Дополнительная общеразвивающая программа: Исторический Клуб «Геродот» для детей 11-15 лет

0
0
Материал опубликован 14 February 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска

Средняя образовательная школа №4




Рекомендована

педагогическим советом

МБОУ г. Иркутска СОШ №4

Протокол №______________

от_______________20__ года

Утверждена

приказом директора

МБОУ г. Иркутска СОШ №4

_______________________

От ______________20__ года









Дополнительная общеразвивающая программа

Исторический Клуб «Геродот»







Адресат программы: дети 11 – 15 лет

Срок реализации: 1 года

Разработчик программы:

Лихачёв Алексей Викторович

Учитель истории и обществознания









г. Иркутск, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: Познавательное, научно-исследовательское, общественная

Уровень освоения программы – базовый

Содержание программы «Исторического клуба Геродот» направлено на изучение исторического и культурного наследия нашей Родины, региона и мираразвитие познавательной активности учащихся и повышение интереса к изучению отечественной и мировой истории; расширение кругозора и мировоззрения школьников.

Актуальность

История- это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия. Занятие краеведением помогает учащимся глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»

Адресат программы – ребята 11-15 лет, проявляющие интерес к изучению истории.

Объем и срок реализации программы – 1 год, 60 акад. ч.

Режим занятий – 1 год обучения, 2 раза в неделю по одному учебному часу,

Цель программы: изучение исторического и культурного наследия нашей Родины, региона и мира,  развитие познавательной активности учащихся и повышение интереса к изучению отечественной и мировой истории; расширение кругозора и мировоззрения школьников. Задачи программы:

Обучающие:

расширять интеллектуальный потенциал учащихся;

формировать высокие   моральные качества;

расширять исторический кругозора учащихся,

способствовать социализации школьников посредством поликультурного воспитания,

развивать творческие и коммуникативные способности, привлечение подростков

   и молодежи к научной и исследовательской работе.


Развивающие

способствовать развитию актерского мастерства и техники речи;

способствовать развитию творческих способностей, фантазии;

способствовать развитию творческого мышления;

способствовать развитию коммуникабельности;

способствовать формированию навыков самостоятельной творческой работы и работы в коллективе над проектами.

Воспитательные

способствовать воспитанию уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

способствовать воспитанию уважения к результатам личного и коллективного труда;

способствовать воспитанию нравственных и волевых качеств;

способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия.

Условия реализации программы

Условия набора в коллектив: в группу первого года обучения принимаются обучающиеся в возрасте от 11 до 15 лет, желающие заниматься изучением истории.

Условия формирования групп: разновозрастные.

Количество обучающихся в группе: численный состав формируется в соответствии с технологическим регламентом:

1 год обучения не менее 15 человек в группе;

Форма обучения – очная.

Планируемые результаты освоения программы Личностные:

умение работать в коллективе;

чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих;

нравственные и волевые качества: отзывчивость, доброжелательность, честность, ответственность, уверенность в себе, целеустремленность.

Метапредметные:

развитие актерского мастерства; техники речи; творческих способностей; навыков самостоятельной творческой работы и работы в команде;

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации; взаимодействовать со сверстниками при решении творческих задач на занятиях.

Предметные:

Активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества.

Активизация творческого потенциала учащихся при написании исследовательских работ

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны, малой родины

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.



Познавательное, научно-исследовательское направление

Виды исследовательских работ и их тематика

Основные понятии научно-исследовательской работы: гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная тема, научная теория, исследование, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Виды исследовательских работ. Тематика исследовательских работ по общественно-политическим дисциплинам, краеведению

Исследование. Структура исследования, проекта

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Планирование проекта и правила работы

Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.

Сбор материала для написания исследовательского проекта. Исторические источники. Поиск собеседника. Подготовка к интервью. Техника записи интервью. Работа в архивах. Оформление работы. Работа в программе Power point Защита и презентация исследовательского проекта.

Поиск информации. Работа с историческими источниками

Поиск информации: виды информации (обзорная, справочная), методы поиска информации. Работа с историческим источником: виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.

Поиск информации в архиве

Виды архивов. Работа в архиве: поиск информации, виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.

Поиск информации в библиотеке

Библиотека. Поиск информации. Работа с каталогами, энциклопедиями, справочниками. Практическое занятие.

Электронные ресурсы для учебного проекта. (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги)

Знакомство с электронными ресурсами, их содержание, возможности.

Изучение электронных ресурсов

Практическое занятие

Создание исследовательских работ

Работа по выбранным темам



УЧЕБНЫЙ ПЛАН



Тема

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Исторические источники как средство познания исторического прошлого

Виды исторических источников. Классификация исторических источников.

2

1

1

2

Системы счисления времени и историческая хронология

Периодизация истории. Методы счисления времени.

2

1

1

3

Кладовая земли раскрывает свои тайны

Археология – «наука лопаты». Археологический памятник. Методы работы археологов. Культурный слой. История великих археологических открытий.

4

2

2

4

В мире древних и старинных рукописей

Известные рукописи. Классификация рукописей.

4

2

2

5

Тайна имени

Русские и заимствованные имена.

4

2

2

6

Изучение и составление родословных

Правила составления генеалогического древа. Методы.

4

2

2

7

Мое генеалогическое дерево


2

1

1

8

Мои герои

Выступления про выдающихся предков.

2

1

1

9

Моменты доблести. Погружение в эпоху.

Приурочено к годовщине начала ВОВ

2

1

1

10

Нелегкой тропой исторического исследования

Обобщающий семинар

4

2

2

11

Исторические ошибки в художественных произведениях (фильмах и книгах).

Практикум

4


4

12

Работа над выпуском исторической листовки

Практикум

4


4

13

Пишем отзыв о походе в музей


1


1

14

Готовимся к встрече с ветеранами.

Семинар

5


5

15

Наш поход к ветерану.

Практикум

2

1

1

16

История Родного Края

История Иркутской области в лицах.

8

5

3

17

Экскурсии




6


Всего

Всего

60



Календарный учебный график

Раздел / месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Исторические источники как средство познания исторического прошлого

2 ч.









Системы счисления времени и историческая хронология

2 ч.









Кладовая земли раскрывает свои тайны

4 ч.









В мире древних и старинных рукописей


4 ч.








Тайна имени


4 ч.








Изучение и составление родословных



4 ч.







Мое генеалогическое дерево



2 ч.







Мои герои



2 ч.







Моменты доблести. Погружение в эпоху.




2 ч.






Нелегкой тропой исторического исследования




4ч.






Исторические ошибки в художественных произведениях (фильмах и книгах).





4 ч.





Работа над выпуском исторической листовки






4 ч.




Пишем отзыв о походе в музей





1 ч.





Готовимся к встрече с ветеранами.







5 ч.



Наш поход к ветерану.







2 ч.



История Родного Края



1 ч.


1 ч.

1 ч.

2 ч.


3 ч.


Экскурсии


1 ч.


1 ч.


1 ч.


2 ч.

1 ч.

Всего

8 ч

10ч

8 ч

8 ч

7 ч

5 ч

1 ч


Методическое материалы

Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные занятия.

Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная или индивидуально-групповая формы организации занятий (круглые столы, олимпиады, поисковые и научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка).

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

фронтальная (беседа, показ, объяснение);

групповая, в том числе работа в малых группах и парах  выполнение проектов,

определенного творческого задания.



Литература.

Беловинский Л.В. С русским воином через века: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.

Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях / авт. – сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус, 2007 Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.

Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.

История России с древнейших времен до конца XVII века./ А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.

Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003

Кулюгин А.И. Правители России. – М.:ЗОА “Фирма СТД”, ЗАО “Славянский дом книги”, 2004.

Фридман Л., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.,: Просвещение, 1988

Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005.



1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации