-33.

Бармаш О. Разнообразные средства и технологии.// Юный художник. -2000.-№9.-С. 34

Герчук Ю. Эстампы для всех.//Творчество. 1972. - №5 — С.9-10.

Герштейн Ю. Вырезная гравюра.//Художник. 1963. - №6 - С.49-52.

Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.