Программа курса дополнительного образования "Инженерам будущего: теория, практика, исследования."

9
0
Материал опубликован 4 November в группе

Комментарии к публикации:


Текстовая часть программы с целью оптимизации просмотра содержит приложения, в которые вынесены календарно-тематическое (поурочное) планирование курса, педагогические технологии, реализуемые в курсе дополнительного образования и титульный лист, подтверждающий реализацию программы в лицее.

Календарно-тематическое планирование курса содержит графу ЦОР, в которой к большинству занятий курса даны ссылки на образовательные ресурсы, в том числе и уже выполненные исследовательские работы старшеклассников, размещенные в педагогическом сообществе "Урок".

Считаю, что указанные ссылки на проверенные сетевые ресурсы и мультимедийные средства обучения способствуют, активизируя поисково-творческую деятельность обучающихся, масимально дифференцированной реализации цели курса каждым его  участником.



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

лицей № 64 имени Вадима Миронова



ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО учителей

Естественнонаучных дисциплин

Протокол № 1

от «28» августа 2025 года


Директор МАОУ лицей № 64

____________ Карлова С. П.

Протокол № 1

от «29» августа 2025 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Инженерам будущего: теория, практика,

исследования


технологический/инженерно-математическая направленность

(наименование профиля подготовки)


для обучающихся 10-11 классов



Разработала: Спицына Любовь Ивановна,

учитель физики




г. Краснодар, 2025



СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка:

- актуальность программы……………………………………………………………...…. 3

- новизна программы ……………………………………………………………….......…… 3

- особенности …………………………………………………………………….........…..….… 3

- цель программы ………………………………………………………………................... 3

- задачи, подлежащие реализации …………………………………………..………. 4

- участники программы ………………………………………………………………..….... 4

- педагогические технологии, реализуемые в курсе ………………..……… 5

Условия реализации программы…………………………………………………..…… 5

Учебно-тематический план ……………………………………………………………..... 6

Содержание курса …………………………….………………………………....................  7

Планируемые результаты курса, способы оценки достижений обучающихся…….............................................................................................. 9

Требования к уровню подготовки обучающихся …………………............. 11

Перечень учебно-методического обеспечения курса:

- учебно-методическая литература ………………………………………………..... 11

- учебно-наглядные пособия ……………………………………………………........... 12

- материально-техническое обеспечение курса.……………………………… 12

Список литературы………………………………………………………………………......... 13

Приложения к программе:

Приложение 1. Титульный лист программы (утвержденный) – 1 стр.

Приложение 2. Педагогические технологии, реализуемые в курсе ДО – 3 стр.

Приложение 3. Календарно-тематическое планирование курса (10-11 класс) – 9 стр.



Пояснительная записка

Одной из стратегических целей школьного российского образования в текущем десятилетии является необходимость обеспечить формирование у старшеклассников интереса к инженерно-техническим специальностям. Для успешного знакомства с основами инженерных профессий и последующей деятельности в различных отраслях промышленности и производства выпускникам профильных классов общеобразовательных школ – будущим студентам профильных ВУЗов необходимы сформированные базовые навыки логического мышления, визуализация образов и мыслей через развитое пространственное воображение.

Потребность в квалифицированных инженерных кадрах и технических специалистах среднего звена в нашей стране сегодня настолько велика, что кроме предпринимаемых правительством мер по реализации намеченных программ, необходима и эффективная дополнительная (внеурочная) деятельность в содружестве и сотворчестве «учитель-ученик» на уровне профильного школьного образования, определяющая актуальность авторской программы.

Новизну проектируемой программы определяет следующее: Отобранный учителем для курса или подготовленный самими слушателями разнообразный историко–познавательный, образовательно-технический, иллюстрационный материал, в сочетании с индивидуальной исследовательской и проектной деятельностью старшеклассников по темам курса, будут способствовать расширению универсальных учебных действий каждого обучающегося и творческих способностей старшеклассников, тем самым обеспечивая соответствие компетентностной парадигме лицейского среднего общего образования.


Классификация:

-по типу программы – авторская;

-по цели обучения – профессионально познавательная с элементами исследовательско-экспериментальной деятельности;

-по форме содержания – интегрированная;

-по срокам реализации – двухгодичная.


​​​​​​​Особенностью интегрированной авторской программы стало содержание её модулей, в котором предлагается знакомство старшеклассников - участников программы курса с технологиями и оборудованием, используемыми в их будущих инженерных профессиях.

Содержание программы выходит за рамки школьного курса профильной физики, предлагая знакомство, а в некоторых случаях опережающее освоение производственно-технологических терминов и определений, начальное изучение правил технического черчения и основ прикладной механики, особенностей процессов производства электроэнергии, основных типов узлов и механизмов, применяемых в технике.

Содержанием курса предусмотрено освещение вопросов истории изобретений, развития и применения различных устройств и механизмов, что помогает раскрыть и признать творческий характер исследовательской и изобретательской деятельности человечества в областях технической инженерии.

Отличием предлагаемой программы дополнительного образования от существующих программ считаю следующее: в программе уделено внимание основанным на ранее изученных законах физики принципам действия технологических устройств, сделан акцент на знакомство с историей конкретных изобретений, деятельности ученых и изобретателей, в том числе наших соотечественников. Знакомство с эволюцией машин и механизмов в электроэнергетике и переработке нефти – один из элементов особенности (уникальности) программного материала. Программой проектируется изучение или исследование технических характеристик устройств, используемых в повседневной жизни.

Цель программы: продолжая формировать базовые представления о современных инженерных специальностях через теоретическое и практико-исследовательское изучение основ технических наук, вести профильную подготовку старшеклассников - участников программы, к осознанию собственных профессиональных приоритетов через принятие личностно-значимых решений и реализацию творческих замыслов.


Задачи программы:

образовательные:

*расширение (формирование) естественнонаучного мировоззрения старшеклассников:

*расширение познавательно-исследовательского интереса к физике как науке, лежащей в основе технологических процессов различных инженерно-технических направлений;

*знакомство с основами профессий в топливо-энергетическом комплексе и машиностроении, связанных с конструированием или использованием контрольно-измерительных приборов и технических устройств различного назначения;

*формирование устойчивой мотивации к истории науки через изучение истории создания устройств и современной техники различного назначения;

*углубление понимания значения физических законов для овладения практическими навыками и профессиональными умениями в дальнейшем образовании;

*расширение базовых знаний в области технического черчения, практического опыта графической деятельности, в том числе с применением ИКТ-технологий;

*использование технических возможностей инженерного класса лицея, компьютерного оборудования кабинета физики, информационных технологий для проведения учебных исследований и экспериментально-проектной деятельности с целью практического освоения физики как фундаментальной и прикладной науки;

воспитательные:

*подготовка к осознанному выбору будущей профессии через систему виртуальных и ознакомительных экскурсий на предприятия и учебные заведения города;

*приобретение образовательного опыта на основе профессионально-личностных предпочтений старшеклассников;

*повышение мотивации к разработке собственных макетов и моделей, изобретательству;

*расширение коммуникативных навыков в условиях коллективной работы, индивидуальной творческой деятельности.

развивающие:

*самосовершенствование технического и проектного мышления через развитие творческих и конструкторских способностей;

*формирование реального уровня предпрофессиональных притязаний на основе самоанализа и самооценки, уверенности в себе при выборе будущей профессии;

*совершенствование прикладных умений через решение проблемно-диалоговых задач в экспериментальных ситуациях и действий в ситуациях выбора, корректировки перспективных планов на профессиональное будущее;

*активизация потребностей обучающихся в самовоспитании и самореализации через образовательную деятельность.

Участники программы:

участники программы – обучающиеся 10-11 классов технологического профиля инженерно-математической направленности;

участники программы – организации:

-ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет» - договор о взаимодействии и сотрудничестве в вопросах выявления и поддержки талантливых детей, реализации программ дополнительного образования, профориентации школьников;

-АО «АТИСС» в области научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Педагогические технологии, реализуемые при освоении курса внеурочной деятельности:

- технология (теория) решения изобретательских задач,

- интерактивные технологии,

- технология проблемного диалога,

- технологии проектно-исследовательского обучения,

- технологии саморазвития школьников.

ТРИЗ-технология появилась в советской педагогике в 1946 году, она до сих пор остается эффективной технологией как система действий в поиске нестандартных решений для инженерно- технических заданий и задач, реализация которых обеспечивает достижение запланированных образовательных результатов.

Эта технология - практическая методика управления процессом творческого мышления школьников, побуждающая их совершать необычные мыслительные операции, то есть ТРИЗ - это технология мышления.

Интерактивные технологии сегодня стали, пожалуй, основным проявлением уровня коммуникации школьников, так как они представляют обучение с устойчивой обратной связью между субъектом и объектом обучения. Их применение подразумевает совместную деятельность школьников, в ходе которой каждый обучающийся на занятии вносит свой вклад в обмен идеями, знаниями, развивает диалоговое общение при решении общей поставленной задачи. Каждый обучающийся при этом развивает критическое мышление, учится решать проблему, анализируя полученную информацию, участвуя в дискуссиях, учитывая альтернативные мнения одноклассников или участников малой группы.

Технология проблемного диалога, разработанная двадцать лет назад группой российских ученых и педагогов, в том числе и Мельниковой Е. Л., является ведущей в образовательной системе «Школа 2100». Особенностями технологии являются системность, непрерывность, преемственность, что весьма актуально в рамках предлагаемого авторского курса дополнительной образовательной деятельности старшеклассников.

В рамках освоения курса, например, проектируется такой приём активных методов решения проблемы, как «спектр идей», аналог приёма «ковёр идей», который позволяет каждому участнику оценить свой вклад в групповое решение обозначенной на занятии проблемы.

Технологии проектно-исследовательского обучения требуют от учителя методической гибкости при проектировании занятий, обеспечивая такие способы деятельности обучающихся, при которых проявляется интерес каждого ребенка к самообразованию через познание и применение полученных знаний на практике.[1]

Технология саморазвития школьников как технология «культивирования собственных сил» в основе своей имеет идеи развивающего обучения школьников [2]. Реализация технологии в условиях дополнительного образования на ступени среднего общего образования обеспечивает процесс самосовершенствования как осознанное, управляемое самим школьником, целенаправленное развитие способностей в интересах личности.

Подробней основные характеристики технологий, условия применения и методические приёмы, реализуемые в проектируемом курсе, подробно изложены в Приложении 2.

Условия реализации программы:

Программа реализуется с 2024 года на ступени среднего общего образования среди обучающихся классов технологического профиля инженерно-математической направленности. Программа составлена на 102 учебных часа, занятия проводятся во внеурочное время по утвержденному в образовательной организации расписанию: два часа в неделю в десятом классе и один час в неделю в одиннадцатом классе.

Программа курса модульная, содержит практико-ориентированную теоретическую и практическую часть, на долю которой приходится 48 часов исследовательских или практических работ, которые выполняются индивидуально или в мини-группах по два - три человека в каждой, с использованием интерактивных методических образовательных материалов, имеющегося в лицее демонстрационного оборудования и NAUROBO – электронного конструктора «Технологии электронного управления».

Для данной программы в десятом классе проектируется два часа в неделю, так как проектная деятельность на ступени среднего общего образования по ФГОС в настоящее время осуществляется в десятом классе. Поэтому увеличение количества дополнительных внеурочных занятий в десятом классе позволит уделить больше внеурочного времени на выполнение практических, исследовательских работ и учебных проектов, реализуя на практике вариативность авторской программы. В выпускном 11 классе количество учебных часов – 34, что связано с интенсивной подготовкой выпускников к государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Оценка знаний учащихся:

В ходе реализации данной программы внеурочной деятельности выставление отметок для оценки знаний обучающихся не предусмотрено. Ожидаемые результаты от освоения модулей программы позволяют осуществлять текущую оценку приобретенных знаний и умений в ходе педагогического наблюдения и анализа по критериям эффективности реализации программы.

После изучения модуля возможно проведение тестирования по теме (если предусмотрено при проектировании программы), в конце каждого года обучения знания старшеклассников определяются качеством выполненных ими теоретического или практического исследования, проектной или исследовательской работы.


Учебно-тематический план

Модуль, раздел, тема

Количество часов

в том числе. практические

общее

10 класс

11 класс

1

Введение

9

6

3

4

2

Модуль 1. История науки и технологий в лицах

6

6

-

2

3

Модуль 2. Чертёж–основной документ инженера и конструктора

16

16

-

7

4

Модуль 3. От простых механизмов к инженерно-техническим конструкциям.

20

20

-

10

5

Модуль 4. Инженерный класс лицея: изучаем, исследуем, конструируем.

23

17

6

14

6

Модуль 5. Электроэнергетика–основа высокотехнологичного общества

13

-

13

2

7

Модуль 6. Приборы и оборудование электроэнергетики

10

-

10

4

8

Модуль 7. Подводим итоги работы

5

3

2

5

9

Итого

102

68

34

48


Календарно-тематическое планирование курса (занятий в 10 и 11 кл.) – Приложение 3.


Содержание курса

Введение (9)

«Здесь готовят инженеров» - экскурсия в учебные лаборатории факультета машиностроения либо факультета электро- и теплоэнергетики Кубанского государственного технологического университета.

Что такое технологический процесс? Для чего человеку нужен контроль его протекания и безопасности? Первые приборы – простые механизмы в двадцать первом веке.

Виды, средства, методы измерения физических величин, параметров процессов: технологических и природных. Классификация измерительных приборов и устройств.

Исследовательская работа «Изучая, составляю свой глоссарий физических приборов»

Позвольте представить: необычные приборы, уникальные устройства. Познавательно об истории создания и совершенствования различных приборов, технических устройств. Приборостроение: страницы истории появления и перспективы развития отрасли.

Модуль 1. История науки и технологий в лицах (6)

Почему физика во все времена – основа технических революций? О роли инженерных специальностей в современном высокотехнологичном мире.

Они были первыми. Знакомьтесь: ученые – лауреаты Нобелевской премии в области физики. Ими гордится Россия.

Проектно-исследовательская работа «Над их изобретениями не властно время».

Модуль 2. Чертёж–основной документ инженера и конструктора (16)

Что такое чертёж? Когда появился первый чертёж – традиционное техническое средство конструирования. Графическая информация в современном мире.

Классификация чертежей. Инженерная и компьютерная графика: от истоков до перспектив. Технический чертеж и 3D-моделирование.

Стандарт как основа единой государственной системы оформления конструкторской и технологической документации.

Практическая работа «Знакомимся с основными положениями ГОСТ Р 2.105-2019»

Начертательная геометрия - база для выполнения технических чертежей, решения инженерных задач в профильной школе. Практическая работа «Основные правила оформления технического чертежа».

Современная инженерная графика: её виды, области применения, характеристика, особенности.

Компьютер – инструмент обработки информации, синтеза изображений. Основные понятия и термины компьютерной графики. Моделирование – основа компьютерной графики.

Исследовательская работа «Обзор программ, интернет-сервисов и платформ для объемного 3D-моделирования тел и объектов».

Компьютерное конструирование схем и деталей, узлов и чертежей. Практическая работа «Обзор отечественных и зарубежных графических редакторов».

Модуль 3. От простых механизмов к инженерно-техническим конструкциям. (20)

Воздух, которым мы дышим. Проблемы качества воздуха в крупных городах, способы их решения.

Практическая работа: «Воздухоочиститель: основы проектирования, эксперименты для исследования эффективности устройства».

Кто придумал гиромеханизм? Гироустройства в нашей жизни.

Практическая работа «Мои исследования гироскопа».

Гидромеханика как физическая основа энергетики. От акведуков до ГЭС.

Практическая работа «Самодельный сифон как механизм подачи жидкости: моделируем, создаем, испытываем».

Исследовательская работа «Устройства для определения теплопроводности различных тел. Исследования, основы проектирования».

Приборостроение – важнейшая отрасль экономически развитой страны. Современные инструменты и устройства, в которых реализуются принципы действия простых механизмов.

Практическая работа «Проектируем, создаем и исследуем простой механизм» (блок или устройство, дающее выигрыш в силе в нестандартное число раз).

Простые устройства, обеспечивающие преобразование энергии движения. Винты и шестерни, шарниры и валы, различные типы передач в современных механизмах.

Как преобразовали поступательное движение во вращательное? Виртуальное путешествие от истоков изобретений до современных конструкций механизмов и устройств. Изобретения Чебышёва П.Л – прообразы первых роботов.

Механизмы с «быстрым» вращением узлов, их значимость в современных технических устройствах. Как эволюционировал велосипед.

Модуль 4. Инженерный класс лицея: изучаем, исследуем, конструируем. (23)

Оборудование инженерного класса: блочные и электронные конструкторы, датчики цифровой лаборатории. Техника безопасности при работе с экспериментально-учебным оборудованием.

Изучая оборудование инженерных наборов, проектируем его использование в исследовательской и проектной деятельности старшеклассников.

Набор «Фермовые конструкции и разводные мосты» - техническая база исследования, проекта. Классификация фермовых конструкций и мостов.

Виртуальная экскурсия «Мосты России». Знакомство с конструктивными особенностями различных типов мостов.

Знакомство с основными правилами расчета деформаций растяжения и сжатия в нагруженных частях фермовых конструкций. Работа по алгоритму.

Практическая работа «Сборка модели фермы или фрагмента моста по инструкции-алгоритму».

Моделирование резонансных колебаний с помощью модели моста с изменяемой жесткостью. Выяснение условий возникновения резонанса. Практическая работа «Компьютерное исследование колебаний», расчет основных характеристик с использованием программы управления «Generator».

Микросхема–неотъемлимая часть современных устройств и систем радиоэлектроники. Знакомство с содержанием и возможностями электронного конструктора NAUROBO. Программное обеспечение NAUROBO-конструктора как средство выполнения компьютерного эксперимента до сборки микросхемы. Практическая работа «Установка, изучение программы выполнения компьютерного эксперимента». Изучение алгоритмов работы с цифровыми микросхемами NAUROBO-конструктора.

Модуль 5. Электроэнергетика – основа высокотехнологичного общества (13)

Электрическая энергия–основа и «локомотив» современного технического мира. Что такое электроэнергетика? Источники энергии: традиционные и альтернативные. Страницы истории изобретения методов производства (преобразования) электрической энергии. Российская электроэнергетика, прогнозы развития.

Теоретические основы теплоэнергетики. Мировой рынок нефти, газа, угля, прогнозы, перспективы.[5]

Практическая работа «Знакомство с основным технологическим оборудованием нефтеперерабатывающего завода».

Характеристики ТЭС. Исследуем преимущества и недостатки основного мирового источника электроэнергии.

Гидроэнергетика: основы конструкций ГЭС. Экономичность и экологичность данного метода выработки электроэнергии. Исследовательская работа «Физические основы проектирования гидроэлектростанции».

Гелиоэнергетика: физические основы генерации электроэнергии излучением Солнца.

Ветроэнергетика: условия и особенности получения электрической энергии из энергии ветра. Геотермальная энергетика.

Ядерная энергетика, преимущества и проблемы безопасности АЭС.

Основные направления развития энергетических технологий: тенденции и инновации.

Модуль 6. Приборы и оборудование электроэнергетики (10)

Основное оборудование классической электроэнергетики: генераторы, трансформаторы, линии электропередачи, системы мониторинга, контроля и управления, распределительные устройства.

Практическая работа «Изучение устройства и основ работы генератора постоянного тока».

Исследовательская работа «Изучение устройства и работы трансформатора однофазного».

Основное оборудование для возобновляемой энергетики. Солнечные панели, ветрогенераторы. Исследовательская работа «Ветрогенератор-альтернативный источник электроэнергии».

Как появились ядерные реакторы. Реакторостроение–основа атомной энергетики. Вклад советских и российских ученых в развитие атомной энергетики.

Ядерная аппаратура на службе у человека: протонная радиотерапия, радиобиология.

О принципах работы ускорителей заряженных частиц. Ускорители линейные и циклические. Почему появился коллайдер?

Практическая работа «Изучение устройства и принципа действия Большого адронного коллайдера».

НИКА–российский коллайдер тяжелых ионов.

Модуль 7. Подводим итоги работы (5)

Презентация исследовательских и проектных работ слушателей курса. Обсуждаем, комментируем. Подводим итоги курса: представляем авторские исследования и проекты инженерно-технического направления.


Планируемые результаты курса:

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

-уровень сформированности (базовый, повышенный, высокий) естественнонаучного мировоззрения обучающихся в соответствие с уровнем современного развития науки и практики;

-уровень коммуникативных компетентностей общения, совместной творческой и индивидуальной исследовательской деятельности;

-уровень сформированности принципов виртуально-безопасного общения, ценностей здорового образа жизни;

-уровень сформированности общей и образовательной культуры обучающихся, нравственных чувств и патриотизма.

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

-уровень сформированности (базовый, повышенный, высокий) знаний о сущности инженерно - технических профессий и современных технологиях;

-эффективность планирования форм и способов решения познавательных задач для достижения образовательных целей;

-сформированность логико-аналитических навыков для оценки технического задания или ситуации, полученных результатов;

-уровень (базовый, повышенный, высокий) освоения азов технического черчения, использования знаний и навыков для выполнения графических работ;

-уровень (базовый, повышенный, высокий) навыков моделирования и конструирования для решения поставленных учебно-познавательных задач;

- уровень сформированности (базовый, повышенный, высокий) навыков использования ИКТ для решения различных задач: познавательных, конструкторских, творческих, при выполнении исследований и проектов;

- рефлексия, как способ оценки эффективности организации и реализации поисково-образовательного решения.

Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

-понимать роль физики в формировании современной научной картины материального мира;

-формирование знаний о системообразующей роли физики в инновационном развитии инженерных технологий и техники;

-понимать глобальные проблемы человечества в области производства энергии и экологии, оценивать роль физики в их решении;

-объяснять принцип работы изучаемых в курсе технических устройств, механизмов и машин, приборов измерительных и контролирующих параметры процесса;

-опираясь на фундаментальные закономерности и физические модели, выдвигать гипотезы для моделирования, выполнения исследований, разработки проектов;

-самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты, исследования;

-опираясь на физические законы, решать задачи: логические, расчетные, практико-ориентированные.

Способы оценки достижения планируемых результатов

Спецификой курса внеурочной деятельности является не только обеспечение достижений каждым школьником планируемых личностных и метапредметных результатов за счет расширения информационно-предметной и культурно-образовательной среды, но и получение навыков практических самостоятельных действий, умений принимать решения в конкретных ситуациях, в том числе нестандартных.

Воспитательным эффектом реализации курса становится развитие личности старшеклассника, результатом – непосредственный итог участия во внеурочной деятельности, духовно-нравственные приобретения, степень его социализации.

Проектируемыми формами контроля над усвоением материала станут отчёты по выполненным практическим работам, самостоятельные творческие работы в виде презентаций, сообщений, а также тематические исследовательские работы, проекты, в том числе инновационные.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности школьников, иначе - отслеживание образовательных результатов, ставит целью исследование образовательного процесса с контролем динамики качества учения с последующей корректировкой прогноза в соответствие с требованиями ФГОС.


Мониторинг происходит при изучении каждого модуля программы, реализуется через анкетирование или опрос обучающихся (на одном из первых занятий курса), педагогическое наблюдение за организацией и ходом выполнения практико-ориентированных работ, изучение качества выполнения письменных работ и устных ответов в ходе дискуссий, при публичных выступлениях.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов станут наиболее эффективные в области естественнонаучных дисциплин презентации и отчеты, научно-познавательные статьи в школьной газете и сборниках публикаций участников интеллектуальных конкурсов.

Подведение итогов реализации программы курса планируется в виде научно-практической конференции или круглого стола, в виде заслушивания результатов своей внеурочной деятельности по выбранной теме исследования или проекта. Представление результатов могут быть инновационными в форме видеоролика, интерактивного тематического кроссворда, ребуса, обучающей игры.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Проектирование программы дополнительного образования подразумевает трехуровневую дифференциацию результатов школьников. Наличие этих уровней результатов, обеспечивая рост социализации старшеклассников, обеспечивает высокий уровень сформированности их коммуникативных и гражданских компетентностей, повышает вероятность проявления воспитательных эффектов внеурочной деятельности.

Проектируется, что первый уровень результатов освоят все участники реализации программы, второй уровень результатов достигнут не менее, чем 85% участников, третьего уровня результатов сумеют достичь не менее 30% участников.

Первый уровень результатов подразумевает получение старшеклассниками первичного понимания сущности профессии «инженер», роли этой группы профессий в развитии современного высокотехнологично общества. Воспитательным результатом данного уровня станет получение базовых знаний о социально-профессиональной реальности, понимание особенностей повседневной жизни, что формируется при условии взаимодействия ученика с учителем как носителем позитивных социальных знаний.

Второй уровень результатов подразумевает получение старшеклассниками опыта самостоятельной практической работы в условиях поиска, изучения и использования новой информации во внеурочной деятельности, формирование позитивного отношения к будущей профессии при положительном ценностном отношении к социальной реальности в обществе. Воспитательным результатом уровня станет отношение старшеклассников друг к другу, их образовательно-культурное взаимодействие в дружественной среде с принятием полученных социальных знаний, позитивное отношение к базовым ценностям российского общества.

Третий уровень результатов определяет реализацию возможности получения старшеклассниками опыта самостоятельной общественной деятельности через представление собственных результатов на диспутах, школьной научно-практической конференции, интеллектуальных соревнованиях, конкурсах исследовательских или проектных работ различных уровней (от муниципального до всероссийского). Воспитательным результатом уровня становится становление в социуме юного гражданина, человека-патриота страны.

Перечень учебно-методического обеспечения

(для обучающихся)

1. Виноградов В.Н. Черчение: Методическое пособие к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 9 класс»: Москва: АСТ: Аст­рель, 2019.— 54 с.

2. Макоско А.А., Матешева А.В. Загрязнение атмосферы и качество жизни населения в XXI веке: угрозы и перспективы. – М.: Российская академия наук, 2020 – 258 с.

3. Долматов И.А., Лихачев В.Л. Информационный бюллетень «Топливно-энергетический комплекс. Тренды • события • цифры» № 1 • 2024, 13 с. М., НИУ ВШЭ «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» [Электронный ресурс], режим доступа: https://stratpro.hse.ru/mirror/pubs/share/944830934.pdf

4. Баранова И.В. КОМПАС - 3 D для школьников. Черчение и компьютерная графика. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: ДМК Пресс, 2009. [Электронный ресурс], режим доступа: https://aldebaran.one/author/v_baranova_i/kniga_kompas_3d_dlya_shkolnikov_cherchenie_i_k

5. Журнал «Потенциал» - диалоги об истории науки и инженерии, [Электронный ресурс], режим доступа: https://edu-potential.ru/ugolok-znanij/90-skvoz-vremya/857-05o-sistematizacii-zadach-na-summirovanie-14

Рекомендуемая литература

(для учителя)

1. Научный журнал «Видео-наука» [Электронный ресурс], режим доступа: https://videonauka.ru/stati/31-metodika-prepodavaniya-estestvenno-nauchnykh-distsiplin/194-proektnaya-tekhnologiya-vo-vneurochnoj-deyatelnosti-kak-sposob-realizatsii-fgos-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya

2. Большая российская энциклопедия/интернет-статья/[Электронный ресурс], режим доступа: https://bigenc.ru/c/kant-immanuil-4a074e

3. Агафонова Л.М. Технология саморазвития личности/интернет-статья:  https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/483149-tehnologii-samorazvitija-lichnosti-obuchajusc

4. Образовательное путешествие/[Электронный ресурс], режим доступа: https://infourok.ru/obrazovatelnoe-puteshestvie-kak-metod-obucheniya-v-urochnoy-ivneurochnoy-deyatelnosti-1408858.html

5. Долматов И. А., Лихачев В. Л. Информационный бюллетень «Топливно-энергетический комплекс. Тренды • события • цифры» № 1 • 2024, 13 с. М., НИУ ВШЭ «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» [Электронный ресурс], режим доступа: https://stratpro.hse.ru/mirror/pubs/share/944830934.pdf

5. Матвийчук Р.И., Поваляев О.А. Технологии электронного управления: Методическое пособие «Электронный конструктор NAUROBO», М. 2018, 60 с.

6. Журнал «Потенциал» - диалоги об истории науки и инженерии, [Электронный ресурс], режим доступа: https://edu-potential.ru/ugolok-znanij/90-skvoz-vremya/857-05o-sistematizacii-zadach-na-summirovanie-14

7. Муравьев С.Е., Ольчак А.С. Прикладная механика.10-11 класс, М., Просвещение, 2021, с. 78 [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.t-library.net/book/7533

8. Карпенко Е.П., Поваляев О.А. Научные развлечения: Методические рекомендации «Фермовые конструкции и разводные мосты», М, 2018, с. 58

9. Матвийчук Р.И., Поваляев О.А. Технологии электронного управления: Методическое пособие «Электронный конструктор NAUROBO, М. 2018, 60 с.

10. Руссу М.В., Портных М.Д., Гамаюнова О.С. Исторический аспект строительства мостов Санкт-Петербурга // Творчество и современность. 2020 № 1 (12). С. 44-53

Материально-техническое обеспечение курса

Для реализации программы необходимо согласно норм СанПиН:

-помещение (кабинет физики), в котором имеются 18 индивидуальных мест для школьников,

-оргтехника, включающая персональный компьютер и принтер, проектор и интерактивный экран,

-доступ к образовательному сегменту сети Интернет.

Кроме того, для проведения интегрированных занятий, необходимы:

-ноутбуки Lenovo – 15 шт,

-программное обеспечение–Flash-накопитель с инструкцией по эксплуатации и проведению эксперимента с использованием лабораторной установки – 3 шт,

-установка для изучения сопротивления материалов – 3 комплекта,

-набор для сборки электронных схем - электронный конструктор «NAUROBO» – 10 комплектов,

-набор датчиков Vernier цифровой лаборатории профильного уровня – 10 комплектов,

-методическое пособие «Рекомендации для установки по изучению напряжения и деформации (сопротивления) материалов» – 3 шт,

-методическое пособие электронного конструктора NAUROBO «Технологии электронного управления» - 3шт.


Список литературы:

1. Макоско А.А., Матешева А.В. Загрязнение атмосферы и качество жизни населения в XXI веке: угрозы и перспективы. – М.: Российская академия наук, 2020 – 258 с.

2. Руссу М.В., Портных М.Д., Гамаюнова О.С. Исторический аспект строительства мостов Санкт-Петербурга // Творчество и современность. 2020 № 1 (12). С. 44-53.

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/

4. Генденштейн Л.Э. Метод исследования ключевых ситуаций (МИКС) – реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся. – URL: https://lbz.ru/metodist/authors/physics/1/gle-miks.pdf

5. Электронная лекция по теме «Средства и методы измерений» https://eor.dgu.ru/lectures_f


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.