12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Анна Литвинова439 Учитель, который бесконечно любит детей. Учитель, которого бесконечно любят дети. Россия, Пермский край, Пермь Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!» |
Программа внеурочной деятельности «Гравюра на картоне», 5 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 4» г. Перми
ПРОГРАММА
ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Краткосрочный курс «Гравюра на картоне»
(Общекультурное направление)
5 класс
Составитель: Литвинова А.Я.,
учитель изобразительного искусства
Пермь 2017
Содержание4. Календарно-тематический план 7
5. Методическое обеспечение программы и список использованных источников литературы 9
Краткосрочный курс «Гравюра на картоне» носит практикоориентированный характер и направлен на овладение учащимися основными приемами и технологическими особенностями печатной графики (упрощенная адаптированная под возрастные особенности техника оттиска на картон).
Гравюра – техника высокой печати, сходная с ксилографией. Изображение вырезается на полимерной основе и отпечатывается на лист бумаги. Впервые эта техника появилась в начале XX века, когда художники попробовали использовать для печати больших плакатов линолеум вместо деревянной доски.
Основное преимущество гравюры перед другими видами иллюстрации – возможность тиражировать изображение, при этом сохраняя его рукотворную живость и уникальность.
Гравюра на картоне занимает ведущее место в учебном и творческом процессе на занятиях в школе из-за относительной простоты и безопасности техники гравирования. Также этот вид гравюры отличается простотой получения оттисков при широких изобразительных возможностях и своеобразием художественного языка. Это — наиболее доступный вид графики для учащихся школьного возраста.
Цель: знакомство с приемами и технологическими особенностями гравюры через выполнение творческой работы «Гравюра на картоне».
Задачи:
1. Расширить представления о графике через знакомство с новой техникой «Гравюра»;
2. Изучить технологию печати гравюры на картоне;
3. Отработка композиционных навыков учащихся.
Автор программы: Литвинова Анна Яновна, учитель изобразительного искусства МАОУ «Лицей № 4».
Направление работы: творческая деятельность эстетического характера; развитие художественного вкуса, образного мышления и мелкой моторики рук; развитие личностных УУД (учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии).
Программа предназначена для учащихся 5х классов МАОУ «Лицей № 4».
Программа рассчитана на 8 часов. Из них: лекционных - 1, практических – 6, рефлексивных (подведение итогов) – 1.
Программа входит в состав вариативной части учебного плана лицея.
Организационные условия: программа реализуется в течение 2017-2018 учебного года.
Режим проведения: специально выделенные часы для проведения аудиторных и практических занятий.
Место реализации: МАОУ «Лицей № 4».
Продолжительность курса — 8 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 45 мин. Группа: 5 - 12 человек. По окончании курса учащимся, успешно освоившим программу, выдается сертификат.
Курс в целом представляет собой мастер-класс по выполнению творческой работы «Гравюра на картоне». Каждое занятие отводится под реализацию определенного технологического этапа. Кроме того каждое занятие содержит необходимый минимум теоретического материала, который дается параллельно с практической деятельностью. На последнем занятии учащиеся представляют и защищают свои работы, оформляют выставку.
Результат | УУД | Критерии и показатели результативности программы |
Каждый учащийся самостоятельно разработает и реализует творческую работу в технике «Гравюра на картоне», изученной в рамках курса | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии. Развитие эстетического сознания через освоение новой художественной деятельности. | Освоение учащимися техники рисования - гравюра; активизация творческих процессов мышления; развитие художественного вкуса, образного мышления и мелкой моторики рук; самостоятельное проектирование, постановка и достижение учащимися целей; презентация учащимися своего проекта; развитие рефлексивных навыков. |
№ | Раздел | Часы | Деятельность педагога и учащихся | Объект оценивания |
1. | Лекционный | 1 | Краткий обзор истории техники гравюра | Список материалов для работы в технике гравюра на картоне |
2. | Практический (самостоятельная работа) | 6 | Подготовка материалов для работы в технике гравюра на картоне. Создание собственного эскиза творческой работы. Подготовка листа к работе в технике гравюра. Создание оттисков. | Композиционная грамотность, проявляющаяся при создании эскиза. Освоение заданного алгоритма превращения плоского листа в лист для оттиска (что плоское? что объемное? размеры тоновых пятен). Аккуратность. |
3. | Рефлексивный | 1 | Подведение итогов работы | Презентация собственной творческой работы |
№ | Раздел | Часы | Тема | Описание содержания занятия |
1. | Лекционный | 1 | «Что такое графика, и какой она бывает?» | - Краткий лекционный блок, сопровождающийся мультимедийной презентацией, содержащей основные сведения о графике, ее видах, а также детальный обзор этапов реализации предстоящей творческой работы; - Обсуждение необходимых для выполнения работы материалов; - Закрепление в игровой форме этапов выполнения творческой работы; - Формулирование темы, объединяющей работы группы. |
2. | Практический (самостоятельная работа) | 2 | «Время предвидеть». Создание эскиза. | - Разработка эскиза с учетом выбранной темы и композиционной гармонии; - Продумывание выразительных изобразительных деталей будущей работы; |
3 | «Рисунок — не то же самое, что форма». Подготовка листа к оттиску. | - Перевод с помощью окна или светового стола эскиза на дополнительные листы; - Разработка листа оттиска (объемное – темнее, плоское – светлее); - Вырезание форм с дополнительных эскизных листов, их наклеивание на основной лист эскиза; | ||
1 | «Дело за малым» Создание оттиска. | - Подготовка листа к печати (нанесение красочного слоя); - Выполнение оттиска (в случае необходимости - внесение коррективов). | ||
3. | Рефлексивный | 1 | Подведение итогов работы | - Презентация собственной творческой работы группе. - Анализ сильных и слабых сторон собственной работы, конструктивная критика работ участников группы; - Подготовка гравюры к выставке (оформление в раму или паспарту). |
Критерии оценки деятельности учащихся
Объект оценивания | Критерии оценки деятельности учащихся |
Работа над эскизом | Уникальность – 1 балл; Аккуратность и эстетика – 1 балл; |
Практическое воплощение творческого замысла | Реализация эскиза – 1 балл; Владение техникой – 1 балл; Аккуратность и качественность выполнения работы – 1 балл; |
Максимальный балл – 5 |
1. Электронные источники информации:
2. Литература для учителя и учащихся:
Абаева И. Прикосновение к творчеству.// Юный художник. - 2000. - №12. — С.32-33.
Бармаш О. Разнообразные средства и технологии.// Юный художник. -2000.-№9.-С. 34
Герчук Ю. Эстампы для всех.//Творчество. 1972. - №5 — С.9-10.
Герштейн Ю. Вырезная гравюра.//Художник. 1963. - №6 - С.49-52.