Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия «Аграрный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 01 «Русский язык и литература. Русский язык»
по профессии среднего профессионального образования:
43.01.09 «Повар, кондитер»
Шира, 2019
Рассмотрено на заседании ЦК общеобразовательных дисциплин Протокол №__от «____»__________________20__г. ______________________И.В.Луценко | | Утверждаю Зам. директора по УР __________А.И.Батаева «___»_____________20__г. |
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01«Русский язык и литература. Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), Федерального государственного образовательного по профессии начального профессионального образования (далее – ФГОС по ТОП-50) 43.01.09 «Повар, кондитер», примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО», регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО).
Организация-разработчик: ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»
Разработчик:
И.В.Гагаринова, преподаватель ГАПОУ РХ «Аграрный техникум» первой квалификационной категории
Содержание
Пояснительная записка ……4
Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык и литература.Русский язык». 5
Место учебной дисциплины в учебном плане ……7
Результаты освоения учебной дисциплины ……7
Содержание учебной дисциплины ……9
Тематическое планирование …...17
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся …...18
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» …...21
Рекомендуемая литература …... 22
Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01«Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения литературы в ГАПОУ РХ «Аграрный техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования с учетом естественнонаучного профиля при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09«Повар, кондитер».
Содержание рабочей программы ОУД.01 «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины ОУД.01«Русский язык и литература. Русский язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Программа учебной дисциплины ОУД.01«Русский язык и литература. Русский язык» в ГАПОУ РХ «Аграрный техникум» реализует образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику творческих заданий (рефератов, докладов, индивидуальных проектов и т. п.), учитывая специфику программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, осваиваемой профессии 43.01.09«Повар, кондитер».
Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература. Русский язык» в ГАПОУ РХ «Аграрный техникум» реализует образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка в ГАПОУ РХ «Аграрный техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО естественнонаучного профиля профессионального образования русский язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования и учитывает специфику осваиваемой профессии.
При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Изучение русского языка как профильной учебной дисциплины предполагает обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., в увеличении различных форм творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов, индивидуальных проектов).
У обучающихся формируются умения и навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства языка и др.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.
Реализация содержания учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература. Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» в ГАПОУ РХ «Аграрный техникум» обладает самостоятельностью и цельностью.
В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом выделен материал, который при изучении русского языка контролю не подлежит.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература. Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации обучающихся.
Рабочей программой предусмотрена подготовка рефератов, докладов, написание эссе или выполнение индивидуального проекта с использованием информационных технологий с учетом этнокультурного национально-регионального компонента.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература. Русский язык» разработана в соответствии с учебно-методическим комплексом: Л.М.Рыбченкова и др. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. М., «Просвещение», 2020г.
Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина ОУД.01«Русский язык и литература. Русский язык» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В ГАПОУ РХ «Аграрный техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина ОУД.01«Русский язык и литература. Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебном плане ППССЗ учебная дисциплина ОУД.01«Русский язык и литература. Русский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.01«Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
Л1- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
Л2-понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
Л3-осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
Л4-формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л5-способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Л6-готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л7-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
М1-владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
М2-владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
М3-применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
М4-овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
М5-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
М6-умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
• предметных:
П1-сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
П2-сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общении
П3-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
П4-владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
П5-владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
П6-сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
П7-сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
П8-способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
П9- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
П10-сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Содержание учебной дисциплины
Введение
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессии 43.01.09«Повар, кондитер» при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Практические занятия
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.
1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
Практические занятия
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).
Анализ структуры текста. Освоение видов переработки текста. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.
Профильные и профессионально значимые элементы.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.
Практические занятия
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики.
Профильные и профессионально значимые элементы.
Лексикология и фразеология
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексикофразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Практические занятия
Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа.
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.
Лексический и фразеологический анализ слова.
Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.
Профильные и профессионально значимые элементы.
4. Морфемика, словообразование, орфография
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов.
Профильные и профессионально значимые элементы.
Практические занятия
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.
Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры.
Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.
5. Морфология и орфография
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в
тексте. Синонимия местоименных форм.
Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Служебные части речи
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
Практические занятия
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи.
Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучающихся.
Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование
способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
Профильные и профессионально значимые элементы.
6. Синтаксис и пунктуация
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Практические занятия
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.
Наблюдение над существенными признаками словосочетания.
Особенности употребления словосочетаний.
Синонимия словосочетаний.
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.
Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.
Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.
Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др.
Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.
Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
Профильные и профессионально значимые элементы:
Тексты с использованием профессиональной лексики, специальных терминов.
Примерные темы рефератов (докладов)
Русский язык среди других языков мира.
Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
Языковой портрет современника.
Молодежный сленг и жаргон.
Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного
языка.
А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
Язык и культура.
Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.
Вопросы экологии русского языка.
Виды делового общения, их языковые особенности.
Языковые особенности научного стиля речи.
Особенности художественного стиля.
Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
СМИ и культура речи.
Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
Русское письмо и его эволюция.
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Антонимы и их роль в речи.
Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
В. И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
Исторические изменения в структуре слова.
Учение о частях речи в русской грамматике.
Грамматические нормы русского языка.
Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).
Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.
Слова-омонимы в морфологии русского языка.
Роль словосочетания в построении предложения.
Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
Синтаксическая роль инфинитива.
Предложения с однородными членами и их функции в речи.
Обособленные члены предложения и ихроль в организации текста.
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
Синонимика простых предложений.
Синонимика сложных предложений.
Использование сложных предложений в речи.
Способы введения чужой речи в текст.
Русская пунктуация и ее назначение.
Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.
Примерные темы индивидуальных проектов
Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?
2. За чистоту русского языка.
Нормы ударения и их нарушения в лексике подростков.
Речевой этикет как показатель культуры общения.
Для чего нужны правила?
Как влияют социальные сети на язык.
Лексикон учащихся моего техникума.
Портреты слов.
Псевдонимы или «Кто скрывается под маской».
Край родной в легендах и преданиях.
История возникновения русских имен.
Причины заимствования в современном русском языке.
Роль фразеологизмов в современном русском языке.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Особенности языка СМС-сообщений.
Языковой портрет личности.
Жаргонизмы в нашей речи.
Лингвистическая география. Сколько языков в мире?
Обращения в русском речевом этикете.
Функциональные стили.
Тематическое планирование
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература. Русский язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
объем образовательной нагрузки составляет 90 часов, включая работу обучающихся во взаимодействии с преподавателем: 86ч., консультации: 4ч.
Виды учебной работы | Количество часов |
Введение. Общие сведения о языке. | 4 |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | 10 |
Раздел 2. Фонетика, графика. Орфография. | 8 |
Раздел 3. Лексика и фразеология. | 8 |
Раздел 4. Морфемика, словообразование | 6 |
Раздел 5. Морфология и орфография. | 24 |
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. | 26 |
Консультации | 4 |
Практическая работа | 30 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | |
ИТОГО: | 90 |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; -характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; -составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; -приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; -определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; -вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); -преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека |
Язык и речь. Функциональные стили речи | -Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; -вычитывать разные виды информации; -характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; -выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; -характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; -составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; -анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; -подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; -оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; -исправлять речевые недостатки, редактировать текст; -выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; -анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; -различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); -анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; -создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); -подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; |
Фонетика, орфоэпия, графика орфография | Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; -извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; -строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; - определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; -извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; -опознавать основные выразительные средства |
Лексикология и фразеология | Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; -объяснять особенности употребления лексических средств в [текстах научного и официально-делового стилей речи; -извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; -использовать эту информацию в различных видах деятельности; -опознавать основные виды тропов, построенных на переносном [значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) |
Морфемика, словообразование, орфография | Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; -проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; -характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; -опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; -извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; -использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова |
Морфология и орфография | -Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; -проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; -извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; -определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; -проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; -составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; -извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; -использовать эту информацию в процессе письма; - определять роль слов разных частей речи в текстообразовании. |
Синтаксис и пунктуация | -Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); -комментировать ответы товарищей; -извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; -строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; -определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; - анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; -составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; -проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; -подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; -определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; -находить в тексте стилистические фигуры; составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; -извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; -производить синонимическую замену синтаксических конструкций; -составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; -определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; -составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»
Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» проходит в кабинете №3-1 «Русский язык и литература».
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия;
информационно-коммуникационные средства;
экранно-звуковые пособия;
инструкции по технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык. Русский язык» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти в библиотеке ГАПОУ РХ «Аграрный техникум».
Рекомендуемая литература
Для студентов
Основная литература:
1. Л.М.Рыбченкова и др. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. М., «Просвещение», 2020г.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык . 10—11 кл. — М., 2012г.
Дополнительная литература:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 4 Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателей
Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2011.
Словари
Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В.Виноградова / под ред. В.В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И.Скворцова. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
www.rus.1 september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики). www.posobie.ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www. slovari. ru/dictsearch
(Словари. ру).
www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).