Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием (1–4 классы)

6
0
Материал опубликован 10 March 2020 в группе




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

улица Школьная 7-а, с.Щучье, Воронежская область, Лискинский район, 397926, тел.65-3-13,

e-mail: shcola_schuchie@mail.ru, ОГРН 1023601512967, ИНН/КПП 3614003560/361401001





Рассмотрена и принята на Утверждаю:

заседании педагогического директор школы ___________

совета № 6 от 24..04.2019г Солошеко Н.М.





Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием


«С О Л Н Ы Ш К О»



2019 год.









Информационная карта программ



1

Полное название программы

Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Радужная страна»

2

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления, обучающихся школы в летний период.

3

Направление деятельности

Физическое и духовное развитие детей, средствами игры познавательной деятельности

4

Краткое содержание программы

Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

5

Авторы программы

Начальник лагеря Коробова В.Н.

6

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

МКОУ « Щученская СОШ»

7

Адрес, телефон

улица Школьная 7-а, с.Щучье, Воронежская область, Лискинский район, 397926, тел.65-3-13,

8

Место реализации

Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

9

Количество, возраст учащихся

35  обучающихся  с 1-6 кл

10

Срок реализации программы

С3 июня по 23июня 2018 года











Лагерь – это место, где каждый ребенок

может состояться как уникальная личность…

Лагерь – это большая, умная Игра,

которая помогает детям радоваться жизни,

праздновать жизнь практически ежечасно.

С.А.Шмаков


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе нашей школы. Обязательным является вовлечение в лагерь  ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа. 

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

модернизацией старых форм работы и введением новых;

необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. В программе есть «Устав» лагеря, где прослеживаются правовые взаимоотношения педагогов и детей. Кроме этого в программе представлены законы и правила, песня лагеря, описаны органы детского самоуправления, для оформления лагеря предложены рубрики «Пресс-центра».

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Цели и задачи программы

Цель организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

Задачи:

Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.

Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.

Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности

Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

Безусловная безопасность всех мероприятий

Учет особенностей каждой личности

Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря

Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря

Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря

Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых

Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Направления и виды деятельности

Художественно - творческое направление

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Эстетическое направление

Образовательное направление

Досуговая деятельность

Физкультурно – оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

Выработка и укрепление гигиенических навыков;

Расширение знаний об охране здоровья.

 

Основные формы организации:

Утренняя гимнастика (зарядка)

Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.

Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Галопом по Европам», «Тропа испытаний», «Захват территории»)

Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)


Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

Пробуждать в детях чувство прекрасного;

Формировать навыки культурного поведения и общения;

Прививать детям эстетический вкус.

 

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

Посещение кинотеатров, музеев

Экскурсии

Конкурсы: «Минута Славы», «Самый, самый»

Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»

Художественно – творческая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

Изобразительная деятельность (оформление газеты «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)

Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)

Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)

 Игровые творческие программы  

Творческие игры («День рекордов»)

Праздники («Здравствуй, лагерь!», «День Нептуна»)

Выставки, ярмарки

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.


Досуговая деятельность

Задачи досуговой деятельности:

Вовлечь как можно больше ребят  в различные формы организации досуга.

Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Виды досуговой деятельности:

развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе.

отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.

самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.

общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Нормативно-правовые документы

В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:

Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.

Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.

Положение о лагере дневного пребывания .

Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

Приказы отдела образования.

Должностные инструкции работников.

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

Планы работы.

Этапы  реализации  программы

I этап. Подготовительный –  апрель- май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

проведение совещаний при директоре и заместителе директора по подготовке школы к летнему сезону;

издание приказа по школе о проведении летней кампании;

разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»;

подготовка методического материала для работников лагеря;

отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Организационный – июнь

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

запуск программы «Радуга»;

знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

реализация основной идеи смены;

вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический – июнь

Основной идеей этого этапа является:

подведение итогов смены;

выработка перспектив деятельности организации;

анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

 















 







Материально-технические условия предусматривают:




Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

2 комнаты отдыха, игровая комната

Материальная база школы.

Начальник лагеря, воспитатель,

технический персонал

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатель, начальник лагеря

Рекреация школы

Праздничные мероприятия и концерты, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатель,

Начальник лагеря

Медпункт

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база школы

Медицинский работник

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Фонд социального страхования

Заведующая пищеблоком

Комнаты гигиены

Туалеты

раздевалка

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатель,

технический персонал

Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

начальник лагеря,

Кураторы отрядов:

воспитатель  (из числа педагогов школы);

Руководители творческих мастерских

из числа педагогов

Методические условия предусматривают:

наличие необходимой документации, программы, плана;

проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

коллективные творческие дела

творческие мастерские

индивидуальная работа

тренинги

деловые и ролевые игры

Диагностика

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателя.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы.

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок «Вместе мы отряд»)

Беседы.


Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается.

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в творческих мастерских.

Расширение кругозора детей.

Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

Личностный рост участников смены.



УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Щученская СОШ»

______________Солошенко Н.М

«___» _______________ 20 ___ г


РЕЖИМ ДНЯ

пришкольного детского оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием

 «Радужная страна»


Элементы режима дня

Пребывание детей



с 8.30 до 14.30 часов


Сбор детей

Доброе утро! Солнце встаёт – спать ребятам не даёт!

8.30 -8.35

Зарядка

На линейку всем пора, план работы узнать друзья!

8.35 - 8.45

Утренняя линейка

Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку 

8.45 – 9.00

Завтрак

Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво!

9.00 - 9.40

Работа по плану отрядов.

Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы.

Ждёт нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок  чудесных!

9.40– 12.30

Свободное время

Надо в порядок мысли привести!

12.30-13.00

Обед

Нас столовая зовёт, суп отличный и компот!

13.00 - 13.45

Работа по плану отрядов, работа творческих мастерских.

Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей!

13.45-14.15

Полдник

Вот уже который раз, повара встречают нас!

14.15 -14.25

Уход домой

За день итоги мы подведём. До свидания! Завтра ждём!

14.30





Начальник лагеря /Коробова В.Н



УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Щученская СОШ»

_ ______________Солошенко Н.М

«___» _______________ 20 ___ г



План работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Радужная страна»



ДЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЯ


04.06 2019


День знакомства

1.Торжественное открытие лагеря « Радужная страна»

2. Операция «Уют».

3. Выборы командиров отрядов.

4.Конкурс рисунков ««Эмблема нашеголагеря»

5.Обучение правилам безопасности.

6.Игра – практикум «Давайте познакомимся». ». 

7.Подвижные игры на свежем воздухе: «Два капитана», «Волейбол»






05.06.2019


День спорта


1.Минутка здоровья «Серьёзно о здоровье».

2. Веселые старты.

3. Спортивные игры: «Лес, болото, озеро», «Баскетбол».

4. Викторина «В мире спорта»

5. Приглашаем вас потанцевать.

6. Разучивание народных игр.


06.06.2019


День безопасности


1. Минутка здоровья «Твоё здоровье - твоё будущее».

2. Встреча с инспекторм ИДН Лискинского РОВД. «О серьёзном по взрослому».

3. «Юные пожарники» командная игра .

4. Игра-практикум по правилам дорожного движения «На дороге» (актовый зал).

5. Конкурс плакатов «Твоя безопасность».

6. Спортивный час «Главное - безопасность» (в спортзале). 









07.06.2019

День

творчества

1. Минутка здоровья « Солнце, воздух и вода – твои лучшие друзья»

2. Инсценировка сказки «Колобок на новый лад», «Репка».

3. Рисунок на асфальте “Мир глазами детей”.

4. Мини-концерт для детского сада.

5. Работа кружка «Оригами своими руками» .

6. Весёлые эстафеты на свежем воздухе.



08.06.2019

День памяти

 



1. Минутка здоровья «Если хочешь быть здоров - закаляйся».

2. Просмотр видеофильма «Так начиналась война».

3. Акция «Дорогою добра» - посещение ветеранов с праздничной программой.

4. Инсценировка песен на военную тематику.

5. Подвижные игры на свежем воздухе «Кто быстрее»


09.06.2019


День здоровья


1.Минутка здоровья «Здоровье береги смолоду».

2. Круглый стол «Лагерь без сигарет и дыма».

3.Час творчества. “Своми руками”.

4.Встреча с работникам ФАПа «Оказание первой медицинской помощи».

5. Экскурсия в парк «Мои шаги к здоровью».

6. Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули».

7. Подвижные игры на свежем воздухе: «Попади в круг», «Два, третий лишний», «Заморозки».


10.06.2019


День  сказки



1. Минутка здоровья «Здоровье нужно беречь»

2. Видеопросмотр «Любимая сказка».

3. Спортивно- игровая программа на свежем воздухе «Страницами сказок».

4. Рисуем сказку.

5. Подвижные игры на свежем воздухе: «Два мороза», «Пустое место».


11.06.2019


День  юмора


1.Минутка здоровья «Минута смеха – час здоровья».

2. Развлекательно-игровая программа “Проверь свою сообразительность” (на свежем воздухе).

3. Инсценировка «Весёлые истории».

4. Выпуск газеты «Смешное рядом».

5. Просмотр кинокомедии старых лет.

6. Подвижные игры на свежем воздухе: «Картошка», «Перетягивание каната»

12.06 2019


День  города

«Здравствуй, город мой родной»


1.Беседы в отрядах «Город Лиски – это мой дом!», посвящённые 90-летию Лискинского района.

2.Экскурсия по городу, посещение городского парка.

3.Конкурс рисунков «Я люблю свой город! Уважаю свой район!»


13.06.201


День  Цветов



1.Минутка здоровья «Движенье – это жизнь».

2. Трудовой десант «Наши цветники».

3. Спартакиада «Чтобы дольше всех расти, надо в спорте подрасти».

4. Конкурс букетов для столовой.

5. Час кино «Сказка о цветах».

6.Подвижные игры на свежем воздухе: «Льдинка», «Футбол». 




14.06.2019


День актера

1. Минутка здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».

2. Конкурс «Мисс и мистер лето - 2018».

3. Спортивные игры «Спорт – это творчество».

4. Игра «Угадай без слов».

5.Конкурс рисунка «Прилетел вдруг волшебник»

6.Посещение Воронежского театра на базе МКОУ «Щученская СОШ» «Остров сокровищ»


15.06.2019


День  путешествий

1.Экскурсия на детскую площадку

2. Коллаж «Мое Щучье».

3. Народные игры на свежем воздухе.

4. Игра-путешествие «Земля – наш общий дом».

5. Выставка рисунков «Щучье – моя Родина».

6. Посещение Академии Молочных наук с Щучье


16.06.2019


День   кино

1.Минутка здоровья «Сам себе помоги - своё здоровье сбереги».

2. Посещение кинозала г Лиски

3. Конкурс рисунков «Лицо любимого героя».

4.Турнир-эстафета «Рыцарь – храброе сердце».

5. Подвижные игры на свежем воздухе: «Футбол», «Заморозки». 


17.06.2019


День лагеря

«Радужная страна»


1.Минутка здоровья «Твоё здоровье в твоих руках»

2.Трудовой десант «Хорошие дела».

3. Анкета «Мои впечатления о лагерной смене»/ рисунок «Мой лагерь».

4. Дискотека.

5.Торжественное закрытие лагеря: награждения





Начальник лагеря /Коробова В.Н.

Устав лагеря «Радужная страна»


Педагоги обязаны:

Иметь свой план работы и следовать ему.

Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.

Жить и творить вместе с членами отряда.

Предоставить каждому ребенку свободу выбора.

Уметь понимать себя и других.

Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.

Быть искренними.

Помочь каждому ребенку, если ему трудно.

Верить в свой отряд.


Педагог имеет право:

1. Быть не руководителем, а товарищем.

2. Помогать членам отряда в реализации их идей.

3. Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.

4. Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.


Дети обязаны:

1. Неукоснительно соблюдать режим.

2. Бережно относиться к имуществу лагеря.

3. Принимать активное участие во всех мероприятиях.

4. Найти себе занятие по душе.

5. Быть полезным для других.

6. Верить в себя и свои силы.

7. Реализовывать все свои способности и таланты.

8. Не скучать.

Дети имеют право:

1. Отстаивать свою точку зрения и уметь её отстоять.

2. Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни отряда.

3. Иметь время для занятий по интересам.

4.Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.

5.Фантазировать. Изобретать. Творить.




Законы и правила лагеря

«Радужная страна»


  Закон хозяина.


«Радуга» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.


Закон точности.


Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.

Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.


Закон поднятых рук.


Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.


Каждый в ответе за то, что с ним происходит.


Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.


Верь в себя и свои силы.


Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.



Список используемой литературы:

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.  С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.

Учебник для  вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации