Материал на проверке

Программа коррекционного курса "Развитие связной речи и обогащение словарного запаса» для учащихся 1ых классов, обучающихся по АООП НОО для учащихся с ЗПР, вариант обучения 7.1.(срок усвоение программы 1 год).

0
0
Материал опубликован Сегодня в 07:24

Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Дудинская средняя школа № 4им. П.А. Кучеренко»






Рабочая программа

коррекционного курса «Развитие связной речи и обогащение словарного запаса»

для учащихся 1ых классов, обучающихся по АООП НОО для учащихся с ЗПР, вариант обучения 7.1.

(срок усвоение программы 1 год)










Составитель: учитель-логопед

Волынец Александра Владимировна




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

У учащихся с задержкой психического развития нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов и характеризуется несформированностью или недоразвитием всех компонентов речи, касающихся как смысловой, так и звуковой ее сторон и выраженных в различной степени тяжести. Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Каждый учащийся, особенно имеет свой словарь, иногда весьма отличный от словаря других. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются неверно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения или звукового сходства. Ученики стремятся изменять слова по родам, числам, падежам, лицам и временам, но их попытки словоизменения оказываются часто безуспешными. Многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми. При построении предложения ими грубо нарушаются нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи, а затем и читаемого текста.

Позднее начало речи обуславливает недостаточность коммуникативного опыта у детей с ОНР, усугубляемое снижением мотивационной основы процесса общения.

Все это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она оказывается непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи происходит в процессе обучения очень медленно.Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специальной работы по их преодолению.

На занятиях «Развитие речи» обучающиеся получают не только знания об окружающих предметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности.

На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.

На специальных уроках «Развитие речи» учащиеся получают не только знания об окружающих их предметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На этих уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения основными закономерностями грамматического строя языка.

Предметная дисциплина «Развитие речи» относится к дисциплинам коррекционного цикла внеурочному компоненту учебного плана. Основная цель данного предмета – формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с ЗПР.

Реализация этой цели осуществляется в процессе решения следующих задач:

- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);

- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;

- практическое овладение основными морфологическими закономерностями грамматического строя речи;

- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;

- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.



Место учебного предмета «Развитие связной речи и обогащение словарного запаса» в учебном плане

Предмет «Развитие речи» занимает одно из центральных мест в системе коррекционно-образовательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, притом, что развитие речи как процесс реализуется на всех уроках предметного и внешкольного компонентов, а также во время индивидуальных и подгрупповых занятий.

Так, развитие речи на уроках произношения предусматривает формирование звуковой стороны речи на материале различных синтаксических конструкций и коммуникативных моделей.

Развитие речи на уроках литературного чтения обеспечивает овладение умениями отвечать на вопросы учителя о прочитанном, выполнять устно-речевые после текстовые упражнения, составлять планы к рассказам, осуществлять систематическую словарную работу по текстам изучаемых произведений.

Развитие речи осуществляется и на уроках изобразительного искусства, ручного труда, на подгрупповых логопедических занятиях.

В то же время предмет «Развитие речи» является самостоятельным коррекционным курсом, обеспечивающим вышеперечисленные направления работы, что обусловливает его сложную структурную организацию.

Выделение специфических задач по формированию лексико-грамматической стороны речи и связной речи может реализоваться только в условиях формирования познавательной активности детей с задержкой психического развития, а также постоянного стимулирования потребности в речевом общении. Взаимосвязанность процессов развития речи на специальных уроках, на других уроках, а также в процессе внешкольной деятельности способствует формированию коммуникативных компетенций, а также предпосылок успешного освоения предметных областей, что в совокупности обеспечивает успешную социализацию ребенка в социуме.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Развитие речи»

. На уроках по развитию речи обучающиеся получают практическую речевую подготовку на основе расширения арсенала языковых средств: лексики, грамматики, связной речи. В результате у них формируются практические навыки речевого общения, они осваивают различные коммуникативные сценарии социального взаимодействия. На основе организации познавательной деятельности у учащихся расширяются и уточняются представления об окружающем мире, расширяется возможность использовать речь в ее обобщающей и познавательной функции. Таким образом, на уроках развития речи ведется интенсивная работа по развитию коммуникативной, обобщающей и когнитивной функциями речи.

Немалую роль играет система упражнений по формированию планирующей и регулирующей функциями речи, что позволяет осуществить достижение личностных и метапредметных результатов обучения и перенести их в сферу обучения в целом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Развитие речи»

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1. Целостное восприятие окружающего мира.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

6. Знание и выполнение правил работы в парах, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи».

13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),

15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметные результаты освоения программы по «Развитию речи» оговорены в соответствующих разделах «Основного содержания».


Программа составлена для учащихся 1класс , обучающихся по АООП НОО для учащихся с задержкой психического развития , вариант 7.1.

Занятие проводится 1 раз в неделю по 35 минут. Всего 33 занятия

Перечень учебно-методического обеспечения программы

класс

Учебная программа

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

1

класс

Программа логопедической работы с учащимися 1-ых классов, обучающихся по АООП НОО для учащихся с ЗПР (вариант7.1) по коррекции и развитию устной пи письменной речи

1.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей - Спб. МиМ, 1997

2. Ивановская О.Г. ГадасинаЛ.Я.«Дисграфия дизорфография. Изучение, методика, сказки»2008 С-Перербург КАРО. 2008

3. О.В,Елецкая, Н.Ю. Горбачевская «Организация логопедической работы в школе» . М,2005г

4. Садовникова И.Н.«Нарушение письменной речи у младших школьников» М.; просвещение 1983

1.Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – Москва:»Просвещение»,

2.Бельтюков В .И. « Об усвоении детьми звуков речи»- М, Просвещение, 1964

3. «Дидактический материал по коррекции письменной речи» Л.Н.Ефименкова, Г.Г Мисаренко.

4.«Условия эффективности коррекции детей с трудностями в обучении в общеобразовательной школе» С.Г Шевченко. В книге. «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы , перспективы»М.1995.

5.Ястребова А.В. « Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы»-М Просвещение 1978.

6.Л.Г.Парамонова «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» С-Петер-бург» СОЮЗ. 2004

1.Тикунова Л.И. «Русский язык. Контрольные и проверочные работы для 1-4 классов»Москва. РОСТ.2005

2.Козырева Л.М.«Загадки звуков, букв, слогов»2006Ярославль.

3.Козырева Л.М.«Тайны твёрдых и мягких согласных» 1999Ярославль




Тематическое планирование по (33ч, 1 ч в неделю)

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Вспомним лето+ входная диагностика – 4 ч

1 сентября -День знаний. Учебные заведения страны. Роль образования в жизни человека. Пословицы об учении и знании, о книге. Летние месяцы. Рассказы детей о летнем отдыхе. Погода летом. Зелёные насаждения у жилья человека. Представления о лесе, роще, поляне, луге, поле. Растительный мир летом. Животный мир летом. Уточнение представлений о диких и домашних животных и их детёнышах. Польза и вред птиц и насекомых. Труд людей в поле, в саду, в огороде летом. Уборка летнего урожая. Сбор ягод и грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Обобщение и проверка знаний по теме: «Вспомним лето».

Составлять и дополнять предложения. Сравнивать, называть и описывать предметы: цвет, форма, величина, состояние, назначение. Изменять слова, используя предлоги (в, на, под). Отгадывать загадки, учить поговорки. Распределять предметы по группам. Составлять словосочетания. Составлять предложение по картинке, по опорной схеме, используя словосочетания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по опорным словам, по плану. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, содержания текста. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Заучивать стихотворения. Подбирать слова по образцу. Находить общую часть слов. 20 Подбирать слова противоположные по смыслу. Пересказывать текст с помощью картинок – помощниц и слов – подсказок. Сравнивать тексты.

Осень - 6ч

Осенние месяцы. Ранняя осень. Экскурсии: наблюдения за изменениями в природе ранней осенью. Изменения в природе: похолодание, осадки, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках. Золотая осень. Характерные признаки поздней осени. Листопад, первые заморозки. Труд людей осенью, работы в поле, в огороде, саду, парке. Осенние посадки деревьев и кустарников. Подготовка людей к зиме. Подготовка животных и птиц к зиме. Перелётные птицы. Отлёт птиц. Экскурсия: наблюдения за изменениями в природе поздней осенью. Обобщение и проверка знаний по теме: «Осень».

Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. Вступать в учебный диалог. Оценивать результаты своей работы. Составлять и дополнять предложения. Называть антонимы и синонимы. Группировать слова с общим корнем, приставкой или суффиксом. Употреблять в речи отрицательные предложения, со сравнением. Составлять предложение по картинке, по опорной схеме. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по опорным словам. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, содержания текста. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Заучивать стихотворения. Рассказывать по плану. Пересказывать текст с помощью картинок – помощниц и слов – подсказок.

О наших друзьях-животных - 2 ч

Домашние животные и их детёныши. Места содержания домашних животных, образ жизни. Дикие животные и их детёныши. Места обитания диких животных, повадки, образ жизни. Животные – хищники. Значение диких животных для человека. Обобщение и проверка знаний по теме: «О наших друзьях-животных».

Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. Вступать в учебный диалог. Оценивать результаты своей работы. Составлять и дополнять предложения. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, содержания текста. Описывать животное по плану.

Наша школа - 2 ч

Номер (название) школы. Адрес школы Особенности микрорайона, улицы, жилые дома. Учреждения, заводы, промышленные предприятия микрорайона. Магазины микрорайона. Жилые дома. Двор школы. Труд на пришкольном участке. Его оборудование. Школьное имущество: название, назначение Бережное отношение к общественному и личному имуществу. Обобщение и проверка знаний по теме: «Наша школа».

Дифференцировать в речи глаголы с приставками, слова с конкретным и переносным значением. Распределять слова по семантическим группам. Употреблять в речи утвердительные и отрицательные предложения. Пересказывать текст с помощью картинок – помощниц и слов – подсказок. Рассказывать по плану

Зима – 5 ч

Зимние месяцы. Характерные признаки зимы: низкая температура воздуха, осадки, состояние водоёмов. 31 декабря Новогодний праздник. Встреча Нового года. Игры, развлечения, забавы детей у Новогодней ёлки. Новогоднее поздравление. Картины природы зимой в лесу, в поле, на реке, в парке. Экскурсия: наблюдение за картинами зимней природы. Растения и деревья зимой. Народные приметы. Пословицы, загадки о зиме. Жизнь домашних и диких животных зимой. Зимующие птицы. Участие детей в охране природы зимой. Подкормка птиц. Труд людей зимой. Детские игры, забавы, развлечения. Участие детей в общественно-полезном труде зимой. Обобщение и проверка знаний по теме: «Зима»

Дифференцировать в речи глаголы с приставками, слова с конкретным и переносным значением. Распределять слова по семантическим группам. Употреблять в речи утвердительные и отрицательные предложения. Пересказывать текст с помощью картинок – помощниц и слов – подсказок. Рассказывать по плану. Составлять предложение по картинке, по опорной схеме, используя словосочетания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по опорным словам, по плану.

Наш дом – 4ч

Наш дом. Домашний адрес. Состав семьи. Имена, отчества родителей, их профессии. Труд и отдых в семье. Обязанности членов семьи. Помощь взрослым по дому, уход за младшими братьями и сёстрами. Внимательные и заботливые отношения в семье. Режим дня. Соблюдение правил гигиены. Самообслуживание в доме. Использование техники в быту. 23 февраля -День защитника Отечества. Профессии военных. Роль пограничников в защите Отечества. Мебель и посуда. Назначение отдельных предметов мебели и посуды, применение в быту. Бережное отношение к домашнему и личному имуществу. Уход за домашними животными, за комнатными растениями. Сохранение общественного имущества, охрана зелёных насаждений. Правила вежливости. Внимательное отношение к окружающим. Обобщение и проверка знаний по теме «Наш дом». 8 Марта – Международный женский день.

Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. Вступать в учебный диалог. Распространять предложения с помощью словосочетаний. Использовать логическое ударение с учетом смысла учета предложений. Определять тему текста. Озаглавливать текст. Подробно или сжато пересказывать прочитанный текст по плану.

Наш город - 2 ч

Наш город. История города. Основные достопримечательности города. Главная улица, площадь нашего города. Основные предприятия и учреждения города. Культурные учреждения города: музеи, библиотеки, театры, кинотеатры. Торговые предприятия городаТранспорт города. Виды транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный). Профессии людей на транспорте. Обобщение и проверка знаний по теме «Наш город».

Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. Вступать в учебный диалог. Распространять предложения с помощью словосочетаний. Использовать логическое ударение с учетом смысла учета предложений. Определять тему текста. Озаглавливать текст. Подробно или сжато пересказывать прочитанный текст по плану

Весна - 5 ч

Весенние месяцы. Характерные изменения в природе весной. 12 апреля – День космонавтики. Первый космонавт Ю.А.Гагарин. роль космических исследований в жизни человека. Народные приметы о весне. Ранняя весна. Экскурсия: наблюдения за изменениями природы весной. Растения и деревья весной. Набухание почек, распускание листьев, цветение растений. 1 Мая – Праздник весны и труда. Озеленение городов. Охрана зелёных насаждений. 9 Мая – День Победы в Великой Отечественной войне. Героизм защитников Отечества на фронте, героизм мирных жителей в тылу. Памятники погибшим воинам. Благодарная память народа. Животный мир весной. Возвращение перелётных птиц, появление птенцов. Труд людей весной. Профессии в сельском хозяйстве, назначение сельскохозяйственных машин. Обобщение и проверка знаний по теме «Весна».

Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. Вступать в учебный диалог. Распространять предложения с помощью словосочетаний. Использовать логическое ударение с учетом смысла учета предложений. Определять тему текста. Озаглавливать текст. Подробно или сжато пересказывать прочитанный текст по плану. Использовать предложение со сравнением. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Задавать вопросы с использованием вопросительных слов. Составлять диалоги по сюжетной картинке.

Устное народное творчество + итоговая диагностика 3 ч

Устное народное творчество. Народные пословицы, поговорки, загадки. Народная мудрость. Русские народные сказки.

Подробно или сжато пересказывать прочитанный текст по плану. Использовать предложение со сравнением. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Задавать вопросы с использованием вопросительных слов. Составлять диалоги по сюжетной картинке.



Календарно-тематическое планирование по развитию речи ( 1 класс.1 ч. в неделю-33 часа)

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Коррекционная работа

Речевой материал

план

факт

Вспомним лето – 4 ч


1



Диагностика (входная)


Существительные: лето,   июнь,   июль,   август,   солнце,   жара,   роса, бад

минтон,   теннис,   велосипед,  колокольчик,   ромашка,василёк,  одуванчик,  незабудка,  панама,  шорты,  футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат.

Глаголы: плавать,   нырять,   купаться,   отдыхать,   загорать, путешествовать,   расцветать,  цвести,   собирать,   поливать, ухаживать, согревать, светить.

Прилагательные:яркий,   солнечный,   жаркий,   ласковое,  безоблачное, тёплое, летний; белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо).

Уборка летнего урожая. Грибы съедобные и несъедобные.

2



Летние месяцы. Погода летом. Рассказы детей о летнем отдыхе.

3



Дикие и домашние животные и их детёныши.

4



Растительный и животный мир летом. Польза и вред птиц и насекомых. Труд людей в поле, в саду, в огороде летом. Сбор ягод и грибов.

Осень - 6ч



5



Осенние месяцы. Ранняя осень. Признаки ранней осени.

Существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, уро­жай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт; 

Прилагательные :ранняя, золотая, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелет­ные, зимующие; 

глаголы :летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступа­ет, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, жел­теют, сохнут, моросит.

Сущ.: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля. 
гл:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить. 
прилаг.: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый. 
Расскажем о птицах. Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края и т.д.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.
Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;
Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий.
Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).
Беседа "Как дикие звери к зиме готовятся."

6



Золотая осень. Изменения в природе: похолодание, осадки, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках.

7



Характерные признаки поздней осени. Листопад, первые заморозки

8



. Подготовка животных и птиц к зиме. Перелётные птицы. Отлёт птиц.

9



Труд людей осенью, работы в поле, в огороде, саду, парке. Осенние посадки деревьев и кустарников. Подготовка людей к зиме

10



Обобщение и проверка знаний по теме: «Осень».

О наших друзьях-животных - 2 ч


11



Домашние животные и их детёныши. Места содержания домашних животных, образ жизни.

Существительные: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, коза, козёл, козлёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, стадо, табун, свинарник, пастух, доярка, свинарка, рога, копыта, хвост, грива, шерстка – шерсть, щетина, кость, лапки, ферма, колхоз, вымя, ноздри, конюшня, бидон, колхозник (ца), овёс, пойло, сено, морда, голова, пасть, когти, копыта, уши, челюсть, кожа, седло, уздечка, кнут, телега, конура, пастбище, крольчатник, конюх, чёлка, рыло, пятак, животные 
Прилагательные короткий, длинный, мягкий, пушистый, серый, рыжий, гладкий, мохнатая, жесткая, густая, кудрявая, домашние, гладкошерстный, сторожевая, санитарная, пограничная, пожарная, цирковая, ласковая, добрая, усатый, неуклюжий, сильный, быстрые, слабые, длинноухий, верный, смешной, забавный, пятнистый. 
Глаголы мяукает, мычит, лает, хрюкает, ржет, жует, блеет, грызет, мурлычет, лакает, пасет, ест, роет, запрягают, обгладывает, лягается, бежит, бодает, кормить, ухаживать, прыгает, возит, дает молоко, ловит, сторожит, охраняет, гарцует, скачет, лижет, тяфкает, играет, дружить. 

12



Дикие животные и их детёныши. Места обитания диких животных, повадки, образ жизни.

Наша школа - 2 ч


13



Номер (название) школы. Адрес школы Особенности посёлка, улицы, жилые дома.

Существительные:

школа,   урок,   перемена,   класс,   парта,   одноклассники, ученики, учитель, портфель, учебник, тетрадь, пенал, ручка,

карандаш,   кисточка,   ластик,   линейка,   дневник,   отличник, двоечник.

Глаголы:

учиться,   слушать,  наблюдать,   писать,  читать,   считать,  решать, задавать, рисовать, заниматься, готовить (уроки).

Прилагательные:

прилежный,   внимательный,   старательный,   способный, ленивый,   аккуратный,   неряшливый,  ответственный,

строгий, требовательный, добрый, заботливый.

Наречия:

внимательно,  старательно,  прилежно,  хорошо,  отлично,  плохо, грязно, умело, красиво.

14



Учреждения посёлка. Магазины посёлка. Жилые дома. Двор школы.

Зима – 5 ч


15



Зимние месяцы. Характерные признаки зимы: низкая температура воздуха, осадки, состояние водоёмов


Существительные: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль. 
Прилагательные: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветреный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий. 
глаголы: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет. 


16



. Картины природы зимой в лесу, в поле, на реке, в парке. Растения и деревья зимой

17



Народные приметы. Пословицы, загадки о зиме.31 декабря Новогодний праздник. Встреча Нового года. Игры, развлечения, забавы детей у Новогодней ёлки. Новогоднее поздравление.

18



. Труд людей зимой. Детские игры, забавы, развлечения. Участие детей в общественно-полезном труде зимой.

19



. Зимующие птицы. Участие детей в охране природы зимой. Подкормка птиц.

Наш дом – 4ч


20



Наш дом. Домашний адрес. Семья. Труд и отдых в семье.

Существительные: этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, порог, шалаш;
Прилагательные: каменный, деревянный, белый, серый, желтый, красивый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий — низкий, новый — старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый, соломенный;
Глаголы: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.
ОПИШИ СВОЙ ДОМ:
Например. Дом одноэтажный, в нем есть двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много комнат, коридор, кухня, ванная, туалет и.т.д.. В комнатах мебель, окна и др. Я живу на первом этаже.

21



Мебель и посуда. Назначение отдельных предметов мебели и посуды, применение в быту. Бережное отношение к домашнему и личному имуществу.

Существительные: мебель, стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло, софа, трюмо, зеркало, кровать, табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины, вешалка, комната, магазин мебели, полка, кухня, прихожая, ножка, спинка, сиденье, двери, столяр, плотник, подлокотники. 
Глаголы; стоит, двигать (пере, ото, с), сидит, идёт, ронять, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать, бросать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть, покупать, положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать, беречь. 
Прилагательные: деревянный, высокий, низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый, жёсткий, светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический. 

22



23 февраля -День защитника Отечества.

Составление рассказа. Профессии военных. Роль пограничников в защите Отечества.

23



8 Марта – Международный женский день.

Существительные: семья, папа, мама, родители, брат, сын, дочь, сестра, сирота, бабушка, дедушка, тётя, дядя, племянница, племянник, внук, внучка, друг, подруга, праздник, подарок, букет, цветы.

Глаголь: словарь: родиться, расти, растить, заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, нянчить, стирать, готовить, убирать, гладить, накрывать (на стол), мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, дружить, дарить, поздравлять .

Прилагательные младший, старший, старый, молодой, взрослая, большой, маленький, дружная, крепкая, культурная, здоровая, ласковая, трудолюбивая, добрая, любимая, дорогая, лучшая, родная, заботливая, строгая, вежливая, послушная, воспитанная Словарь наречий: ласково, весело, дружно, празднично, нарядно.

Составление рассказа «Моя мама лучше всех».

Наш город - 2 ч


24



Наш город. История города. Основные достопримечательности города. Главная улица, площадь нашего города.

Существительные: город, село, столица, область, адрес, река, залив, площадь, улица, переулок, проспект, набережная, бульвар, переулок, перекрёсток, дом,  больница, театр, музей,  памятник, вокзал, мост;  магазин, школа, детский сад, театр, балкон, витрина, библиотека, киоск, поликлиника, аптека, достопримечательности, школа искусств, фонтан, сад, фабрика, завод, сквер, парк, стадион, шоссе, тротуар, район, храм, купол, музей, благоустройство, кинотеатр, дворец культуры, газон,  подъезд, вокзал, новостройка.

Прилагательные:  городской, сельский, амурский, российский, красивый, прекрасный, широкие, длинные, узкий, просторный, прямой, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зеленый, каменный, промышленный, культурный, жилой, парковый.

Глаголы: строить, перестраивать, любить, беречь, убирать, ремонтировать, украшать, охранять, гордиться, жить, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.


25



Транспорт города. Виды транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный). Профессии людей на транспорте

ТРАНСПОРТ - совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили и т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспорта.
Виды транспорта: наземный (железнодорожный, городской), подземный, воздушный, водный.
Наземный транспорт:
а) железнодорожный: поезд (вагоны, паровоз, тепловоз), электричка.
б) городской: легковая машина, грузовые машины ( грузовик, самосвал, фургон, цистерна), автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мотороллер, специальные машины (скорая помощь, пожарная, милицейская, аварийная, такси).
Подземный транспорт: метро. Метрополитен - городская электрическая дорога, обычно под землей.
Воздушный транспорт: воздушный шар, самолет, вертолет, ракета, космический корабль.
Водный транспорт: лодка (моторная, весельная, с парусом, подводная), катер, пароход, корабль, баржа, ледокол, теплоход, плот.
ВИДЫ ТРАНСПОРТА: грузовой и пассажирский. Груз - товары, вещи, которые перевозят куда-нибудь. Пассажир - тот, кто едет или собирается ехать на чем-нибудь.
ЧАСТИ ТРАНСПОРТА: фара, кузов, кабина, мотор, колесо, дверцы, шины, багажник, руль, сидение, педали, тормоз, хвост, пропеллер, трап, салон, каюта, палуба, мачта, борта, корма, трюм, спасательный круг, иллюминатор.
УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ И ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ: машинист, вагоновожатый, водитель, шофер, мотоциклист, велосипедист, капитан, летчик, пилот, вертолетчик, бортпроводница, штурман, контролер, пассажир, матрос, космонавт.

Весна - 5 ч


26



Весенние месяцы. Ранняя весна. Характерные изменения в природе весной.


Существительные: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце, ручьи, гонцы весны, половодье, ледоход, капель, паводок, лужи, влага, посевы, посадки, пробуждение, подснежник, оттепель. 
Прилагательные: холодные, журчащие, звонкие, говорливые, буйные, шумливые, многоводные, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, влажный, мартовская, вешние воды, лазурное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный, рыхлый, суровый. 
Глаголы: наступила, продвигается, прилетели, вылетели, кружатся, вьются, хлопочут, вьют, журчат, бегут, звенят, затопляет, тронулся, поют, пробиваются, тает, светит, греет, пригревает, капает, течет, дышится, пахнет, просыпается, оседать. 

27



Народные приметы о весне Растения и деревья весной.


Существительные:

космос,   комета,   космонавт,   ракета,   метеорит,   корабль (космический),  космодром,   станция,   спутник,   полёт,   планета,

планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).

Глаголы:

осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные:

первый, космический, межпланетный, звёздное. Первый космонавт Ю.А.Гагарин. роль космических исследований в жизни человека.

28



. 12 апреля – День космонавтики.

29



Возвращение перелётных птиц, появление птенцов Животный мир весной

Существительные: Птица, грач, ласточка, гусь, утка, селезень, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, соловей, стая, клин, косяк, вереница, отлёт, перелёт, голова, глаз, клюв, туловище, грудка, крыло, хвост, лапка, оперение, перо, пух, яйцо, гнездо, скворечник, птенец, корм, насекомое.

Прилагательные: Перелётная, водоплавающая, быстрая, пёстрая, певчая, заботливая, юркая, голодная, сытая, лебединая, журавлиная, утиная, гусиная, соловьиная, грачиная.

Глаголы: Петь, кричать, щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать, плавать, нырять, сидеть, клевать, вить, нести, высиживать, заботиться, кормить, голодать, кружить.

Наречия: Громко, весело, холодно, голодно, быстро.

30




Труд людей весной. Профессии в сельском хозяйстве, назначение сельскохозяйственных машин.

Рабочий, хлебороб, овощевод, садовод, пастух, поле, сад, огород, теплица, пастбище, пахота, сев, побелка, трактор, плуг, борона, лопата, грабли, семена, ведро, кисть; весенний, черный, влажный, белый; пахать, боронить, рыхлить, копать, белить, сеять. Составим  рассказ "Как мы трудимся весной в саду, в огороде".

Устное народное творчество + диагностика 3 ч


31



Устное народное творчество. Народные пословицы, поговорки, загадки..

 Потешки, стихи, небылицы, прибаутки,сказки ... 

32



Народная мудрость. Русские народные сказки

33



Диагностика (итоговая)






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.