Программа творческого объединения «Английская песня» (2–6 классы)
Программа
творческого объединения
«Английские песни»
Составитель:
Учитель английского языка
Кучерова М.Г.
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 8-11 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Творческое объединение «Английская песня» организуется для учащихся разных возрастов. Актуальность программы заключается в стремлении современных детей к изучению английского языка посредством английской песни. Данная программа позволяет осуществить более глубокое изучение английской песни. Всем известно, что занятия музыкой благотворно воздействуют на все сферы деятельности детей. Они развивают их инициативу, укрепляют дисциплину, способствуют всестороннему развитию личности. Изучая английские песни, ребята значительно расширяют свои кругозор, словарный запас, ощущают красоту и благозвучность английского языка, развивают в себе музыкально-творческие способности, воспитывают эстетический вкус. Дети младшего и среднего школьного возраста наиболее восприимчивы к активной творческой работе, поэтому занятия в кружке английской песни должны быть интересными, увлекательными и в то же время содержащими необходимые для детей музыкально-теоретические сведения, методические указания о формировании и развитии грамотного пения. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Учебные пособия:
- Родкин К.А. Соловьева Т.А. Стихи и песни для детей: сборник на английском языке. – М.: «Просвещение», 2001. – 176 с.
- Науменко С.И. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально – творческих способностей учащихся общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1982 . – 310 с.
- Орлова Н.Ф. Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности. – М.: Просвещение, 1991. – 370 с.
- Веренинова Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению.// Иностранные языки в школе. – 1998. - № 6, С. 65 – 70.
- Веренинова Ж.Б. Песня как методический приём при фонетической отработке английских срединных сонантов. //Иностранные языки в школе. – 2000. - № 5, С. 26- 31.
- Карпиченкова Е.П. Роль музыки и песен в изучении английского языка. Иностранные языки в школе. № 5. 1990. С.45-46.
- Мещерякова В.Н. Я умею петь по-английски. - Казань, 2003
На занятиях предполагается использовать следующие методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный – объяснение с помощью слова и показа, направленных на осознанное восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации;
-репродуктивный – воспроизведение и повторение учащимися певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с объяснением и показом учителя;
-концентрический – усовершенствование натуральных тонов, на которых держится спокойная речь человека, и развитие тонов, окружающих центр голоса;
-фонопедический – позволяет опираться на речевой опыт обучающихся пению, привлечение хорошо организованных, чётких речевых стереотипов.
Цель данной программы – создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка посредством изучения и исполнения песен на английском языке.
Также, главная цель - выявление и развитие музыкально-творческих способностей детей, воспитание творческого коллектива.
Задачи:
- привить интерес к пению путём разучивания песен на английском языке;
- познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой, чувством ритма, исполнительским мастерством;
- в процессе занятий изучать основы английской грамматики, лексики;
- воспитывать у детей эстетический вкус, умение разбираться в потоке музыкальной информации;
- способствовать воспитанию культурного современного человека, воспитывать морально здорового человека, умеющего видеть и ценить в жизни доброту и человечность.
- развивать музык альный слух, голос, музыкальную память, чувство ритма, гармонии, гибкость артикуляционного аппарата, песенную опору;
- обучить навыкам ансамблевого пения, умению солировать с ансамблем и петь под аккомпанемент;
- привить любовь к английскому языку путём изучения англоязычных стихов и песен.
- формировать коммуникативные навыки, сценическую культуру.
Прогнозируемый результат. К концу обучения дети должны овладеть следующими навыками:
- правильным английским произношением;
- элементами дословного перевода;
- певческим дыханием;
- уметь петь чисто и слаженно одноголосие;
- уметь петь в ансамбле;
- знать исполнительно-певческие средства выразительности;
- должны адаптироваться к системе учреждения внешкольного воспитания и обучения, уметь вести себя в коллективе.
Голоса школьников в процессе развития можно разделить на 3 основные группы: голоса чисто детские, голоса формирующиеся, голоса сформировавшиеся. В соответствии с этим обучение в кружке «Английской песни» имеет 3 уровня.
Программа рассчитана на детей 9 -11 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю индивидуально, по подгруппам и группам.
В организации учебного процесса используются следующие методы обучения: рассказ, беседа, работа с нотным материалом, упражнения, практический, демонстрация, видео-, аудио методы. Занятия проводятся с использованием элементов игры, диалога, хореографии, творческих заданий.
По своему назначению используются следующие типы занятий: комбинированный, первичного ознакомления с материалом, усвоения новых знания, применения полученных знаний и умений на практике, закрепления, повторения, итоговое.
Система контроля освоения программы:
Два раза в год проводится итоговое занятие. Оно может быть как в форме открытого занятия, так и в форме концерта.
Для проведения занятий необходимо:
Просторное регулярно проветриваемое помещение с хорошей акустикой;
Наличие аудио- и видеотехники;
Прогнозируемые результаты: овладение грамотной английской речью и подготовка разнохарактерных концертных номеров.
В песнях есть все - и готовые фразы, и живой язык, и та же грамматика. Они дают умение вслушиваться в речь, понимать и запоминать на слух. Коммуникативная лингвистика оказала большое влияние на методику преподавания иностранных языков, обратив внимание на проблемы ситуативно обусловленного обучения устным видам речевой деятельности, типологии текстов и ситуаций, разработки коммуникативно ориентированных упражнений, широкого использования аутентичных материалов, в том числе песен. Использование песни в учебном процессе способствует а) укреплению мотивов, обеспечивая благоприятный психологический климат на уроке, б) расширению лингвокультурологического кругозора за счет получения информации о культуре страны и воспитания эстетических вкусов в) совершенствованию аудитивных и речевых продуктивных умений. Роли песни в обучении иностранным языкам посвящен целый ряд работ отечественных и зарубежных авторов (И. Н. Балунец, В.Ф. Аитов, Г. Н. Доля, Д. И. Евладова, Е. П. Карпиченкова, Н. Д. Куметова, И. В. Лабутова, Е. В. Любавина, Д. Бирн. Дж. Уэлман. К. Уилсон. Т. Ллойд и др.).
Песня является действительным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, доставляет учащимся эстетическое наслаждение, а потому пожжет быть признана стимулом к овладению языком.
По мнению А.А.Леонтьева эстетическая мотивация, создаваемая песенным материалом, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и игровой. Все это вместе взятое составляет мотивацию обучения.
Коммуникативно-ориентированное обучение аудированию предполагает формирование способности понимать иноязычную речь в актах естественного устного общения. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных обучению аудированию, и на наличие в средней школе учебных комплексов, в состав которых входят фонозаписи, диа- и видиофильмы, мультимедийные программы, данная форма устного общения остается пока еще недостаточно развитой, что объясняется двумя причинами.
И.И.Гез так определяет первую: «аудирование до сих пор рассматривалось как побочный продукт говорения, соответственно работа над ним носит эпизодический характер и подводится на речевых сообщениях, предъявленных учителем в такой форме, которая для того или иного класса является наиболее приемлемой и, как правило, весьма далекой от восприятия речи в естественных условиях».
Н.В.Елухина также считает, что одной из причин недостаточного внимания к аудированию со стороны методистов и преподавателей является тот факт, что до недавнего времени аудирование считалось легким умением. Существовала точка зрения, что, если при обучении устной речи преподаватель сосредоточит все усилия на говорении и обеспечит владение этим умением, то понимать речь учащиеся научатся стихийно, без специального целенаправленного обучения.
Цель: выявление и развитие музыкально-творческих способностей детей, воспитание творческого коллектива.
Содержание
Тематический план-сетка
№ п/п |
Тема, раздел программы |
Часы |
1. |
Организационная деятельность |
1 |
2. |
Вводное занятие |
2 |
3. |
Вокально-ансамблевая работа |
55 |
4. |
Сценическая работа |
4 |
5. |
Работа по совершенствованию английского языка |
6 |
Итого: |
68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационная деятельность. Набор и прослушивание детей: независимо от вокальных данных и наличия музыкального слуха в кружок принимаются все дети, владеющие элементарными основами английского языка; рекламная работа по школам района, составление расписания работы кружка, подготовка плана работы на учебный год, оформление журнала, подбор дидактического, музыкального, теоретического материала, проведение организационного собрания с родителями, детьми.
Вводное занятие. Беседа о планах коллектива на новый учебный год; беседа о технике безопасности, культуре поведения.
Вокально-ансамблевая работа.
Теория: охрана детского голоса, певческая установка, различие разговорной и вокальной речи.
Практика: обучение умению соблюдать певческую установку в процессе пения; развитие показателей певческого голоса, используя:
артикуляционную гимнастику (упражнения для тренировки мышц лица, губных мышц, нижней челюсти, мышц языка);
интонационно-фонетические упражнения (на гласные и согласные звуки);
голосовые сигналы доречевой коммуникации (упражнения для тренировки мягкого нёба и глотки);
упражнения для укрепления мышц дыхания (на развитие и укрепление диафрагмы, тренировка соединения фаз дыхания с движениями, тренировка правильного певческого вдоха и выдоха);
упражнения для выработки основных элементов вокальной техники (пение по полутонам вверх и вниз в пределах квинты; упражнения с использованием комбинаций различных голосовых звуков, слогов, слов и фраз; упражнения со скачками на различные интервалы; упражнения для отработки различных штрихов (legato, staccato), темпов, ритмов, динамики);
упражнения на развитие дикции.
Сценическая работа. С первого года обучения желательно приобщать детей к концертной деятельности. Это необходимо для более полного их раскрепощения, уверенности в себе на концерте. Именно сцена должна мобилизовать способности и силы участников коллектива на максимально лучшее и качественное исполнение концертного номера.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера:
Посещение школьных и внешкольных концертов;
посещение художественных выставок;
беседы с участием коллектива на актуальные темы нашей действительности, об искусстве, музыке;
проведение родительских собраний;
проведение вечеров отдыха родителей с детьми;
участие в концертных программах.
Работа по совершенствованию английского языка:
дословный перевод изучаемых английских песен;
изучение стихотворений, способствующих усвоению английской лексики;
изучение основ грамматики английского языка.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема |
Дата по плану |
Корреция |
|
Английские песни |
||
|
Зарубежные исполнители |
||
|
Мой любимый певец |
||
|
Работа с английскими песнями |
||
|
Работа с песнями, посвященные учителям |
||
|
Работа с песнями, посвященные учителям |
||
|
Английские песни об учителях |
||
|
Песни об учителях |
||
|
School is teaching |
||
|
Повторение изученных песен |
||
|
Песни посвященные маме на английском языке |
||
|
Песня I Love My Mommy |
||
|
Песня I love you, Mummy |
||
|
Песня Happy Mother’s day |
||
|
Английские песни о бабушках |
||
|
Английские песни о мамах |
||
|
Повторение изученных песен |
||
|
Песни о маме |
||
|
"Песни о маме |
||
|
Повторение пройденных песен |
||
|
Подготовка к концерту, посвященный дню Матери |
||
|
Концерт, посвященный дню Матери |
||
|
Английские песни о Рождестве и Новом годе |
||
|
Песня We wish you a merry Christmas |
||
|
Песня Jingle Bells |
||
|
Песня Last Christmas |
||
|
Новогодние колядки на английском языке |
||
|
Песня "The Twelve Days of Christmas" |
||
|
Песня Shake up the happiness, it's Christmas time |
||
|
Песня Happy New Year |
||
|
Подготовка к Новогоднему концерту |
||
|
Новогодний концерт английской песни |
||
|
Презентация на тему: Английские исполнители и группы |
||
|
Викторина: Отгадай английского исполнителя или группу |
||
|
Работа с английскими песнями |
||
|
Работа с текстами английских песен |
||
|
Работа с текстами английских песен |
||
|
Любимые английские песни |
||
|
Любимые английские песни |
||
|
Английские песни о Дне Святого Валентина |
||
|
Be My Valentine |
||
|
The Hug Song |
||
|
My Best Friend |
||
|
You're Wonderful |
||
|
Повторение изученных песен |
||
|
Повторение изученных песен |
||
|
Песни для удовольствия |
||
|
Песни посвященные 8 Марта |
||
|
Песни посвященные 8 Марта |
||
|
Песня My Bonnie Lies Over the Ocean |
||
|
Песня I just called to say I love you |
||
|
Песня People of the Sun |
||
|
Песня We Can Be Heroes |
||
|
Повторение изученных песен |
||
|
Наши любимые английские песни |
||
|
Наши любимые английские песни |
||
|
Песни группы the Beatles |
||
|
Презентация: группа «the Beatles» |
||
|
Работа с текстами |
||
|
Песня Yesterday |
||
|
Песня When I am sixty four |
||
|
Песня Let It Be |
||
|
Песня All My Loving |
||
|
Песня Aliluya |
||
|
Повторение песен |
||
|
Повторение песен The Beatles |
||
|
Презентация моих любимых песен |
||
|
Любимые английские песни |
Список используемой литературы
- Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (художественные кружки). – М.: Просвещение, 1975.
- Родкин К.А. Соловьева Т.А. Стихи и песни для детей: сборник на английском языке. – М.: «Просвещение», 2001. – 176 с.
- Науменко С.И. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально – творческих способностей учащихся общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1982 . – 310 с.
- Орлова Н.Ф. Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности. – М.: Просвещение, 1991. – 370 с.
- Веренинова Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению.// Иностранные языки в школе. – 1998. - № 6, С. 65 – 70.
- Веренинова Ж.Б. Песня как методический приём при фонетической отработке английских срединных сонантов. //Иностранные языки в школе. – 2000. - № 5, С. 26- 31.
- Карпиченкова Е.П. Роль музыки и песен в изучении английского языка. Иностранные языки в школе. № 5. 1990. С.45-46.
- Мещерякова В.Н. Я умею петь по-английски. - Казань, 2003
- http://en.lyrsense.com/ сайт английских песен