Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием (1–4 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
улица Школьная 7-а, с.Щучье, Воронежская область, Лискинский район, 397926, тел.65-3-13,
e-mail: shcola_schuchie@mail.ru, ОГРН 1023601512967, ИНН/КПП 3614003560/361401001
Рассмотрена и принята на Утверждаю:
заседании педагогического директор школы ___________
совета № 6 от 24..04.2019г Солошеко Н.М.
Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«С О Л Н Ы Ш К О»
2019 год.
Информационная карта программ
Полное название программы | Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Радужная страна» | |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления, обучающихся школы в летний период. |
3 | Направление деятельности | Физическое и духовное развитие детей, средствами игры познавательной деятельности |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5 | Авторы программы | Начальник лагеря Коробова В.Н. |
6 | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | МКОУ « Щученская СОШ» |
7 | Адрес, телефон | улица Школьная 7-а, с.Щучье, Воронежская область, Лискинский район, 397926, тел.65-3-13,
|
8 | Место реализации | Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием |
9 | Количество, возраст учащихся | 35 обучающихся с 1-6 кл |
10 | Срок реализации программы | С3 июня по 23июня 2018 года |
| | |
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе нашей школы. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. В программе есть «Устав» лагеря, где прослеживаются правовые взаимоотношения педагогов и детей. Кроме этого в программе представлены законы и правила, песня лагеря, описаны органы детского самоуправления, для оформления лагеря предложены рубрики «Пресс-центра».
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цели и задачи программы
Цель - организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
Задачи:
Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Безусловная безопасность всех мероприятий
Учет особенностей каждой личности
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности
Художественно - творческое направление
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Эстетическое направление
Образовательное направление
Досуговая деятельность
Физкультурно – оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Галопом по Европам», «Тропа испытаний», «Захват территории»)
Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
Посещение кинотеатров, музеев
Экскурсии
Конкурсы: «Минута Славы», «Самый, самый»
Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление газеты «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)
Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)
Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)
Игровые творческие программы
Творческие игры («День рекордов»)
Праздники («Здравствуй, лагерь!», «День Нептуна»)
Выставки, ярмарки
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе.
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Нормативно-правовые документы
В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
Положение о лагере дневного пребывания .
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы отдела образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Планы работы.
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Радуга»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – июнь
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Материально-технические условия предусматривают:
Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | 2 комнаты отдыха, игровая комната | Материальная база школы. | Начальник лагеря, воспитатель, технический персонал |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатель, начальник лагеря |
Рекреация школы | Праздничные мероприятия и концерты, работа детской творческой мастерской | Материальная база школы | Воспитатель, Начальник лагеря |
Медпункт | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы | Медицинский работник |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед, полдник | Фонд социального страхования | Заведующая пищеблоком |
Комнаты гигиены | Туалеты раздевалка | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатель, технический персонал |
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря,
Кураторы отрядов:
воспитатель (из числа педагогов школы);
Руководители творческих мастерских
из числа педагогов
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игры
Диагностика
диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателя. |
Пошаговая диагностика | Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы. |
Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий отзыв (рисунок «Вместе мы отряд») Беседы. |
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается.
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в творческих мастерских.
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Щученская СОШ»
______________Солошенко Н.М
«___» _______________ 20 ___ г
РЕЖИМ ДНЯ
пришкольного детского оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«Радужная страна»
Пребывание детей | | |
| с 8.30 до 14.30 часов | |
Сбор детей | Доброе утро! Солнце встаёт – спать ребятам не даёт! | 8.30 -8.35 |
Зарядка | На линейку всем пора, план работы узнать друзья! | 8.35 - 8.45 |
Утренняя линейка | Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку | 8.45 – 9.00 |
Завтрак | Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво! | 9.00 - 9.40 |
Работа по плану отрядов. | Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждёт нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных! | 9.40– 12.30 |
Свободное время | Надо в порядок мысли привести! | 12.30-13.00 |
Обед | Нас столовая зовёт, суп отличный и компот! | 13.00 - 13.45 |
Работа по плану отрядов, работа творческих мастерских. | Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей! | 13.45-14.15 |
Полдник | Вот уже который раз, повара встречают нас! | 14.15 -14.25 |
Уход домой | За день итоги мы подведём. До свидания! Завтра ждём! | 14.30 |
Начальник лагеря /Коробова В.Н
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Щученская СОШ»
_ ______________Солошенко Н.М
«___» _______________ 20 ___ г
План работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Радужная страна»
ДЕНЬ | МЕРОПРИЯТИЯ | ||||||||||||||
04.06 2019 День знакомства |
| ||||||||||||||
05.06.2019 День спорта | 1.Минутка здоровья «Серьёзно о здоровье». 2. Веселые старты. 3. Спортивные игры: «Лес, болото, озеро», «Баскетбол». 4. Викторина «В мире спорта» 5. Приглашаем вас потанцевать. 6. Разучивание народных игр. | ||||||||||||||
06.06.2019 День безопасности |
| ||||||||||||||
07.06.2019 День творчества |
1. Минутка здоровья « Солнце, воздух и вода – твои лучшие друзья» 2. Инсценировка сказки «Колобок на новый лад», «Репка». 3. Рисунок на асфальте “Мир глазами детей”. 4. Мини-концерт для детского сада. 5. Работа кружка «Оригами своими руками» . 6. Весёлые эстафеты на свежем воздухе. | ||||||||||||||
08.06.2019 День памяти
|
1. Минутка здоровья «Если хочешь быть здоров - закаляйся». 2. Просмотр видеофильма «Так начиналась война». 3. Акция «Дорогою добра» - посещение ветеранов с праздничной программой. 4. Инсценировка песен на военную тематику. 5. Подвижные игры на свежем воздухе «Кто быстрее» | ||||||||||||||
09.06.2019 День здоровья | 1.Минутка здоровья «Здоровье береги смолоду». 2. Круглый стол «Лагерь без сигарет и дыма». 3.Час творчества. “Своми руками”. 4.Встреча с работникам ФАПа «Оказание первой медицинской помощи». 5. Экскурсия в парк «Мои шаги к здоровью». 6. Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули». 7. Подвижные игры на свежем воздухе: «Попади в круг», «Два, третий лишний», «Заморозки». | ||||||||||||||
10.06.2019 День сказки | 1. Минутка здоровья «Здоровье нужно беречь» 2. Видеопросмотр «Любимая сказка». 3. Спортивно- игровая программа на свежем воздухе «Страницами сказок». 4. Рисуем сказку. 5. Подвижные игры на свежем воздухе: «Два мороза», «Пустое место». | ||||||||||||||
11.06.2019 День юмора | 1.Минутка здоровья «Минута смеха – час здоровья». 2. Развлекательно-игровая программа “Проверь свою сообразительность” (на свежем воздухе). 3. Инсценировка «Весёлые истории». 4. Выпуск газеты «Смешное рядом». 5. Просмотр кинокомедии старых лет. 6. Подвижные игры на свежем воздухе: «Картошка», «Перетягивание каната» | ||||||||||||||
12.06 2019 День города «Здравствуй, город мой родной» | 1.Беседы в отрядах «Город Лиски – это мой дом!», посвящённые 90-летию Лискинского района. 2.Экскурсия по городу, посещение городского парка. 3.Конкурс рисунков «Я люблю свой город! Уважаю свой район!» | ||||||||||||||
13.06.201 День Цветов | 1.Минутка здоровья «Движенье – это жизнь». 2. Трудовой десант «Наши цветники». 3. Спартакиада «Чтобы дольше всех расти, надо в спорте подрасти». 4. Конкурс букетов для столовой. 5. Час кино «Сказка о цветах». 6.Подвижные игры на свежем воздухе: «Льдинка», «Футбол». | ||||||||||||||
| | ||||||||||||||
14.06.2019 День актера | 1. Минутка здоровья «В здоровом теле – здоровый дух». 2. Конкурс «Мисс и мистер лето - 2018». 3. Спортивные игры «Спорт – это творчество». 4. Игра «Угадай без слов». 5.Конкурс рисунка «Прилетел вдруг волшебник» 6.Посещение Воронежского театра на базе МКОУ «Щученская СОШ» «Остров сокровищ» | ||||||||||||||
15.06.2019 День путешествий | 1.Экскурсия на детскую площадку 2. Коллаж «Мое Щучье». 3. Народные игры на свежем воздухе. 4. Игра-путешествие «Земля – наш общий дом». 5. Выставка рисунков «Щучье – моя Родина». 6. Посещение Академии Молочных наук с Щучье | ||||||||||||||
16.06.2019 День кино | 1.Минутка здоровья «Сам себе помоги - своё здоровье сбереги». 2. Посещение кинозала г Лиски 3. Конкурс рисунков «Лицо любимого героя». 4.Турнир-эстафета «Рыцарь – храброе сердце». 5. Подвижные игры на свежем воздухе: «Футбол», «Заморозки». | ||||||||||||||
День лагеря «Радужная страна» | 1.Минутка здоровья «Твоё здоровье в твоих руках» 2.Трудовой десант «Хорошие дела». 3. Анкета «Мои впечатления о лагерной смене»/ рисунок «Мой лагерь». 4. Дискотека. 5.Торжественное закрытие лагеря: награждения |
Начальник лагеря /Коробова В.Н.
Устав лагеря «Радужная страна»
Педагоги обязаны:
Иметь свой план работы и следовать ему.
Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.
Жить и творить вместе с членами отряда.
Предоставить каждому ребенку свободу выбора.
Уметь понимать себя и других.
Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.
Быть искренними.
Помочь каждому ребенку, если ему трудно.
Верить в свой отряд.
Педагог имеет право:
1. Быть не руководителем, а товарищем.
2. Помогать членам отряда в реализации их идей.
3. Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.
4. Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.
Дети обязаны:
1. Неукоснительно соблюдать режим.
2. Бережно относиться к имуществу лагеря.
3. Принимать активное участие во всех мероприятиях.
4. Найти себе занятие по душе.
5. Быть полезным для других.
6. Верить в себя и свои силы.
7. Реализовывать все свои способности и таланты.
8. Не скучать.
Дети имеют право:
1. Отстаивать свою точку зрения и уметь её отстоять.
2. Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни отряда.
3. Иметь время для занятий по интересам.
4.Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.
5.Фантазировать. Изобретать. Творить.
Законы и правила лагеря
«Радужная страна»
Закон хозяина.
«Радуга» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
Список используемой литературы:
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.