Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Путешествуем с Маленьким принцем»
Образовательная программа
организации деятельности летнего лагеря
с дневным пребыванием детей
« Путешествуем с Маленьким принцем»
Автор программы: Радочина Галина Васильевна, учитель начальных классов
Оглавление
№ п/п | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Цель и задачи, концептуальные подходы программы | 4 |
3 | Нормативно-правовое обеспечение программы. | 6 |
4 | Основное содержание программы | 7 |
5 | Механизм реализации программы | 13 |
6 | Кадровое обеспечение | 14 |
7 | Модель управления | 14 |
8 | Использование ресурсов | 15 |
9 | Ожидаемые результаты программы | 16 |
10 | Список литературы | 17 |
11 | Приложения (1-4) | 18 |
«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учебы и роста».
Конвенция о правах ребенка.
Программа «Путешествуем с Маленьким принцем» предназначена для реализации отдыха и оздоровления детей и подростков на базе бюджетного образовательного учреждения Междуреченская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 18 лет. По своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления здорового образа жизни, развития, отдыха и воспитания детей в условиях летнего лагеря с дневным пребыванием.
Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на протяжении многих лет успешно выполняет свои функции: решает вопросы оздоровления детей, влияет на формирование трудовых навыков у воспитанников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческих способностей и т.д.
Участниками смены, как правило, являются обучающиеся БОУ «Междуреченская СОШ», желающие интересно и с пользой провести каникулярное время. В большинстве своем дети между собой знакомы, так как в течение года пересекаются на общих мероприятиях учреждения, поэтому организация деятельности в период смены строится путем введения ребят в игровую модель, формирование отрядов.
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Это:
оздоровление воспитанников;
игровая деятельность;
трудовая деятельность (занятость школьников в летний период);
организация досуга;
Перечисленные направления и их реализация в совокупности способствуют социализации воспитанников школы.
Целесообразность использования игровой модели построения смены обусловлена невозможностью смены окружающей среды для воспитанников: дети находятся в том же помещении и работают с теми же педагогами, что и в течение учебного года. Введение участников смены в игровую ситуацию позволяет расширить возможность удовлетворения потребности коммуникативной, творческой и физической деятельности. В игровой модели смены складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются природой игры и представляют собой форму моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Новизной программы является то, что содержание программы «Путешествуем с Маленьким принцем» построено по мотивам произведения А.С. Экзюпери «Маленький принц». Дети в не принужденной обстановке знакомятся с данным произведением, а театрализованная игровая форма позволяет им познать ближе театральное искусство, что является актуальным в год, объявленный Годом театра.
Цель и задачи, концептуальные подходы программы.
Цель программы: Организовать воспитательное пространство, обеспечивающее необходимые условия для оздоровления, полноценного отдыха детей, развития личности каждого ребенка и его социальной адаптации.
Задачи:
создание условий для активной творческой, спортивной, трудовой и волонтерской деятельности участников программы через организацию работы кружков по интересам, различных мероприятий и конкурсов;
знакомство с творчеством С.А. Экзюпери через организацию игровой модели деятельности воспитанников по мотивам сказки «Маленький принц»;
развитие межличностных отношений во временном коллективе, мотивации к познанию и творчеству;
укрепление здоровья воспитанников через организацию системы оздоровительных и спортивных мероприятий и соревнований;
формирование осознанного отношения к своему здоровью через организацию профилактических мероприятий в течение смены.
Целевая группа участников программы – дети и подростки в возрасте от 7 до 18 лет. В течение смены организуется четыре отряда по 20 человек. Отряды формируются разновозрастные. В каждом отряде есть вожатые – старшеклассники, которые являются основными помощниками воспитателя.Концептуальные подходы изложены в основных принципах, которые представлены в таблице 1. «Принципы программы»
Таблица 1. Принципы программы.№ п/п | Наименование принципа | Основные тезисы принципа |
1. | Самореализации | Осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в лагере |
Добровольность включения учащихся в ту или иную деятельность | ||
Обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков | ||
Создание ситуации успеха, поощрения достигнутого | ||
2. | Включенности и социально-значимых отношений | Обеспечение учащимися гарантий свободного выбора деятельности и право на информацию |
Наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены | ||
Взаимоуважение всех участников работы лагеря | ||
3. | Взаимосвязи педагогического и детского самоуправления | Создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения |
Формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия | ||
Налаженная работа вожатского движения | ||
Защита каждого члена коллектива от негативных проявлений | ||
4. | Динамичности | Постоянная смена видов деятельности |
Смена обстановки и тематики дня в течении всей смены | ||
5. | Единства тематического содержания | Объединение всех видов деятельности в течении дня поставленной тематике |
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Путешествуем с Маленьким принцем» разработана в соответствии со следующими документами:
Закон «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
целевая программа «Воспитание нравственности, гражданственности, духовности»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991 г. ;
Приказ Комитета по образованию Администрации Тарского муниципального района Омской области № 65 от 25.02.2019 г.;
Устав БОУ «Междуреченская СОШ» ;
Положение о лагере дневного пребывания;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
Должностные инструкции работников;
Заявления от родителей;
Акт приемки лагеря;
Содержание программы «Путешествуем с Маленьким принцем» построено по мотивам произведения А.С. Экзюпери «Маленький принц» и имеет игровую модель.
Детям предлагается легенда смены.
«Существуют миллиарды галактик во Вселенной. Некоторые очень маленькие и имеют в своем составе только несколько миллионов звезд. В то время как другие могут иметь до 400 миллиардов звезд, или даже больше.
Кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют еще сотни других, которым даже имен не дали, и среди них такие маленькие, что их и в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он дает ей не имя, а просто номер. Например, астероид 3251. Вот в одной из таких галактик на планете Б-612 и произошла эта необычайная история.
Эта планета была замечена в телескоп лишь один раз, в 1909 году. На ней жил Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть больше его самого, и ему очень не хватало друзей…
Маленький принц любил путешествовать по космическому пространству, но путешествовать одному очень одиноко, не правда ли? Принц узнал, что где-то далеко, в одной из галактик находятся планета «Земля». Там живут люди. Они очень трудолюбивые. Жители планеты оберегают друг друга, защищают, спасают, лечат, кормят, одевают…..
Вот он и решил посетить эту планету и найти друзей.
Маленький принц отправился в путь на своем космическом корабле. Он увидел много маленьких детей. Они пели удивительные песни, играли в разнообразные игры, совершали замечательные открытия. Это были ребята из Летнего лагеря, в котором они отдыхали. Маленькому принцу очень хотелось подружиться с ребятами, и он подумал: - «Вот кто будет со мной путешествовать и научит меня всему, что делает их жизнь весёлой, счастливой, позитивной, здоровой».
80 самых активных, самых смелых и выносливых ребят со своими вожатыми и воспитателями согласились помочь маленькому принцу. А Маленький принц обещал им организовать путешествие по межгалактическому пространству».
В ходе реализации программы ежедневно, в течение 21 дня ребята будут путешествовать вместе с Маленьким принцем по просторам космоса, открывая для себя новые звезды, планеты и астероиды. (Приложение 1.Тематический план-сетка) При этом они становятся участниками игровых программ, викторин, квестов, праздников, спортивных мероприятий. В основу путешествия положен принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности ребёнка.
Название программы лагерной смены «Путешествуем с Маленьким принцем» отражает ее суть и ведущую идею.
Участники смены снаряжают четыре космических корабля и отправляются в путешествие с главным героем произведения «Маленький принц» Антуана Де Сент-Экзюпери.
В ходе путешествия каждый день дети вместе с Маленьким принцем прилетают на различные планеты, где знакомятся с главами сказки и их главными героями: Розочкой, летчиком, фонарщиком, деловым человеком, торговцем и т.д. Знакомство с произведением происходит в театрализованной игровой форме. Каждый герой предлагает детям свои задания и испытания. Выполняя задания, ребята помогают Маленькому принцу и его друзьям. Дети узнают много нового, и в тоже время ребята покажут Маленькому принцу, как быть здоровым, счастливым и веселым.
В конце лагерного дня Маленький принц выдает отрядам конвертик со звездами. Звезды разноцветные, они позволяют каждому отряду сделать свой корабль самым красивым.
Введение в игру начинается со встречи с детьми в первый день лагеря.
По традиции в конце каждого дня дети собираются на линейке, на которой обсуждают и анализируют прошедший день, делятся своими впечатлениями и совместно распределяют звездочки, которые подарил Маленький принц. Каждому экипажу достаются звезды, которые они заслужили, проявив себя в течение дня. Выдаются заработанные экипажами за день жетоны по следующей схеме:
Начисление жетонов:
трудовой десант – максимально 5 жетонов команде;
подготовка и участие в мероприятии - 5 жетонов;
1 место в любом мероприятии – 10 жетонов;
2 место – 5 жетонов;
3 место – 1 жетон;
Снятие жетонов: неудовлетворительное поведение – 5 жетонов.
Полученные звездочки ребята обменивают на большие звезды (20 маленьких звездочек - 1 большая звезда), которыми украшают свои космические корабли. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность проявить себя в любом виде деятельности. Конец лагерного дня завершается на позитивной ноте и проходит под девизом «День прошел, мы ждем другой, а пока идем домой».
Помочь ориентироваться в игровом пространстве смены детям помогает волшебная карта, которую Маленький принц приносит на открытие летней оздоровительной площадки. На этой карте изображены разноцветные интересные планеты, посетив которые ребята смогут помочь Маленькому принцу и заработать звездочки.
В конце смены детям предлагается сосчитать все заработанные звездочки и определить победителя.
В ходе смены работают кружки по интересам. На них ребята могут проявить свои творческие и лидерские качества, приобрести трудовые навыки, которые помогут выполнить задания Маленького принца и его знакомых. Для слаженной работы и смены видов деятельности кружки проводятся по расписанию.
Игровая модель завершается закрытием смены. Ребята получают грамоты по итогам набранных звезд, готовят и проводят праздничный концерт с песнями, танцами, сценками и другими номерами. Все задания Маленького принца выполнены, он завершает свое путешествие с ребятами с планеты «Земля» и ему пора возвращаться на свою маленькую планету. Он благодарит ребят за чудесное и интересное путешествие и прощается с ними, оставив после себя ощущение сказки и чуда в маленьких отзывчивых сердцах.
Структура управления
Капитан центрального управления полетами (ЦУП) – начальник лагерной смены;
Капитаны экипажей – воспитатели;
Диспетчеры – вожатые отрядов;
Космодоктор - медицинский работник;
Космококи - работники столовой;
Члены экипажей корабля - дети.
Задача капитанов и диспетчеров - организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на линейке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Каждый член экипажей от капитана до космонавта должен соблюдать Законы и Заповеди. Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим. (Приложение 2.)
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием реализуется в течение одной смены. По своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления здорового образа жизни, развития, отдыха и воспитания детей в условиях летнего лагеря с дневным пребыванием.
Направления программы:
Гражданско-патриотическое.
Художественно-эстетическое.
3. Спортивно-оздоровительное.
Интеллектуальное
Социально-педагогическое
Экологическое
Направления и формы воспитательной работы:
Художественно-эстетическое:
праздники;
утренники;
концертные программы;
конкурсы;
выставки;
презентации и др .
Спортивно – оздоровительное:
спортивные игры;
соревнования;
эстафеты;
Гражданско-патриотическое:
беседы;
линейки, акции;
информационные листки;
Интеллектуальное:
игры, турниры;
чемпионаты;
квесты.
Экологическое:
беседы;
линейки, акции;
информационные листки;
игры;
волонтерская деятельность.
Социально-педагогическое:
игровые и познавательные часы;
беседы, презентации
Программа реализуется через комплекс мероприятий, сгруппированных по формам работы и обеспечивающих достижение поставленных целей.
Встреча с детьми. Каждое утро нового лагерного дня начинается с встречи. Порой от того, как начнется день зависит и то, как он пройдет. Утром ребята собираются в своем отрядном месте (кабинеты на 1 этаже), приветствуют друг друга и входят в роль членов экипажа.
Линейка также является важным элементом жизни лагеря. Она позволяет детям собраться с мыслями, включиться в процесс работы, почувствовать себя частью одного общего и значимого процесса. На линейке начинается самое интересное – ребята знакомятся с новой главой произведения «Маленький принц» великолепного автора Антуана Экзюпери, которую им читает вслух старший вожатый. После этого на сцене появляется Маленький принц, который приглашает ребят в новое путешествие. Целый день дети, вдохновленные Маленьким принцем, выполняют поручения – занимаются в кружках, ставят сценки, поют, танцуют, мастерят, а затем демонстрируют выполненную работу и получают взамен свои звезды. Таким образом, линейка служит зачином всему лагерному дню, позволяя детям окунуться в чудесный и увлекательный мир игры с героями сказки Экзюпери.
Спортивно – оздоровительные мероприятия призваны решать одну из наиглавнейших задач летней оздоровительной площадки – укрепление здоровья воспитанников и формирование осознанного отношения к своему здоровью. Эти задачи реализуются через комплекс мероприятий:
утренняя зарядка,
физкультминутки,
веселые старты, соревнования, эстафеты,
подвижные игры на свежем воздухе,
профилактические беседы,
тематические кружки (танцевальный).
Благодаря этим мероприятиям дети учатся приемам и методам оздоровления своего организма, развиваются физически, осознают важность и необходимость здорового образа жизни, учатся соблюдать режим дня, закрепляют правила личной гигиены, тренируют гибкость, выносливость, а также учатся работать в команде.
Общелагерные мероприятия включают в себя игры, квесты, беседы, встречи, концерты, праздники, конкурсы и многое другое. Они позволяют детям глубже погрузиться в атмосферу игры, почувствовать себя частью большого и дружного коллектива, наладить коммуникативные связи со сверстниками и педагогами, раскрыть свой творческий потенциал. Любое общелагерное мероприятие согласно Программе и плану сетке подчинено тематике дня и определяется посылом, преподнесенным на утренней линейке.
Музыкальный час. Лагерная песня, особый ритуал, традиция без которой не обходится ни один летний лагерь. Песня не только призвана развить музыкальные способности детей, она служит инструментом сплочения всего лагеря – детей и взрослых.
Пение хором помогает детям преодолеть свои страхи перед «вокалом», учит не стесняться своих эмоций, помогает поднять настроение и укрепит силу духа, уверенность в себе и своих товарищах.
Работа в отряде – реализуется каждый день. Включает в себя игры на знакомство, игры на сплочение коллектива, беседы и обсуждения, оформление уголков экипажей, подготовку к мероприятиям и конкурсам. Данная форма работы направлена на развитие межличностных отношений в отряде, приобретение навыков работы в команде, раскрытие лидерского и творческого потенциала. Именно в отряде ребята впервые осознают, что они не просто дети, а жители сказочной планеты «Земля» и их задача – сплотиться и постараться проявить себя, заработать звездочки, помочь Маленькому принцу в его путешествии. Проведение бесед помогает детям развить чувство такта, терпение, умение выражать свои мысли и пережитые эмоции, здраво оценивать свои и чужие достоинства и недостатки.
Кружки в нашей программе также имеют важную роль. Они дают возможность каждому ребенку раскрыть творческий потенциал, расширить кругозор, развить познавательные интересы и научиться творить, создавать и делать, работать в команде. Значимым является и то, что с помощью кружков ребята могут погрузиться в мир игры, поскольку на кружке они выполняют задания, полученные от Маленького принца, зарабатывая тем самым звездочки. Задания разные и кружки соответственно тоже, и ни один из них не похож на другой. Дети не просто рисуют, танцуют, ставят сценки, мастерят и играют, они помогают сказочным героям – а это, согласитесь, гораздо веселее и интересней.
В течение смены программой предусмотрены такие кружки, как танцы, декоративно – прикладное творчество, шашки. Уровень сложности заданий регулируется и изменяется в зависимости от возрастных параметров и индивидуальных особенностей детей.
Механизм реализации Программы.Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Путешествуем с Маленьким принцем» реализуется в несколько этапов:
I этап. Подготовительный - (апрель- май 2019)
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей ««Путешествуем с Маленьким принцем»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).
II этап. Организационный - (03.06.2019 –04.06.2019)
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Путешествуем с Маленьким принцем»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря и правилами безопасности.
III этап. Практический - (03.06.2019 – 25.06.2019)
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективных творческих дел;
работа кружков.
IV этап. Аналитический - (26.06.2019– 27.06.2019)
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями (законными представителями), педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
размещение информации на сайте школы, выпуск видеоролика по итогам реализации программы.
Кадровое обеспечение.Развитие и оздоровление детей зависит от компетентности и подготовки взрослых, организующих работу летнего оздоровительного лагеря. В реализации программы участвуют педагоги бюджетного образовательного учреждения «Междуреченская средняя общеобразовательная школа», работники по обслуживанию помещений БОУ «Междуреченская СОШ»
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- начальник лагеря с дневным пребыванием детей;
- старший воспитатель;
- воспитатели;
- социальный педагог;
- медицинский работник;
- повара.
А также привлекаются к проведению мероприятий:
- вожатые;
- работник отдела культуры и специалист по молодёжной политике Администрации Междуреченского сельского поселения;
- сельский и школьный библиотекари;
- учитель физической культуры.
Модель управления
Ресурсное обеспечение.
1.Кадровое обеспечение (согласно штатному расписанию).
2.Методическое обеспечение: наличие программы лагеря, плана-сетки; должностных инструкций всех участников процесса; подбор методических разработок в соответствии с планом работы; разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
3.Материально-техническое обеспечение:
игровые комнаты с набором настольных игр, спортивного инвентаря, столовая, актовый зал, спортивный зал, библиотека, спортивный стадион; материалы для оформления и творчества детей, канцелярские принадлежности; оргтехника; призы и награды для стимулирования.
При работе летнего оздоровительного лагеря используются:
●кабинеты начальных классов;
●гардероб;
●спортивный зал;
●актовый зал;
●библиотека;
●столовая;
●кинозал (кабинет информатики);
●медицинский кабинет (набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи);
●стадион;
●спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, маты, массажные коврики);
●Развивающие игры: шашки, шахматы, пазлы, домино, лото.
РЕЖИМ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ
№ | Элементы режима дня | Время проведения |
1 | Прием детей, зарядка | 8.30-8.45 |
2 | Зарядка | 8.45-9.00 |
3 | Утренняя линейка | 9.00-9.15 |
4 | Завтрак | 9.15-10.00 |
5 | Работа по плану отрядов, массовые мероприятия, работа кружков и секций. | 10.00 -11.30 |
6 | Второй завтрак | 11.30-11.45 |
7 | Оздоровительные процедуры, ЛФК | 12.00-13.00 |
8 | Свободное время | 13.00-14.00 |
9 | Обед | 14.00-14.30 |
10 | Уход домой | 14.30 |
Появление у детей заинтересованности в творческой деятельности Экзюпери, желание изучать литературные произведения указанного и других авторов самостоятельно;
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
Укрепление физических и психических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
Получение школьниками умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
Развитие коммуникативных способностей и толерантности;
Повышение гражданской активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Повышение общей культуры обучающихся, привитие им социально-нравственных норм.
Система контроля и оценки результативности Программы.
Контроль и оценка результативности программы летнего оздоровительного лагеря выполняет следующие функции: организационную, информационно-аналитическую, диагностическую, планово-прогностическую.
Организацию и корректировку деятельности по реализации программы осуществляет творческая группа из педагогов-воспитателей, под руководством начальника лагеря. Итоги реализации программы проводятся один раз в год педагогическом совете по завершении работы лагерной смены. Информация о реализации программы ежедневно публикуется на официальном сайте учреждения.
Программу реализуют: начальник лагеря, воспитатели.
Критерии эффективности программы.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. А также проводится диагностика реализации содержания программы.
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование |
Пошаговая диагностика | Экран настроения по результатам мероприятий и дел лагеря. |
Итоговая диагностика | Анкетирование. Творческий отзыв (заполнение экрана «Мои впечатления о летнем отдыхе в лагере»). Беседы в отрядах. |
«Каникулы: социально-педагогическме ориентиры», Таран Ю.Н., ООО «Педагогические технологии», Н. Новгород, 2006г.
«Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере», Григоренко Ю.Н., «Педагогическое общество России», М., 2002г.
«КИПАРИС: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе», Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., «Педагогическое общество России», М., 1999г.
«Азбука Вожатого. Сборник методических материалов по организации детского отдыха», Шпоркина Е.М., ООО «Педагогические технологии», Н. Новгород, 2009г.
«Практические рекомендации по проведению праздников, конкурсов, игровых занятий в детском оздоровительном лагере», Терлецкая Т.Ю., Волгоград, 1997г.
«Основы профессиональной деятельности педагога-организатора детского оздоровительного лагеря», Тарасова Г.С., Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы, Волгоград, 1997г.
«Букварь вожатого», учебно-методическое пособие, Хорева Н.А., ООО «Педагогические технологии-НН», Н. Новгород, 2016г.
«Лето под ключ», Учебно-методическое пособие, Камышева Л.Б., Комиссарова Е.Ю., ООО «Педагогические технологии-НН», Н. Новгород, 2016г.
«Тебе, вожатый!», выпуск 4, Фришман И.И., ООО «Педагогические технологии», Н. Новгород, 2005г.
Приложение 1. Тематический план-сетка | |||
3 июня ПОНЕДЕЛЬНИК | 4 июня ВТОРНИК | 5 июня СРЕДА | 6 июня ЧЕТВЕРГ |
«На пороге ВСЕЛЕННОЙ» 1. «3,2,1 – Пуск!» Знакомство с легендой и «Маленьким принцем» (открытие лагеря) 2. Конкурс рисунков на асфальте «Космос- дорога без конца» 3.«Астрокосмо-дискотека. | Планета «Безопасности» 1. «Мы - юные спасатели» (спортивная эстафета) 2. КВЕСТ «Твоя безопасность» 3. Театральное представление «Путешествие в страну дорожных знаков» | Планета «Неболейка» 1. Космодоктор вещает: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу». 2. Межгалактический футбол. 3. Выход в открытый космос «Тропа здоровья». | Пушкинский денек Планета «Лукоморье» 1. Игра-путешествие «На острове Буяне». 2. Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой». 3. Космические веселые старты. |
7 июня ПЯТНИЦА | 8 июня СУББОТА | 10 июня ПОНЕДЕЛЬНИК | 11 июня ВТОРНИК |
Планета «Театральная» 1. Театрализованно- игровая программа «Зов джунглей». 2. Мастер класс по изготовлению шляп «Карусель головных уборов» 3. «Шляпная вечеринка» | Планета «Черная Дыра» 1. «Сброс контейнеров с мусором», уборка территории космодрома. 2. «Загляни в черную Дыру» (представление миниатюр»). 3. «Тайна Черной Дыры» - спортивно- поисковая игра на местности. | «Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно» 1. «Алло, мы ищем таланты» (концертная программа» 2.«Астрономические рекорды» - книга рекордов лагеря (конкурсная программа) 3.«Танцы на борту» | Планета «Спортландия» 1. «Рекорды вселенной - Герои спорта». 2. Сдача нормативов ГТО. 3.Просмотр мультфильмов «Мульткосмодром». |
12 июня СРЕДА | 13 июня ЧЕТВЕРГ | 14 июня ПЯТНИЦА | 15 июня Суббота |
«Нам жить в одной семье, лететь в одном полете…» 1. «Мы нужны России» - праздник независимости России. 2. «Наша хрупкая планета» - театрализовано - игровая программа 3. «Мои права» - звездный час | Планета «Творческая» 1.«Из остатков космических тел» - выставка поделок. 2.«Тайны просторов ВСЕЛЕННОЙ» - час экипажных фантазий. 3.«Я люблю свою ЗЕМЛЮ» - конкурс рисунков для жителей планеты. 4. «Астрономическое меню» - конкурс проектов космических блюд | Планета «Добрых дел» 1. Выход в открытый космос («час добрых дел» - волонтерство). 2.Праздник вежливости «Доброта спасет мир». 3. «Сюрприз» - веселый космический капустник. | Планета «Нептуна» 1. Космическое Агентство сообщает «Вода – это жизнь!». 2. Музыкально-спортивный праздник «В гости к Нептуну». 3. Конкурс бумажных фантазий «Подарок для Нептуна» |
17 июня ПОНЕДЕЛЬНИК | 18 июня ВТОРНИК | 19 июня СРЕДА | 20 июня ЧЕТВЕРГ |
«Гости из будущего» 1. «Давайте, познакомимся!» - встреча инопланетян (театрализованный праздник для детей) 2. Конкурс проектов летающих тарелок, ведер, кастрюль, чайников, тазиков + конкурс космических костюмов «Инопланетянин» 3. «Космический муравейник» - спортивные состязания | «Дорога в космос» 1.« Познавательно – развлекательная игра «Космический полет» 2. Соревнование «Безопасное колесо» 3. «Небесно- звездная карусель» - музыкальная шоу программа. | Планета «Экодром» 1. Экологический космодесант. (Уборка территории). 2. Акция «Чистота в каждый двор» (создание листовок) 3. Галактический ЗООПАРК - спортивные состязания совместно с экологическим отрядом | Планета «Играй - город» 1. Развлекательная шоу программа «Вечер загадок о космосе» 2. Игры народов мира. 3. Квест «По дорогам сказок» |
21 июня ПЯТНИЦА | 22 июня СУББОТА | 23 июня ПОНЕДЕЛЬНИК | 24 июня ВТОРНИК |
Звезда «Перевертундия» 1. «Добро пожаловать на звезду ПЕРЕВЕРТУНДИЮ» - театрально – игровая программа с конкурсами и аттракционами 2. «Перевертыш» - конкурс авторских стихов. 3. «А когда ТОРОБОАН!» - спортивные состязания. | Планета «Памяти» 1. Творческая мастерская «Спасибо за Победу». 2. Митинг Памяти, возложение венков. 3. Музыкальный час «Песни военных лет» + «ВОЗДУШНЫЙ ПАРАД» - конкурсно - развлекательная программа | Планета «Шерлока Холмса» 1. Игра на местности «Украли диспетчера». 2. Развлекательная игра «Три корабля». 3. Веселые старты Шерлока Холмса и доктора Ватсона | «Загадочная планета ТУАМИ» 1. Конкурсная программа «Мистер и Мисс вселенная». 2. «Возьмёмся за руки друзья» - весёлая эстафета. 3. Стартинэйджер «Полёт в космос» |
25июня СРЕДА | |||
Планета «Желаний» или Маленький принц – прощай! 1. Праздник «Как удивительно звездами быть!» (закрытие лагерной смены). 2. Интеллектуальная игра «Знатоки Большого космического путешествия» 3. Подведение итогов смены |
Приложение 2. Законы лагеря
ВНИМАНИЯ К ЛЮБОМУ МНЕНИЮ
Если поднята рука -
Значит, все молчат пока.
Уважать чужое мненье
Мы должны все без сомненья.
ЗАКОН ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
Для принятия решенья выслушать должны мы всех,
Лишь при общем обсуждении ждет итог – большой успех.
ЗАКОН ВРЕМЕНИ
Время свое и чужое
Все должны уважать,
Четко режим выполняя
Точностью всех поражать.
ЗАПОВЕДИ УЧАСТНИКОВ СМЕНЫ
Будь хозяином своей планеты.
Достигни успеха в том, что ты любишь.
Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
Развивай свои творческие способности.
Не теряй в себя веру.
Старайся мыслить позитивно.
Если ты прав – сумей убедить в этом других.
12