12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рахматуллина Е.Ю.41

Программа курса
«Кружевная песня Севера»

в рамках преподавания предмета «Технология» (девочки)
(Вязание крючком - сохранение народных традиций. Филейное и ажурное тамбурное вязание в традициях русского Севера).

1. Актуальность.

Вязание крючком в наши дни – довольно популярное занятие среди рукодельниц. Интернет щедро предлагает мастер-классы по основам вязания и делится секретами высшего мастерства. В журналах можно найти описания и схемы милых детских вещей и гламурной женской одежды.

И небольшими островками в огромном море под названием «Вязание крючком» встречаются изделия, выполненные в народных традициях филейного и ажурного тамбурного вязания.

Сохранение народных традиций – это путь к сохранению народной культуры, духовности, нравственности. Ведь патриотизм начинается с любви к малой Родине, а любовь к малой Родине – с понимания, с принятия сердцем красоты окружающей природы, рукотворных вещей, созданных мастерами.

Северный край, архангельская земля богата народными ремёслами. Это резьба по дереву, плетение из корня, веток ивы, бересты, каргопольская глиняная игрушка, орнаментальное вязание варежек, ткачество, счётная вышивка… Особое место среди них занимают филейное и ажурное тамбурное вязание.

Вязание крючком вошло на Севере в крестьянский быт в конце XIX века. Вязали кружева, которыми украшали полотенца, подзоры, передники, сарафаны, кофты, наволочки. Вязали целые изделия: салфетки, скатерти, занавески. Всё, что окружало человека в каждодневном его быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками. Полотенца с кружевными концами становились частью народных обрядов, обеспечивающих семье благополучие. Вязаные оплечья рубах и подолы сарафанов защищали от злых духов.

В наши дни вязаные крючком кружева можно увидеть только в городских музеях, на редких сохранившихся старинных изделиях да на авторских выставках художников‑хендмейкеров. И, конечно же, в очень редких семьях найдётся вязаная крючком салфетка или украшенное вязаным кружевом полотенце.

Мастерство филейного и ажурного тамбурного вязания крючком уходит из северных семей, перестаёт передаваться из поколения в поколение. Сегодняшние 17-ти летние девушки столицы русского севера, заканчивая школу, не имеют представления о том, как вязать крючком северные кружева.

 

2. Цель, задачи курс

Предлагаемая программа «Кружевная песня Севера» направлена на сохранение народных традиций филейного и ажурного тамбурного вязания крючком через обучение его основам девочек 6-8 классов на уроках технологии в средней школе.

Она решает следующие задачи:

образовательные

  • познакомить с историей возникновения и традициями вязания крючком на Севере, видами и образцами «старинных» изделий;
  • показать ассортимент востребованных современных изделий, вязанных крючком;
  • обучить основным приёмам филейного и ажурного тамбурного вязания;
  • научить понимать условные обозначения и читать схемы изделий;
  • вязать изделие по схеме;
  • сформировать интерес и желание к ажурному вязанию крючком.

воспитательные

  • воспитывать уважение к историческому прошлому, к культуре своего народа через ознакомление с традициями народных ремёсел;
  • воспитывать любовь к Родине, принятие традиционных российских нравственных ценностей;
  • формировать качества личности: трудолюбие, усидчивость, внимательность, целеустремлённость.

развивающие

  • сформировать умение работать с графической (знаковой) информацией: понимать условные обозначения петель, элементов вязания, читать схемы узоров;
  • сформировать умение вязать по схеме;
  • развивать навыки самоконтроля качества промежуточного результата работы и готового изделия.

 

3. Ожидаемые результаты

Ученик научится:

  • подбирать размер крючка в соответствии с толщиной пряжи и видом изделия;
  • правильно держать крючок и нить при вязании;
  • набирать первую петлю;
  • выполнять базовые основные элементы филейного и ажурного тамбурного вязания: воздушная петля, полустолбик, столбик без накида, столбики с накидами;
  • выполнять комбинации из базовых элементов: столбики с накидами, связанные на одной петле основания, столбики с накидом с общей вершиной и др.;
  • вязать плотное прямое и круговое полотно;
  • вязать простую филейную сетку из пустых и заполненных клеток;
  • вязать ажурное круговое полотно;
  • понимать условные обозначения элементов вязания;
  • читать схемы изделий;
  • вязать изделие по схеме;
  • осуществлять самоконтроль качества вязания в процессе и по окончании работы;
  • проводить влажно-тепловую обработку готового изделия.

Ученик получит возможность научиться:

  • вязать изделие по схемам любой сложности из журналов или Интернета;
  • вязать различные более сложные виды филейной сетки: французская, Х-образная, сетка «кирпичики» и т. д.
  • вязать сложные декоративные элементы филейного вязания: «паучок», «шишечка», «бантик» и т. д.;
  • выполнять прибавление и убавление клеток в начале и конце ряда филейной сетки;
  • выполнять сложные незнакомые элементы тамбурного вязания по схеме;
  • составлять самостоятельно схемы изделий;
  • проектировать использование элементов ажурного вязания при пошиве одежды и оформлении предметов интерьера.

 

4. Место курса в программе «Технология»:

Курс «Кружевная песня Севера (вязание крючком)» включён мною в программу преподавания предмета «Технология (девочки)» в раздел «Декоративно-прикладное творчество» и разнесён по годам обучения в 6, 7, 8-е классы следующим образом:

Учебный план

Класс

Тема

Количество часов

6

Плотное тамбурное вязание крючком.

6

7

Филейное вязание крючком.

8

8

Ажурное тамбурное вязание крючком.

9

 

ИТОГО:

23

Такое построение программы имеет следующие преимущества:

  • позволяет двигаться от простого вида вязания к более сложному в соответствие с возрастными возможностями учащихся;
  • поскольку тема даётся небольшими порциями (6, 8 и 9 часов), её изучение не утомляет учащихся;
  • возвращение к теме через год позволяет закрепить имеющиеся навыки и успешно перейти на следующий уровень сложности.

 

5. Содержание

6 класс. (6 часов)

История возникновения вязания крючком. Инструменты и материалы. Первые вязальные крючки и нитки. Современные виды крючков и ниток, их выбор в соответствие с задуманным изделием. Обзор ассортимента изделий, которые можно связать крючком (одежда: кофточки, туники, топы, шапки, шарфы, шали, варежки, тапочки; отделочные элементы одежды: воротнички, манжеты, вставки; предметы интерьера: салфетки, скатерти, занавески). Виды вязания крючком.

Плотное тамбурное вязание. Прямое полотно. Правильное положение крючка и нити при вязании. Набор первой петли. Воздушная петля, цепочка воздушных петель. Столбик без накида. Приёмы вязания прямого плотного полотна: туда и обратно. Смена цвета нитки.

Круговое полотно. Приёмы вязания по кругу. Прибавление петель в рядах. Промежуточный контроль качества работы, способы устранения недочётов, итоговый контроль. Фестоны по краю из цепочек воздушных петель. Проект «Круглая прихватка».

Закрепление нити в конце вязания. Влажно-тепловая обработка изделия.

Практические работы.

Пр. раб. № 30. Упражнения: набор первой петли, цепочка, столбик без накида, вязание прямыми рядами.

Пр. раб. № 31. Упражнения: круговое вязание, прибавление петель. Вязание круглой прихватки.

Пр. раб. № 32. Вязание круглой прихватки. Отделка края фестонами из цепочек воздушных петель.

РС. История возникновения вязания крючком. Освоение приёмов плотного тамбурного вязания крючком прямыми рядами. Освоение приёмов плотного тамбурного кругового вязания. Выполнение фестонов из цепочек воздушных петель.

7 класс (8 часов).

Филейное вязание крючком - традиционное северное ремесло. История филейного вязания на Севере. Сходство филейного вязания и строчевых вышивок. Филейное вязание – украшение изделий крестьянского быта (концы полотенец, подзоры, наволочки, края простыней‑настилальников, оплечья женских праздничных рубах, передники, подолы сарафанов). Использование филейного вязания в современных изделиях: салфетки, кайма, занавески, покрывала, скатерти, женская и детская одежда, отделочные элементы одежды.

Филейная сетка-основа филейного вязания. Виды филейных сеток: французская, Х‑образная, сетка «кирпичики» и т. д.

Простая филейная сетка. Элементы сетки: столик с 1-м накидом и цепочка воздушных петель. Условные обозначения элементов филейной сетки: воздушные петли, столбики с 1-м накидом, пустая и заполненная клетка, комбинации пустых и заполненных клеток. Зарисовка схемы филейной сетки.

Технология вязания пустых и заполненных клеток. Расчёт количества петель, необходимых для набора согласно схеме. Вязание филейного полотна рядами, подъём в следующий ряд.

Обзор сложных элементов: «паучок», «шишечка», «бантик» и т. д.

Для учащихся, выбравших схему повышенной сложности с зубчатыми краями: прибавление клеток в начале и в конце ряда, убавление клеток в начале и в конце ряда.

Проект. «Мини-салфетка в технике филейного вязания». Выбор или составление своей схемы небольшой прямоугольной салфетки. Расчёт необходимого количества петель. Вязание изделия по схеме.

Практические работы.

Пр. раб. 28. Упражнения по набору петель, вязание цепочки воздушных петель, ст. без накида. Столбик с 1-м накидом.

Пр. раб. 29. Вязание филейной сетки из пустых и заполненных клеток.

Пр. раб. 30. Выбор схемы, расчёт количества петель. Начало вязания филейной салфетки.

Пр. раб. 31. Вязание филейной салфетки.

РС. Традиции филейного вязания крючком на Севере. Ознакомление со старинными изделиями и современным востребованным ассортиментом. Овладение приёмами народного ремесла филейного вязания крючком

8 класс (9 часов).

Традиции тамбурного вязания крючком на Севере. Ажурное тамбурное вязание в предметах женского рукоделия крестьян конца XIX – начала XX века. Современный ассортимент изделий: салфетки, скатерти, покрывала, шали, женская и детская одежда, аксессуары.

Элементы ажурного тамбурного вязания: воздушная петля, цепочка воздушных петель, столбики без накида, столбики с 1-м, 2-мя, 3-мя, 4-мя накидами, соединительные столбики. Комбинации простых элементов: столбики с накидами на одной петле основания, столбики с накидами с одной вершиной, «пирожки» и др. «Пико» и столбики без накида как элементы обвязывания края готового изделия.

Условные обозначения элементов тамбурного вязания. Чтение схемы и вязание по схеме.

Самоконтроль качества работы и готового изделия.

Проект. Выбор схемы круглой или овальной салфетки из журнала или Интернета. Вязание салфетки по схеме. Освоение новых элементов и комбинаций элементов. Отделка изделия. Накрахмаливание и влажно-тепловая обработка.

Оформление выставки салфеток.

Практические работы.

Пр. раб. 4. Упражнения: столбики с 2-мя, 3-мя накидами на цепочке воздушных петель. Начало вязания круглой салфетки.

Пр. раб. 5. Выбор схемы. Начало вязания круглой салфетки по схеме

Пр. раб. 6. Вязание по схеме. Освоение новых элементов.

Пр. раб. 7. Вязание по схеме. О


09 выставка 19-20-2
PNG / 2.5 Мб

/data/files/j1610535702.png (09 выставка 19-20-2)своение новых элементов.

Пр. раб. 8. Вязание по схеме. Освоение новых комбинаций элементов.

Пр. раб. 9. Вязание по схеме. Освоение новых комбинаций элементов.

Пр. раб. 10. Отделка края изделия: пико и столбики без накида.

РС. Освоение элементов ажурного тамбурного вязания крючком в традициях русского Севера. Вязание круглой салфетки.

 

6. Тематическое планирование по годам обучения:

6 кл.

урока

Раздел. Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком

Кол-во часов

61-62

Плотное тамбурное вязание крючком.

Пр. раб. 30. Упражнения: набор первой петли, цепочка, столбик без накида, вязание прямыми рядами.

РС. История возникновения вязания крючком. Освоение приёмов плотного тамбурного вязания крючком прямыми рядами.

2

63-64

Круговое вязание. Круглая прихватка.

Пр. раб. 31. Упражнения: круговое вязание, прибавление петель. Вязание круглой прихватки.

РС. Освоение приёмов плотного тамбурного кругового вязания крючком.

2

65-66

Круглая прихватка.

Пр. раб. 32. Вязание круглой прихватки. Отделка края фестонами из цепочек в. п.

РС. Освоение приёмов выполнения фестонов из цепочек воздушных петель.

2

 

ВСЕГО:

6

7 кл.

урока

Раздел: Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком -

Кол-во часов

57-58

Филейное вязание крючком - традиционное северное ремесло.

Пр. раб. 28. Упражнения по набору петель, вязание цепочки воздушных петель, ст. без накида. Столбик с 1-м накидом.

РС. Традиции филейного вязания крючком на Севере. Ознакомление со старинными изделиям и современным востребованным ассортиментом.

2

59-60

Филейная сетка. Технология вязания пустых и заполненных клеток. Расчёт количества петель.

Пр. раб. 29. Вязание филейной сетки из пустых и заполненных клеток.

РС. Овладение приёмами народного ремесла- филейного вязания крючком.

2

61-62

Проект. Мини-салфетка в технике филейного вязания.

Пр. раб. 30. Выбор схемы, расчёт количества петель. Начало вязания филейной салфетки

2

63-64

Проект. Мини-салфетка в технике филейного вязания

Обзор сложных элементов.

Пр. раб. 31. Вязание филейной салфетки.

*Проект уходит в лето.

2

 

ВСЕГО:

8

8 кл.

урока

Раздел: Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком

Кол-во часов

8

Традиции тамбурного вязания крючком на Севере.

РС. Ознакомление со старинными изделиям и современным востребованным ассортиментом

1

9

Условные обозначения тамбурного вязания.

Пр. раб. 4. Упражнения: столбики с 2-мя, 3-мя накидами на цепочке воздушных петель. Начало вязания круглой салфетки.

1

10

Проект. Пр. раб. 5. Выбор схемы. Начало вязания круглой салфетки по схеме.

1

11

Проект. Освоение новых элементов.

Пр. раб. 6. Вязание по схеме.

1

12

Проект. Освоение новых элементов.

Пр. раб. 7. Вязание по схеме.

1

13

Проект. Освоение новых комбинаций элементов.

Пр. раб. 8. Вязание по схеме.

1

14

Проект. Освоение новых комбинаций элементов

Пр. раб. 9. Вязание по схеме.

1

15

Проект. Пр. раб. 10. Отделка края изделия.

1

16

Защита проекта. Оформление выставки салфеток. **

1

 

ВСЕГО:

9

Примечания
 

*Проект уходит в лето. Из 8-ми часов, отведённых в 7-м классе на раздел «Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком», половина времени уходит на освоение технологических приёмов вязания, и лишь 4 часа остаётся на выполнение выбранного проекта. Поэтому довязывание филейной салфетки даётся как домашнее задание на лето (по желанию). Ведь, если освоены приёмы вязания пустых и заполненных клеток (а в 7-м классе узор строится только из них), то никаких трудностей в довязывании салфетки не встретится.
Учащиеся, выбравшие схему с элементами повышенной сложности или большую по объёму, получают дополнительное время для завершения работы.
И, как показывает опыт, примерно, треть девочек приносит законченную салфетку в сентябре. Для остальных же изучение филейного вязания ограничивается несколькими рядами упражнения.
Такое домашнее задание на лето позволяет сэкономить учебные часы, предоставляет учащимся возможность повязать «для интереса», способствует формированию навыков полезной организации своего свободного времени

** Выставка салфеток в технике тамбурного вязания крючком, которая называется «Красна девица рукодельицем», проводится накануне Дня 8 Марта, и становится праздником не только для девочек – авторов работ, но и для зрителей, вызывая их восхищение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курс «Кружевная песня Севера» реализуется мною на протяжении многих лет. И я вижу его результаты. Они не только в том, что в руки юных северянок передаются основы народного мастерства.

Простое в освоении ремесло, позволяющее создавать красивые вещи, повышает самооценку учащихся, волшебным образом превращая «неуспешных» учениц в «успешные», давая старт личностному росту, повышению успеваемости по другим предметам.

Курс вязания крючком позволяет овладеть эффективным приёмом снятия стресса, ведь считая петли для сложного рисунка вязки, мастерица погружается в процесс и полностью отключается от насущных забот и проблем.

Курс «Кружевная песня Севера» учит видеть прекрасное, понимать его душой. Учит любить свой край и делать его ещё краше.


 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программа «Технология. Обслуживающий труд. 5, 6, 7, 8 кл». Кожина О. А., М., изд. «Дрофа», 2015.

1. Гл. ред. Андреева И. А. Популярная энциклопедия «Рукоделие» – М., научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1992 – 287 с.

2. Максимова М. В. «Азбука вязания» М., изд. «Орбита-М», 1996 – 238 с.

3. Михайлова Т. В. «Вязание крючком. Шаг за шагом», серия «Рукоделие от А до Я», изд. АСТ, 2016 - 96 с.

4. Дурасов Г. М. «Каргополье. Художественные сокровища». – М., изд. «Советская Россия», 1984. – 206 с.

5. Ж/л «Валя-Валентина», декоративное вязание крючком, вышивка, М., изд. «ОВА‑ПРЕСС», номера 2006 – 2020 г

6. Вязание крючком: традиции и секреты мастерства (электронный ресурс). Режим доступа:

http://romasky.ru/vjazanije-krjuchkom-tradicii-i-sjekrjety-mastjerstva

7. Рукоделие как лекарство от стресса (электронный ресурс). Режим доступа:

http://romasky.ru/vjazanije-krjuchkom-tradicii-i-sjekrjety-mastjerstva

8. Вязание крючком: история возникновения вязания крючком (электронный ресурс). Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/2700821-istoriya-vyazaniya-kryuchkom

9. Вязание крючком. Википедия. (Электронный ресурс) Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

y1610531625.png
01 объявление 2016-2017

/data/files/y1610531625.png (01 объявление 2016-2017)

 

x1610531676.png
02 выставка 2016-2017

/data/files/x1610531676.png (02 выставка 2016-2017)

 

q1610531715.png
03 салфетка 1 2018-2019


/data/files/q1610531715.png (03 салфетка 1 2018-2019)

 

g1610531748.jpg
04 салфетка 2 2018-2019


/data/files/g1610531748.jpg (04 салфетка 2 2018-2019)

 

p1610531778.png
05 салфетка 3 2018-2019


/data/files/p1610531778.png (05 салфетка 3 2018-2019)

 

y1610531800.png
06 салфетка 4 2018-2019


/data/files/y1610531800.png (06 салфетка 4 2018-2019)

 

c1610531832.png
07 выставка 2019-2020


/data/files/c1610531832.png (07 выставка 2019-2020)

 

m1610531856.png
08 выставка 19-20-1


/data/files/m1610531856.png (08 выставка 19-20-1)

 

j1610535702.png
09 выставка 19-20-2

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 14.01.21 в 05:12 1Ответить Пожаловаться
Порадовали, очень порадовали работы девочек-рукодельниц!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.