Дополнительная общеразвивающая программа: Исторический Клуб «Геродот» для детей 11-15 лет
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
Средняя образовательная школа №4
Рекомендована педагогическим советом МБОУ г. Иркутска СОШ №4 Протокол №______________ от_______________20__ года | Утверждена приказом директора МБОУ г. Иркутска СОШ №4 №_______________________ От ______________20__ года |
Дополнительная общеразвивающая программа
Исторический Клуб «Геродот»
Адресат программы: дети 11 – 15 лет
Срок реализации: 1 года
Разработчик программы:
Лихачёв Алексей Викторович
Учитель истории и обществознания
г. Иркутск, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность: Познавательное, научно-исследовательское, общественная
Уровень освоения программы – базовый
Содержание программы «Исторического клуба Геродот» направлено на изучение исторического и культурного наследия нашей Родины, региона и мира, развитие познавательной активности учащихся и повышение интереса к изучению отечественной и мировой истории; расширение кругозора и мировоззрения школьников.
Актуальность
История- это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия. Занятие краеведением помогает учащимся глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»
Адресат программы – ребята 11-15 лет, проявляющие интерес к изучению истории.
Объем и срок реализации программы – 1 год, 60 акад. ч.
Режим занятий – 1 год обучения, 2 раза в неделю по одному учебному часу,
Цель программы: изучение исторического и культурного наследия нашей Родины, региона и мира, развитие познавательной активности учащихся и повышение интереса к изучению отечественной и мировой истории; расширение кругозора и мировоззрения школьников. Задачи программы:Обучающие:
расширять интеллектуальный потенциал учащихся;
формировать высокие моральные качества;
расширять исторический кругозора учащихся,
способствовать социализации школьников посредством поликультурного воспитания,
развивать творческие и коммуникативные способности, привлечение подростков
и молодежи к научной и исследовательской работе.
Развивающие
способствовать развитию актерского мастерства и техники речи;
способствовать развитию творческих способностей, фантазии;
способствовать развитию творческого мышления;
способствовать развитию коммуникабельности;
способствовать формированию навыков самостоятельной творческой работы и работы в коллективе над проектами.
Воспитательные
способствовать воспитанию уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
способствовать воспитанию уважения к результатам личного и коллективного труда;
способствовать воспитанию нравственных и волевых качеств;
способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия.
Условия реализации программыУсловия набора в коллектив: в группу первого года обучения принимаются обучающиеся в возрасте от 11 до 15 лет, желающие заниматься изучением истории.
Условия формирования групп: разновозрастные.
Количество обучающихся в группе: численный состав формируется в соответствии с технологическим регламентом:
1 год обучения – не менее 15 человек в группе;
Форма обучения – очная.
Планируемые результаты освоения программы Личностные:умение работать в коллективе;
чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих;
нравственные и волевые качества: отзывчивость, доброжелательность, честность, ответственность, уверенность в себе, целеустремленность.
Метапредметные:развитие актерского мастерства; техники речи; творческих способностей; навыков самостоятельной творческой работы и работы в команде;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации; взаимодействовать со сверстниками при решении творческих задач на занятиях.
Предметные:
Активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества.
Активизация творческого потенциала учащихся при написании исследовательских работ
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны, малой родины
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Познавательное, научно-исследовательское направление
Виды исследовательских работ и их тематика
Основные понятии научно-исследовательской работы: гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная тема, научная теория, исследование, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Виды исследовательских работ. Тематика исследовательских работ по общественно-политическим дисциплинам, краеведению
Исследование. Структура исследования, проекта
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Планирование проекта и правила работы
Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.
Сбор материала для написания исследовательского проекта. Исторические источники. Поиск собеседника. Подготовка к интервью. Техника записи интервью. Работа в архивах. Оформление работы. Работа в программе Power point Защита и презентация исследовательского проекта.
Поиск информации. Работа с историческими источниками
Поиск информации: виды информации (обзорная, справочная), методы поиска информации. Работа с историческим источником: виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.
Поиск информации в архиве
Виды архивов. Работа в архиве: поиск информации, виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.
Поиск информации в библиотеке
Библиотека. Поиск информации. Работа с каталогами, энциклопедиями, справочниками. Практическое занятие.
Электронные ресурсы для учебного проекта. (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги)
Знакомство с электронными ресурсами, их содержание, возможности.
Изучение электронных ресурсов
Практическое занятие
Создание исследовательских работ
Работа по выбранным темам
№ | Тема | Содержание | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Исторические источники как средство познания исторического прошлого | Виды исторических источников. Классификация исторических источников. | 2 | 1 | 1 |
2 | Системы счисления времени и историческая хронология | Периодизация истории. Методы счисления времени. | 2 | 1 | 1 |
3 | Кладовая земли раскрывает свои тайны | Археология – «наука лопаты». Археологический памятник. Методы работы археологов. Культурный слой. История великих археологических открытий. | 4 | 2 | 2 |
4 | В мире древних и старинных рукописей | Известные рукописи. Классификация рукописей. | 4 | 2 | 2 |
5 | Тайна имени | Русские и заимствованные имена. | 4 | 2 | 2 |
6 | Изучение и составление родословных | Правила составления генеалогического древа. Методы. | 4 | 2 | 2 |
7 | Мое генеалогическое дерево | | 2 | 1 | 1 |
8 | Мои герои | Выступления про выдающихся предков. | 2 | 1 | 1 |
9 | Моменты доблести. Погружение в эпоху. | Приурочено к годовщине начала ВОВ | 2 | 1 | 1 |
10 | Нелегкой тропой исторического исследования | Обобщающий семинар | 4 | 2 | 2 |
11 | Исторические ошибки в художественных произведениях (фильмах и книгах). | Практикум | 4 | | 4 |
12 | Работа над выпуском исторической листовки | Практикум | 4 | | 4 |
13 | Пишем отзыв о походе в музей | | 1 | | 1 |
14 | Готовимся к встрече с ветеранами. | Семинар | 5 | | 5 |
15 | Наш поход к ветерану. | Практикум | 2 | 1 | 1 |
16 | История Родного Края | История Иркутской области в лицах. | 8 | 5 | 3 |
17 | Экскурсии | | | | 6 |
| Всего | Всего | 60 | | |
Календарный учебный график
Раздел / месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Исторические источники как средство познания исторического прошлого | 2 ч. | | | | | | | | |
Системы счисления времени и историческая хронология | 2 ч. | | | | | | | | |
Кладовая земли раскрывает свои тайны | 4 ч. | | | | | | | | |
В мире древних и старинных рукописей | | 4 ч. | | | | | | | |
Тайна имени | | 4 ч. | | | | | | | |
Изучение и составление родословных | | | 4 ч. | | | | | | |
Мое генеалогическое дерево | | | 2 ч. | | | | | | |
Мои герои | | | 2 ч. | | | | | | |
Моменты доблести. Погружение в эпоху. | | | | 2 ч. | | | | | |
Нелегкой тропой исторического исследования | | | | 4ч. | | | | | |
Исторические ошибки в художественных произведениях (фильмах и книгах). | | | | | 4 ч. | | | | |
Работа над выпуском исторической листовки | | | | | | 4 ч. | | | |
Пишем отзыв о походе в музей | | | | | 1 ч. | | | | |
Готовимся к встрече с ветеранами. | | | | | | | 5 ч. | | |
Наш поход к ветерану. | | | | | | | 2 ч. | | |
История Родного Края | | 1 ч. | | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | | 3 ч. | |
Экскурсии | | 1 ч. | | 1 ч. | | 1 ч. | | 2 ч. | 1 ч. |
Всего | 8 ч | 10ч | 8 ч | 8 ч | 6ч | 7ч | 7 ч | 5 ч | 1 ч |
Методическое материалы
Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные занятия.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная или индивидуально-групповая формы организации занятий (круглые столы, олимпиады, поисковые и научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка).
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
• фронтальная (беседа, показ, объяснение);
• групповая, в том числе работа в малых группах и парах выполнение проектов,
определенного творческого задания.
Литература.
Беловинский Л.В. С русским воином через века: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях / авт. – сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус, 2007 Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.
Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.
История России с древнейших времен до конца XVII века./ А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003
Кулюгин А.И. Правители России. – М.:ЗОА “Фирма СТД”, ЗАО “Славянский дом книги”, 2004.
Фридман Л., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.,: Просвещение, 1988
Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005.
1